Охрана труда
Конспект лекций
Р. Р. Байтасов
© Р. Р. Байтасов, 2017
ISBN 978-5-4485-8717-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Тема 1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда
Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан. В ст. 2 Конституции РБ провозглашено, что «…человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Исходя из этого, основным принципом государственной политики в нашей стране в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья работающих по отношению к результатам трудовой деятельности, установление ответственности работодателей за безопасность труда, совершенствование правовых отношений и механизмов в этой сфере.
Практическая реализация права граждан на здоровые и безопасные условия труда требует осуществления на всех уровнях управления соответствующих правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий по охране труда. В РБ принят Закон от 3.05.1999г. №253—3 «О ратификации Конвенции 155 Международной организации труда (МОТ) «О безопасности и гигиене труда и производственной среде».
Основной целью ратификации Конвенции является признание необходимости на государственном уровне разработать национальную политику в области охраны труда, которая бы учитывала как местные условия, так и международный опыт, а также создать необходимые правовые и организационные механизмы её реализации на всех уровнях производственных отношений.
Разработка и реализация государственной политики в области охраны труда предполагает установление соответствующих функций и обязанностей государственных органов, работодателей, работающих и других лиц в области гигиены и безопасности труда.
В 2005г. В РБ разработана и утверждена Советом Министров вторая редакция Концепции государственного управления охраной труда. В этом документе определены цели, задачи и основные направления государственного управления охраной труда. Указаны уровни, субъекты, механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты.
Государственное управление охраной труда предусмотрено на трёх уровнях:
– республиканском – Президент, Правительство РБ или уполномоченный им республиканский орган государственного управления в области охраны труда;
– отраслевом – республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчинённые Правительству РБ;
– территориальном – местные исполнительные и распорядительные органы.
23.06.2008г. принят закон РБ «Об охране труда» №356-З, который введён в действие с 2.01.2009г. Ст. 4 этого Закона предусматривает, что государственное управление в области охраны труда осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчинённые Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 5 Закона Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области охраны труда и осуществляет иные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией РБ, Законом «Об охране труда» и иными законодательными актами.
В ст. 6. Закона изложены Полномочия Правительства Республики Беларусь в области охраны труда
Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, в пределах своей компетенции определяет полномочия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда, организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, осуществляет иные полномочия в области охраны труда, возложенные на него Конституцией РБ, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.
В ст. 7 Закона изложены полномочия республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчинённые Правительству Республики Беларусь, осуществляют:
– государственное управление охраной труда на отраслевом уровне;
– разработку и принятие в пределах своей компетенции отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда;
– государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в подчиненных им организациях;
– анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчинённых им организациях, разработку и реализацию мер по их профилактике;
– организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчинённых им организаций;
– организацию проведения научно-исследовательских работ в области условий и охраны труда;
– информационное обеспечение подчинённых им организаций по вопросам охраны труда;
– пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в подчиненных им организациях;
– международное сотрудничество в пределах своей компетенции по вопросам охраны труда;
– иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь помимо указанных выше полномочий:
– осуществляет координацию деятельности по вопросам охраны труда республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь, специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, местных исполнительных и распорядительных органов, профессиональных союзов (далее – профсоюзы);
– разрабатывает с участием заинтересованных органов государственного управления, иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь, предложения по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области охраны труда, нормативные правовые акты по охране труда;
– осуществляет разработку республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
– утверждает самостоятельно или совместно с республиканскими органами государственного управления межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, другие нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;
– разрабатывает с участием заинтересованных органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и утверждает типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты;
– организует осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
– осуществляет экспертизу условий труда и контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
– проводит мониторинг состояния условий и охраны труда, анализ нарушений законодательства об охране труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и вносит в установленном законодательством порядке в органы государственного управления предложения об их предупреждении;
– организует и координирует проведение научно-исследовательских работ в области охраны труда;
– участвует в совершенствовании государственной статистической отчетности в области охраны труда;
– осуществляет международные связи и сотрудничество в области охраны труда, подготавливает проекты международных договоров и соглашений по вопросам охраны труда;
– осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности республиканской комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда (далее – республиканская комиссия);
– осуществляет иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 8 Закона местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:
– государственное управление охраной труда на территориальном уровне;
– разработку и реализацию территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
– государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;
– организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций;
– анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, расположенных на подведомственной им территории, разработку и реализацию мер по их профилактике;
– информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда;
– пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;
– участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в международном сотрудничестве по вопросам охраны труда;
– иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.
1.2. Понятие охраны труда. Законодательные и нормативно-правовые акты по охране труда
Легальное определение понятия «охрана труда» содержится в ст.221 Трудового кодекса РБ и в ст.1 Закона РБ «Об охране труда» от 23 июня 2008г. №356-З.
Законодатель определил, что под охраной труда понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Правовой основой организации работ по охране труда в стране является Конституция Республики Беларусь (ст.41, 45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.
Законодательство об охране труда состоит из Закона об охране труда, Трудового кодекса РБ, Гражданского кодекса РБ, других нормативных правовых актов, в том числе технических НПА, регулирующих общественные отношения в области охраны труда.
Наряду с правами работников на здоровые и безопасные условия труда (ст. 9 З. «Об охране труда», ранее эти права излагались в ст.222 ТК) каждый работник имеет право:
– получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторах;
– личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении в установленном порядке проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, расследовании произошедшего с ним несчастного случая или его профессионального заболевания;
Работающий имеет право отказаться от выполнения порученной работы (оказания услуги) в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности.
Работник также имеет право на:
– на рабочее место, соответствующее правилам по охране труда;
– обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, устройствами;
– отказ от выполнения порученной работы в случае не предоставления ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.
Работающий по гражданско-правовому договору вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом создан условия, предусмотренные гражданско-правовым договором.
Статьями 54, 55, 89, 226, 228—231 ТК и ст. 13 Закона «Об охране труда» предусмотрен механизм реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда через обязанность нанимателя обеспечивать такие условия.
Статьёй 227ТК и ст. 16 З. РБ «Об охране труда» законодательно регламентирована деятельность службы охраны труда. Статьёй 16 «Служба охраны труда (специалист по охране труда)» определено, что для организации работы и осуществления контроля по охране труда работодатели в установленном законодательством порядке создают службу охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда. или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.
Кроме этого, ст.53 и 232 ТК и ст. 15 Закона «Об охране труда» предусматривают обязанности работников по вопросам охраны труда.
Ст. 198 и 465 ТК и ст. 40 З. «Об охране труда» устанавливают ответственность работодателей и работающих за нарушение законодательства об охране труда. (Работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, несут ответственность в соответствии с законодательством).
В ст.462 ТК определено, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы, а ст. 463ТК право общественного контроля по этим вопросам предоставляет профсоюзам. Вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в Законе «Об охране труда» посвящена глава 7.
В Законе РБ «Об основах государственного социального страхования» в рамках общих вопросов страхования граждан предусмотрены вопросы страхования их также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Закон РБ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» обеспечивает предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения; регламентирует действия органов государственной власти и управления, организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия; предусматривает организацию госнадзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.
Закон РБ «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации» устанавливает основы оценки соответствия объектов требованиям нормативных правовых актов в этой области.
Объекты оценки: продукция; процессы разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; оказание услуг; системы управления качеством, окружающей средой и др. Оценка соответствия осуществляется с целью обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, повышения конкурентоспособности продукции (услуг) и т. п.
Документы об оценке соответствия: аттестат аккредитации, сертификат соответствия, декларация о соответствии и сертификат компетентности.
Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в виде обязательной сертификации или декларирования соответствия. Добровольное подтверждение соответствия проводится в форме добровольной сертификации.
Закон РБ «О техническом нормировании и стандартизации» устанавливает правоотношения в области стандартизации, а также государственного надзора за выполнением требований стандартов и строительных норм; определяет нормативные документы по стандартизации: Государственные стандарты РБ, государственные строительные нормы, государственные классификаторы технико-экономической информации РБ, стандарты предприятий и другие документы; предусматривает порядок разработки, принятия и отмены нормативных документов по стандартизации.
Закон РБ «О пожарной безопасности» предусматривает установление госнадзора за обеспечением пожарной безопасности министерствами, ведомствами, концернами, предприятиями независимо от форм собственности, а также гражданами; определяет правовую основу и принципы организации пожарной безопасности, а также принципы деятельности пожарной службы, концепцию правоотношений всех субъектов в этой области.
Закон РБ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Закон определяет орган, осуществляющий государственное управление промышленной безопасностью, и органы, осуществляющие государственный надзор в этой области; устанавливает необходимость лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности, сертификации технических средств, применяемых на опасных производственных объектах, а также экспертизы и разработки декларации промышленной безопасности и др.
В систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в стране, входят также законы: О радиационной безопасности населения, О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, О здравоохранении и др.
Деятельность по охране труда помимо законов регулируется директивными документами – декретами, указами и распоряжениями президента страны, а также постановлениями и распоряжениями правительства страны. Например, декрет президента РБ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 30.07.2003г. №18 направлен на усиление социальной защиты граждан, потерпевших в результате травматизма на производстве, регулирует вопросы возмещения причинённого их жизни и здоровью вреда, стимулирует реализацию мер по предупреждению производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Кроме того, основные направления безопасности, гигиены труда, производственной санитарии и пожарной профилактики регламентируются:
– межгосударственными нормативно-правовыми актами. В РБ принят Закон от 3.05.1999г. №253—3 «О ратификации Конвенции 155 международной организации труда (МОТ) «О безопасности и гигиене труда и производственной среде»;
– техническими нормативными правовыми документами специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля;
– отраслевыми нормативными правовыми актами министерств и других республиканских органов государственного управления, объединений и учреждений, подчинённых правительству;
– локальными нормативными правовыми актами (разрабатываются для конкретных организаций).
Перечень видов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, представлен в Постановлении СМ РБ от 10.02.2003г. №150 «О государственных нормативных требованиях охраны труда в РБ».
Законодательные и директивные акты, а также межгосударственные, государственные и межотраслевые государственные документы обязательны для исполнения на территории страны всеми субъектами хозяйственной деятельности и организациями независимо от формы собственности и ведомственного подчинения.
Отраслевые нормативные документы действительны только для учреждений и предприятий определённой отрасли.
Локальные (производственные) документы по охране труда разрабатываются для конкретных предприятий и учреждений и имеют силу только на этих субъектах хозяйственной деятельности.
Основные требования охраны труда разработаны в стандартах системы стандартов безопасности труда (ССБТ), которая представляет собой комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
ГОСТ 12.0.001 «ССБТ. Основные положения» устанавливает назначение, структуру и содержание ССБТ, а также построение, содержание и согласование стандартов в этой системе.
Наименование и содержание подсистем ССБТ
0 Организационно-методические стандарты
Организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССТБ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и т.д.); требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.)
1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов
Требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик; методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов; методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов
2 Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию
Общие требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования; методы контроля выполнения требований безопасности
3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам
Общие требования безопасности к производственным процессам; требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности
4 Стандарты требований к средствам защиты работающих
Требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты; классификация средств защиты
1.3. Инструкции по охране труда
Важнейшими локальными нормативными правовыми актами являются инструкции по охране труда. В соответствии со ст. 20 З. РБ «Об охране труда» работодатели принимают инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РБ.
Инструкции по охране труда должны содержать общие требования по охране труда, требования по охране труда перед началом работы, при её выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях.
В инструкцию по охране труда с учётом специфики профессии, вида работ (услуг) могут включаться и другие требования по охране труда.
Работодатели, не наделённые правом принятия локальных нормативных правовых актов, руководствуются соответствующими типовыми инструкциями по охране труда.
Инструкции подготавливаются на основе стандартов безопасности труда, правил и норм безопасности и гигиены труда, типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации заводов-изготовителей оборудования, а также на основе технологической документации предприятия с учётом конкретных условий производства.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги