Игорь Федорович Масленников
Короткий метр. Сборник сценариев для учебных и курсовых игровых фильмов
© Рисунки Масленникова И.Ф.
© Масленников И.Ф.
© Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова
* * *Praktikum
Предлагаю читателям двадцать пять моих оригинальных упражнений – литературных сценариев короткометражных фильмов, которые можно использовать для создания учебных и курсовых студенческих работ или даже любительских фильмов. В них соблюдены основные принципы драматургии игрового кино:
1. Наличие ХАРАКТЕРОВ у основных персонажей.
2. Сюжетная ТАЙНА, которая должна держать внимание зрителя.
3. Лаконизм ДИАЛОГОВ.
4. Расчёт на зрительское СОУЧАСТИЕ, на его догадки и активный поиск смысла истории.
5. Точные нужные детали, подробности.
6. Доступность реализации, преобладание интерьеров, минимум простейших декораций.
7. Описание действия в НАСТОЯЩЕМ времени.
8. Доля ИРОНИИ как залог долголетия кинопроизведения.
Следует заметить также, что в отличие от полнометражных фильмов, в основе которых лежит ИСТОРИЯ (The Story), содержание короткометражки – СЛУЧАЙ, ПРОИСШЕСТВИЕ (The Event).
Вам остаётся только выбрать такой случай, написать РЕЖИССЁРСКИЙ сценарий будущего кинопроекта, снять и смонтировать его.
Хронометраж – 10–15 минут.
Игорь МасленниковЩи
В закусочной самообслуживания возле лотка, где лежат пирожные с фруктовым желе, стоит смуглый мальчик лет девяти. В тот момент, когда он уже приготовился, чтобы схватить лакомство и убежать, раздается старушечий голос:
– Мальчик…
Он испуганно оборачивается.
Невдалеке за столиком сидит перед обеденным подносом седая женщина, держит в руке блистер с таблетками.
– Мальчик, принеси, пожалуйста, стакан воды вон оттуда.
Он направляется к бойлеру, берет пластиковый стаканчик, нажав на рычаг, наливает воду, несет её старушке.
– Вода очень холодная, – предупреждает он.
– Спасибо, дорогой… Садись… – говорит старушка и принимает лекарство. – Ты хотел фруктовое пирожное?
Мальчик смотрит на поднос с обедом, стоящий перед старушкой, – салат, суп, компот.
– Я люблю щи, – говорит он.
Женщина роется в кошельке, достаёт две монеты.
– Как тебя зовут?
– Саша.
– Вот тебе, Саша, двадцать рублей. Пойди, купи щи… Старушка приступает к своему обеду, а смуглый мальчик идёт на раздачу, получает тарелку супа, берёт ломтик хлеба и ложку…
– Иди, иди сюда, – зовёт его женщина.
Мальчик садится к её столу и начинает есть.
– Вы богатая? – спрашивает он.
– Я пенсионерка.
Он с пониманием кивает и затем говорит после паузы:
– У меня брат тоже пенсионер.
– Он настолько тебя старше? – удивляется она.
– У него голова трясётся.
– Вот как!.. – сочувствует старушка. – И он такой же, как ты, тёмненький и курчавый?
– Да… И он… У нас мама белая.
– А папа? – задаёт странный вопрос женщина.
– Папа во Франции… Мама к нему ездит.
– А почему же он не с вами?
– Он говорит – ему здесь холодно.
– А тебе?
– Мне не холодно… Я же русский.
Афро-русский мальчик доедает щи и встаёт.
– Спасибо… Ну, я пойду?
– Ты в каком классе?
– Во втором.
– А кем хочешь стать?
– Поэтом!
– Поэтом? – удивляется в очередной раз старушка. – И ты пишешь стихи?
– Да.
– Ну, почитай.
Он принимает торжественную позу, собирается с мыслями, вспоминает.
– Зима… Крестьянин, торжествуя, – начинает декламировать мальчик, – на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь…
Высота
Стройная красивая девушка Кристина подходит к старому семиэтажному дому, убеждается в правильности номера – 9 и набирает на единственной облупленной входной двери «код доступа».
– Да-а-а…. – секунд через пять слышится весёлый мужской голос.
– Владик, я пришла…
– Умница!.. Иди на самый верх… Лифт не работает. Я пришлю за тобой Марусю.
Щёлкает автоматический замок, и Кристина оказывается в плохо освещённой «парадной», как говорили прежде. Лифт, действительно, не работает. Кристина делает несколько шагов по лестнице, и тут к ней подбегает сверху весёлая приветливая овчарка.
– Маруся, Марусечка… – радуется Кристина. И они вместе начинают путь наверх.
Они преодолевают семь этажей, до которых тянется сетка неработающего лифта. И тут обнаруживается, что в доме есть ещё восьмой этаж – то ли чердак, то ли мансарда. Короче, обитель художника Владика. Туда тянется последний лестничный марш без перил, не шире метра, нависший над чёрной пропастью лифтовой шахты.
Маруся на своих четырёх лапах спокойно продолжила путь и очень удивилась, когда Кристина замерла на седьмом этаже в полном оцепенении.
Вынув мобильник и набрав номер, Кристина решительно говорит:
– Владик, я ухожу!
Он тотчас же вылетает на лестничную площадку:
– Всё накрыто! – кричит он. – Умоляю, Кристина!!!
– Дальше я не пойду…
– Почему, дорогая?
– Я боюсь высоты.
– Но я же послал за тобой Марусю!!!
– У меня нет четырёх лап…
– Но ты же можешь встать на четвереньки! – кричит Владик сверху.
– Никогда!
– Хорошо. Я сейчас дам ошейник, и ты, Кристина, держась за Марусю, поднимешься ко мне… Маруся!!!
– Мне ошейник?! – польская кровь взыграла в сердце Кристины. – Ты мне сказал, пся крев? Я не собака Маруся, я – Кристина Михалик!.. Прощай!..
– Солнце моё! – кричит несчастный художник. – Я принёс сюда в мастерскую твой портрет… Я его не закончил… Стол накрыт!..
– Прощай…
– Постой минутку! – снова кричит Владик и скрывается в двери.
Гордая полячка в замешательстве.
Владик выбегает с бутылками выпивки, корзиной фруктов, кубарем скатывается по узкой лестнице и оказывается у ног Кристины на площадке седьмого этажа.
– Есче польска не згинэла! – со страстью выдыхает он и откупоривает шампанское. – За тебя, моя Кристина!
Они выпивают.
– Коньяк? – спрашивает Вадик.
– Коньяк! – отвечает Кристина.
Они выпивают.
– Фрукты? – спрашивает Вадик.
– Коньяк! – отвечает Кристина.
– Портрет будем дописывать? – спрашивает Вадик.
– Коньяк!!! – отвечает Кристина.
– Ну что, пошли?..
И они удаляются по узкой лестнице над пропастью в мастерскую художника Владика.
ДТП
Широкая двухполосная КАД проложена среди городской парковой зоны. За бетонными поребриками дорожного полотна – газоны, лужайки, рощицы. Лето…
Новенький лакированный тёмно-синий металлик «Пежо» не спеша движется по кольцевой.
В машине трое: на переднем сидении отдыхает аккуратно стриженный с седеющими висками и ухоженными усами господин, на загорелом лице очки в золотой оправе, на безымянном пальце правой руки – перстень из дорогих и старых. Это Михаил Сергеевич Колманович, главарь Окольской ОПГ (кличка или погоняло – «Колыма»). За рулем – водитель-брюнет Руслан, аспирантского вида молодой человек в спортивном костюме (погоняло – «Хан»). На заднем сидении – Виталик, рыхлый толстяк неопределенного возраста, в костюме художественный беспорядок (кликуха – «Артист»).
Вся компания внимательно смотрит на дорогу, на едущие в правом от новенького «Пежо» ряду автомобили.
– Баба! – вдруг восклицает Виталик-Артист, завидев справа машину, за рулём которой сидит пожилая женщина.
– Не то… – мотает головой брюнет «Хан».
Неспешная езда в левом ряду, заставляющая попутные машины идти на обгон справа от «Пежо», продолжается.
…Одна машина…
…Другая…
Наконец, на обгон идет видавший виды ВАЗ-2105, за рулём которого явный пенсионер – седая голова, роговые немодные очки.
«Пежо» перестраивается и некоторое время едет за ВАЗом..
– Один? – спрашивает, вглядываясь во впереди идущую машину, Михаил Сергеевич и сам же себе отвечает. – Один как перст…
И тогда водитель Руслан резко возвращается в левый ряд, едет параллельно ветеранской малолитражке, а Виталик открывает окно и машет пенсионеру, указывая на его колёса.
ВАЗ-2105 останавливается, «Пежо» встаёт сзади.
Элегантный Михаил Сергеевич неспешной походкой выходит из «Пежо» (в руке тросточка с серебряной ручкой в виде собачьей головы) и подходит к водительскому окну ВАЗа.
– Извините за беспокойство, – говорит он. – Возникло недоразумение…
Пенсионер, сидящий за рулем ВАЗа, недоверчиво смотрит на холёного господина.
– Член-корреспондент РАНа, – представляется Михаил Сергеевич и протягивает визитку. – Колманович Михаил Сергеевич.
– Какое ещё недоразумение? – угрюмо спрашивает пенсионер, разглядывая яркую визитку.
– Как вас по батюшке?
– Неважно… Какое недоразумение?
– Я только что купил автомобиль. Мы едем от дилера…
…Тем временем рыхлый Артист, поправив шейный платок, проворно наклоняется к правому заднему колесу ВАЗа, ловко снимает грязный пластмассовый колпак с колеса и, отойдя на середину придорожной поляны, бросает его в траву. Сам же никуда оттуда не уходит…
– Такая досада! – продолжает разговор Михаил Сергеевич. – Едем, наслаждаемся… И вдруг из-под вашей машины летит что-то, бьёт нашу красавицу по крылу. Вероятно – камень…
– Ни по каким камням я не ехал, – уверенно говорит пенсионер. – Ехал по бетонке…
– Извольте взглянуть.
Пенсионер выходит из машины, подходит к «Пежо». Действительно, на правом крыле – царапина…
А в это время толстяк возвращается с поляны, держа в руке грязный пластмассовый колпак.
– Не ваш? – спрашивает Артист пенсионера.
– Мой… – удивляется пенсионер, оборачивается к своей машине, глядит на колесо. – А, чёрт!.. Мой…
Он начинает внимательно рассматривать царапину на тёмно-синем лакированном крыле и заключает:
– Аккуратно, кисточкой… Даю пятьсот рублей… За глаза!
– Дело не в деньгах… – говорит Михаил Сергеевич. – Не надо ничего платить… Как вас по батюшке?
– Пётр Егорыч.
– У вас есть, конечно, ОСАГО, Пётр Егорыч?
– Да… В машине…
– Пойдёмте, сядем.
И они усаживаются в ВАЗе-2105. Пётр Егорыч достает из бардачка прозрачный пакет с бумагами, находит полис.
– Какой там телефон? – спрашивает Михаил Сергеевич и достаёт свой изящный сотовый из последних моделей. – Диктуйте…
– Восемь… два… девять… пять, – смотрит в бумагу Пётр Егорыч.
Три… семь… шесть… – набирает холёная рука с перстнем и ухоженными ногтями.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги