Анатолий Васильевич Пчелинцев, Константин Михайлович Андреев
Религиозная тайна
В помощь руководителю религиозной организации
Введение
Тайна всегда предполагает обязанность молчать либо не домогаться чужих секретов. Эта обязанность является одним из важных правил человеческого общежития. Не случайно чрезмерное любопытство в отношении чужих тайн и избыточная словоохотливость, плодящая сплетни и различные домыслы, всегда осуждались моралью, а в ряде случаев могли повлечь за собой и юридическую ответственность. Если мы обратимся к одному из авторитетнейших источников на земле – Библии, то увидим, что Священное Писание разносчиков чужих тайн и сплетен строго осуждает и называет «переносчиками» и «наушниками». Так, в Ветхом Завете говорится: «Не ходи переносчиком в народе твоем, и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь» (Кн. Левита, 19:16). В другом месте Священного Писания содержится категорический наказ: «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся» (Кн. Притчей, 20:19).
В современном российском праве существуют различные виды тайн: государственная, военная, коммерческая, адвокатская, тайна следствия, семейная тайна, банковская тайна и другие. Законодательство, так или иначе затрагивающее вопросы различных видов тайн, весьма обширно. Современные поисковые правовые системы насчитывают примерно 3000 ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие и защищающие различные виды тайн. Все они ограничены той областью правоотношений, из которой вытекает необходимость охраны той или иной тайны.
Одним из видов тайн является религиозная тайна, которая охватывает духовную сферу человеческого бытия и является одним из важнейших составных элементов свободы вероисповедания, позволяющих соотнести интересы верующих, общества и государства, оптимально определить границы и пределы допустимого вмешательства государства в сферу частной жизни верующих граждан.
Наглядным примером важности защиты религиозной тайны является жизненная история чешского святого Яна Непомуцкого, который был личным духовником жены короля Вацлава IV (1378–1419) и отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы. По приказу короля Ян Непомуцкий был схвачен и брошен в тюрьму. После нечеловеческих пыток его засунули в мешок и кинули в бурные воды Влтавы с Карлова моста в Праге, где сегодня можно увидеть бронзовую скульптуру Яна, которая является самым известным изображением мученика. Над его головой находится нимб из пяти звезд, по преданию в том месте, где тело усопшего погрузилось в реку, возникло свечение из пяти святил. Позднее чешский народ собрал средства на огромный погребальный саркофаг из чистого серебра, который сегодня можно увидеть в соборе св. Вита.
Повышенное внимание к религиозной тайне в современной жизни нашего общества обусловлено возрастанием роли и места религии в жизни человека.
В настоящей книге авторы раскрывают не только содержание религиозной тайны, но и практические способы ее правовой защиты.
Издание составлено с учетом специфики деятельности религиозных организаций и призвано ответить на вопросы, связанные с религиозной тайной.
Данное издание будет полезно для священнослужителей, юристов и администраторов религиозных организаций. Оно может быть также успешно использована в учебном процессе в светских и духовных образовательных учреждениях.
Что такое религиозная тайна
Религиозная тайна как неотъемлемая часть свободы вероисповедания в силу достаточной новизны для отечественного права остается одной из наиболее слабо изученных тем и нуждается в научном обосновании и дополнительном исследовании.
В Словаре русского языка под тайной понимается «нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет»[1].
Известный русский юрист Л. Е. Владимиров писал: «Тайною вообще называется сохранение в негласности обстоятельства, разглашение которого принесло бы больше вреда, чем пользы, понимая последнюю не только в смысле утилитарном, но и в смысле отвлеченном, т. е. как ограждение существования и питания нравственных идеалов человеческого совершенствования»[2].
Многие ученые нашего времени склонны считать, что тайна – это, прежде всего, информация.
Конфиденциальная информация является важнейшей составляющей любых информационных отношений. Содержание юридически значимой тайны заключается в том, что ее предмет образует информация, не предназначенная для широкого круга лиц, а ее разглашение может повлечь нежелательные последствия для владельцев и обладателей тайны[3].
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под конфиденциальностью информации следует понимать обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Цель образования тайны заключается в том, чтобы предотвратить наступление предполагаемых негативных последствий получения, разглашения, распространения и использования закрываемой информации кем-либо, кроме лиц, непосредственно располагающих ею. Поэтому отношения между людьми, возникающие по поводу тайны, всегда жестко регулируются действием социальных норм – этических или правовых[4].
По нашему мнению, под религиозной тайной следует понимать информацию с ограниченным доступом, несанкционированное получение и разглашение которой может причинить ущерб охраняемым интересам верующей личности либо религиозного объединения.
Субъектом религиозной тайны является человек, запрещающий доступ к информации.
Предмет религиозной тайны подразумевает под собой содержание информации.
Объект религиозной тайны включает в себя совокупность прав, свобод и интересов, которым может быть нанесен ущерб в результате незаконного доступа к предмету религиозной тайны.
Религиозная тайна бывает личная и профессиональная. На наш взгляд, личной религиозной тайной являются сведения, связанные с принадлежностью лица к той или иной религии (конфессии) и личной реализацией религиозных прав. Именно религиозная самоидентификация личности являлась одним из наиболее распространенных поводов к ее дискриминации.
Можно привести немало подобных примеров, касающихся самых разных эпох и религий. Так, Эхтанон преследовал тех, кто поклонялся богу Амону, сыны Израилевы преследовали хананеев, римляне – первых христиан, синтоисты – буддистов, ортодоксальные мусульмане – суфиев, христиане – еретиков, католики – протестантов и наоборот, лютеране – анабаптистов, пуритане – квакеров и т. д.
Содержание права каждого на религиозную тайну состоит из следующих правомочий:
а) гарантирование неразглашения сведений о религиозной принадлежности личности;
б) возможность индивида по своему усмотрению предоставлять информацию, составляющую религиозную тайну другим лицам;
в) возможность принимать меры по обеспечению сохранности религиозной тайны;
г) гарантированность защиты нарушенного права на религиозную тайну.
Право на личную религиозную тайну, на наш взгляд, включает комплекс обязывающих и запретительных норм, которые гарантируют конфиденциальность и неприкосновенность религиозной жизни человека и гражданина. Сюда входят:
– запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о религиозной принадлежности верующего без его согласия, включая недопустимость отражения в личных и служебных документах указания на его религиозную принадлежность;
– конфиденциальность сведений о личных пожертвованиях в пользу того или иного религиозного объединения без огласки как самого факта пожертвования, так и размера пожертвования;
– запрет на распространение информации, содержащейся в проповеди и молитве, произнесенных в среде единоверцев и содержащих информацию о частной жизни членов и иных участников данного религиозного объединения;
– недопустимость фото– и видеосъемки в культовых зданиях во время богослужений без предварительного согласия священнослужителя;
– и др.
Главными критериями профессиональной тайны являются принадлежность субъекта тайны к определенной профессии, а во-вторых, наличие норм права, специально защищающих конкретный вид тайны.
Профессиональная религиозная тайна содержит в себе признаки производных, профессионально-доверенных тайн. Обладая признаками, свойственными поверенным тайнам, религиозная тайна предполагает правовую защиту конфиденциальной информации и особых требований к ее субъектам.
Таким образом, по нашему мнению, профессиональной религиозной тайной является состояние запрета доступа к информации, ставшей известной духовному лицу в связи с оказанием духовной помощи.
Одним из видов профессиональной религиозной тайны является тайна исповеди. Тайна исповеди является самостоятельным видом охраняемых законом тайн. Между тем действующее законодательство понятие тайны исповеди в себе не содержит.
Под тайной исповеди понимаются сведения, ставшие известными священнослужителю во время таинства покаяния, которые защищены от разглашения законом и внутренними установлениями религиозных объединений.
Предметом профессиональной религиозной тайны являются исповедь, вопросы, по которым гражданин обращался к священнослужителю, суть советов, консультаций, наставлений, разъяснений, доверительных бесед или других сведений, полученных священнослужителем при осуществлении своих профессиональных обязанностей.
Объектом профессиональной религиозной тайны служат интересы граждан, обратившихся за духовной помощью к священнослужителю.
Главными критериями профессиональной тайны являются принадлежность субъекта тайны к определенной профессии, а во-вторых, наличие норм права, специально защищающих конкретный вид тайны.
Одной из основных особенностей профессиональной религиозной тайны являются особые конфессиональные требования к ее субъектам.
По нашему мнению, субъектом профессиональной религиозной тайны является священнослужитель. Между тем действующее законодательство не содержит в себе определения понятия «священнослужитель». Единого понимания данного термина нет и у религиозного сообщества.
О конфессиональном определении статуса священнослужителя в различных религиях мы остановимся более подробно в дальнейшем.
Религиозная тайна в истории
Религиозная самоидентификация личности всегда являлась одним из наиболее распространенных поводов к ее дискриминации. Религиозные гонения вынуждали многих верующих в целях безопасности скрывать свою истинную мировоззренческую принадлежность. Достаточно вспомнить первых христиан эпохи Римской империи, когда они, дабы не подвергаться жестоким преследованиям со стороны языческих императоров, скрывали свою веру. Отсюда, по одной из версий, возник популярный ныне христианский символ, изображающий рыбу, который являлся неким паролем среди посвященных верующих. По преданию первые христиане изображали на песке этот тайный символ в поисках единоверцев.
Религиозные гонения не обошли стороной и Россию. Яркое свидетельство тому судьба старообрядцев, духоборов, молокан, штундистов и последователей других религиозных течений, которые подвергались жестоким гонениям в царской России как со стороны государства, так и господствующей церкви.
Вследствие такой политики многие верующие вынуждены были уходить в скиты, жить на окраинах царской империи либо эмигрировать из России. За свои религиозные убеждения инославные не только осуждались в общеуголовные тюрьмы либо на каторгу в Сибирь, но и заточались в монастырские тюрьмы, коих только в конце ХIХ в. насчитывалось около двадцати[5]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984. С. 683.
2
Владимиров Л. Е. Учение об уголовных доказательствах. Тула, 2000. С. 346.
3
См.: Меркулова С. Н. Уголовно-правовая охрана профессиональной тайны // автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. URL:http://www.dissercat.com/content/ugolovno-pravovaya-okhrana-professionalnoi-tainy-0 (дата обращения: 8 июня 2013 г.).
4
См.: Пилипенко Ю. С. Адвокатская тайна: законодательный, этический, правоприменительный аспекты. М.: Информ-Право, 2009. С. 23–25.
5
См.: Гернет М. Н. История царской тюрьмы: в 5 т. Т. 1. М.: Госюриздат, 1960–1962. С. 266–292; Т. 2. С. 455–488; Т. 3. С. 331–362; Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. М., 1906.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги