banner banner banner
Портал. Любовь без границ
Портал. Любовь без границ
Оценить:
 Рейтинг: 0

Портал. Любовь без границ


– Похоже, бабули не оставят нас в покое, – сказал гид, рассерженно наблюдая за престарелыми женщинами, выписывающими странные пируэты возле них, – устроили, понимаешь тут, ритуальные танцы. И не выгнать. Пенсионерам вход бесплатный. Вызвать охрану? Неудобно, вроде не хулиганят сильно. Да и возраст требует уважения. Кто знает, что я буду в такие годы вытворять. Пойдемте уже в зал этой принцессы, может там угомонятся, общественницы наши.

В таком экзотическом сопровождении слушая рассказ экскурсовода, вошли в самый загадочный зал музея.

– Плоскогорье Укок считается местом перехода в другой мир. В 1993 году археологи исследовали там курган, который был давно разграблен и наполовину разрушен. Они не надеялись на сенсационные находки, это была обычная экспедиция. Раскопав верхнюю часть кургана, нашли разграбленное захоронение кочевого воина кара-кобинца. Неожиданно под ним, на глубине наткнулись на ледяную глыбу, растопив которую, обнаружили внутри шесть лошадей с седлами и сбруей и деревянную колоду. Эта колода напоминала саркофаг, внутри которого находилась мумия женщины, лет двадцати пяти. Мне рассказал участник тех раскопок, тогда еще студент-историк, что изумлению всех членов экспедиции не было предела. До этой находки считали, что таким способом мумифицируют только в южных странах. В Египте, например. А тут такое у нас! Скорее всего, она пролежала под землей три или две с половиной тысяч лет, и была рождена в скифском племени. Ее одежда, в том числе шелковая китайская рубашка, парик из конского волоса, татуировки указывали на то, что она была из знатного рода. Обладала тайными знаниями, возможно, была целительницей или ворожеей. В прессе мумию стали называть "Принцессой Укока" или "Алтайской принцессой". Мумию отвезли для дальнейших исследований в Новосибирск. Шаманы же объявили: им давно известно о захоронении, но нельзя тревожить покой прародительницы, иначе беды ждут весь Алтайский край и мир. И с тех пор идет противостояние. В 1998 году Курултай, местный парламент, объявил Укок – зоной покоя и запретил там раскопки. В 2012 году принцессу вернули на Алтай, для этого на средства Газпрома была построена специальная пристройка, чтобы поддерживать определенную температуру. С 2014 года идут судебные тяжбы: Совет Старейшин республики Алтай требует захоронить принцессу в ее кургане. Странная конечно история. Все вроде изучили, ничего нового не найдут. Почему бы не вернуть туда, где лежала столько лет? Тем более, надо уважать традиции народа. Словно кто-то насильно хочет ее здесь удержать, – перейдя на шепот, экскурсовод продолжил, – если честно, никто из музейных работников не любит бывать в этой пристройке. Странные вещи случаются. То песня грустная слышится, то вздохи. Жутко бывает. А уборщицы наши вообще без подарков принцессе в зал не заходят. Если забыла, то обязательно в семье кто-нибудь заболеет в семье, или что-то случится.

– Подарки? – задумчиво протянул Тим.

– Да! Любит она цветы полевые, да и хоть травинку с улицы принеси – рада будет. Наши археологи всегда из горных экспедиций – камешек какой-нибудь, но привезут. У нас в подсобке, где оборудование находится, уже целая коллекция. Жалко ее, принцессу нашу, – вздохнул экскурсовод, – томно ей здесь. То ли дело – лежать на просторе. Ждать нового возвращения, а тут…

– Возвращения, – машинально повторил Тим. Он уже несколько минут стоял у стены, на которой были развешаны фотографии с раскопок. На первом снимке был запечатлён курган и провал раскопа. Снимали откуда-то сверху, и, казалось, округлость кургана упирается в небесную твердь, подтверждая мысль, что покой дарит только небо. Дальше шли фотографии сруба-усыпальницы, внутри которого нашли колоду – склеп из лиственницы. Боковины колоды были украшены фигурками оленей – перевозчиков в иной мир. На следующей фотографии запечатлели мумию женщины, лежащей на боку и накрытую меховым покрывалом с украшениями из золотой фольги. На других снимках были отдельно сфотографированы украшения и одежда: деревянная гривна, с прикрепленными подвесками – фигурками барсов, защитников от злых духов, бронзовое зеркальце, серьги, сосуды. Рассматривая пятую фотографию с многочисленными татуировками, Тим почувствовал головокружение и тошноту. У него появилось чувство, как будто он ворвался в дом и пока хозяйка спит, бесстыдно разглядывает ее и попутно шарит по шкафам.

– Обратите внимание! – экскурсовод решил всех просветить, указывая на фотографии, – на левом плече Белой госпожи, иногда ее так называют местные, изображен фантастический олень с клювом грифона и рогами козерога – считается, что это сакральный алтайский символ. Знаете, что старину на Руси думали, что Алтай – это Беловодье, место счастья и бессмертья. Николай Рерих предполагал связь Алтая с Шамбалой, а его последователи верили, что долина Укок – место входа в мистическую страну.

– Холодновато тут у вас, хочется на свежий воздух, поближе к солнцу, – Тим решил прервать экскурсию, избыток впечатлений утомил его.

К его удивлению Антон, словно зачарованный рассматривал фотографии, усыпальницу и явно не спешил покинуть пристройку. Видя его интерес, экскурсовод оживился, и начал объяснять какие-то подробности раскопок, поддержания температурного режима. В конце своей лекции сказал о том, что колоду с лежащей внутри принцессой открывают редко, берегут, но завтра день технического осмотра, и если будет возможность посетить музей, то москвичи не пожалеют о потраченном времени.

Артем и Кирилл вернулись в геологический зал, рассматривать минералы, Валерий пошел встречаться с проводником, которого им посоветовали еще в Москве, Максим исчез в неизвестном направлении. Тим стремительно пошел к выходу, его начала мучить головная боль. Очень хотелось вырваться из этого мира прошлого.

Возвращаться домой одному не хотелось. Около музея была построена зона отдыха с эргономическими деревянными лавочками. Они своими причудливыми формами напоминали диковинных зверей, столпившихся у искусственного водопада. Хрустально чистая вода, разбиваясь о валуны, насыщалась энергией солнца, переливаясь всеми цветами радуги. Журчание текущей воды успокаивало. Тимофей решил подождать друзей здесь, расположившись на скамейке. И только он сел, к нему присоединились бабули из музея, подсев с разных сторон. "Ну вот, и меня окружили, взяли в полон", – улыбнувшись, подумал мужчина.

– Добрый день, – сказал Тим, вспомнив, что на Алтае первым говорит приветствие тот, кто помоложе, подчеркивая свое почтение старших.

– Добрый! – почти одновременно сказали старушки, заулыбались, обрадовались тому, что важный московский гость относиться к ним с уважением.

– Мы хотели тебе немного рассказать про Белую госпожу, чтобы ты понял, почему нам так важно ее возвращение к месту упокоения. Нельзя нарушать связь с предками, народ без корней умирает. Душа человека всегда возвращается туда, где ей мило, только если что-то темное не держит ее в неволе. Наши предки только поселились в долине Укок, когда пришла Белая госпожа со своим племенем. Сначала предки очень испугались пришествия чужаков. Но Белая госпожа была добра к ним, лечила, предсказывая будущее, помогала выбрать лучшее место для охоты и пастбищ, отгоняла злых духов. Перед тем, как переселиться в мир духов, она оставила свои знания нашим шаманам, – начала рассказ высокая старушка. Тим с удивлением заметил, как женщина начала меняться: она распрямилась, в глазах загорелся огонек вдохновения и гордости за свой народ. Народ, который на протяжении веков смог сохранить уважение к жрице, и защищал ее память, не смотря на то, что она была чужая им по крови. Даже в мыслях мужчина не мог теперь называть Белую госпожу – принцессой. Принцесса – это просто статус, госпожа – уважение и признание ее добрых дел.

– Да, ты должен знать, – продолжила другая женщина, – раньше, чтобы стать жрицей или шаманом, человек проходил тяжелый путь потерь. И когда от горя истощались его силы, к нему приходили злые духи, принося болезнь. Только в каждодневной борьбе с болью, побеждая зло внутри себя, человек мог общаться с добрыми духами и богами. И они помогали ему, открывали неизведанные дороги, показывали будущее. Чтобы вытерпеть такую боль, человек пользовался обезболивающими веществами. В жилище жрицы сжигали семена конопли, для облегчения ее страданий.

– Да! Да. Именно так, – с жаром поддержала ее подруга, – каждая минута в борьбе. Сражаться каждое мгновение со своим внутренним демоном, чтобы помогать людям. Это не то, что нынешние экстрасенсы. Дурят людей, чтобы набить карманы деньгами.

– Белая госпожа просила положить вместе с ней небольшое зеркальце. Подарок любимого. Единственная вещь, которая осталась в память о нем. Она больше никого не полюбила, не вышла замуж, не продолжила свой род. Всю силу своей любви отдала людям. Любовь, – произнося это слово бабуля, источала свет добра, – разве мог наш народ забыть о самопожертвовании любви? Не озлобиться, проклиная всех, а подарить свою любовь миру. Самые сильные мужчины были хранителями кургана, чтобы никто не потревожил ее сон. Один навсегда скрыл ее своим телом от разрушителей гробниц. Многие искали место ее последнего упокоения в надежде заполучить артефакты. Глупцы! Они думали, что жрица управляет людьми и видит будущее с помощью древнего знания. Но разве можно украсть любовь? Тайна Белой госпожи в ее любви к миру и людям.

Все втроем замолчали. Каждый думал о своем. Молчание нарушил подошедший к ним Антон, возбужденно рассказывая о татуировках мумии. Бабули недоуменно посмотрели на него, покачали головами, переглянулись и торопливо попрощавшись, удались. Внезапно одна, та, которая была повыше ростом, вернулась, и, обращаясь к Тимофею, сказала о том, что заинтересованность его спутника телом жрицы, может разбудить злого духа.

Вечер прошел так, как не ожидал никто. Оказалось у коттеджа есть не сразу заметное преимущество. Сзади дома была площадка из валунов, выравненная залитым бетоном. На ней под большим навесом стоял огромный дубовый стол с лавками. "Как для сказочных богатырей", – усмехнулся Тим. Рядом расположилась зона для шашлыка, мини родник бил из-под камней, но непонятно был ли он искусственного или естественного происхождения. Потрясающим достоинством зоны отдыха оказался прекрасный вид на округу и горы. Стремившееся к закату солнце, прощаясь, залило красным золотом снежные вершины гор, и, спрятавшись за ними, последними лучами подожгло алым пламенем облака.

Ближе к вечеру пришел проводник – высокий смуглый богатырь, со светло-русыми волосами и ярко выраженными монголоидными чертами лица. Он представился: "Саша, я боюсь, вы не запомните моего настоящего имени. Но можете звать меня просто – покоритель гор!" И засмеялся так, как будто раскаты грома обрушились на округу. Саша принес с собой мясо филе ягненка, сделанный женой плов и бутыль коричневатой жидкости. Подняв бутылку над головой громко, обращаясь ко всем, провозгласил: "Мой самогон, настоянный на алтайских травах, самый лучший в мире". Похоже, неуверенностью в себе он не страдал. Разве могло быть по-другому? Проводник отвечает за жизнь доверившихся ему людей. Вечер пролетел в задушевных беседах, сказаниях об Алтайском крае, и попытках научиться горловому пению.

Ночью Тим спал плохо. Снилась ему женщина, сидящая на кургане, на каменном троне, покрытом звериными шкурами. Свет полной луны серебристым огнем опалял округу. Ее сияние было настолько сильным, что фигура жрицы четко выделялась на фоне дремавших гор. Можно было разглядеть и печальное выражение лица, и скорбные складки, залегшие около губ. Только глаза, напитавшись силой луны, сверкали, как у дикого барса перед смертельной схваткой. Женщина заговорила, и звук ее гортанного резкого голоса, полоснул по сердцу, вызывая чувство вины и жалость. Удивительно, но Тим понимал все слова. Может, потому что это был сон? Или нет? Сначала Белая госпожа, рассказала, что когда-то давно, до ее рождения, ее скифское племя кочевало по плоскогорью. Потом упали светящиеся огненные шары, превратившиеся в сверкающих птиц. Из них вышли боги и говорили со скифами. Они жили с ними несколько лун, лечили больных, искали что-то в горах, а потом улетели, оставив знания, как лечить с помощью духов, найденных в пещерах. Там боги оставили странный предмет, в нем сидел демон по имени Маяк. Дом демона был красивый и блестящий. Иногда девушки приходили к нему, чтобы смотреться в его сияющую поверхность и просить у него для себя красоты. Но иногда у Маяка загорался страшный кровавый глаз, и тогда он издавал резкие звуки. Предки думали, что демон требует жертв, и приносили ему мясо, молоко диких кобылиц, иногда мелкую дичь. Небесные боги обещали вернуться, и объяснили, что этот блестящий демон укажет им дорогу назад. Скоро рядом с Маяком начали расти волшебные камни. Люди племени приняли их за дары благодарности. Шаман взял немного камней, чтобы стать ближе к духам, лучше предсказывать будущее. Потом скифы начали болеть неизвестной болезнью, кожа на теле сходила, как от ожогов. Племя испугалось, что боги так наказывают за взятые без разрешения волшебные камни, и вернули их в пещеру. Но это не помогло вернуть благосклонность богов с неба. Начались сильные ветра, и иногда тряслась земля, от того что падали вершины гор. И племя ушло искать новую родину.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 131 форматов)