Книга Михаил Миль - читать онлайн бесплатно, автор Валерия Алексеевна Борисова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Михаил Миль
Михаил Миль
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Михаил Миль

Валерия Борисова

Михаил Леонтьевич Миль. Жил, чтобы работать

9 (22) ноября 1909 – 31 января 1970

Благодарим исполнительного директора Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля Михаила Захаровича Короткевича и Надежду Михайловну Миль за предоставление необходимых материалов и фотографий из семейного архива и архива завода.


Серия «Великие умы России»

Редактор серии Владимир Губарев


© АНО «Ноосфера», 2016 год.

© ИД «Комсомольская правда», 2016 год.

* * *

Предисловие

В истории сокрыты очень многие факты, даты, судьбы, которые знает далеко не каждый человек. С помощью этой книги вы сможете приоткрыть небольшую дверку, ведущую в прошлое, в историю создания вертолетов серии «Ми».

Многие из нас слышали о том, что существуют вертолеты «Ми», поражающие своими возможностями: они обладают колоссальной маневренностью, грузоподъемностью и надежностью. Но не все знают, что создавались эти вертолеты в СССР советским конструктором Михаилом Леонтьевичем Милем.


М. Л. Миль, 1959 г.


Михаилу Милю пришлось пройти через огонь и воду, через лед и пламя, чтобы сконструировать свой первый летательный аппарат.

Часто судьба поворачивалась к нему спиной, была жестокой и несправедлива. В XXI веке не каждый человек смог бы преодолеть все тяготы и невзгоды, через которые пришлось пройти главному конструктору: от отчисления из института до смерти своего любимого пятилетнего сына. Он уверенной поступью прошагал через всю войну 1941–1945 годов. С отрядом автожиров в качестве начальника технической бригады он отправился на фронт и пробыл там с августа по октябрь. Он занимался усовершенствованием управления боевых самолетов: придумал устройства, выводящие самолет из штопора, и устанавливал их на боевых аэродромах, конструировал устройства для облегчения управления тяжелых бомбардировщиков.

Как говорится, страна должна знать своих героев в лицо! Действительно, Миль был неподдельным героем, несколько раз он подвергал свою жизнь опасности ради спасения других людей, испытывая разработанные им устройства в полете самолета на опасных режимах.

Михаил Леонтьевич считал, что без семьи и без коллектива соратников всех вертолетов «Ми» он не мог бы создать. Он был благодарен любимой жене Пане, которая всегда поддерживала его и направляла по выбранному пути, не позволяя с него свернуть, а коллектив единомышленников работал с ним на одном дыхании. У Миля не было разделений «дом» и «работа». У него было два настоящих дома, где его любили и ждали. А дом, как известно, это место, куда хочется возвращаться.

Каким был Миль

Михаил Леонтьевич Миль был человеком светлой души. Он был среднего роста, немного полноватым, с серо-голубыми добрыми глазами. Это был непосредственный, открытый всем окружающим человек с прекрасным чувством юмора. Он растил коллектив, никого не обделял своим вниманием, отдавая ему не только силы и знания, но и свое внимание и поддержку. Именно поэтому в своем конструкторском бюро каждое утро он обходил сотрудников, стоящих за чертежной доской, обсуждал нарисованную конструкцию, вносил изменения. Если было сделано что-то стоящее, словом или жестом одобрял человека. Он часто принимался за работу с фразой: «Ну, братцы-кролики, приступим делу», как бы выражая этим свое самое доброе отношение ко всем.

В каждое время, наверное, редко встречаются искренние люди, готовые в любую минуту прийти на помощь, если это требуется. Миль был исключением. Он всегда был полон искренних намерений, никогда не бросал друга в беде. Любую проблему он сначала старался разрядить шуткой, а уже потом принимался за ее решение. Он умел делать вид, что не обижается, это довольно необычное качество.


Хороша печеная картошка.


Несмотря на успех, который пришел к нему, он не зазнался и ни от кого не отвернулся. На свой коллектив он никогда не смотрел свысока, он не общался с ним как начальник с подчиненными, для него все были товарищи, энтузиасты-вертолетчики. Миль всегда выслушивал любые пожелания и замечания относительно вертолетов, принимал участие в дискуссиях, но выходил из них победителем, умело отстояв свою точку зрения, да еще и не обидев оппонента. Мало кому удавалось переспорить его, поскольку его знания были глубокими и разносторонними.

Михаил Леонтьевич Миль был государственным человеком, патриотом своей Родины. Он всегда ставил своей задачей создавать вертолеты, нужные людям. Он строил вертолеты для экономики своей страны и Вооруженных сил. Еще до утверждения задания правительства на разработку нового вертолета он по своей инициативе проводил эскизное проектирование. Так происходило с тяжелым вертолетом Ми-6, когда проектирование началось за несколько лет до выпуска решения правительства о его создании. Вертолет Ми-24 был предложен именно М. Л. Милем, он упорно добивался решения правительства о создании боевого вертолета, и ему удалось получить поддержку со стороны Министерства обороны СССР.


На опушке подмосковного леса.


Кроме конструкторского таланта, у него имелись другие незаурядные способности. Благодаря родителям он получил прекрасное воспитание и образование. В свободное время он любил рисовать пейзажи в разное время года, натюрморты, портреты дочерей.

Даже во время болезни плохо слушавшейся рукой он смог сделать пастельный набросок дочери Лены. Также он замечательно играл на пианино. Он играл полонезы Шопена, подбирал любимые песни «На безымянной высоте», «Вот солдаты идут».

Он знал несколько языков. Благодаря этому он подрабатывал переводами статей по специальности с немецкого языка на русский. Для точности перевода он переписывал многократно выполненную работу, так что весь пол в комнаты был покрыт разорванными бумажками.

Природа была важной частью его жизни. Он любил ходить по лесу, собирал грибы, любил собирать цветы, вдыхая их нежный аромат и любуясь их пестротой. Часто, обдумывая свои идеи, гуляя по лесу, настолько уходил в себя, что даже не откликался на призывы своих спутников.

Начало пути

Каждый из нас начинает строить свою судьбу с самого раннего детства, когда кажется, что все мечты можно воплотить в жизнь. В детстве мы останавливаем свой выбор на одной из самых впечатляющих профессий: президент, космонавт, летчик, моряк, инженер. Все же немногим удается стать известными личностями: летчиками, космонавтами, цирковыми артистами, а вот Миль мечтал строить самолеты и стал авиаконструктором.

Михаил Миль родился 9 (22) ноября 1909 года. Его детство протекало в мирном сибирском городе Иркутске. Именно там Миша делал свои первые шаги на пути к тому, чтобы стать великим конструктором вертолетов. Несмотря на свой технический склад ума, Михаил Миль всей душой тяготел к различным видам творческих занятий: поэзия, рисование, музыка. До наших дней дошел его детский дневник, в котором он в десять лет написал автобиографию: «Я родился в 1909 году в городе Иркутске в Сибири. На 7-м году жизни я стал интересоваться разными науками. Потом мне понравились анатомия, астрономия и химия. Начитавшись разных книг, я стал видеть в себе много талантов».

Михаил Миль воспитывался в достаточно обеспеченной семье. Его отец Леонтий Самойлович Миль был служащим на железной дороге, а Мария Ефимовна Миль, урожденная Шейнерман, после переезда из Минска в Иркутск работала зубным врачом. Родители дали хорошее образование всем своим детям, включая и Мишу.


Леонтий Самойлович Миль.


Мария Ефимовна Миль.


Дом в Иркутске, где родился М. Л. Миль. Фотография Р. Г. Берестенева.


Мемориальный кабинет в Музее истории города Иркутска.


В семье было трое детей: старшая сестра Екатерина, младший брат Яша, средним ребенком был Михаил Миль. Все дети ходили в коммерческое училище, изучали языки, особенное значение придавали немецкому языку. Все внимание Миши было посвящено урокам рисования, которые ему давал известный художник Владимир Копылов. Впоследствии, на протяжении всей своей жизни Михаил Миль любил рисовать акварелью, пастелью пейзажи, натюрморты. Рисование для него было способом отдохновения от рабочих вопросов, выражением его легкой души.

Способность рисовать очень пригодилась ему в профессии – он рисовал конструкции агрегатов, сами машины, раскрашивал их красками или цветными карандашами, умел набрасывать на бумаге свои замыслы.

Во времена детства Миля, в 20-е годы XX века, многие ребята увлекались авиацией. Возможно, именно это сыграло огромную роль в выборе Милем своего дальнейшего пути. Никто тогда еще не знал, что спустя десятилетия будут созданы величайшие вертолеты «Ми», которые покорят сердца не только соотечественников конструктора, но и военных летчиков за рубежом. Дети активно рисовали, собирали, строили мини-модели известных тогда самолетов, участвовали в различных конкурсах и выставках. В таких мероприятиях в основном участие принимали мальчики, но изредка можно было встретить и девочек. В возрасте 7 лет Миль решил принять участие в конкурсе авиамоделистов, который проходил в Новосибирске. Он собрал свою первую модель самолета, за которую и получил приз на конкурсе.

Как известно, все начинается с детства. Родители обеспечили замечательное образование своим детям, заложили в них твердый характер и жизненные принципы, которые они пронесли через всю свою жизнь. Благодаря любви к рисованию и наукам Миль мог бы стать музыкантом или художником, но его непомерно привлекала авиация, к которой он с детских лет начал прокладывать свой жизненный путь. Кто бы мог подумать, что вся страна в лице Михаила Леонтьевича Миля признает выдающегося конструктора вертолетов.

Неудачи не всегда плохи

В 1926 году Миль окончил коммерческое училище в Иркутске и решил поступать в Томский технологический институт. При поступлении проблем не возникло, все экзамены он сдал успешно и поступил на первый курс. С самого начала обучения стал участвовать в работе авиамодельного кружка.

Справка

Томский технологический институт – старейший технический вуз в азиатской части России. Основан был в 1896 году, открыт в 1900. В его создании принимал участие Д. И. Менделеев, который основал там химическое отделение. В 1925 году был переименован в Сибирский технологический институт (СТИ). Несколько позже его разделили на пять отдельных зданий, в которых располагались факультеты. С 2009 года называется Ведущий национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Однако во время учебы на первом курсе у Миля возникли проблемы – его отчислили без всяких на то видимых причин. Михаил Миль попытался выяснить причину отчисления в деканате, но там ему холодным голосом ответили: «Был сигнал о том, что у вас дома есть мягкие стулья». Что это значит? В то время преимущественное право поступления в институт имели дети, происходящие из крестьян и рабочих. В первые годы советской власти государственная политика была направлена на то, чтобы создать особые условия для детей рабочих и крестьян, выучить их на инженеров, врачей, учителей, строителей и других специалистов. Задача создать советскую науку, культуру, технику и не зависеть от специалистов, выучившихся в дооктябрьской России, сочеталась с идеей дать возможность раскрыться талантам из народа. Кроме того, стране нужно было совершить огромный скачок в техническом развитии, из крестьянской страны превратиться в индустриальную державу.


Здание Томского технологического института в начале ХХ века.


Словосочетание «мягкие стулья» свидетельствовало о том, что семья Миля принадлежала к зажиточным слоям общества. Однако возможность учиться для богатых все же сохранялась – нужно было работать на заводе или получить рабочую специальность, пройти фабзавуч (фабрично-заводское обучение). Как позже стало известно, о «мягкой мебели» в соответствующие органы доложил один из однокурсников Михаила Миля.

Отчисление из университета не стало для Михаила Леонтьевича препятствием. Он нашел хорошую альтернативу, отправную точку для будущей карьеры конструктора. В том же году он устроился работать на кожевенный завод в химическую лабораторию, где он провел всего лишь год, но за это небольшое время получил технические навыки, улучшил некоторые технологические процессы и получил статус рабочего. Через год, в 1928-м, он покинул завод. Заведующий химической лабораторией написал Милю отличную характеристику, где он старался максимально раскрыть его заслуги и подчеркнуть достоинства. С этой характеристикой Миль поехал в Москву, в отдел Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения), где ему очень повезло – дали направление в Донской политехнический институт (сейчас Южно-Российский государственный политехнический университет). В то время там открылось авиационное отделение, с которого и начался профессиональный путь советского конструктора вертолетов.

Уверенная поступь начинающего конструктора

Справка

Донской политехнический институт основан в 1907 году в городе Новочеркасск Ростовской области. В 1930-м был реорганизован в форме разделения на семь самостоятельных институтов: энергетический, химико-технологический, геологоразведочный, инженеров коммунального строительства, авиационный, металлургический, сельскохозяйственного машиностроения. Сейчас функционирует под названием Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова.

Институт в Новочеркасске был основан еще в 1907 году при Николае II, но строительство продолжалось очень долго и было закончено только к 1926 году. Недавно открывшееся авиационное отделение имело сильную базу: программа была всеохватывающей, преподавательский состав был прекрасно подобран, аудитории Донского института собирали под одной крышей даже зарубежных лекторов, которые приезжали в Россию, чтобы поделиться опытом и знаниями. В Новочеркасске занятия и изучение авиации безмерно притягивали к себе Миля.


Донской политехнический институт.


Спустя некоторое время Миль организовал в институте авиационный кружок, где люди, интересующиеся авиацией, могли бы получать дополнительные знания, проявлять свои способности и высказывать идеи, пусть даже самые странные. В кружке проводились различные виды занятий: построение моделей самолетов, черчение схем, изображение моделей на бумаге и т. д. Несмотря на свой юный возраст, Миль мог с легкостью увлечь любого участника кружка в мир авиации. Кружок не был особо большим, даже можно сказать, он был мал: всего лишь 12–15 участников. В какой-то степени это являлось огромным плюсом, так как с каждым участником Миль мог спокойно и без спешки обсудить любые вопросы, помочь разобраться в материале, а если нужно, то и вступить в полемику. Кружок посещали также студенты старших классов и рабочие. К каждому Миша относился с теплотой и доброжелательностью, каждому давал работу по силам. Миль пользовался особым уважением со стороны не только студентов, но и преподавательского коллектива. Многие работы участников кружка не оставались незамеченными: самые лучшие работы отправлялись на различные конкурсы, откуда участники возвращались с заслуженными призами.


Авиамодельный кружок, Михаил Миль сидит третий справа.


Несмотря на тягу к авиации, Михаил Леонтьевич не забывал и про общественную работу. Он был обычным студентом, который так же, как и все, ездил на военные сборы в лагеря, участвовал в общественных мероприятиях, ходил на практику. Он был обычным молодым человеком, который не отлынивал от общественной работы и на совесть выполнял абсолютно все. Он говорил: «Я везде хочу приносить практическую пользу». Но значительную часть своего времени он посвящал учебе по авиационной специальности. С самых детских лет авиация навсегда завоевала сердце Михаила Миля.

Учеба в институте давалась Милю достаточно легко. Что еще более важно, многие преподаватели с огромным уважением относились к своему юному студенту, который проявил свои незаурядные способности, показал себя с самой лучшей стороны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги