Книга 500 логопедических стишков для детей - читать онлайн бесплатно, автор Светлана Леонидовна Сон
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
500 логопедических стишков для детей
500 логопедических стишков для детей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

500 логопедических стишков для детей

Татьяна Шипошина, Наталья Иванова, Светлана Сон

500 логопедических стишков для детей


© ООО «ТЦ Сфера», оформление, иллюстрации, 2019

© Шипошина Т.В., Иванова Н.В., Сон С.Л., текст, 2019

От авторов

Дорогие читатели, взрослые и юные! Для людей – больших и маленьких, важно говорить красиво и правильно. Это просто необходимо для нашего комфорта: с развитой речью приходит уверенность ребенка в детском коллективе, во взрослой жизни без нее трудно представить карьеру и социализацию в целом.

С древности русский народ метко подшучивал над «дефектами дикции», восхваляя чистую речь в пословицах и поговорках: «Балаболит, как балаболка», «Бормочет, что глухарь», «Без языка и колокол нем», «Вертит языком, что корова хвостом», «Говори, да не заговаривайся», «Говорит красно, да слушать тошно», «Говорит, будто клеит», «Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит», «Не пройми копьем, пройми языком», «Мели, Емеля, – твоя неделя», «Твоими бы устами да мед пить», «Коротко да ясно – оттого и прекрасно».

Логопедия (от греч. logos – слово, речь и paideia – воспитание, обучение) – отрасль медицины и педагогической науки, исследующая нарушения речи, способы их профилактики, диагностики и исправления специальными образовательными и воспитательными способами. Методы логопедии зародились еще в ХVII в. В медицинское русло изучение недостатков речи вышло в ХIX в. – тогда начали разрабатывать процедуры, которые проводили врачи и медсестры. В конце ХIX в. появились более мягкие психологические, воспитательные приемы решения речевых проблем у детей.

Современная логопедия – комплексная медико-педагогическая дисциплина, а большинство пациентов логопедов – дошкольники и младшие школьники. У логопедов есть свой профессиональный праздник «Международный день логопеда», он отмечается 14 ноября.

Цели создания данной книги те же, что ставят перед собой логопеды – в ней собраны стихотворения и скороговорки, которые помогут детям отработать произношение «непокорных» звуков, научиться хорошо и чисто говорить.

Все наши стихотворные упражнения написаны по-доброму, – желаем всем специалистам и их подопечным успеха, пусть ваши труды будут такими же радостными!

Свистящие звуки

Звуки [с], [с’]

Звук [с] в словах без других свистящих, шипящих и [р]

[С]

Фонетическая зарядкаСа-со-су-сы-ис.Ас-ос-ус-ыс-ес.Сна-сно-сну-сны.Спа-спо-спу-спы.Ска-ско-ску.Вста-всто-всту-всты.Ста-сто-сту-сты.

МурзикЭто Мурзик, кыс-кыс-кыс, —Не боится ос и крыс.У него торчат усы —Котик просит колбасы.А в охоте Мурзик ас —Мышек ловит про запас.

СосулькаВот сосулька за оконцемВ день морозный выросла.А согреется на солнце —Станет просто сыростью,И, как легкая роса,Устремится в небеса!

Н. Иванова

Приходите в гости, Киска!Вот стоит пустая миска.Вот над нею хнычет киска:– День томлюсь без колбасы!Похудели хвост, усы…Пожалели киску мыши:– Есть у нас для Вас на крышеЦелый хвостик от сосиски!Приходите в гости, киска!Оп!Сосулька упала в сугроб,Сосулька воскликнула:– Оп!Волшебный сонОднажды ночью при лунеВолшебный сон приснился мне:Я самым главным стал врачом,Придумал мазь «Всенипочем».Я был умен и очень смел,Я деда вылечить сумел!Болеет очень сильно он…Так сбудься же, волшебный сон!Сто утренних чудесМне утро дарит сто чудес:Фонтан конфетный до небес,Зевающие облака,Поющего сонет жучка,Полет на яркую звезду,Смешное кваканье в пруду,Волшебных гномов миллионИ самый сладкий в мире сон!Какие чудо-чудеса!Сквозь сон я слышу голоса…Сон испугался и исчез,А вместе с ним и сто чудес.

С. Сон



ЛужиДождь умчался —Красота!Встали лужи на места:– Скоро брызги полетят —Мы сегодня ждем ребят!СапожкиА найдется пара ножекДля резиновых сапожек?Чтоб идти по луже,А не там, где суше!

Т. Шипошина

[С’]

Фонетическая зарядкаСя-сё-сю-си-се.Ась-ось-усь-ись-есь.Сле-сме-сте-спи-все-сле.Слю-сме-сте-сне-всю.Сти-сни-вси-сля-смя-спя.Вся-все-всех.ПастушокЯ коня с утра пасу,Пусть гуляет по овсу!Приминает всю траву.Я цветов ему нарву!

УтроОживает все с утра —Спицы вяжут свитера,Сметкой Степа удивляет,Слеток у гнезда гуляет.ВечерокСлякоть, смятая трава.Спят лягушка и сова,Спят маслята, два груздя,Стог, соломою хрустя,Семь дубов и три каштана —Задремала вся поляна.В полеВ поле сеяли, косилиВасилиса и Василий.

Н. Иванова

Про сердитый сервизСкользя по перилам стремительно вниз,Бурчал с перезвоном сердитый сервиз:– Ох! Я же просил, осторожно несите!Дзынь! Все!..– А теперь…А теперь, как хотите!Солнце-непоседаНа прогулку до обедаВышло Солнце-непоседа:Пробежалось по лугам,Заглянуло к петухам,Подогрело воду в речке,Тронуло коня в уздечке,Между елями кружилосьИ, представьте, заблудилось!Закричало нам:– Ау!Я дороги не найду!Нам пришлось искать по следуЭто Солнце-непоседу!

С. Сон

Слепой дождикСолнце, дождик обними!Сверху виден целый мир:Кто спешит, какой тропой —Дождик – вовсе не «слепой»!Тихие стихиСпящий город на реке —Спящий домик вдалеке,Спящий житель,Спящий пес,Тихий-тихий стук колес —Спят все люди в электричке.Стихли звери,Стихли птички,В небесах луна спала…Просто этоНочь была!

Т. Шипошина


Различие звуков [с] и [с’]

Фонетическая зарядкаСа-ся-со-сё-су-сю-сы-си.Ас-ась-ос-ось-ус-усь-ис-ись.Вса-вся-всо-все-всу-всю-всы-вси.Ста-стя-сто-сте-сту-стю-сты-сти.

МоросилоАх, как сыро! Моросило,Словно помощи просило:– Отворите небеса,Чтобы ливень пролился΄!Жизненный опытКак-то в жизни мне пришлосьДернуть злого пса за хвост.Больно было! И за всеМне сказали:– Ты – осел!С этих пор я не готовДергать никаких хвостов!Ни у рысей, ни у сов…Ни, тем более, у псов.Праздничный салютВстали строем часовые,Всюду стяги боевые,Залпов сто – такой салют!Радостно и там и тут.ДеньСловно всадник на коне,Мчится всякий день ко мне.Он побудет, словно гость,Сам проверит, что сбылось,И умчится в дали,Только и видали!

Т. Шипошина



Заботливый папа осьминогВосемь ног у осьминога,Так же, как у паука.И хоть ноги осьминожьиНа паучьи не похожи,День трудился он и все жеСетку сплел для гамака!И качает осьминожкуКаждый вечерпонемножку.Про Корову и обновуНа базаре красотка КороваДля себя прикупила обнову —Ей седло очень шло!– Как же мне повезло!И-го-го! Я для скачек готова!

С. Сон



Снежное облакоЯ лечу-лечу-лечуС Северного полюса.Я метелями хочуЗакружиться по лесу.Хлопочу и тороплюсь,Мягкое и снежное.Подо мной мелькает Русь,Красота безбрежная.Я спешу-спешу-спешу,Всем на радость послано.Стану горкой малышуИ лыжней для взрослого.ГлобусГлобус: здесь земная ось,Место полюсу нашлось.

Н. Иванова

Звуки [с] и [с’] в текстах, не исключающих другие звуки

БоксПригласили нас на бокс,Но сходить не удалось:Подрались мы с братом —Сами виноваты.

Солдатик-жучокСолдатик-жучок говорил таракану:– Ну, нет!По столу я тут ползать не стану!Мы меньше, чем вы,И слабее подчас,Но честь у нас естьИ мундир на плечах!Не стану я прятаться в щели паркетаИ вечно скрываться от яркого света!Вот здесь я спокойноСтою на посту.А ты, если хочешь, ступай под тахту!

Т. Шипошина



Про муху-задавакуСреди ученых, важных мухЛишь я считаю аж до двух!Себя без памяти любя,Считаю только про себя.

С. Сон

СмерчСмерч встает над океаном,Он в сто раз сильней бурана.Встык с волной идет другая,На прибрежье набегая.И вступают в силу вихри.Ох, скорей бы поутихли!

Спасибо, самовар!Вот спасибо, самовар!Ты пыхтишь, спуская пар.Добродушный и способный,Угостишь баранкой сдобной!Льешь по чашкам струйки чаяАроматы расточая!

Н. Иванова


Звуки [з] и [з’]

Звуки [з] и [з’] в словах без других свистящих, шипящих и [р]

[З]

Фонетическая зарядкаЗа-зо-зу-зы.Аз-оз-уз-из-ез.Зва-зда-зна.Зво-здо-зно-зло.Зву-зду-зну.Звы-зды-зны.Взвы-взды-взну.ГостиВолк завыл, немного зол —Заяц в гости не пришел!– Позову теперь козу,Ей соломы припасу,Добротою козырнуИ завою на луну…ЗимаИз Лапландии морозК нам пролез в селение.Попросили мы у козПух для утепления.Пух мы будем разбирать —Зимний вечер короток.Будем спицами вязатьСвитер с длинным воротом.Не злойКузя – песик, он не злой.Хвостик вымазал золой.

Н. Иванова

Заодно…Стою я в углу и кричу на весь дом —Пусть слышат и папа, и дедушка Том,Что здесь я не только за драку стою,Стою и за пятую двойку свою,За мамин альбом в дорогущей помаде,За кляксы, разбросанные по тетради…Сейчас отстою за гуашь на ковре,За Мурку под шкафом, за дырку в ведре,За вдрызг перепачканное кимоно —За все отстою заодно!Зимние сказкиВ избушке-сугробе,У зимней дороги,Надолго заснулиЦветы-недотроги.И с ними в избушкеДремали зверушки,Подставив бутонамПушистые ушки.Все мирно сопелиПод звуки метели,И белые сказкиСлетались к постели.

С. Сон



Сломанный замок«Если б только я бы мог…» —Думал сломанный замок, —«Если б только я бы мог!Спрятать пол и потолок,Спрятать вазу у дивана,Спрятать зал и спрятать ванну,Спрятать даже унитаз —В общем, спрятать все от вас!Эх, вот если б не сломался,Запер дом бы, постарался!Вы бы ключик не нашли,К вам бы гости не зашли!А теперь заходят гости,И ржавею я от злости!»

Т. Шипошина

[З’]

Фонетическая зарядкаЗи-зё-зю-зе-зя.Азь-озь-узь-изь.Зде-зди-здя.Зве-зне-зме.Зви-зни-зми.ОчкиЗелененькая бабушкаПо улице идет,Зелененького мальчикаВ колясочке везет.Зелененькая девочкаВ зеленых башмачках,С мороженым зелененькимВ зелененьких руках.Зелененькое солнышкоВ зеленых небесах,Зелененькие бантикиВ зеленых волосах.И ничего прекраснееНа целом свете нет —В очки мои зеленыеСмотреть на белый свет!

Т. Шипошина

ЛыжникЭй, Кузьма, ты с санок слазь!Встань на лыжи гордо!Если верно выбрать мазь,Можно бить рекорды!В свитер, шапку утеплисьИ помчишься вдаль и вблизь!Чтобы падать не пришлось —Палки ставь пошире врозь!

Н. Иванова



Очень рада!Я лежу в своей кроватке,Так не хочется вставать,Я зеваю сладко-сладко —Раз примерно двадцать пять!Класс, ур-ра – я очень рада!Мне и хныкать не пришлось,И у мамы от детсадаОтзеваться удалось!

С. Сон

Различие звуков [з] и [з’]

Фонетическая зарядкаЗа-зя, зу-зю, зо-зе, зы-зи.Злая козявкаШумела на зяблика злая козявка:– Да ты по сравненью со мною – малявка!К тому же, признаюсь, ужасный зануда —Повторы и трели доводят до зуда!Зачем «трали-вали» вовсю распеваешь?Ты песнею звонкой мне кушать мешаешь!Тут зяблик умолк и с улыбкой на завтракСклевал надоевшую злую козявку!

С. Сон

Отчего злился корольБыл король немного зол —Вылил зелье на камзол.А придворные глазели:– Наш король от злости зелен!Заботливый зябликЗяблик взял запас малиныДля застенчивой кузины.Заботливый зайкаЗайка зяблику сказал:– Без меня не зябни летом.Завтра еду на вокзал.Зайцем еду, без билета.Не скользи!Эй, братишка, тормози!Ты не падай, не скользи!Скользкий лед в морозы,Он таит угрозы.

Н. Иванова



Два козленкаЖили-были у козыКозлик Зи иКозлик Зы.Зи – бодался,Зы – боялся,Зи – смеялся,Зы – грустил,Зи – ругался,Зы – ласкался,Зи – рогами упирался,Зы – на привязи ходил.Обнимала их коза —Не любить детей нельзя!ЗапретНа заре, на зорьке,Шла коза Задорка —Прямиком на огород.Но кричал козе народ:– Осторожно! Стой, коза,В огород тебе нельзя!Там растет капуста, но…Есть ее запрещено!ЗонтикДождь по зонтику закапал —Ах, какая музыка!Надо взять бы зонтик в лапыТузику и Мурзику!

Т. Шипошина

Различие звуков [с] и [з]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги