Виктория Дмитриева, Вероника Одинцова, Дана Намди
Психология кино: учебно-методическое пособие
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Рецензенты:
д-р психол. наук, проф. С.Д. Гуреева (С.-Петерб. гос. ун-т),
д-р психол. наук, проф. Е. А. Орлова (Моек. гор. психол. – педагог, ун-т)
Рекомендовано к публикации Учебно-методической комиссией факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Предисловие
Настоящее учебно-методическое пособие задумано и написано в качестве дидактического материала, сопровождающего учебный курс «Психология кино», и представляет собой оформленный научный и практический опыт преподавания онтопсихологии на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
На сегодня накопилось достаточно большое количество исследований, касающихся кино, психологии режиссера, актеров и зрителей, что позволяет выделить оформившуюся область исследования – психологию кино (S.D. Young, A. Meneghetti, D. Wedding, R.M.Niemiec). Кино используется как дидактический материал в образовательном процессе, как стимульный материал для изучения психологических особенностей зрителей и в психологическом консультировании.
Данное учебно-методическое пособие нацелено на формирование представлений об исследованиях в области психологии кино и практическом использовании кино с разными целями (дидактическими, в групповой работе и т. п.). Надеемся, оно вызовет интерес не только у студентов, обучающихся по направлению «Психология», специализация «Онтопсихология», но и у практических психологов и преподавателей, работающих в различных областях.
1. История развития киноискусства
Кино стало неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Хороший фильм увлекает зрителей в путешествие, где слезы сменяются улыбками и искренним сопереживанием героям, где время летит незаметно, а эмоции зачастую неизмеримы.
Но что же такое фильм? Отчего он пробуждает в нас столько чувств?
Само слово «film» в древнеанглийском языке имело значение «skin» – пленка, кожа (Gronemeyer, 1999). «В английском языке, где возникло данное слово и понятие, фильмом первоначально называли тонкую кожицу, пленку. После создания кинематографа слово стало обозначать одно из самых замечательных изобретений XX в. – кинопленку» (Этимологический словарь русского языка, 2003).
Создание кинематографа является качественным скачком в истории и в развитии общества.
Если вначале кино изображало сцены из жизни, различные зарисовки действительности, вскоре оно стало проникать в глубинный мир человеческой души, ее симптомов, переживаний и образов.
Еще Риччотто Канудо, первый теоретик кино, писал: «Кино, увеличивая выразительные возможности посредством изображения, позволяет прийти к общемировому языку. Новое средство выражения поэтому должно возвратить изображение жизни к источникам всех эмоций, ища самое жизнь посредством движения» (Аристарко, 1966).
З. Кракауэр, теоретик киноискусства, замечает: «По стремительности развития кино напоминает скорее не искусство, а новые области науки – атомную физику, электронику, космонавтику» (Кракауэр, 1974).
Сегодня кино окончательно закрепило свои позиции как на мировом рынке дистрибуции визуального контента, так и в статусе одного из важнейших из искусств.
Так же, как фотография и радиовещание, кино появилось благодаря развитию технологии. А сегодня, когда открыты границы для любых технологий по всему миру, кино является одной из мощнейших культурных коммуникаций, одним из наиважнейших маркетинговых и идеологических инструментов. С. М. Эйзенштейн, автор фундаментальных работ по теории кинематографа, заложивший основы монтажа в кино, уже сто лет назад утверждал в своей неопубликованной рукописи «Как я стал режиссером»: «Наше кино – прежде всего орудие, когда оно призвано к основной своей деятельности – воздействовать и пересоздавать» (Эйзенштейн, 1997). Но возможности этого «орудия» еще очень во многом не исследованы и применение зачастую оказывается неточным.
История мирового кино начинается не только с изобретения братьями Люмьер в 1895 году «синематографа» – это был лишь заключительный этап длительного, сложного, многообразного процесса, участниками которого были ученые, исследователи, техники, конструкторы и изобретатели самых различных стран. Обычно, излагая историю технического рождения кино, авторы умалчивали о том, что многочисленные съемочные и проекционные аппараты, существовавшие до Люмьера, служили для организации зрелищ и спектаклей. Жорж Садуль впервые рассматривает историю технической аппаратуры в тесной связи с ее репертуаром. Основное внимание он уделял не патентным вопросам (как это сделал, например, М. Куассак в своей «Histoire du Cinematographe», 1925) и не описанию технической конструкции аппаратов (как это было в «Hopwoods Living Pictures», 1915), а репертуару фенакистископа, оптического театра Рейно, кинетоскопа и других предшественников кинематографа. Чтобы уяснить зрелищную природу кино, Садуль проводит параллель между кино, театром теней и волшебным фонарем – наследником архаических форм магии, тайных культов и обрядов (Мартен, 1959).
«Магией» кино, по мнению Садуля, первым овладел Ж.Мельес, направивший кинематограф по пути театрализованного зрелища (Люмьеры снимали в основном хронику, заложив основы документального кино). Практически все, что необходимо для создания кинообраза, применил в кино Мельес: кинотрюк, съемка на натуре, съемка в декорациях, комбинированная съемка, переменный монтаж (последовательный был применен Люмьерами). Мельес впервые стал использовать в кино выразительные средства театра: сценарий, актеров, костюмы, грим, придавал также большое значение жесту, мимике. Фильмы Мельеса («Путешествие Гулливера», «Приключения Мюнхгаузена», «Хождение Христа по воде», «Путешествие на Луну», «Путешествие через невозможное» и др.) производили на зрителей в начале XX века такое же «магическое» воздействие, как, к примеру, автомобиль, аэроплан и другие чудеса техники.
За первые два-три десятилетия своего существования кинематограф проживает поразительные перевоплощения. Во-первых, он мгновенно превращается из балаганного зрелища в искусство; во-вторых, становится одним из важнейших средств массовых коммуникаций; в-третьих, являет собой мощнейший коммерческий фактор; в-четвертых, становится катализатором умопомрачительной карьеры «звезд». Достаточно вспомнить судьбу до кино никому не известных Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса, Глории Свенсон и Рудольфе Валентино, Дороти и Лилиан Гиш, комиков Макса Линдера, Чарли Чаплина, Бастера Китона и многих других (Мартен, 1959).
Кино вобрало в себя элементы всех видов искусств и органично взаимосвязано с обоими «семействами» – традиционных и использующих технические средства искусств. Именно кино явилось «точкой» пересечения этих двух художественных систем, что обусловило его специфическую природу.
Взаимосвязь с нетрадиционными видами искусств, в которых создание произведений обусловлено применением технических средств, очевидна. Фотография предшествует кино, но является статичной. Телевидение разворачивает образность в режиме бесконечного аудиовизуального потока – программного вещания. Компьютерные технологии шагнули еще дальше, открыв перспективу «альтернативной реальности» Интернета.
Традиционные искусства – литература, музыка, изобразительное искусство и театр непосредственно встраиваются в кино. Кино и литература связаны не только на сценарном уровне (фильму, как правило, предшествует сценарий, исполненный по законам литературного творчества). Кино и изобразительное искусство оперируют визуальными образами. В свою очередь, музыка чаще всего является составной частью кинопроизведения, но их общий знаменатель – это звук, точнее звуковой образ, как, например, слово в литературе или цвет в живописи. Кино, заимствуя у музыки звуковое начало, преобразует и усложняет его до многосоставного звукового образа, где сплетаются шумовой, вербальный и собственно музыкальный компоненты. От театра кино заимствует мастерство режиссуры и актерскую игру, но при этом директивно акцентирует внимание зрителя на отдельных деталях, что отличает его от театра: зритель смотрит на действие исключительно «глазами» режиссера (оператора).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги