Виктор Губарев
Экспедиция сэра Фрэнсиса Дрейка в Вест-Индию в 1585–1586 годах
Предисловие
В галерее прославленных джентльменов удачи одно из почетнейших мест занимает английский приватир[1], первый английский кругосветный мореплаватель и герой сражений против испанской Непобедимой армады[2] Фрэнсис Дрейк (ок. 1540–1596). Историк-панегирист викторианской эпохи Дж. Бэрроу, автор пространного сочинения «Жизнь, экспедиции и подвиг сэра Фрэнсиса Дрейка», писал о нем:
Сэр Фрэнсис Дрейк. Портрет работы М. Геерартса-младшего.
«Среди многочисленных примечательных действующих лиц, порожденных царствованием королевы Елизаветы, имя сэра Фрэнсиса Дрейка всегда будет занимать почетное место. Выходец из простой семьи, появившийся в этом мире на заре своей юности в роли обычного моряка, он смог – благодаря трудолюбию, настойчивости, упорству в преодолении трудностей и решительной отваге – постепенно подняться до высочайшего ранга в королевском флоте и удостоиться чести быть посвященным в рыцари[3] самой государыней – чести, которой в ту блистательную эпоху удостаивали лишь за особые заслуги».
Став национальным героем, Дрейк привлекал к себе пристальное внимание публики не только при жизни, но и после смерти. Для многих англичан он остается кумиром и сегодня. О нем пишут книги, брошюры и научные статьи, а также пьесы, поэмы, стихи и баллады; его образ запечатлевают на картинах, гравюрах, открытках, почтовых марках и монетах; режиссеры снимают о нем историко-публицистические и художественные фильмы. В Плимуте, откуда этот пенитель «семи морей» уходил в свои заморские экспедиции и куда возвращался после долгих скитаний, в его честь в феврале 1884 года был установлен памятник работы Джозефа Боэма, а в 1943 году, в разгар Второй мировой войны, открыт Мемориальный парк Дрейка.
В Испании, как и во многих странах Латинской Америки, отношение к Фрэнсису Дрейку несколько иное. Признавая, что он был великим мореплавателем и адмиралом, испанские и латиноамериканские авторы при этом добавляют, что он был и «великим пиратом», безжалостно грабившим торговые суда и прибрежные города.
В данном исследовании, подкрепленном многочисленными английскими и испанскими документами, а также богато иллюстрированном старинными картами и гравюрами, мы попытаемся проследить перипетии одного из самых удачных заморских походов Дрейка – «Великой экспедиции» 1585–1586 годов, которую он предпринял к берегам Испании, Западной Африки, Испанского Мейна[4] и Северной Америки. Этот полувоенный-полупиратский поход фактически развязал долгую англоиспанскую морскую войну 1585–1604 годов, измотавшую силы обеих враждующих сторон и завершившуюся подписанием мира лишь после смерти королевы Елизаветы I Тюдор.
Когда в воздухе запахло грозой
В самом начале 1584 года в Лондоне раскрыли католический заговор, направленный против Елизаветы I в пользу шотландской королевы Марии Стюарт. Испанский посол Бернардино де Мендоса, замешанный в заговоре, был немедленно арестован и выслан из страны. Тем не менее, через сеть своих тайных агентов он продолжал внимательно следить за событиями, происходившими в разных частях «туманного Альбиона».
Королева Елизавета I Тюдор. Гравюра Криспена де Пасса
Летом англо-испанские отношения еще более обострились. В июле 1584 года в голландском городе Делфт фанатик-католик Бальтазар Жерар застрелил вождя нидерландских патриотов принца Вильгельма Оранского, которому Англия оказывала тайную дипломатическую и военную поддержку. На юге Испанских Нидерландов герцог Парма успешно справлялся с подавлением антииспанского восстания, а во Франции смерть от лихорадки герцога Алансонского укрепила позиции ставленника «католической партии» герцога де Гиза – главного претендента на французский престол в борьбе с протестантским королем Наварры Генрихом Бурбоном.
Охлаждение англо-испанских отношений способствовало тому, что королева дала свое согласие на созыв нового парламента и снаряжение нескольких разведывательных, военно-корсарских и колонизационных экспедиций.
Роберт Дадли, 1-й граф Лестер. Работа неизвестного художника.
На заседании Тайного Совета Дрейку было предложено возглавить поход на Молуккские острова (после того, как в 1580 году испанцы захватили Португалию, все ее заморские владения в Бразилии, Африке и Ост-Индии вошли в состав испанской империи). Инвесторами предприятия выступили граф Лестер, братья Уильям и Джон Хокинсы, сэр Кристофер Хэттон, сэр Уолтер Рэли, Дрейк и сама королева. Они собрали 40 тыс. ф. ст., которые пошли на снаряжение одиннадцати кораблей, четырех барков и двадцати пинасов[5] (пай Дрейка составил 7 тыс. ф. ст.).
В феврале 1585 года Мендоса писал королю Филиппу II, что в Англии снаряжают две крупные флотилии. В Северную Америку, в Виргинию, готовились уйти корабли под командованием корсара Ричарда Гренвилла, двоюродного брата фаворита королевы сэра Уолтера Рэли; вторую флотилию должен был возглавить сэр Фрэнсис Дрейк. «Королева выдала Дрейку патент на экспедицию, – сообщает Мендоса. – Кроме того, она дала 20 000 фунтов стерлингов… 24 больших корабля и 20 пинасов готовятся в Лондоне и на западе страны… Дрейк планирует отправиться с 2000 человек, намереваясь перехватить флоты Вашего Величества[6] прежде, чем они встретятся в Гаване. Если он не добьется успеха, то высадится в Номбре-де-Диос…»
Очевидно, Мендоса был введен своими информаторами в заблуждение. Целью экспедиции Дрейка по-прежнему были Молуккские острова. Но, в любом случае, переданные им известия весьма обеспокоили правительство Испании. В апреле 1585 года Ричард Хаклюйт сообщал из Парижа, что «слухи о флотилии Рэли и, особенно, о подготовке [флотилии] сэра Фрэнсиса Дрейка очень встревожили испанцев…».
Сэр Уолтер Рэли. Художник Уильям Сегар, 1598 год.
Вскоре, однако, резкое изменение внешнеполитической ситуации внесло существенные коррективы в намечавшийся «молуккский проект».
В конце мая Филипп II приказал арестовать в портах Испании и Португалии все английские и голландские торговые суда, их грузы и пушки конфисковать, а команды посадить в тюрьмы[7]. Экипажу лишь одного английского судна – «Примроуз», находившегося в порту Бильбао[8], удалось отбиться от испанцев и благополучно вернуться на родину. С собой моряки привезли в качестве пленника коррехидора[9] Бискайи, а вместе с ним и письменное распоряжение Филиппа II об аресте английских торговых судов и их грузов.
Испанский король Филипп II. Художник С. Ангиссола.
По мнению Д. В. Михеева, подобные действия испанских властей «преследовали несколько целей. Во-первых, прекратить торговлю с мятежниками в [нидерландских] провинциях. Во-вторых, испанцы намеревались использовать арестованные корабли в качестве сопровождения для испанского Серебряного флота. Как полагали некоторые исследователи, именно необходимость защиты испанской эскадры, шедшей из Вест-Индии, вынудила Филиппа II поступить таким образом».
Когда в Англии стало известно об аресте английских судов в портах Пиренейского полуострова, «партию войны» в парламенте поддержали не только сторонники антииспанской политики, но и большинство представителей «партии мира». В ответ на действия испанской стороны во всех английских портах было наложено эмбарго на суда испанцев. Влиятельные лондонские купцы и судовладельцы, понесшие огромные убытки (по данным Дж. Макдермота, на 39100 ф. ст.), объединились для защиты своих интересов и потребовали от правительства выдать им репрессальные грамоты против испанцев. Правительство не возражало, и даже осторожный лорд Берли поддержал эти требования, выполнение которых неизбежно подталкивало Англию к открытой войне с Испанией.
Снаряжение экспедиции
Выдача репрессальных грамот была санкционирована Тайным Советом 9 июля 1585 года. В специальной прокламации «Торговцам, владельцам кораблей, всем, чьи товары были конфискованы в Испании и кто получил грамоты от лорда-адмирала», состоявшей из восьми пунктов, детально расписывались права и обязанности приватиров. Репрессальные грамоты выдавались на срок до шести месяцев. Как полагал английский исследователь К. Эндрюс, такой ограниченный срок действия лицензий свидетельствовал о том, что королева Елизавета и ее правительство не были заинтересованы в продолжительном военном конфликте с Испанией.
В виду новых политических реалий проект похода Дрейка на Молуккские острова был задвинут в долгий ящик, а собранные средства и корабли решено было использовать для нанесения ударов по самой Испании и ее владениям в бассейне Карибского моря. Кроме того, в воды Ньюфаундленда для защиты английских рыбаков и разорения испанской навигации была отправлена приватирская экспедиция под командованием сэра Бернарда Дрейка.
17 июля граф Уорвик, генерал-капитан королевского арсенала в Тауэре, получил предписание выдать сэру Фрэнсису Дрейку пушки, ядра, лафеты, шуфлы, банники, прибойники, губки и иное снаряжение для двух королевских кораблей – «Элизабет Бонавечур» и «Эйд», включенных в состав экспедиции. Примерно в это же время из королевского арсенала на указанные корабли передали бочки с порохом, фитили, мушкеты, луки со стрелами, алебарды, бердыши, рогатины, копья, пики и топорики-секачи.
Английский военный корабль эпохи Елизаветы I.
Вест-индская экспедиция 1585–1586 годов снаряжалась как в Лондоне, так и в Плимуте. Наиболее полный отчет о ней под названием «Краткий и правдивый трактат о вест-индской экспедиции сэра Фрэнсиса Дрейка, в ходе которой были захвачены города Сант-Яго, Санкто-Доминго, Картахена и Сант-Аугустин» был напечатан в Лондоне в 1589 году. Редактором этого отчета был непосредственный участник указанного предприятия лейтенант Томас Кейтс, который не скрывал, что в основе его сочинения лежали записки Уолтера Биггса, капитана-лейтенанта отряда пехотинцев, также принимавшего участие в экспедиции Дрейка. Поскольку Биггс умер во время похода, заключительная часть его трактата была дописана лейтенантом Крофтсом или кем-то еще из того же отряда. Двум английским изданиям 1589 года предшествовало малоизвестное голландское издание 1588 года, опубликованное в Лейдене на латинском языке (в том же году была издана версия на французском языке). Однако текст, подготовленный к печати Кейтсом, оказался более информативным и более точным. Опираясь на него, а также на иные документальные свидетельства того времени (включая «Трактат и описание экспедиции сэра Фрэнсиса Дрейка и м-ра капитана Фробишера, отплывших 14 дня сентября 1585 года», судовые журналы, отчеты должностных лиц, письма капитанов и купцов), мы можем достаточно подробно проследить ход вест-индского предприятия 1585–1586 годов.
Трактат У. Биггса на латинском языке. Лейден, 1588 год.
Организаторы экспедиции наняли в общей сложности от 2300 до 2500 моряков и солдат. Заместителем Дрейка – генерал-лейтенантом – был утвержден зять Уолсингема сэр Кристофер Карлейл, уже имевший опыт боевых действий как на море, так и на суше (в частности, в Ирландии, где он оперировал с небольшой эскадрой против пиратов и «мятежников»).
Второе английское издание трактата У. Биггса с гравюрами Б. Боацио. 1589 г.
Карлейл возглавил сухопутные части и, в то же время, был утвержден капитаном 200-тонного судна «Тайгер». Другими офицерами, командовавшими солдатами, были сержант-майор Энтони Пауэлл, «полевые капралы» Мэтью Морган и Джон Сэмпсон, капитаны Энтони Платт, Эдвард Уинтер (старший сын адмирала сэра Уильяма Уинтера, упоминаемый также как капитан корабля «Эйд»), Джон Горинг, Роберт Пью, Джордж Бартон, Джон Марчент, Уолтер Биггс, Уильям Сесил (в издании мемуара Биггса 1588 года он назван в числе флотских командиров), Джон Хэннам и Ричард Стэнтон.
Биггс приводит также список флотских капитанов и судов, которыми они командовали: «Капитан Мартин Фробишер – вице-адмирал, человек, весьма опытный в морских делах, на котором лежал груз ответственности за многие корабли в различных прошлых экспедициях, теперь шедший на «Примроуз»; [кузен королевы] капитан Фрэнсис Ноллис – контр-адмирал, идущий на галеоне «Лестер»; мастер Томас Феннер – капитан на [флагманском галеоне] «Элизабет Бонавенчур», под командованием генерала [Дрейка]; мастер Эдвард Уинтер – капитан на «Эйде»; мастер Кристофер Карлейл – генерал-лейтенант, капитан «Тайгера»; Генри Уайт – капитан «Си Дрэгона»; Томас Дрейк – капитан «Томаса»; Томас Сили – капитан «Миньона»; [Уолтер] Бейли – капитан «Талбота»; Роберт Кросс – капитан барка «Бонд»; Джордж Фортескью – капитан барка «Боннер»; Эдвард Кэрлесс – капитан «Хоупа»; Джеймс Эризо – капитан «Уайт Лайона»; Томас Мун – капитан «Фрэнсиса»; Джон Риверс – капитан «Вантиджа»; Джон Воан – капитан «Дрейка»; Джон Вэрни – капитан «Джорджа»; Джон Мартин – капитан «Бенджамина»; Эдвард Гилман – капитан «Скаута»; Ричард Хокинс – капитан галиота «Дак»; Битфилд – капитан «Своллоу»». Всего – 21 корабль.
Английский галеон второй половины XVI века.
В то же время список кораблей с указанием численности их команд, составленный в Плимуте в августе 1585 года, не во всем совпадает с данными Биггса и выглядит следующим образом:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Приватир – принятое в англоязычных странах наименование капера, корсара. Приватиры были частными предпринимателями, получавшими от властей лицензию (каперскую или репрессальную грамоту) на право захвата и грабежа торговых судов и прибрежных поселений противника.
2
Непобедимая армада – неофициальное название испанского флота, отправленного в 1588 году королем Филиппом II на завоевание Англии.
3
Королева Елизавета возвела Дрейка в рыцари в 1581 году, вскоре после завершения им кругосветной экспедиции 1577–1580 годов.
4
Испанский Мейн – принятое в XVI–XVIII веках наименование материковых владений короля Испании на побережье Карибского моря и Мексиканского залива.
5
Пинас – плоскодонное малое парусно-гребное судно. Имея узкий к орпус, пинас, как правило, снабжался одной мачтой; его парусное вооружение могло быть шлюповым, латинским, шпринтовым или простым прямым. Водоизмещение судна не превышало 60 тонн. В XVI веке пинасы использовались как рыболовные, посыльные, разведывательные, транспортные и боевые суда, удобные для оперирования на мелководье.
6
Имеются в виду две флотилии так называемого «серебряного флота»: флотилия Новой Испании, ежегодно направлявшаяся в мексиканский порт Веракрус, и «галеоны Тьерра-Фирме» (Континентальные галеоны, или галеоны Материка), ежегодно уходившие из Севильи в южноамериканский порт Картахена и панамскую гавань Номбре-де-Дьос. На обратном пути из Вест-Индии в Испанию обе флотилии обычно объединялись в Гаване.
7
Эти суда доставили в гавани Пиренейского полуострова пшеницу, поскольку из-за неурожая во многих районах Испании начался голод.
8
Бильбао – крупный портовый город на севере Испании, административный центр провинции Бискайя.
9
Коррехидор – административная и судебная должность в городах и провинциях феодальной Испании, а также в её колониях. Коррехидор назначался испанским монархом и осуществлял, в основном, функции надзора над местной администрацией и судьями. В XVI веке в Испанской Америке, в районах с преобладанием индейского населения, стали создаваться особые округа (коррехимьенто), во главе которых стоял коррехидор, ведавший организацией принудительного труда индейцев, сбором налогов и пр.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги