Книга Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Издание 1 - читать онлайн бесплатно, автор В. П. Щеглов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Издание 1
Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Издание 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Издание 1

Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ

Издание 1


В. П. Щеглов

Редактор Сергей Петрович Лапин

Редактор Антонина Андреевна Чистова

Корректор Сергей Петрович Лапин


© В. П. Щеглов, 2017


ISBN 978-5-4474-3103-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Тема 1

Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения

План

1) Понятие социальной защиты;

2) Понятие социального обеспечения

3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением.

1) Понятие социальной защиты

В российском законодательстве отсутствуют сформированные понятия социальной защиты и социального обеспечения. Поэтому, сначала необходимо определить содержание этих понятий, что позволит правильно представлять систему социального обеспечения и его сущность.

Сочетание понятий «социальная» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой понимается комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятных воздействий окружающего мира. Россия, как социальное государство, должна принимать всевозможные меры для создания благоприятных условий для жизни своих граждан, т.е. создавать благоприятную среду обитания. В понятие «среда обитания человека» входят:

1) Обеспечение занятости граждан;

2) Создание нормальных условий труда;

3) Достойная оплата труда;

4) Обеспечение комфортным жильем;

5) Создание благополучной экономической обстановки;

6) Обеспечение здоровым питанием;

7) Доступ к образованию и культурным ценностям;

8) Охрана здоровья;

9) Сохранность частной собственности;

10) Предоставление гражданам социальной поддержки при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.

Статья 7 Конституции говорит нам о том, что целью социальной защиты является гарантированная охрана труда, здоровья граждан, минимального размера оплаты труда (МРОТ), поддержание материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, выплаты пенсий и пособий, и предоставление других социальных гарантий.

Применительно к современной ситуации в России, обобщенное определение социальной защиты может быть сформировано так: социальная защита – совокупность эконмических, правовых и организационных мер, которые государство адресует трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые они не могут самостоятельно преодолеть, и направленные на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи, и поддержке на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни.

Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений:

– Трудовых;

– Жилищных;

– Образовательных;

– Экологических;

– По охране здоровья;

– Семейные;

– По социальному обеспечению.

Понятие «социальное обеспечение» является составной частью понятия «социальная защита», т.е. «социальная защита» более широкое понятие, чем «социальное обеспечение».

2) Понятие социального обеспечения и его структура

Из содержания п.1 темы 1 мы выяснили, что социальное обеспечение является составной частью социальной защиты населения.

В современной литературе содержится следующее определение понятия «социальное обеспечение».

Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных законом категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми.

У социального обеспечения есть ряд признаков, по которым обеспечение признается социальным:

1 признак: особые общественные отношения, возникающие в социальной сфере. Они складываются между гражданами и соответствующими компетентными органами в следующих случаях:

1) По достижению гражданами определенного возраста, в связи с болезнью, инвалидностью, потери кормильца, воспитании детей, безработицей и др.

Такие отношения возникают с вышеуказанными субъектами в указанных случаях называют материальными отношениями. В ходе их осуществления гражданину предоставляются материальные блага с помощью которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставление названного блага гражданину в денежной или натуральной форме – в виде пенсий, пособий, социальных услуг.

2 признак: в соответствии с этим признаком социальным обеспечением является то, что оно осуществляется за счет разных финансовых источников.

Основным финансовым источником является государственный бюджет. 2-ым по значимости источником является внебюджетные государственные фонды. 3-ьим являются бюджеты субъектов РФ (Российской Федерации) и муниципальные бюджеты.

Источниками поступления денежных средств в федеральные, региональные и муниципальные бюджеты – налоги и сборы.

Источники поступления средств во внебюджетные страховые фонды являются страховые взносы и дотации из средств бюджета.

Средства из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов расходуются на социальное обеспечение:

1) Граждане, выполняющие важные государственные функции, (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие);

2) Граждане, имеющие заслуги перед государством или пострадавшие по вине государства, (участники и ветераны ВОВ (Великой Отечественной Войны), блокадники, награжденные орденами и медалями, чернобыльцы и др.);

3) Нетрудоспособные граждане и семьи, (дети, дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные, многодетные и приемные семьи).

Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда. Этими фондами являются: Пенсионный Фонд (ПФ, ПФР, ПФ РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд Социального Страхования (ФСС), Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).


Денежные средства из этих фондов направляются на:

– Пенсионный Фонд (ПФ) – выплата пенсий;

– Пособие на погребение умерших пенсионеров;

Фонд Социального Страхования (ФСС) – на пособия, санаторно-курортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях;

Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) – на оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.

3 признак; особый субъектный состав, т.е. круг лиц, подлежащих обеспечению. К нему относятся: дети, женщины, пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные, приемные семьи.

4 признак: его гарантированность. Означает, что государство законодательно, организационно и экономически обеспечивает необходимыми средствами все виды социального обеспечения.

5 признак: в соответствии с этим признаком различные виды социального обеспечения (соц. обесп.) предоставляются только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе.

6 признак: цель его предоставления. Основной целью каждого вида социального обеспечения (соц. обесп.) является выравнивание социального положения определенных категорий граждан с остальными членами общества.

3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением

Совокупность (перечисленных в п. 2 Темы №1) признаков, свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением, имеющие свои особенности.

1-я группа особенностей – отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели. В ходе функционирования этих отношений происходит реализация прав граждан на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения в совокупности составляют право социального обеспечения (ПСО).

2-я группа особенностей – отношения по формированию финансовых средств, направленных на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы правомочные организации, работодатели, а в отдельных случаях сами граждане. Эти отношения регулируются нормами финансового права.

3-я группа особенностей – отношения, по организации управления социальным обеспечением. Эти организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между компетентными органами и организациями, и регулируются нормами административного права.

Тема 2

Понятие управления социальным обеспечением

План:

1) Понятие управления;

2) Общее управление социальным обеспечением;

3) Оперативное управление социальным обеспечением.

1) Понятие управления

В общеупотребительном смысле «управление» имеет несколько значений:

а) Деятельность органов власти;

б) Крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение;

в) Управлять.

Термин «управлять» означает:

а) Направлять ход движения кого-нибудь, чего-нибудь;

б) Руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь, чего-нибудь.

Следовательно, управление – целенаправленное воздействие на кого-либо, например, на людей, или на что-либо, например, на окружающую человека среду обитания.

Различают управление государством, городом, сферой социальной жизни общества, (например, здравоохранение, образование, социальное обеспечение). По признаку собственности есть государственное, муниципальное, частное управление. Все названные различия управления свойственны и системе социального обеспечения.

С управлением неразрывно связаны такие понятия, как администрация, административная власть, административная деятельность. Латинское слово «администрация» буквально означает – управление, руководство.

Под администрацией подразумеваются государственные органы, осуществляющие управление, а также руководство персоналом какого-либо учреждения. Иными словами, администрировать, означает управлять, заведовать.


Управление и администрирование – это синонимы. Под ними понимается управление, руководство людьми. Органы, которые осуществляют руководство обычно именуют администрацией.

На практике существует несколько видов администрации:

а) Администрация международной организации;

б) Федеральная администрация;

в) Администрация субъекта РФ;

в) Муниципальные администрации;

г) Администрация предприятия, учреждения, организации.

2) Общее управление социальным обеспечением

Общее управление социальным обеспечением в нашей стране осуществляет государственная федеральная администрация, а главной федеральной администрации является Правительство РФ. Как главный федеральный орган исполнительной власти, Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности общества и государства, состояние международной связи в Российской Федерации.

В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции, законов, Указов Президента, международных договоров, контролирует деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации и т. д. Правительство руководит работой федеральных Министерств и других органов исполнительной федеральной власти и число полномочий федерального Правительства в социальной сфере относится проведение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

На Правительство возложено принятие мер по реализации прав граждан, охрану здоровья, решение проблем семьи, материнства и детства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.

Федеральное Правительство издает Постановления и Распоряжения. Акты, имеющие нормативных характер, издаются в форме Постановлений, а Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме Распоряжений.

Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Одновременно с обще социальными Правительство решает также конкретные вопросы поддержки наименее социально защищенных групп населения: малоимущих, безработных, беженцев и др. Непосредственно вопросами, относящимися к сфере социального обеспечения занимаются 2 Министерства Правительства – Министерство труда и социальной защиты, Министерство Здравоохранения.

3) Оперативное управление социальным обеспечением

Оперативный – непосредственно практически осуществляющий, что-либо. Оперативное управление социальным обеспечением зависит от того, к какой форме социального обеспечения оно относится.

Если социальное обеспечение осуществляется в форме Обязательного Социального Страхования (ОСС), оперативное управление осуществляют внебюджетные государственные страховые фонды и их подразделения в субъектах и на местах, (

1) Пенсионный Фонд России (ПФР);

2) Фонд Социального Страхования (ФСС);

3) Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

а) Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС);

б) Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС).

Эти органы осуществляют следующие виды оперативной деятельности:

– Определяют круг лиц, подлежащих социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

– Определяют условия назначения и размеры страхового обеспечения;

– Устанавливают тарифы страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования (ОСС);

– Определяют базу для начисления страховых взносов;

– Разрабатывают порядок формирования своих бюджетов и порядок их исполнения; и т. д.

Если осуществляется оперативное социальным обеспечением за счет ассигнований из федерального бюджета, то управление осуществляют государственные органы исполнительной власти и подведомственные им органы, к ним относятся:

1) Министерство труда и социальной защиты;

2) Министерство здравоохранения;

3) Министерство образования и науки;

4) Министерство Обороны;

5) Министерство Внутренних Дел (МВД) и подведомственные им органы.

На местах оперативное управление социальным обеспечением осуществляют органы социальной защиты населения (ОСЗН) – управление социальной защиты населения, Комитет по социальной политике, центр социального обслуживания и др.

В ведении названных органов находятся следующие виды оперативного управления:

– Разработка программ социальной защиты населения;

– Изучение социально-экономического положения отдельных групп населения;

– Организация назначения выплаты пособий, компенсаций;

– Социальное обслуживание пожилых, инвалидов;

– Организация санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан и т. д.

Тема 3

Правовое осуществление социального обеспечения

План:

1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения

2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения;

3) Толкование норм права социального обеспечения.

1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения

Осуществление – достаточно емкое, сложное понятие. Оно включает в себя весь процесс возникновения, формирования и функционирования отношений по социальному обеспечению. Под осуществлением социального обеспечения понимается порядок применения юридических, экономических, организационных мер, для решения тех задач, которые стоят перед социальным обеспечением. (Поскольку экономическим и организационным мерам будет посвящено большинство тем междисциплинарного курса (МДК), в данной теме рассмотрим правовое осуществление социального обеспечения).

К основным правовым (юридическим) средствам осуществления социального обеспечения относится: нормотворчество, правоприменение, толкование норм права социального обеспечения.

Нормотворчество – основной путь воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению. Нормотворчество представляет собой процесс разработки и принятия тех или иных нормативно-правовых актов (НПА) о социальном обеспечении, например, о пенсиях пособиях, социальном обслуживании, льготах и т. д.

Нормотворческий процесс складывается из нескольких последовательных стадий:

1) Законодательная инициатива;

2) Решение о необходимости издания акта;

3) Разработка проекта акта;

4) Рассмотрение проекта акта;

5) Принятие акта;

6) Доведение акта до его адресата.

Кратко рассмотрим каждую стадию процесса.

1.1) Стадия законодательной инициативы. Означает, что здесь речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта. Он вносит предложение об издании нормативно-правового акта (НПА) или предлагает уже подготовленный проект акта., Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен законом.;

2.1) Решение об необходимости издания акта., Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, оформляется документально и включается в план законопроектных работ.;

3.1) Разработка проекта акта. Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Данная стадия может состоять из одной процедуры:

– Только разработка проекта акта или 2-х процедур:

– Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Количество процедур зависит от важности проекта.

4.1) Рассмотрение проекта акта. Рассмотрение проекта акта в том органе, который, согласно своей компетенции может его принять.;

5.1) Принятие акта.

6.1) Доведение акта до адресата. Доведение содержания принятого акта до его адресатов путем опубликования.

Нормотворчество может быть выражено в принятии тех или иных актов, например, в виде единичного нормативно-правового акта (НПА). В нем содержаться отдельные юридические нормы. Примером такого акта может служить Федеральный закон (ФЗ) от 21.12.1996г. (12 декабря 1996г.) №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Другой пример, принимается систематизированный акт, содержащий определенные группы норм. Такие акты являются основами законодательства Российской Федерации:

– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (1993г.);

– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (1995г.);

– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах социального страхования» (1992г.) и др.

Правом издания нормативно-правовых актов (НПА) обладает широкий круг правотворческих органов. К ним относится: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральные Министерства, Ведомства, службы, органы власти субъектов Российской Федерации, власти местного самоуправления (МСУ). Нормотворческими функциями наделены также внебюджетные фонды социального страхования. В зависимости от уровня государственного органа и его положения в системе органов ими принимаются соответствующие нормативно-правовые акты (НПА) – законы, Постановления, приказы, инструкции, указания, положения и др.

2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения

Правоприменение – решение конкретного дела в определенной жизненной ситуации, другими словами, «приложение» закона, правовых норм к конкретным лицам, к конкретным жизненным обстоятельствам. Правоприменение нормативно-правовых актов (НПА) занимаются компетентные органы и должностные лица только в рамках предоставленных им полномочий. Применение норм права социального обеспечения (ПСО) – организующая деятельность компетентных органов, должностных лиц. Цель – обеспечить адресатам правовых норм реализацию их прав и обязанностей по социальному обеспечению, а также обеспечить гарантии контроля за данным процессом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги