Книга Стили речи. Учебное пособие для бакалавров - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Вацлавовна Глазкова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Стили речи. Учебное пособие для бакалавров
Стили речи. Учебное пособие для бакалавров
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Стили речи. Учебное пособие для бакалавров

Т. В. Глазкова

Стили речи. Учебное пособие для бакалавров

© Глазкова Т. В., 2015

Предисловие

Предлагаемое учебное пособие адресовано студентам музыкальных вузов, изучающим предмет «Русский язык и культура речи» по программе бакалавриата. Пособие включает материал, помогающий проверить знания, умения и навыки по разделу «Функциональная стилистика русского языка» и сформировать необходимые профессиональные компетенции. Предлагаемые задания призваны развить стилистическую грамотность учащихся, умения создавать высказывания в письменной и устной форме в соответствии с целью коммуникации, адресатом, ситуацией речи и реализацию этих умений в конкретном жанре с учетом классификационных особенностей стиля. Особое внимание уделяется взаимодействию стилей в речи.

В пособии представлено пять тем, в каждой из которых рассматривается конкретный функциональный стиль, самостоятельно и во взаимодействии с другими стилями. Основное внимание уделяется формированию практических навыков и умений бакалавров. При этом каждая тема содержит также необходимый для выполнения заданий теоретический материал.

Тема 1 – «Функциональные стили современного русского литературного языка и их взаимодействие» – содержит задания, позволяющие выявить теоретические знания о системе функциональных стилей русского языка, а также проверить практические умения в определении основных классификационных признаков конкретного стиля и взаимодействия стилей в рамках одного фрагмента текста.

Тема 2 – «Официально-деловой стиль» – содержит задания, направленные на выявление знаний о жанровой системе стиля и особенностях наиболее распространенных жанров делового письма; учащимся предлагается проверить свои умения и навыки при составлении автобиографии, заявления о приеме на работу, объяснительной записки и т. п.

Тема 3 – «Научный стиль» – содержит задания на проверку теоретических знаний об особенностях научного стиля, его подстилей и жанров; практические задания позволяют отработать навыки и умения при написании конспекта и реферата в научно-учебном подстиле научного стиля, умение определять научный стиль по библиографическому описанию, проверить знания учащихся о структуре научной работы.

Тема 4 – «Публицистический стиль» – содержит задания, направленные на демонстрацию учащимися знаний о жанровой системе публицистического стиля, особенностей взаимодействия стилей в рамках устного и письменного высказывания; практические задания предусматривают отработку навыков и умений при ведении и написании интервью, написании рецензии на спектакль или концерт и т. п.

Тема 5 – «Разговорный стиль и разговорная речь» – содержит задания, выявляющие теоретические знания о разграничении понятий «разговорный стиль», «разговорная речь», «просторечие»; практические задания предлагают проанализировать проявление особенностей разговорного стиля в текстах пособия; отдельное внимание уделяется проблеме использования сленга в разговорной речи и применяемому в сетевом общении принципу «антиграмотности».

При выборе текстов заданий учитывалась специфика музыкального учебного заведения и необходимость дальнейшего развития знаний, умений и навыков культуры профессиональной речи музыкантов за рамками данного учебного курса.

Тема 1. Функциональные стили современного русского языка и их взаимодействие

Общая характеристика стиль языка и стиль речи признаки стиля

• предмет речи

• сфера употребления

• функция

• доминанта

• языковые особенности

• жанры

Контрольно-обучающие задания

Задание 1

Какими стилями представлена система функциональных стилей русского языка? Ответьте на вопрос, прочитав фрагменты текстов.


Фрагмент № 1

«Уважаемый Владимир Ростиславович!

Обратиться к Вам нас побудили появившиеся в средствах массовой информации выступления по вопросу музыкального образования. Эти выступления приобретают достаточно агрессивный характер и в то же время свидетельствуют о недостаточной компетентности в области законодательства некоторых лиц, способных влиять на мнение как музыкальной общественности, так и представителей власти.

Считаем необходимым поставить Вас в известность о существующем дискуссионном поле.

Одно из выступлений – статья Е. Балабаса «Деятели культуры считают, что «Россию лишают полноценного музыкального образования»».

По прочтении статьи возникает возмущение ее спекулятивным форматом, так как в статье говорится о «музыкальных школах», делается заявление о разрушении «начальной системы подготовки учеников музыкальных школ», что заставляет сразу задуматься о судьбе почти пяти тысяч школ искусств, в то время как поднятая проблема касается лишь нескольких школ, которые назывались всегда «средними специальными музыкальными школами» (11-летками), значение которых невозможно переоценить, всегда являвшихся элитными и обучавших особо одаренных детей.

Что это – некорректность или дешевый прием привлечь на свою сторону даже тех, кто не привык вникать в тонкости обсуждаемых проблем?

Мнения, высказанные как в данной статье, так и на пресс-конференции (по этому же поводу), состоявшейся 02.12.2014 в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» пресс-конференции на тему: «Минобр против одаренных детей или Зачем Россию лишают полноценного музыкального образования?» вызывают далеко неоднозначное отношение и разделяются далеко не всеми музыкантами».


Фрагмент № 2

«Степень влияния Шенберга на Кейджа трудно переоценить; жест взаимного отрицания достигает здесь особой силы. Об этом можно судить по следующему факту, изложенному Кейджем: «Шенберг сказал, что самое главное – это гармоническое мышление и что у меня его нет. Поэтому я никогда не смогу писать музыку. «Почему нет?» «Вы упретесь в стену и не сможете ее пробить». «Тогда я всю свою жизнь буду пробивать головой эту стену». Для того, чтобы доказать Шенбергу свою способность писать музыку, Кейджу пришлось «переизобрести» само понимание музыки. Однако здесь можно видеть и «жест адепта»: Кейдж не раз говорил, что именно Шенберг показал ему истинный пример «служения искусству», безоговорочной преданности своему делу, срастания жизни и профессии. Внешне Кейдж не принял установок Шенберга-музыканта; но всю жизнь внутренняя «пуповина» миссионерства обеспечивала глубинное их родство. Шенберг был для Кейджа травмой – и это сказалось в эффективности его воздействия. Программа на будущее была запущена, а парадокс состоит в том, что это – программа на индетерминизм, алгоритм на действие случайности (оксюморон!), с необыкновенной последовательностью реализованная Кейджем в течение всей его жизни».


Фрагмент № 3

«В. В.: Да, и это главный из юбилейных концертов! Второй концерт в зале такого масштаба – это концерт 20-го декабря в зале имени Чайковского. В этих двух общих концертах примут участие многие коллективы Академии.

А.: Наверняка планируются какие-нибудь необычные выставки в столь знакомых нам музеях?

В. В.: Что касается выставок – то они в рамках нашего учебного заведения не особо фокусируют внимание на себе как на каком-то масштабном событии. Уже прошла выставка под названием «Педагоги-основатели», потом открылась выставка, посвященная Елене Фабиановне, с названием «Из личных вещей». С 1-го сентября функционирует выставка «Документы истории», так же посвященная 70-летию Академии. Но наиболее значимая выставка оказалась в музее Скрябина – эта большая экспозиция была посвящена 140-летию Елены Фабиановны, и называлась она „Я привыкла жить долго…“»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги