Г. В. Сорина
Методология экспертного анализа текста (МЭАТ) в образовательном процессе
© Сорина Г. В., 2017
© Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2017
* * *Введение. Постановка проблемы
Одна из важнейших особенностей системы образования как таковой, начиная с античности и включая современность, заключается в том, что она ориентируется на работу с текстом. Если классическая система образования ориентировалась на письменные тексты на бумажных носителях, то в современной системе образования уже учитываются возможности анализа письменных текстов не только на бумажных, но и на цифровых носителях. Именно тексты, в первую очередь, в их письменной реализации задают условия и возможности профессиональной организации образовательного процесса. Именно тексты, опять-таки в их письменной реализации, исторически становились основой взаимодействия и взаимовлияния между образованием и наукой.
Результаты этого взаимодействия складывались и проявлялись постепенно. Устойчивые, апробированные итоги научно-исследовательской деятельности поэтапно публиковались в открытой печати. Конечно, это происходило в том случае, если научные исследования не были засекречены[1]. Затем они закреплялись в учебной литературе, становясь элементом системы образования. Целостная система образования, опираясь на полученные результаты, представленные в различных вариантах письменных текстов, «погружала» школьников и студентов в разные научные контексты. В этих контекстах постепенно формировались люди, ориентированные на научное познание, на профессиональную научную деятельность. Затем история повторялась.
Важнейшим источником информации в процессе образования вплоть до конца 80-х годов ХХ века оказывались различные варианты именно учебных текстов. В случае особого профессионального интереса непосредственно учебная литература расширялась за счет специальных научных статей, монографической литературы. Такой круговорот идей и людей сопровождал историю как науки, так и образования. В этом круговороте работа с текстом, аналитика текста были важнейшими инструментами развития и науки, и образования, их влияния друг на друга. Однако собственно поиском методологических оснований работы с текстом в образовательном процессе специально не занимались. Методология работы с текстом в образовательном процессе не становилась предметом систематической разработки. В качестве исключения из правил могут быть названы работы С. И. Поварнина. Например, его работа «Искусство спора. О теории и практике спора», изданная в Петрограде в 1923 году. Или его же брошюра «Как читать книги», изданная там же в 1924 году. Эти работы, конечно, в чем-то не потеряли своей актуальности, но все-таки в них нет современных проблем образовательного процесса. Они не посвящены проблемам образования как таковым.
Одна из особенностей нынешнего этапа взаимовлияния науки и образования проявляется в том, что за счет современных IT-технологий, зачастую, формируется новое отношение и к науке, и к образованию. В то же время субъекты образовательных процессов, включая школьников и студентов, часто ориентируются не столько на самостоятельный анализ текста, сколько на получение информации из различных форм электронных баз данных, но это в лучшем случае. Очень часто они оказываются ориентированными на другие ресурсы сети интернет, включая социальные сети. При этом источник получения информации в любой точке пространства, в любой отрезок времени столь миниатюрен, что просто лежит в кармане, сумочке, рюкзаке и т. д. Легкое получение информации, ее вседоступность очень часто приводит к элементарному «недуманию», потребительскому мировосприятию, самоуверенности, «легкости необыкновенной в мыслях», как сказал бессмертный герой Н. В. Гоголя в «Ревизоре» и т. д. Исчезают командные принципы организации образовательного процесса и научной деятельности.
Кроме того в современных условиях происходит постоянное расширение интернет-пространства, когда рост информационного пространства требует все большого сосредоточения, внимания к контенту, который предлагает сеть. Формирующийся информационный шум приводит к появлению специальной терминологии: «перепроизводство информации», «перепроизводство контента», «информационная перенасыщенность». Все это лишний раз подчеркивает, в свою очередь, что требуются специализированные знания для его анализа такого информационного шума.
Такое положение дел не может не волновать профессионалов в сфере науки и образования. В качестве одного из возможных инструментов изменения отношения к тексту в образовательном процессе разрабатывается Методология экспертного анализа текста (МЭАТ). В фундамент МЭАТ, помимо собственно аналитики текста, положен командный метод организации образовательного пространства. В этой методологии статус студентов и преподавателей задается как статус субъектов образовательного процесса, вступивших между собой в коммуникацию по поводу анализа какого-то конкретного текста. Практическая работа по анализу текстов по-другому, по сравнению с классическим подходом к проведению занятий, структурирует образовательное пространство, придает активную динамику коммуникативному процессу, складывающемуся в аудитории. Происходит совместное обсуждение и решение концептуальных проблем. Эта методология формируется на основе классических представлений о диалоге, системе вопросно-ответных процедур, но при этом она предполагает использование современных возможностей ИКТ.
В рамках этой методологии подчеркивается, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, в процессе всей жизнедеятельности современного человека предполагает, что пользователь, ориентированный на цифровые технологии – это человек, способный к самостоятельной интеллектуальной деятельности, для которого цифровые технологии оказываются лишь инструментом, несомненно, эффективным инструментом, решения конкретных задач. Преодоление информационного хаоса, поиск смыслов и т. д. осуществляется не произвольным путем при помощи механического нажатия кнопок на компьютере[2], а разумным, хорошо образованным субъектом (школьником или студентом), рационально, осмысленно ведущим поиск необходимой информации, способным к формированию и выявлению смыслов.
1. МЭАТ в контексте формирования общества знания
В рамках МЭАТ показывается, что отношение к ИКТ при определенных условиях как к самоцели может привести к снижению качества образования, к превращению его в формальную бессодержательную процедуру, связанную с пребыванием в хаосе информации. В рамках МЭАТ показывается, что когнитивного субъекта, способного к порождению смыслов, надо формировать в диалоговой среде межсубъектного общения с использованием инструментов аналитического исследования текстов. Методология экспертного анализа текста, использованная в образовательном процессе, позволяет показать то, как важно сохранять и развивать с учетом современности важнейшие особенности организации качественного образования, сформированные еще в античности. Не забывая при этом, о современных компьютерных технологиях, обеспечивающих возможности быстрого получения необходимой информации как преподавателю, так и студенту.
В рамках МЭАТ показывается, что одна из проблем современного образования связана с поиском, с одной стороны, современных эффективных образовательных коммуникаций, с другой – выстраиванием некоторых общезначимых, фундаментальных оснований системы образования в условиях устремленности современного общества к обществу знаний. В рамках такого типа общества, в свою очередь, важнейшей оказывается установка на формирование, по выражению П. Друкера, гуру менеджмента XX и XXI веков, «работников умственного труда», «работников интеллектуального труда».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
В качестве примера можно вспомнить историю атомного проекта, который в начале пути своего развития, например, на уровне проведения Сольвеевских конгрессов, начиная с 1911 года и вплоть до начала 1940-х годов XX века, создал общее коммуникативное пространство обсуждения проблем атомной физики вне зависимости от страны пребывания участников конгрессов. Затем исследования в этой области были засекречены.
2
Думаю, пришедший к нам еще из XVIII века образ Свифтовского Гулливера в академии Лилипутии не потерял своей актуальности в современных условиях компьютерных технологий: произвольное нажатие кнопок дает либо случайный результат, либо бессмыслицу.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги