Книга Теоретические основы производства продукции растениеводства - читать онлайн бесплатно, автор Александр Викторович Долбилин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теоретические основы производства продукции растениеводства
Теоретические основы производства продукции растениеводства
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теоретические основы производства продукции растениеводства

Долбилин А. В., Орлов А. Н., Ткачук О. А.

Теоретические основы производства продукции растениеводства

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Теоретические основы производства продукции растениеводства» – теоретическая дисциплина, направленная на получение студентами целостного представления о технологии производства, переработки и хранения продукции растениеводства, обеспечение необходимого теоретического уровня и практической направленности в системе обучения в будущей профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины «Теоретические основы производства продукции растениеводства» направлено на формирование у студентов следующих профессиональных компетенций:

– выполнять необходимые для составления экономических разделов планы расчетов, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК – 3);

– собирать, анализировать и обрабатывать данные, необходимые для решения поставленных экономических задач (ПК – 4).

– оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК – 8);

– владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК – 18);

– участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК – 21).

Формирование данных компетенций у студентов осуществляется на аудиторных (лекционных и практических) занятиях и в процессе самостоятельной работы.

Смысловая нагрузка лекций ориентирована на формирование мотивации обучения через постановку проблем обучения и показ путей решения профессиональных задач в рамках того или иного раздела дисциплины, на предметном содержании которых необходимо формировать данную компетенцию.

Целью практических занятий являются: обеспечение понимания теоретического материала и его включение в систему знаний студентов.

Самостоятельная работа представляет собой выполнение учебных заданий обучаемыми без непосредственного управления этим процессом со стороны преподавателя.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– биологические особенности и ресурсосберегающие технологии возделывания полевых культур в различных агроландшафтных и экологических условиях;

– основные пути сокращения потерь и повышения качества продукции растениеводства в сельском хозяйстве;

– основные режимы хранения продукции растениеводства и факторы, влияющие на их эффективность;

– влияние отдельных факторов на выход и качество продукции переработки;

– оптимальные режимы обработки сырья с учетом его качества и ассортимента получаемой продукции.

Уметь:

– выявлять сущность проблем, возникающих в процессе осуществления деятельности в области производства, хранения и переработки продукции растениеводства и находить пути их решения;

– разрабатывать технологические схемы возделывания распространенных в регионе сельскохозяйственных культур с учетом ресурсосбережения и экологической безопасности, агрономической и экономической эффективности;

– осуществлять контроль за качеством продукции растениеводства, определять методы и способы первичной обработки и хранения растениеводческой продукции; осуществлять технологический контроль за проведением полевых работ и эксплуатации машин и оборудования;

– уточнять и реализовать современные ресурсосберегающие технологии производства экологически безопасной растениеводческой продукции и воспроизводства плодородия почв в конкретных условиях хозяйства.

– определять возможное целевое назначение продукции для наиболее рационального ее использования и реализации;

– выбирать наиболее рациональные режимы хранения продукции с учетом ее качества и целевого назначения;

– оценивать эффективность технологии послеуборочной обработки и хранения продукции, определять удельные затраты на доработку и хранение продукции;

– оценивать эффективность переработки сырья с учетом ассортимента выпускаемой продукции, производительности предприятия и продолжительности периода его работы.

– давать объективную оценку результатов деятельности предпринимательской организации с позиций субъектов предпринимательской деятельности.

Владеть навыками:

– проведения необходимых расчетов для определения величины оправданных потерь продукции при хранении;

– самостоятельной работы с литературой для поиска информации, и ее использования при решении практических задач, связанных с профессиональной деятельностью.

Тема 1 КЛАССИФИКАЦИЯ СОРНЫХ РАСТЕНИЙ

Цель работы : ознакомиться с классификацией сорных растений и изучить биологические группы сорняков.

Сорняками называют дикорастущие растения, не возделываемые человеком, но засоряющие сельскохозяйственные угодья и наносящие им вред.

Засорители – растения, относящиеся к культурным видам, не возделываемым на данном поле и засоряющие посевы основной культуры. Например, в посевах озимой пшеницы можно встретить озимую рожь, в посевах яровой пшеницы – овес и т.д.

Некоторые сорняки настолько приспособились к условиям жизни культурных растений, что существуют как спутники последних – куколь обыкновенный, василек синий. Среди них имеются такие, которые засоряют преимущественно один или несколько сходных по биологическим особенностям родов культурных растений. Такие сорняки называются специализированными. В посевах льна можно встретить специализированные виды плевела, торицы, рыжика. Посевы ржи часто засорены специализированным видом – костром ржаным, а посевы проса – отдельными видами щетинника. Специализированные сорняки характеризуются следующими признаками: 1) цикл их развития совпадает с циклом развития культурного растения, 2) они достигают высоты среднего яруса, поэтому с уборкой попадают в сноп, обмолачиваются и засоряют зерно культурного растения, 3) по форме, массе и величине зачатки сорняков (семена, плоды и др.) настолько подходят к семенам культурного растения, что отделить их при обычных способах очистки семян невозможно.

Карантинные сорняки – это особенно злостные сорные растения, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории страны, области или района, но способные быстро распространяться и засорять поля в новых районах.

Борьба с ними очень затруднительна. Основная мера борьбы с такими сорняками – карантин.

Суть карантина заключается в системе специализированных мероприятий по уничтожению карантинных сорняков в масштабах государства и охране территории от их распространения.

К сорнякам внутреннего карантина отнесены: горчак ползучий, повилики, амброзии, сорный подсолнечник, паслен колючий и каролинский, ценхрус якорцевый.

В процессе длительной эволюции у сорных растений выработался ряд биологических особенностей, которые отличают их от культурных растений и обеспечивают успешное прорастание их в посевах сельскохозяйственных культур и позволяют противостоять многим механическим мерам борьбы с ними:

1) высокая семенная продуктивность;

2) способность семян длительное время сохранять всхожесть;

3) неодновременное и растянутое прорастание семян;

4) способность к семенному и вегетативному размножению.

На территории Российской Федерации встречаются более 1500 видов широко распространенных сорных растений, что вызвало необходимость объединения их по важным признакам в группы. Наиболее удобной классификацией сорняков является биологическая, в основу которой положены способ питания, способ размножения и продолжительность жизни (рис. 1).

По способу питания сорняки делят на три биологических типа: паразитные, полупаразитные и непаразитные.

Паразитные сорные растения (гетеротрофы) полностью утратили способность к фотосинтезу и питаются за счет растенияхозяина. Они имеют редуцированные листья. Отбирают питательные вещества у растения-хозяина, прикрепляясь гаусториями (присосками) к его корням или стеблям, в зависимости от чего делятся на две биогруппы: стеблевые и корневые.

Стеблевые паразиты :

1) повилика полевая.

Корневые паразиты :

1) заразиха подсолнечная.

Полупаразитные сорные растения обладают способностью к фотосинтезу на первых этапах развития. В дальнейшем питаются за счет растения-хозяина:

1) погремок большой.

Непаразитные (зеленые растения) составляют наибольшую группу сорняков. Это автотрофные растения, имеющие корневую систему, способную усваивать из почвы влагу и элементы питания, надземные зеленые органы способные создавать в процессе фотосинтеза органическое вещество. По продолжительности жизни они делятся на два подтипа: малолетние и многолетние.

К малолетним относятся растения, которые размножаются только семенами, имеют жизненный цикл от нескольких месяцев до двух лет и отмирающие после созревания семян.

В группе малолетних сорняков растения обладают различными биологическими особенностями, поэтому выделяют более мелкие группы: эфемеры, яровые ранние и яровые поздние, зимующие, озимые и двулетние.

Классификация сорных растений

Рисунок 1 – Классификация сорных растений


Эфемеры – сорные растения с очень коротким периодом вегетации (1,5–2 месяца), способные давать за сезон несколько поколений за лето:

1) звездчатка средняя.

Яровые ранние – сорняки, семена которых прорастают ранней весной (при прогревании почвы до 1–2ºС), плодоносят и отмирают в том же году. Засоряют преимущественно ранние яровые культуры (яровую пшеницу, овес, ячмень, горох и др.):

1) редька дикая;

2) овсюг обыкновенный;

3) марь белая;

4) пикульник обыкновенный;

5) горец птичий;

6) горец вьюнковый.

Яровые поздние – сорняки, семена которых прорастают при устойчивом прогревании почвы (11–12ºС), всходят вместе с поздними яровыми культурами, плодоносят и отмирают в том же году, но после уборки ранних культур. Засоряют культуры позднего сева и пропашные (просо, гречиху, кукурузу и др.):

1) просо куриное;

2) щирица запрокинутая;

3) щетинник сизый.

Зимующие – сорняки, заканчивающие вегетацию при ранневесенних всходах в том же году, а при поздних всходах способные зимовать в любой фазе роста. Засоряют чаще всего озимые хлеба и многолетние травы:

1) василек синий;

2) трехреберник непахучий;

3) живокость полевая;

4) ярутка полевая;

5) пастушья сумка.

Озимые – сорняки, нуждающиеся для своего развития в пониженных температурах зимнего сезона независимо от сроков прорастания. Всходы озимых сорняков появляются во второй половине лета, в фазе образования розетки или кущения они зимуют. Засоряют озимые культуры и многолетние травы:

1) костер ржаной;

2) метлица обыкновенная.

Двулетние – малолетние сорняки, для развития которых требуется два полных вегетационных периода. В первый год они формируют розетку листьев и мощную корневую систему, зимуют, во второй год дают стебли, цветут, плодоносят и отмирают:

1) липучка обыкновенная;

2) донник белый;

3) донник лекарственный.

К многолетним относят сорняки, произрастающие несколько лет и неоднократно плодоносящие за свой жизненный цикл, размножающиеся семенами и вегетативными органами.

Многолетние сорняки подразделяют на две группы: сорняки первой группы размножаются преимущественно семенами и в меньшей степени вегетативно. К ней относят: стержнекорневые и мочковатокорневые сорные растения. Сорняки, относящиеся ко второй группе, размножаются преимущественно вегетативно и в меньшей степени семенами: корневищные, корнеотпрысковые, ползучие, луковичные и клубневые.

Стержнекорневые сорняки – многолетние растения с хорошо развитым главным корнем, глубоко проникающим в почву и большим количеством боковых корней:

1) полынь горькая;

2) одуванчик лекарственный;

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги