Книга Без смирения нет спасения. По творениям cвятого праведного Иоанна Кронштадтского - читать онлайн бесплатно, автор Дарья Олейникова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Без смирения нет спасения. По творениям cвятого праведного Иоанна Кронштадтского
Без смирения нет спасения. По творениям cвятого праведного Иоанна Кронштадтского
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Без смирения нет спасения. По творениям cвятого праведного Иоанна Кронштадтского

По творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. Без смирения нет спасения

Составитель Дарья Олейникова

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС Р-15-525-3446)



© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2016

Предисловие

Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

(Притч. 15, 33)

«Смирение, что может ему противиться, какая злоба его победит, какая сила пойдет против него? Когда остановишься перед преградой и задашь себе вопрос, как сломить ее – силой или смиренной любовью, – всегда отвечай себе: «Возьму смиренной любовью», – и победишь!» – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Он сам всей своей жизнью явил нам пример необыкновенного, подлинного евангельского смирения и любви, которые и стали, пожалуй, главной чертой личности отца Иоанна Кронштадтского. В любом месте, где бы он ни появлялся, его всегда окружали толпы народа. Современники называли его «чрезвычайным явлением нашей отечественной жизни», самым известным на грани двух столетий человеком, имя которого было знакомо «решительно всем от царских палат до бедняков». А. П. Чехов в одном из своих писем с Сахалина делился таким наблюдением: «В какой бы дом я ни заходил, я везде видел на стене портрет о. Иоанна Кронштадтского. Это был пастырь и великий молитвенник, на которого с надеждой были обращены взоры всего народа…»

О его популярности слагались легенды. Однажды отец Иоанн совершал путешествие на пароходе по Волге. И во время всего плавания огромное количество людей постоянно бежало вслед за ним по берегу, боясь отстать от него. Когда пароход приближался к причалу, народ, приветствуя любимого батюшку, опускался на колени. Но отца Иоанна такое всенародное признание скорее тяготило, чем радовало; он всегда и, прежде всего, ценил смирение.

Кроткий от рождения, он никогда не превозносился и не гордился, даже будучи уже известным при жизни, и за это даровал ему Господь великую благодать терпеть и преодолевать различные искушения и напасти: зависть, гнев, ненависть, злобу, нападения.

Многие, даже из ближнего окружения, очень долго не признавали искренности его служения, глумились над ним, клеветали, обзывали юродивым. Известно также, что и епархиальное начальство одно время запрещало выдавать ему на руки жалование, потому что отец Иоанн все, до самой последней копейки, раздавал нищим и страждущим, смущая таким поведением многих представителей духовенства, которые в ту пору жили обычными человеческими интересами. Они не скрывали своего недовольства его принципиальным нестяжательством, которое обличало их сребролюбие. С детства отец Иоанн хорошо знал, что такое бедность, болезни, лишения. Но все испытания нес он смиренно и без ропота, оставаясь верным Богу и полностью полагаясь на Его святую волю, как и Сам Господь свидетельствовал: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29)

Святой Иоанн Кронштадтский всегда с сердечной болью сокрушался об отсутствии в людях именно смирения и неустанно призывал их к нему: «Если ты хочешь быть истинно смиренным, то считай себя ниже всех, попранием всех, ибо ты ежедневно, ежечасно попираешь закон Господа, и, значит, Самого Господа», – писал он в своих дневниках. «Быть смиренным – значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким – значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и прочее, и молиться за врагов своих».

Отец Иоанн жил в очень непростое время, во многом очень созвучное нашему сегодняшнему дню. Но будучи сам образцом кротости и смирения, неподдельной любви к каждому человеку, независимо от его национальности и даже вероисповедания, отец Иоанн с негодованием относился ко всем тем безбожным, гуманным, вольнодумным либеральным течениям, которые в изобилии изливались на Россию, подрывая веру русского народа и разрушая тысячелетний государственный строй.

Кронштадтский пастырь неустанно призывал свой народ к покаянию: «Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские. Очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом – и Он примирится с нами».

В 1905 году, когда имя отца Иоанна было уже широко известно всей России, в свет вышел Манифест о свободе совести, или, как его назвали тогда в народе, «о свободе жить без совести». Плоды этой пресловутой «свободы» не заставили себя долго ждать. Однажды утром в кронштадтском Андреевском соборе при огромном скоплении людей произошел вопиющий случай, ставший грозным предзнаменованием всех будущих испытаний. Вот как об этом рассказал в своем дневнике о. Иоанн: «^когда я служил обедню в Андреевском соборе и вышел из царских врат с Чашей со Святыми Дарами, то увидел студента, который закуривал в храме папиросу от лампады перед иконой Спасителя. Я сказал ему: «Что ты делаешь?» Студент, не отвечая, ударил меня по щеке, да так сильно, что Дары с Телом и Кровью Христовыми расплескались на каменный помост. Я перекрестился, подставил ему другую щеку и сказал: «Ударь еще раз». Но народ схватил студента. Камни с помоста, на которые разлилось Причастие, потом были вынуты и брошены в море»…

Но даже после такого мучительного испытания, отец Иоанн не перестает вразумлять свой народ, еще громче взывая к нему: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры… Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России… Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России». «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к царю и Отечеству и чистоты нравов».

Все последующие события нашей истории прекрасно показали, насколько был прав в своих пророческих предостережениях великий праведник.

Каждое слово святого Иоанна Кронштадтского полно веры и любви, истинной мудрости и глубины, и во всем царит поразительная простота и ясность. И всякий раз, обращаясь к его поучениям, читатель найдет для себя что-то новое, живое и душеспасительное.

В предлагаемую нами книгу вошли практические советы и наставления отца Иоанна Кронштадтского из его дневниковых записей разных лет, в том числе, знаменитого творения «Моя жизнь во Христе». Все они касаются главной христианской добродетели, без которой невозможно наше спасение, – смирения, к которому нас постоянно призывает Сам Господь. Смирением пронизано все Священное Писание. Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57, 15). Вот на кого Я воззрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66, 2)

Мы можем научиться важности и условиям стяжания богоугодного смирения из наставлений святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Олейникова Дарья

Возлюби смирение


Быть смиренным – значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким – значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и прочее и молиться за врагов своих. [2, с. 534]

* * *

Многострастное сердце наше любит услаждение и спокойствие, не терпит горечи и скорбей и не любит, если кто нас обеспокоит чем, например, просит сделать для него что-либо. А Господь велел отвергать этот греховный покой плоти и быть слугой всех и Сам показал пример, ибо не знал покоя на земле при служении Своем нашему спасению. Апостолы тоже пример, особенно апостол Павел. [2, с. 496–497]

* * *

Адам возгордился до того, что захотел быть богом, и умер за свою гордыню; Сын Божий смирился до смерти и оживотворил падшего. О, бездна смирения! Адам и Ева чревоугодием погубили себя – Господь за них постился и умер, чтобы оживить их. Они оказали непослушание – Христос совершил послушание. [2, с. 499]

* * *

Рождество Христово – пришел на землю Тот, Кто в начале создал из земли и вдунул Божественное дыхание Свое в нас; пришел дающий всем живот, и дыхание, и всё (Деян 17, 25); пришел Тот, Кто единым словом призывал из небытия в бытие все видимое и невидимое, Кто словом повелел быть птицам, рыбам, четвероногим животным, насекомым, всякому созданию, существующему под Его всемогущим Промыслом и хранением; пришел Тот, Кому непрестанно и со страхом и радостью служат бесчисленные воинства Ангелов. И в каком уничижении! Рождается от бедной Девы, в вертепе, пеленается убогими пеленами, полагается в яслях! Богатство, знатность, слава мира сего – пади, припади со смирением, умилением слезным и глубокой благодарностью к Спасителю человеков и разделяй богатство свое с неимущими и бедными, не гордись своею призрачной, скороисчезающей знатностью: истинная знатность только у добродетели. Слава мира сего, познай здесь, у яслей, свою суету. Итак, все смирись, все пади в прах пред безмерным смирением и истощением Владыки всех Бога, пришедшего уврачевать наши немощи, спасти нас от гордости, суетности, от тления, от всякой скверны греховной. [2, с. 736–737]

* * *

Посмотри, как сияет образ Приснодевы Богоматери! Какими дивными добродетелями и совершенствами! А ведь и Она человек. Что возвысило Ее на такую несравненную высоту, сделало Ее столь достославною и великою, высшею Херувимов и славнейшею Серафимов? Три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу, чуждая всякой любви земной, вещной. Она Сама исповедует, что Господь призрел на смирение рабы Своей (см. Лк. 1, 48). Возлюби и глубоко насади в сердце твоем и ты, христианин, боголюбезное смирение. Стяжи и ты чистоту сердечную всеусильными трудами всей жизни: постом, молитвами, богомыслимем, слезами, особенно же частым и достойным Причащением Святых Таин Христовых. Возлюби и ты всем сердцем Бога, Творца и Спасителя твоего и не предпочитай ничего в мире Его святой любви. О Нем всегда размышляй и о Его чудных делах, Им живи и дыши, Им питай душу свою, в Него облекись, Им очищайся, просвещайся, освящайся, утверждайся, украшайся, хвались, утешайся, Им побеждай искушения и наветы врагов видимых и невидимых. Что ни делаешь, делай все с мыслью о Нем и ради Него; где ни будешь, везде будь с Ним, как и Он всегда с нами, везде Сый и вся исполняяй. Если таким образом возлюбишь Господа, то и в тебе возвеличится Господь, и тебя возвеличит Господь, как говорит от лица Его Святая Церковь: прославляющих Мя прославлю. Возненавидь, христианин, уничижи в себе, истреби всякий грех – и возвеличится в тебе Господь славы, и ты велий будешь пред Богом и людьми; возлюби смирение – и вознесет тебя Господь. [1, т. 3, с. 357–358]

* * *

Пречистую Матерь Божию и по получении Ею всей Небесной славы от Сына Ее и Бога отличает величайшее совершенное смирение и общительность со всеми праведно живущими или жившими на земле в Церкви Христовой. Это ясно обнаруживают и доказывают Ее явления жившим свято на земле человекам, например, преподобному Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим святым. Слава Богу, даровавшему нам такую Смиренницу, Матерь Свою, такую Ходатаицу и Заступницу! [1, т. 2, с. 601]

* * *

Правая вера и чистая христианская любовь с кротостью, смирением и делами милосердия соединяют человека с Богом и делают

его одним духом с Господом. Этим объясняются величайшие и бесчисленные чудеса, которые совершали при жизни и по смерти великие угодники Божии: Николай Чудотворец; Григорий, чудотворец Неокесарийский; Спиридон, Тримифунтский чудотворец и другие святые всех веков. Как возвеличил Бог природу человеческую, чем может быть и что может сделать человек истинно верующий в Бога и живущий по вере! С другой стороны, чем может сделаться человек неверующий, гордый, самолюбивый, корыстолюбивый и тщеславный, до чего может пасть, сколько натворить дел погибельных и – погибнуть ужасно! Примером может служить Иуда-предатель. Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели. Оправдана премудрость чадами ее, а поругана только от неверных и прелюбодейных, гордых и неблагодарных. [1, с. 500]

* * *

Отчего иногда человек вдруг приходит в такое неистовство, что сильно горячится, быстро, отрывисто и несвязно говорит, ломает себе руки, рвет на себе волосы или в ярости бьет других, ломает безумно все, попадающееся ему под руки и делает другие дела, свойственные умопомешанному и исступленному? Явно оттого, что в его сердце действуют духи злобы поднебесные, подстрекающие людей ко всякому злу и дышащие злобой и убийством на всех и вся. Отчего бывают и самоубийцы всякого рода, равно как и убийцы других? От действия в сердцах самоубийц и убийц исконного самоубийцы – диавола. Потому-то Христос Спаситель и христианская вера заповедуют всякому кротость и смирение, которые не допускают действовать в сердцах духам злобы и гордыни, ищущим смерти всех и каждого. Господь говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Гнев человека – страшное, противоестественное явление в человеке; он возбуждается часто в сердце из-за причин самых маловажных, по причине самолюбия, гордости, кроющихся в нашем сердце. Нужно помнить, что гнев мужа правды Божия не соделовает. (Иак. 1, 20) [1, т. 2, с. 164–165]

* * *

Страсти силятся растлевать сердце человеческое каждый день и час, днем и ночью; потому каждому христианину потребно бодрствование во всякое время, внимание себе, молитва (непрестанно молитесь), воздержание, смирение, милостыня, искание Царства Божия более всего. Чревоугодие, многоядение и сладкопитие расслабляют душу и сердце одебеляют, делают человека ленивым к созерцанию и молитве, охлаждают его сердце к Богу и ближнему, делают эгоистом, самолюбивым, саможалостливым, самобережным. Кто хочет душу свою сберечь, – говорит Господь, – тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Для укрепления души нашей в вере и любви к Богу и во всякой добродетели нужно непрестанное покаяние и частое, ежедневное, кому можно и удобно, причащение Святых Таин. Душа наша жаждет Божественного Брашна, потому что подкрепляется и обновляется Им, живет Им и побеждает страсти души и тела – врагов бесплотных. [1, т. 2, с. 573]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги