Если подумать
Афоризмы: догадки о смыслах
Виктор Гаврилович Кротов
© Виктор Гаврилович Кротов, 2021
ISBN 978-5-0055-4239-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
На обложке: Мариуц Корнелис Эшер «Путь жизни».
Если подумать, многое приоткроется.
Предисловие автора
В этом сборнике сошлись те мысли последнего десятка лет, которым удалось обрести самостоятельную краткую форму. Законченную для меня, пишущего, но для тебя, читающего, к кому хочется обратиться, всё только начинается.
Такие мысли по жанру принадлежат к афоризмам, но это слишком пышное для них именование. Скорее, это догадки, ощущения тех или иных смыслов, которые можно назвать бликами единого Смысла, наполняющего нашу жизнь и мироздание в целом.
Наверное, одно из призваний каждого человека – делиться такими догадками друг с другом. Этот взаимообмен соединяет нас в человечество.
Всей душой я благодарен тем, на чьих догадках выросло моё собственное восприятие действительности, видимой или невидимой. И теперь чувствую потребность внести свою лепту в эту традицию взаимной делёжки.
Меньше всего мне хотелось бы кого-то чему-то поучать. Хотя краткую заострённую фразу легко принять за попытку поучения, но заверяю читателя, что таких намерений у меня нет.
Не претендую также на какую-либо авторитетность сказанного. Разбирайся сам, дорогой и уважаемый (раз взялся штурмовать эту книгу) читатель, – что тебе здесь может пригодиться, а что можно отшелушить и забыть.
Я попытался придать этим мыслям, относящимся к разному времени и к разным умонастроениям, облик некоего повествования со своими переходящими сюжетами, чтобы виднее были общие контуры книги. Надеюсь, не перестарался – и ты сам, читатель, установишь нужные тебе связи между высказываниями, которые могут привлечь твоё внимание.
Буду рад обсудить с тобой, если мы оказались современниками, то, что ты хотел бы прояснить. Вот мой адрес: krotovv@gmail, com. Попробуй – вдруг он ещё действует…
Раздел 1
О смысле жизни, об ориентировании в ней, о знании и Тайне
Ощутимость смысла
– Всё со всем соседствует по смыслу. Ведь все явления и вещи содержат в себе оттенки единого Смысла.
– Представление о связующей силе смысла значительнее для человека, чем закон всемирного тяготения.
– Смысл недоказуем, но ощутим.
– Непознаваемое не достижимо мышлением, но является источником смысла вещей и явлений.
– Если бы изобрели, подобно металлоискателю, смыслоискатель, он сигналил бы непрерывно, куда его ни направь.
– Всё пропитано смыслом, но нельзя считать его некой аморфной массой или беспорядочным газом – он кристаллизован и иерархичен.
– Жизненный опыт показывает, что смысл обнаруживается всегда, на любой глубине – когда разум этой глубины достигает.
– Смысл, наполняющий мир и каждого из нас гораздо могущественнее наших философий, а также наших фантазий.
Чуткость к смысловым основам
– Если тебе кажется, что жизнь тебя обделила, постарайся понять, зачем это случилось. «Зачем», в отличие от «почему», обращено к тебе самому.
– Новорожденный – вызов хаосу и бессмыслице. Умирающий – намёк на послесмертие.
– Жизнь наполняется смыслом не только за счёт умственного понимания, но и путём самого осуществления жизни.
– Чуткость к смысловым основам мироздания может быть и неосознанной, как бывают мудрыми и неграмотные люди.
– Всё со смыслом. Даже отчаянное желание опровергнуть это утверждение.
– Соединительная энергия смысла проявляется в том, что мы видим мир общим, хотя каждый воспринимает его по-своему.
– Не надо придумывать смысл, к нему нужно присматриваться.
Кажущаяся нехватка осмысленности
– Есть ли смысл надеяться на бессмыслицу как основу жизни?..
– Связующая сила смысла присутствует всюду. Но мы чаще замечаем не её присутствие, а её кажущуюся нехватку.
– Каждый человек имеет дело лишь с теми фрагментами смысла, которые ему удалось рассмотреть.
– Понять, как устроены жизнь и мироздание трудно не потому что смысл их сложен, а потому что он глубок.
– Полагать, что мир лишён смысловой основы и является чем-то стихийным или случайным, – бессмысленно.
– Недостаточность физического зрения беспокоит человека, потому что почти все вокруг зрячие. Недостаточность осмысливающего зрения не очень беспокоит, потому что… Закончите сами.
Помочь смыслу стать видимым
– Отрицание осмысленности мира – это диверсия против собственного разума. После этого ни к чему размышлять дальше. Нет смысла.
– Неверие в осмысленность жизни – это печальная иллюзия, объявляющая иллюзиями веру и надежду, которые тоже недоказуемы.
– Осмысливаемое прошлое расширяет пространство жизни.
– Пристрастие к парадоксам основано на подсознательном стремлении увидеть гармонию мира даже в противоположностях.
– Не хаос и порядок противостоят друг другу, а бессмыслица и смысл.
– Хочется помочь смыслу стать видимым среди самодовольных декораций абсурда.
– Благодатная способность – суметь из своего «не хочется» сделать своё «хочется», потому что разглядел в этом смысл.
– Осмысливать куда интереснее, чем осмеивать.
– Прожить жизнь на максимуме – значит стать осмысленной частицей человечества и природы в целом.
Понять главное
– Главное – понять главное и следовать ему.
– Трудно увидеть свой путь, не взглянув на него сверху.
– Забирайся в мыслях своих повыше, чтобы шире взглянуть на свои пути.
– Ориентир вовсе не всегда должен становиться целью. Иначе все моряки, ориентирующиеся по звёздам, были бы звездоплавателями.
– Движение нуждается в ориентирах, но и для обнаружения ориентиров нужно находиться в движении. Под лежачий камень ориентиры не стекаются.
– Если движешься в нужном направлении, мысли вспархивают отовсюду.
– Всегда есть возможность изменить ситуацию: извне или изнутри.
– Каждому из нас надо потрудиться, чтобы ориентироваться в жизни. Даже дорожные знаки обращены к тому, кто едет, а не сидит дома, мечтая о поездке.
Легче действовать по прихоти
– Право человека ориентироваться среди учений и идеологий, среди религий и догматов очевидно, но никак не устраивает идеологов и догматиков.
– Легче действовать по прихотям своим, чем заморачиваться смыслом и ориентирами. Но тогда не сетуй на те беды, которыми охвачено человечество и которые достаются тебе самому.
– Главное не может располагаться только во мне. Видеть вершину смысла в себе самом – значит оказаться среди бессмыслицы всего остального, рассредоточенного в окружающем тебя мире.
– Нужно быть внимательным и осторожным, чтобы не упустить светлое стихийное и не поддаться тёмному стихийному.
– Если призывы и подсказки приходят с тёмной стороны, надо иметь смелость назвать их соблазнами и прельщениями.
– Возможна конвертация времени в мышление, в творчество, в деланье добра, в молитву… Примитивнее всего – конвертировать время в деньги.
– Не стоит поддаваться соблазнам, через которые второстепенное стремится подменить собою главное.
Не пробивная сила, а проникающая
– Вложить всю душу в решение проблемы можно лишь тогда, когда проблема этого достойна. Когда она максимально приоритетна для тебя.
– Ресурсы для развития можно черпать отовсюду, где достаточно света.
– Отдельные ориентиры помогают определять отдельные цели. Только когда мы увязываем одно с другим, можно увидеть путь в целом.
– Другой может рассказать о своих способах ориентирования, но не применить их вместо тебя к твоим обстоятельствам. Ориентируешься – сам.
– В жизни очень много второстепенного. Но главного – гораздо больше!
– Человеку нужна не пробивная сила, а проникающая, умеющая угадывать верное направление приложения энергии, способная маневрировать и, если надо, уступать место высшей силе.
Вопросы и ответы
– Любознательность видит мир как сборник вопросов «почему?» на разные темы, надеясь, что есть и сборник ответов.
– Наиболее опасны для человека мелкие вопросы, не имеющие особого значения. В них утопает внимание, как в зыбучем песке.
– Самый главный для тебя вопрос сформулирован твоим рождением на свет: ЗАЧЕМ? На него отвечаешь всю жизнь.
– Пути к ответам живописны. Они полны образов и метафор, рассуждений, гипотез и доказательств, озарений и заблуждений.
– Выстраданный ответ всегда будет глубже и значимее умозрительного.
– Дорога к ответу всегда усыпана новыми вопросами.
– Даже риторические вопросы интересны для того, чтобы попытаться на них ответить.
– Подлинный путь отвечания бесконечен. Ответ – лишь передышка в странствии.
– До некоторых ответов надо дорасти, получить их невозможно.
От знания к Тайне
– Стоит ли прятать сознание целиком в земную жизнь, как страус голову в песок?..
– Погружение в тщательную разработку не самых первостепенных подробностей жизни отгораживает от необходимости постижения основ жизни и мироздания.
– Всякое конечное знание – это вход в бесконечную Тайну.
– Учёные выстраивают. Художники улавливают. Философы соединяют. Люди пользуются всем этим в меру вместимости.
– Образное мышление действенно в силу того, что жизнь пропитана смыслом, связывающим несопоставимые явления искрами озарений.
– Когда человек уверяет, будто он знает то, чего он не может знать (а может лишь предполагать и догадываться), – это скучно.
– Тот, кто желает недостижимого – абсолютно истинного знания – обычно норовит объявить таковым именно своё учение.
– Знание весомо, как весомо горючее самолёта или ракеты. Оно и тянет вниз, и двигает вверх.
– Согласиться с фактом ещё не значит смириться с ним. Ведь ему в дополнение, с помощью наших усилий, может придти совсем другой факт.
Постижение и приятие
– Узнавать нужно не чтобы знать, а чтобы обдумать и усвоить то, что тебе покажется полезным.
– Мы делимся не знанием, а надеждой на знание.
– Всякая глубина чем-то нас одаряет.
– Сколько чудес окружает нас!.. Окружаем ли мы их своим вниманием и заботой?..
– Чтобы по-настоящему распознать чудо, обычно нужно кое-что знать о закономерностях, из которых оно выпадает.
– Важны и дерзость постижения, и смирение приятия.
– Не надеясь найти окончательные разгадки, не будем отчаиваться искать плодотворные догадки.
Раздел 2
О разуме, философии
и мудрости
Только опираясь на разум
– На что опирается разум? Понять это можно только опираясь на разум.
– Разум не творит чудес. Он осваивает те чудеса, которыми полно творение. К ним принадлежит и сам разум.
– Опору на разум не следует понимать как опору на свой разум. Разум – это явление не только в человеке сосредоточенное, но и его объемлющее.
– Пытаться ограничить существование разума пределами мозга – всё равно что считать, будто вся энергия мира сосредоточена в печке, которая тебя согревает.
– Твой разум – всегда твой, по тебе скроенный. Завидовать чужому разуму, который позволил бы, будь он твой, преуспеть в жизни, бессмысленно.
– Разум эластичен: каждому он подходит по размеру и вместе с тем годится на вырост.
– Разуму нужна безрассудная отвага! А также безосновательная интуиция, иррациональный рационализм и сверххудожественные образы.
Проблемы разумности и неразумности
– Проблема недомыслия обычно не в малом разумении, а в недостаточно развитом сознании, которое не различает истинные свои интересы.
– И среди рыб встречаются ядовитые, и среди мыслей – разрушительные для сознания.
– Живёшь всегда своим умом, даже если руководствуешься чужим. Хватило же своего ума подставлять свой ум чужому – на что же сетовать?..
– Углублённый взгляд нужен для того, чтобы постигать, а не уличать.
– Непризнание осмысленности мира обессмысливает всякую деятельность разума.
– Единственная партия, которую стоило бы создать, – партия разума. Но много ли наберётся потенциальных членов такой партии?.. Многие ли сообразят за неё голосовать?..
– Там, где интеллект мудрствует, разум умудряет.
– Чем больше развит интеллект, тем важнее ему быть при деле. Нагрузка помогает ему держать форму. Но он не может быть движущей силой разума.
Радостная необходимость мышления
– Пусть твоё свободное мышление будет раскрепощённым, но не развязным. Пусть будет вольным, но не своевольным – то есть следующим смыслу, а не прихоти.
– Прибывающие к человеку мысли у входа в гавань сознания встречаются, к сожалению, с большим количеством мусора.
– У мышления своя пара глаз: глаз выстраивающий и глаз улавливающий.
– Опираясь на своё мышление, выходишь к неповторимо своему осмыслению.
– Мышление должно быть для человека радостной необходимостью.
– Чем чутче к смыслу, тем метче надежда.
– Прокладывая свою тропинку мысли, не знаешь, пойдёт ли кто-то следом, чтобы упрочить её, или она останется незамеченной.
Вход в возможность осмысления
– Мысль, которую обдумываешь, проходит через таинственный процесс взаимодействия с языком, благодаря чему получает окончательное воплощение.
– Всякая фраза – лишь указатель на мысль. Всякая мысль – лишь указатель в сторону Тайны.
– В глубоком месте даже самая прозрачная вода не даёт рассмотреть дно. Но даёт возможность углубляться.
– Неожиданная мысль особенно ценна, если создаёт новое направление мышления.
– Парадокс хорош как инструмент понимания. Но ему лучше быть не шифром, а ключом к шифру – к обновлённому пониманию.
– Пришедшее на ум – это лишь вход в возможность осмысления.
– Хороший образ: крылья мысли. Но мысль и прилетает на них, и улетает.
– Всякая мысль – подарок. Даже если считаешь её своей.
– Никакая мысль не устаревает настолько, чтобы не могла прорасти чем-то новым.
Не только думать
– Зачем человеку думать? А ты подумай…
– Все живые существа по-своему думают. Не обязательно мозгом. И уж наверняка не только мозгом.
– «Подумай!» – в обиходе это означат: увяжи одно с другим, чтобы сориентироваться.
– При благоприятных обстоятельствах любопытство перерастает в любознательность, а затем в способность к самостоятельному мышлению – любодуманье.
– Думать не означает только думать. Человек созревает в размышлении, но осуществляется в поступке.
– Лучшее блюдо человека разумного: поступок между двумя ломтями размышлений.
– Деятельность может быть пищей для размышлений, а может быть укрытием от них так же, как размышления – от деятельности. Выбирай.
Живое и схема
– Опасность рационального мышления в том, что оно может быть не только выстраивающим, но и разрушающим.
– Живое не вмещается в схему, о чём рационализм старается не догадываться.
– Чисто рационально решать сложную этическую проблему – это так же странно, как чисто интуитивно проектировать самолёт.
– Почему снова и снова встают перед ищущим человеком вопросы существования Бога, Его участия в человеческой жизни, существования зла в мире и так далее? Только потому, что повторяются попытки ответить на не совсем верно поставленные вопросы.
– Пока рационализм упорно смотрит в корень, дерево тянется к небу.
Не научить, а помочь научиться
– Философия должна идти путём главных вопросов. Догматизм идёт путём обязательных ответов.
– Чтобы донести до обычного человека свои мысли, надо писать просто и доходчиво. Но философа соблазняет новизна подходов и ракурсов.
– Теперешняя научная философия обладает минерализующим свойством: превращает живое в окаменевшее изображение живого.
– Человеку легче стать профессором философии, чем профессору философии преподавать этот предмет по-человечески.
– Философия не относится ни к естественным, ни к гуманитарным наукам. Это инструментарий мышления о жизни.
– Будущая философия должна быть каждому доступна в его настоящем.
– Задача философского учения – не научить, а обеспечить возможность чему-то научиться.
Стать соавтором усвоенного
– Никакое учение не может сказать, каким должно быть твоё мировоззрение. Учение может лишь предложить некоторые основы для него.
– Кто бы ни был автором усвоенного тобою учения – если ты считаешь его своим, то неминуемо являешься соавтором.
– У каждого из нас своя архитектура мировосприятия и мировоззрения.
– Каждое свидетельство о своём мировосприятии нужно нам всем. Как же иначе человеку сопоставить свои взгляды на жизнь, своё понимание мира с другими взглядами и пониманиями?.
.
– Истину можно угадывать, предчувствовать, но невозможно человеку обладать ею.
Мудрость улыбается
– Жизнь недоказуема и неопровержима. Жизнь или есть, или её нету. Но чтобы задуматься о себе, она должна быть. И обладать тем загадочным средством, которое позволяет задуматься: разумом!..
– Философия может притворяться научной. Но мудрость ненаучна.
– Мудрствование – это имитация мудрости, дискредитирующая её. Но мудрость не сосредотачивается на обличении мудрствования. Она просто ему улыбается.
– Если употребляешь термин не так, как положено, это не всегда плохо. Может, хватит ему лежать так, как положено когда-то?..
– Мудрецы сделаны из особого теста – не философического, а поверхбарьерного.
– Мудрости лучше не пережёвывать, а переживать.
Раздел 3
О душе и Высшем, о вере и религии, о смерти, времени и вечности
Душа шире любого представления о ней
– На своём пути каждая душа – первопроходец.
– Искусственное сознание у любого смартфона. Искусственный интеллект – популярное понятие. А вот искусственная душа – бессмыслица.
– Душа шире психики, да и любого другого представления о ней.
– Непростое слово «радость». В нём уживаются и рай, и ад, так что от тебя зависит, чему даёшь перевес.
– Философствовать может и интеллект, но мудрость нужна – душе.
– Хотя может показаться, что главное месторождение открытий – наука, но куда урожайнее на открытия – жизнь души, от которой наука отгораживается представлением о психике.
– Душа способна объять то, что не объять руками или мозгом.
Не обезбоживать душу
– В нашей власти отрицать Бога, но не в нашей власти отменить Его.
– Чтобы жить полноценно без веры в единого Бога, человек должен был бы обладать мощнейшим разумом и глубочайшими чувствами. Но именно развитый разум приводит к постижению единого Бога. Именно глубокие чувства возможны лишь в союзе с чувством веры.
– Не обезвоживай свой организм. Не обезбоживай душу. То и другое не на шутку опасно.
– Человек верующий – не антоним и не синоним человека мыслящего. Вера направляет мысль. Мысль укрепляет веру. Им не из-за чего противоборствовать.
– Опора на разум – это опора на Создателя, который нас им наделил.
– Как идти по пути веры, учат разные религии. А идти – тебе самому.
– Адов много. Наверное, почти у каждого – свой.
– У исповедания себя перед Богом две замены: самооправдание и самоуничижение. Каждую готовы поддержать тёмные силы.
Верить знанием и знать верой
– Созревая духовно, мы когда-нибудь, можем обнаружить, что всё испытываемое нами в жизни – опыт мистический, просто это было незаметно.
– Суть мистического опыта не в нём самом, а в том, о чём он свидетельствует. Крупицы его – как стрелочки, указывающие направление внимания.
– Рискованно считать, что твоя церковь обеспечит тебе возможность быть по-настоящему верующим. За своё чувство веры отвечаешь сам, как и за то, к чьей помощи прибегаешь.
– У человека искренне верующего неминуемы проблемы со своей церковью как с организацией. И неминуема признательность ей как общности перед Богом.
– Верить в Бога – всем своим знанием. Знать о Нём – своей верой.
– Не вздыхай «О, Господи!» с жалобами на жизнь, которую Он тебе предлагает, – но старайся понять предложенное, чтобы вздохнуть с благодарностью.
– В молитве порою осознаёшь: то, о чём ты просишь, уже присутствует в твоей жизни. Просто только сейчас тебе удалось это разглядеть.
– Не проповедуй. Просто делись собой.
Всё сходится к Высшему
– Не надо задирать голову наверх, чтобы искать верхние ориентиры. Все они – внутри тебя.
– Душа не карабкается к Высшему, а возвращается к нему.
– Единое не безлико. Оно бесчисленнолико. Каждое мгновение ты встречаешься с ним в тех или иных его обличиях.
– Высшее всё время с нами, как гора, возвышающаяся над селением, расположенным у её подножья,
– Даже слабая вера, даже почти неверие, но всё-таки уже вера, – это присутствие в душе стремления к Высшему.
– Пути наших вер ориентированы на разные представления о Высшем. Но это не значит, что направления совсем разные. Они к Высшему сходятся.
– Как всё просто! – потому что в основе мироздания и жизни лежит единое начало: Высшее. Но как всё непросто! – потому что смысл всего, с чем имеешь дело, уходит в необозримую глубину и в неизъяснимую высоту.
Образные языки религий и догматы
– Религиозных языков много, как и самих религий. Всё это языки образов. И на всех этих языках жизнь говорит о прикосновении к главному.
– Священные тексты выдерживают переводы и толкования без особого ущерба для сути – в силу того, что они метафоричны и образны.
– Религиозные учения лежат в основе религий, но не исчерпывают их. Религия всегда эмпирична, решающую роль в ней играют чувство веры и духовный опыт.
– В чём помогает человеку ориентироваться его религия? В жизни и в её осмыслении – или в своих догматах?..
– Любой догматической системе, философской, религиозной или идеологической, хотелось бы самой разделять мысли на допустимые и еретические.
– Церковь – хранительница священных текстов и их пониманий. Но не манипуляций с помощью толкований.
– У Церкви не может быть таких служителей, которых надо было бы почитать независимо от их дел, от плодов их веры.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги