Валерий Иванович Мурашов
Педагогические беседы. Интегральная педагогика в популярном изложении
Дух как самосознательный интеграл бытия – принцип истинной педагогики.
© Мурашов В.И., текст, 2020
© Кротов И.Ю., оформление, 2020
© АНО «Содействие в развитии ресурсов здоровой жизни», 2020
Беседа первая
Чему человека учить?
«Как чему? – спросит читатель. – Тому, чему учили всю жизнь: читать, писать, считать, познавать законы природы и общества, трудиться». Верно, но этого мало. Силы зла также умеют читать, писать, считать, работать и в своей разрушительной деятельности используют знания об окружающем мире. Утешение, правда, в том, что от тьмы в тьму и уйдут. Но тьма рассеивается Светом. Откуда же взяться ему? Ни рационально ориентированная педагогика, порождающая бессердечную школу, ни «чистая», то есть не обременённая нравственностью зверино-рыночная экономика, возникшая не без участия однобокой школы, ни потерявшие стыд и совесть массовая культура и политика, ни отемнённая эгоцентризмом, говорливая, расслабленная и полутрусливая интеллигенция не создадут духовного Света, ибо подобное порождается только подобным.
Чтобы родить человека второй раз, то есть педагогически сотворить его в Свете Духа, нужно учить его не только и не столько тому, чему учат современная семья и школа, а единственно важному – смыслу жизни, по отношению к которому все предметы образовательных программ должны быть средством его осуществления.
Разве родители и учителя не учат этому? Частично – да, но в целом – нет. Если в семье и в школе человека учили бы истинной жизни, то наша жизнь была бы другой, человеческой.
Родители воспроизводят в детях свою психобиологическую и духовно-культурную природу, которая, как правило, не выше своего творца. В школе дети изучают отдельные предметы, но не жизнь в её целостности, которая значительно сложнее и многообразнее, чем содержание школьных программ. Не понимая мира в целом, учителя, а следовательно, и учащиеся, не имеют целостного воззрения на него, то есть не обладают истинным мировоззрением. Что же касается воспитания молодёжи, то этим сейчас практически не занимаются. Считается, что образование включает в себя и воспитание. Включает, да только не автоматически.
Учение и жизнь
Почему человека нужно учить знанию не отдельных предметов, а прежде всего смыслу жизни? Да потому, что главное для человека – это сама жизнь, соответствующая своему эволюционному назначению. Абсолютно всё: удовлетворение материальных и духовных потребностей, работа, отдых, творчество, развлечение, образование и воспитание в том числе – всё это входит в понятие «жизнь» и является её составляющими элементами. Рассмотрим это подробнее и ради самой жизни станем более серьёзными и внимательными.
В отличие от современного рационально-бездушного образования интегральная педагогика имеет предметом своей деятельности единство человеческой и мировой жизни. Жизнь без начала и без конца есть всё во всём. Смерть – это всего лишь способ её сверхфизического существования. Человеческая жизнь как определённое сечение беспредельности, оконеченная бесконечность, пространственно-временная форма проявления вечности, по сравнению с животной жизнью – самосознательна. «Да ведь это банальная истина!» – скажет читатель. Давайте посмотрим, что из этой банальности вытекает для педагогики, а значит, и для самой жизни.
Общеизвестно: чтобы жить, человеку нужно есть, пить, одеваться и т. д. Но для этого он должен работать. При этом его работа, обеспечивающая жизнь, должна протекать в соответствии с законами природы, общества, предмета и средств труда. Нарушение этих законов влечёт за собой разрушение человеческой и природно-планетарной жизни. В итоге – смерть. В свою очередь, для того чтобы труд осуществлялся целесообразно, необходимо, во-первых, знать законы жизни и, во-вторых, действовать в соответствии с этим знанием.
Но чтобы обладать знанием, умением и навыком, человек должен учиться, учиться в широком смысле этого слова, то есть не только в учебных заведениях, но и в процессе жизни у самой жизни. В основе труда лежит знание как процесс и результат образования человека. Следовательно, учение и его продукт – культура, как интеллектуально-чувственно-волевой смысл бытия, есть духовное условие и основа человеческой жизни. Таким образом, не бытие определяет сознание, а практически действующее сознание не только определяет, но и творит человеческое бытие. Правда, необразованное и невоспитанное сознание не творит, а вытворяет.
Если это так, а это так, уважаемый читатель, то получается, что банальная истина совсем не банальна. В этом мы окончательно убедимся, когда поймём, что сущность жизни человека полностью и без остатка сводится к его духу как сознательно самоопределяющейся деятельности в виде мышления, чувства и воли. В этом смысле дух и жизнь – синонимы, поскольку жизнь человека, как существа разумного, есть жизнь духа. Учить жизни – значит развивать у ребёнка мышление, чувство и волю как универсальные способности его триединого духа.
Но дух духу рознь. Он может выступать как созидающей, так и разрушающей жизнь силой. Поэтому учить человека жизни – значит развивать его в целостности. Сегодня семья и школа этого не делают, ограничиваясь преимущественно развитием ума, который при неразвитости чувства и воли вырождается порою в злоумие. Учить человека жизни – это развивать в нём такие качества духа, с помощью которых он смог бы осуществить её смысл и реализовать своё эволюционное назначение. Так как смысл человеческой жизни и смысл образования – это один и тот же смысл, то для ответа на вопрос, чему учить, нужно рассмотреть смысл жизни и педагогики.
Смысл жизни и педагогики
«Сегодня народу не до смысла жизни, – скажет прагматически настроенный читатель. – Вначале нужно выжить, а уж потом философствовать о смысле бытия». Выжить кому и за счёт кого? Без понимания и осуществления смысла жизни – не выжить! Ибо с утратой смысла жизни прекращается и сама человеческая жизнь, так как жизнь и её смысл – одно.
Жизнь, Бога, истину обмануть нельзя. Проскочивший здесь, не проскочит там, куда не только власть, деньги и недвижимость, но даже собственное тело не возьмёшь с собой. Да и что от того, если весь мир приобретёшь, а душу свою потеряешь?
В чём же заключается смысл человеческой жизни, а следовательно, и смысл педагогики? В раскрытии Бога в человеке, в развитии триединого смысла триединого человеческого духа как образа и подобия Божия. Для мышления этим смыслом будет истина. Для чувства – моральность и красота. Для воли – добро (свобода). Их начало – любовь как Божественный интеграл бытия. Именно эти качества человеческого духа как процесс и результат интегрального образования и составляют в своём триединстве подлинную творческую основу, средство и способ человеческой жизни, саму жизнь в её исторической полноте. И это потому, что истина, добро, красота и любовь, как земное отражение Божественного смысла, удерживают в потоке мировой жизни человеческую жизнь и что она сохраняется от саморазрушения и эволюционирует.
Дело вовсе не в том, что нам не хватает денег, а в том, почему при наличии рабочей силы их нет. Дело не в том, что нашему обществу нужны новые законы, а в том, почему не исполняются существующие. Для нормальной человеческой жизни нам не хватает ни денег, ни законов, ни средств производства. Нам не хватает ума, добра, стыда и совести, общей и профессиональной культуры. Следовательно, нам не хватает прежде всего эффективной системы образования как расширенного воспроизводства разумно-нравственного духа народа – животворного корня человеческого бытия.
Если невежество и произвол есть двуединая причина человеческих бед и страданий, то культура духа народа – это полнота жизни. Культуру не следует понимать в виде самостоятельного социального явления наряду, например, с экономикой и политикой. Культура в её истинном значении есть разумно-нравственная материально-духовная жизнь, организованная в гражданское общество и государство, жизнь как самооснова, средство и способ своего эволюционно закономерного существования.
Итак, поскольку человеческая жизнь, по существу, сводится к жизни духа, а воплощённый дух в своей сущности есть истинная или закономерная мыследеятельность, внутренне чистое и прекрасное чувство, свободная, нравственно-правовая воля и здоровое тело, постольку педагогическое развитие сущности человека и его жизнь в соответствии с Божественным смыслом – это одно и то же. Именно поэтому, воспитывая человеческий дух во всей его триединой полноте в соответствии с его триединым смыслом, мы вместе с тем и в то же время учим человека истинно человеческой, то есть богочеловеческой жизни. И наоборот, раскрывая смысл жизни, мы осуществляем подлинное воспитание человека. Благодаря развитию своих универсальных способностей в соответствии с их Божественной природой человек осуществляет разумно-нравственный взаимообмен веществ, материальных и духовных энергий с другим человеком, обществом, природой и космосом, что, по существу, и является самой жизнью.
Беседа вторая
Полнота жизни
Чему человека учить? На этот вопрос мы ответили так: учить жизни во всей её полноте. Что означает «полнота жизни»? Абсолютной полнотой бытия является Бог, как единая, вечная, беспредельная и совершенная жизнь. Человек есть часть единой жизни и потому несовершенное подобие Бога. Смысл человеческой жизни указан Христом, который сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48).
Эта заповедь может быть исполнена человеком через практическое самопознание – требование, вытекающее из Божественной природы человеческого духа и предъявляемое им самому себе. Самопознание как духовное прорастание человека в Бога, приближение его к своему Отцу Небесному есть единый смысл и человеческой жизни, и педагогики.
Земным отражением Божественности в человеке является совершенство его духа: истинность мышления, моральная чистота и красота чувства, могущество и нравственность воли, а их интеграл есть любовь. Развитие этих качеств духа и означает введение человека в полноту жизни и осуществление тем самым цели явления Христа – дать жизнь с избытком.
Как человека учить?
Так, чтобы смысл обучения воплотился в жизнь и наполнил её Божественным смыслом. «Слишком общий ответ», – скажет читатель. Однако именно этот ответ, наподобие зерна, содержащего в скрытом виде будущее растение, заключает в себе основную цель, универсальный закон и фундаментальный критерий истинности обучения. Помните, что сказал Спаситель по поводу поведения человека в обществе? «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матф. 7:12). Так и в педагогике. Прежде, чем говорить о конкретных методах обучения, нужно уяснить золотое правило педагогики.
Золотое правило педагогики
Оно гласит: «Педагогично всё то, что ведёт к реализации смысла человеческой жизни, раскрытию Бога в человеке». Это означает, что каждое чувство и каждая мысль, каждое слово и каждый поступок, внутреннее состояние духа и образ жизни родителей и учителей, а также окружающая детей домашняя и школьная обстановка – всё это и многое другое должно быть условием, средством и способом осуществления смысла педагогики. Со стороны ребёнка (ученика) действие этого правила выражается в развитии чувства и мышления, воли и тела в процессе игры, обучения, жизни в целом в согласии с законами Божественного бытия.
Всё, всё, всё – родители и учителя, игрушки и игры, книги и фильмы, жизненные условия, средства и методы обучения – должно соответствовать смыслу обучения и воспитания. Золотое правило педагогики, как Божественный инстинкт, живёт в душе каждого родителя и учителя, обладающего здравым умом и нравственно не испорченным сердцем. Содержание этого правила – смысл всех мировых религий, вся культура человечества, всё, что служит физическому и духовному совершенствованию человека, сохранению, эволюции и полноте его жизни. Способ (метод) обучения, благодаря которому реализуется это содержание, есть творческая форма этого правила, практическая педагогика, то есть то, что является живым ответом на вопрос: как учить человека?
Универсальность золотого правила даёт основание назвать его основным законом педагогики. В отличие от законов природы законы педагогики без человека не существуют, так как представляют собой Божественное содержание цели педагогической деятельности и саму эту деятельность – словом, живой смысл обучения и воспитания. Именно поэтому наряду с вопросами: чему и как учить, возникает следующий вопрос: кто должен учить? Последний является главным, ибо недостаточно лишь физически произвести человека на Свет Божий. Обязанность родителей и учителей – родить его в культуре и нравственности. А для этого им нужно находиться в непрерывном процессе самообразования и самовоспитания, то есть по своему духовному содержанию быть тем, кого они хотят сотворить. Иначе говоря, воспитатель должен быть воспитан, ибо, как сказал Господь, хорошее дерево не приносит плохих плодов, и плохое дерево не приносит хороших. Каков же способ реализации смысла жизни и педагогики?
Педагогическое отношение
Процесс обучения представляет собой отношение между родителем (учителем) и ребёнком (учеником). Это педагогическое отношение. Его составляющие: духовно неравные субъекты (обучающий и обучающийся), содержание (смысл) и творческая форма (метод) обучения.
Элементы педагогического отношения как процесса обучения отвечают на вопросы: кто, что и как? Кто и кого учит? Что является содержанием обучения, или чему учить? И наконец, как учить, чтобы тот, кто учит, воплотил в того, кого он учит, смысл обучения? И только тогда, когда субъекты, содержание и форма обучения (кто, что и как?) будут соответствовать основному закону педагогики и через него друг другу, отношение между ними будет истинно педагогическим.
Как этого достигнуть? Какие конкретные педагогические правила и приёмы следует применять? Подлинный метод обучения должен вытекать из смысла самого обучения, ибо порядок и связь идей, как говорил Спиноза, есть тот же самый, что и порядок и связь вещей. При рассмотрении живого педагогического отношения мы обнаруживаем в нём противоречие, центральный узел всей педагогики.
Педагогическое противоречие
В отличие от других видов человеческой деятельности педагогика есть творение духа духом по законам духа. Участники педагогического отношения – ребёнок (ученик) и родитель (учитель) – обладают свободной волей. Первый – в возможности, второй – в действительности.
Основное педагогическое противоречие заключается в том, что родитель (учитель) должен управлять самоопределяющимся духом ребёнка (ученика), то есть существом, обладающим способностью управлять собой. При этом свобода ребёнка не должна быть нарушена. В противном случае ребёнок превращается в одушевлённую вещь, а педагогика – в антипедагогику.
Спрашивается, может ли родитель (учитель) без употребления силы своего духа управлять развитием ребёнка (ученика)? И может ли ещё не самостоятельный и не совершенный дух преображаться без воздействия на него извне, без установления для него разумных границ и правил свободного, нравственно-правового поведения, без наказания за непослушание и нарушения соответствующей дисциплины? Если может, то проблема дисциплины решена. Но как ребёнок самостоятельно дойдёт до этого?
Если родитель вынужден примириться с капризом и произволом ребёнка, чтобы не нарушить свободу его воли, то чем и как он сможет тогда воздействовать на него? Да и возникает ли тогда вообще педагогическое отношение? Если же родитель воздействует на ребёнка, то как при этом сохраняется его свобода – святая святых педагогики и человеческой жизни?
Разрешение педагогического противоречия
Чтобы разрешить указанное противоречие, родитель (учитель) должен преобразующе воздействовать на ребёнка (ученика) и при этом не нарушать свободу его воли. В то же время родитель должен нарушить формальную свободу ребёнка, накладывая на его дух логику разума и дисциплину воли. Однако это нарушение свободы, по существу, не является таковым. Наоборот, в этом случае происходит преображение формально свободной воли или произвола в истинную свободу.
Вот что по этому поводу писал великий философ и педагог Гегель: «Что касается одной стороны воспитания, именно дисциплины, то мальчику нельзя позволять поступать по собственному желанию… Послушание есть начало всякой мудрости, ибо благодаря ему воля, ещё не познающая истинного и объективного, ещё не делающая их своею целью и именно потому ещё не подлинно самостоятельная и свободная, а, скорее, ещё неокрепшая воля допускает определение себя приходящей извне разумной волей и эту последнюю делает постепенно своей. Напротив, если позволить детям делать всё, что им заблагорассудится, да ещё сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, и у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу – к корню всякого зла… Скоро в ребёнке проявляются своеволие и склонности к дурному. Это своеволие должно быть сломлено дисциплиной, этот зародыш зла должен быть ею уничтожен»[1].
Философ истины и свободы не призывает родителей и учителей к насилию над ребёнком (учеником), ибо дисциплина духа – это не насилие, а подлинная свобода. Педагогическое рождение ребёнка осуществляется не насилием, а силой истины, свободы, красоты и любви, подчиняясь которым, ребёнок превращает их в существенное содержание своего собственного духа, обретая тем самым истинный разум и настоящую свободу, нравственность и культуру.
Так, разумно-нравственный и любящий дух родителя (учителя) в форме учебно-образовательно-воспитательного процесса разрешает противоречие между собой и противостоящим ему природно-чувственным духом ребёнка (ученика), порождая таким образом своё подобие. В свою очередь дух ребёнка (ученика), трансформируя себя в соответствии с логикой и дисциплиной духа родителя (учителя), внутренне отождествляется с ним, разрешая тем самым сложившееся между ними педагогическое противоречие.
Итак, уважаемый читатель, суть метода обучения или ответ на вопрос: как человека учить, заключается в реализации универсального смысла педагогики – развитии Божественной сущности человека: разумности мышления, моральности и красоты чувства, нравственности воли и любви сердца. Испытывая на себе разумно-нравственную силу родителя (учителя), ребёнок (ученик) вначале бессознательно, доверяясь авторитету старшего, затем осознанно, на принципе добровольного самоопределения, по законам жизни преображает свой дух в соответствии с его Божественной природой.
Подлинно педагогический метод представляет собой процесс возникновения, развития и разрешения противоречия между сторонами педагогического отношения. Он состоит в том, что формально свободный дух ребёнка (ученика) неосознанно, полуосознанно или осознанно допускает воздействие на себя существенно свободного духа родителя (учителя) и тем самым бессознательно, полусознательно или сознательно осуществляет свою теоретическую и практическую деятельность в согласии с разумом и волей своего воспитателя. В результате этого противостоящее ребёнку содержание духа родителя (учителя), воздействующего на него извне, интеллектуально-волевой деятельностью самого ребёнка, становится его собственным внутренним достоянием и превращается в существенное содержание его духа.
Весь процесс образования и воспитания человека есть не что иное, как саморазвитие универсального смысла педагогики. Именно поэтому всё то, что является его обнаружением и реализацией, педагогично, то есть разумно и свободно, морально и правомерно, нравственно и Божественно как по своему содержанию (чему нужно учить), так и по своей форме (как нужно учить).
Беседа третья
Бог в человеке, человек в Боге
Мы говорили о том, что человека нужно учить согласно его Божественной природе, смыслу и назначению его жизни. Мы сказали, что подлинный педагогический метод не выдумывается, а является способом воплощения в жизнь смысла педагогики: раскрытием Бога в человеке. «Разве не знаете, что вы Храм Божий и Дух Божий живёт в вас?» (I Кор. 3:16). Развитие духовности во всей её полноте – вот фундаментальный принцип и золотое правило интегральной педагогики, универсальный критерий педагогичности обучения, граница духа, отделяющая сатанинское от Божественного в человеке, царство князя мира сего от Царства Божия на Земле.
Мы отметили, что земной смысл жизни человека, вытекающий из его духовного бессмертия, состоит в развитии универсальных способностей духа, в накоплении заложенных в нём Божественных свойств как подлинного богатства, неотъемлемого и вечного достояния.
Мы показали также, что в процессе обучения между его участниками возникает педагогическое противоречие, которое разрешается в том случае, если обучение ребёнка происходит согласно его смыслу, то есть по законам истины, свободы, красоты и любви или, что то же самое, в соответствии с единой сущностью Божественного и человеческого духа.
Свобода воли и наказание
Продолжая разговор о том, как человека учить, рассмотрим, пожалуй, самый трудный и менее всего разработанный в педагогической теории и практике вопрос соотношения свободы воли и наказания.
Необходимо ли наказание ребёнка (ученика)? Если да, то в чём заключается особенность такого наказания и как оно уживается со свободой воли ребёнка и родительской любовью к нему?
Общеизвестно, что в отличие от животного человек обладает волей. Именно в ней, как в зародыше, и содержатся все противоречия воспитания и способы их разрешения. Вся педагогика, по существу, сводится к управлению волей ребёнка с целью её преображения из формально свободной в действительно свободную волю.
Благодаря тому, что ребёнок (ученик) есть существо самоопределяющееся, педагогическая власть родителя (учителя) не может непосредственно распространяться на него. Педагогическое родительское влияние в той или иной мере обусловлено волей ребёнка. Что же происходит, когда ребёнок своим непослушанием блокирует педагогическое воздействие и выходит из сферы его влияния? В этом случае возникает противоречие, но не прекращение педагогического процесса. Что нужно делать, чтобы это противоречие разрешить и подчинить волю ребёнка логике обучения и своей воле? Прежде всего, восстановить разорванное педагогическое отношение. Но как? Существуют два способа, и оба находятся в прямой зависимости от уровня развития духа ребёнка.
Воспитание благом
Наилучший способ воспитания состоит в том, чтобы ребёнку даже вредное не запрещать, но перевести его внимание на то, что объективно составляет благо жизни. В чём же заключается воспитательная ценность, эффективность и сама педагогичность этого метода? Во-первых, в воздействии на поведение ребёнка с помощью его собственного сознания и воли методом убеждения и осознания привлекательности блага. Во-вторых, в сохранении его свободы воли и её саморазвитии в разумнонравственную волю.
Педагогическое управление духом ребёнка и его преображение происходят здесь не путём насилия со стороны родителей и учителей, а благодаря переключению устремления и интереса ребёнка с духовно низкого и вредного на духовно высокое и полезное, то есть на благо жизни в виде разумнонравственного поведения, добра, красоты, любви, других форм отражения Божественности на Земле. Благо жизни, как объективно высшая власть, при достаточном уровне духовного развития ребёнка господствует над его умом, сердцем и волей. И этому благу, как разумному, свободному и прекрасному содержанию своего духа, ребёнок добровольно подчиняется. Таким образом, вредное преодолевается не путём запрета, а мощью самого блага – внутренней силы, преобразующе действующей в собственном духе ребёнка.