Природа ангелов и духов
Диана Орлова
© Диана Орлова, 2021
ISBN 978-5-0053-7771-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Тема ангелов всегда вызывала живейший интерес общественности, не только священнослужителей, но и широкого круга читателей. Не случайно полемика двух величайших богословов конца XIX века о природе духов глубоко затронула представителей самых разных слоев общества того времени, и неизменно продолжает волновать нас до сих пор.
Священное Писание постоянно обращает нас к теме ангелов, описывая их как Посланников Бога, Вестников и Духов, присутствующих постоянно или временно в материальном мире. Уже в самом начале Ветхого Завета (Быт. 3:24) встречается упоминание о херувиме, поставленном у врат Эдемского сада, и лестнице патриарха Иакова с поднимающимися по ней ангелами (Быт. 28: 12—16). Упоминание ангелов часто встречается и в Псалмах: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе…» (Пс. 90:11).
К теме описания ангелов и их свойств в разное время обращались также свщмч. Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, свтт. Афанасий Великий, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Феодорит Киррский, Тертуллиан, свт. Василий Великий и др., указывая, что ангелы, будучи по природе своей существами духовными, отличными от физического мира, в то же время, как и другие Божественные творения, могут обладать определенной «видимостью» или принимать на время «телесный» облик, что позволяет им вступать во взаимодействие с людьми. Однако, несмотря на обширность исследовательского материала и трудов, посвященных данной теме, единого мнения о природе ангелов так и не было представлено.
Помимо собственно бытия ангелов в дискуссии епископа Игнатия (Брянчанинова) и святителя Феофана Затворника (Вышенского) перед нами предстает и другой аспект проблемы, посвященный местопребыванию и состоянию душ человеческих после окончания ими земного пути, а также их свойств: «вещественности» и «чувственности», которыми они будут обладать. Сложно найти человека, которого не взволновала бы тема бессмертия души и посмертного её состояния. Возможно, поэтому труды великих богословов и их аргументы в пользу той или иной точки зрения до сих пор не дают покоя страждущим, желающим на основании текстов Священного Писания заглянуть за грань своего земного существования.
В данном исследовании будет изложена предыстория вопроса в основных её частях, приведены высказывания каждой из сторон, по возможности, разобраны аргументы в пользу и одной, и второй точки зрения, позволяющие составить более объективное представление о сути полемики и вытекающих из нее выводов. Имеют ли ангелы и души тонкоматериальную природу, и правомерно ли говорить об их местопребывании, или же они являются исключительно духовными нематериальными субстанциями, и таким образом, ни в коей мере не зависят от пространства, массы, времени и иных материальных координат. Или же духовный мир имеет какую-то иную, неизвестную нам структуру, и тогда обе точки зрения могут оказать одинаково верными в отдельных своих аспектах. Не принимая точку зрения ни одной из сторон, постараемся объективно изложить имеющиеся аргументы и сделать доступные нам выводы.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛЕМИКИ МЕЖДУ СВТ. ИГНАТИЕМ (БРЯНЧАНИНОВЫМ) И СВТ. ФЕОФАНОМ ЗАТВОРНИКОМ О ТЕЛЕСНОСТИ АНГЕЛОВ И ДУШИ
В 1862 г. вышло в свет исследование святителя Игнатия Брянчанинова «Слово о смерти»,1 где автор изложил свой взгляд на вопрос «телесности» душ и ангелов. Ангелы, как описано в труде, обладают некими «эфирными» телами, будучи тонковещественными по своей природе.
Вскоре после этого, в сентябре 1863 г. в журнале «Странник» была опубликована статья священника Павла Матвеевского с дискуссией в отношении некоторых положений «Слова о смерти». В частности, автор подверг сомнению учения святителя Игнатия о телесности души и духов, чувственности рая, нахождении ада во внутренности земли и расположении злых духов в воздухе2, указывая на тот факт, что Библия называет духов бесплотными, а следовательно, невозможно говорить о «вещественности» или тонкоматериальной структуре душ и ангелов, или какой-либо зависимости их от расположения в пространстве.
В том же году к полемике подключился святитель Феофан Затворник. Он отправил святителю Игнатию послание, где привел ряд аргументов в пользу своего взгляда на идею «бестелесности» ангелов. Письма святителя Феофана были опубликованы в журнале В.И.Аскоченского «Домашняя беседа», что вызвало большой интерес общественности.3
В ответ святитель Игнатий написал ответное письмо, где аргументировал свою точку зрения следующим образом: «С 1843 года, независимо от меня, необходимость заставила вникать подробнее и точнее в значение души и сотворённых духов. Справедливо сказал Антоний Великий, что это познание крайне нужно для подвижников… Да и для всех оно имеет существенную пользу: лучше ознакомиться с миром духов прежде смерти, нежели при наступлении смерти, как ознакомились многие к величайшему удивлению и ужасу своему, в противность понятиям, заимствованным у западных мечтателей… Что ж касается до слова „эфир“, то химия называет этим словом материю, совершенно отличную от газов, принадлежащих земле, несравненно тончайшую, но неопределённую, вовсе неизвестную человекам… В собственном смысле невеществен Один, необъемлемый пространством Бог. Духи сотворённые бесплотны по отношению к нам… Мечта Декарта о независимости духов от пространства и времени – решительная нелепость. Всё ограниченное, по необходимости, зависит от пространства».4
Десятью годами ранее того периода, о котором упоминает святитель Игнатий, он уже был возведен в сан Архимандрита и получил звание Благочинного всех монастырей Петербургской епархии. Возможно, это и побудило его обратиться к осмыслению духовности и «телесности» ангелов, духов и душ.
Между тем, дискуссия двух величайших богословов современности вызвала большой интерес общественности в России конца ХIХ века. В особенности, утверждение о том, что ангелы и души имеют некое «эфирное» состояние, то есть обладают определенной материальностью, хоть и отличной от материальности нашего физического тела, побудило многих с воодушевлением включиться в обсуждение данной полемики. В частности, архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович), доктор богословия и доктор философии, в продолжение данной дискуссии писал, что душа человека по очертаниям совпадает с его телом: «Как чувствующее и самосознающее существо душа, несомненно, разлита по всему телу, в котором есть множество пространственных пунктов, что очевидно».5
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Слово о смерти, составленное Игнатием, бывшим епископом Кавказским и Черноморским, ныне пребывающим на покое в Николаевском Бабаевском общежительном монастыре, Костромской епархии. – CПб., 1862.
2
Матвеевский П. Библиография // Странник. – 1863, №9. – С. 28.
3
Святитель Феофан Затворник Вышенский. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. – М.: Лепта Книга, 2007. – 800 с.
4
Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем. – М.-СПб.: Изд. Центра изучения, охраны и реставрации наследия свящ. П. Флоренского, 1995. – С. 67—68.
5
Никанор, архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. – СПБ., 1888. – Т. 3: Критика на Критику чистого разума Канта. – С.79.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги