Практическое руководство организации контрейлерных перевозок будет полезным для активных участников логистического бизнеса, которые ищут новые возможности на рынке транспортных услуг.
В руководстве описаны реальные шаги организации контрейлерной перевозки, указаны актуальные нормативные документы, регламентирующие данный вид перевозки в России, номера моделей железнодорожных вагонов-платформ для перевозки автотранспортных средств и их технические харакеристики, а также действующие Технические Условия погрузки и крепления автотранспортных средств, при перевозке их на железнодорожных вагонах.
Также описан Европейский опыт организации контрейлерных перевозок и сделан анализ предпосылок развития данного вида перевозки в России.
1. Общие сведения о контрейлерных перевозках
Контрейлерная перевозка – это комбинированная перевозка железнодорожным и автомобильным транспортом. В системе межгосударственного железнодорожного сообщения (далее – СМГС) под контрейлерной перевозкой понимается перевозка железнодорожным транспортом полнокомплектных груженых автопоездов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.
Такие интермодальные перевозки позволяют реализовать логистический подход в управлении транспортным бизнесом и доставлять грузы «от двери до двери», используя преимущества каждого вида транспорта и работая на общий экономический эффект. Перевозка автотранспортного средства с помощью железнодорожного транспорта может быть выполнена без сопровождения, то есть без водителя.
Контрейлерному виду перевозок присущи следующие преимущества:
сочетание качеств двух видов транспорта: маневренности, оперативности и скорости автомобильного транспорта и большой производительности, всепогодности и безопасности железнодорожного транспорта;
– сокращение времени простоя автопоездов в очередях на пограничных автомобильных переходах (с нескольких суток до часов);
– уменьшение расхода автомобильного топлива;
– значительное снижение загрязнения окружающей среды;
– обеспечение сохранности автомобильных дорог;
– снижение вероятности дорожно-транспортных происшествий, связанных с движением большегрузных автотранспортных средств;
Организация контрейлерных перевозок на примере отдельных маршрутов показывает достаточную инвестиционную привлекательность нового продукта с быстрым сроком окупаемости вложенных средств, который при достаточной регулярности перевозок создаст условия повышения конкурентоспособности в современной бизнес-среде.
2. Термины и определения
Для начала определимся с нормативными терминами. Что такое контрейлеры, контрейлерные перевозки и другие связанные определения.
Контрейлерная перевозка – перевозка по определенному маршруту грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, часть маршрута в которой организуется как перевозка автопоезда, автомобиля(ей), автоприцепа(ов), полуприцепа(ов), трейлеров, съемных автомобильных кузовов (контрейлерных единиц) контрейлерным поездом с грузом или без него. По своему статусу может приравниваться к прямой смешанной или комбинированной перевозке (из Модельного закона, принятого на 42 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 42-11 от 16 апреля 2015 года).
Контрейлер – контрейлерная платформа или вагон, где размещены подготовленные для перевозки в составе контрейлерного поезда контейнер, трейлер или другое автотранспортное средство;
Контрейлерная единица – контейнер, трейлер, автомобиль, автоприцеп, полуприцеп, съемный автомобильный кузов, по своим габаритам и конструктивным особенностям соответствующие требованиям к грузовым единицам, предназначенным для перевозки на контрейлерных платформах;
Контрейлерная платформа – специальная железнодорожная платформа, приспособленная для перевозки контрейлерных единиц;
Контрейлерный габарит – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться с учетом крепления груз (контрейлерная единица), находящийся на специализированной платформе в составе контрейлерного поезда, при движении на прямом горизонтальном участке пути;
Контрейлерный поезд – поезд установленной длины, состоящий из контрейлерных платформ и вагонов, предназначенных для перевозки груженых или порожних контрейлерных единиц, а также сопровождающих грузы пассажиров;
Контрейлерный терминал – технологический комплекс, расположенный в местах общего или не общего пользования, включающий в себя необходимые элементы инженерной, транспортной и административной инфраструктуры для формирования (расформирования) контрейлерных поездов и подготовки, погрузки, выгрузки автопоездов, автомобилей, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов, а также их хранения и выдачи в груженом или порожнем состоянии;
Международная контрейлерная перевозка – контрейлерная перевозка грузов, осуществляемая по территории двух и более стран;
Оператор контрейлерной перевозки – любое лицо (юридическое, физическое), которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор контрейлерной перевозки (или договор международной контрейлерной перевозки), выступает как сторона договора и принимает на себя ответственность за исполнение договора;
Организатор контрейлерного поезда – юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность по организации перевозки контрейлерных единиц контрейлерным поездом и указанные в перевозочных документах в качестве грузоотправителя и (или) грузополучателя;
Прямая смешанная перевозка – перевозка грузов, пассажиров и багажа, осуществляемая двумя или более видами транспорта на основании единого транспортного документа, составленного на весь путь следования;
Транспортный документ контрейлерной перевозки – документ, подтверждающий заключение договора контрейлерной перевозки, удостоверяющий принятие груза оператором (организатором) контрейлерной перевозки в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями этого договора;
3. Анализ Европейского опыта
Россия огромная страна, с уникальным географическим расположением, при этом у нас есть сложности с автомобильным покрытием и экологий. Но контрейлерные перевозки в стране до настоящего времени не развиты, почему?
Возможно, нам необходимо пойти по Европейскому пути, где контрейлерные перевозки еще называют «бегущее шоссе».
Почему в Европе эти перевозки востребованы?
Согласно статистическим данным, контрейлерный грузооборот в Европе составляет порядка 70 млн тонн, что составляет 30% от общего объема грузовых перевозок.
В странах Евросоюза контрейлерные перевозки являются неотъемлемой составляющей транспортной инфраструктуры и не только потому, что контрейлерная перевозка выгодна и удобна для автоперевозчиков. Основная причина состоит в том, что органы государственной власти, сохраняя преимущества геополитического положения своих стран, в первую очередь решают задачи, связанные с охраной окружающей среды.
Еврокомиссия, в целях защиты окружающей среды приняла ряд документов, главной целью которых является увеличение доли железнодорожных перевозок к 2030 году до 25% в основном за счёт сокращения автомобильных перевозок.
Согласно оценкам экспертов, осуществление контрейлерных перевозок в Евросоюзе позволяет снизить экологические издержки на 200–220 млн евро в год, а затраты на ремонт автомобильных дорог – до 500 млн евро в год.
В некоторых случаях контрейлерная перевозка является единственным вариантом перемещения груза на конкретном маршруте в силу действующих экологических и других ограничений, регулирующих автомобильные перевозки (ограничение осевой нагрузки, запрещение движения большегрузных грузовых автомобилей по конкретным трассам и др.). Государство компенсирует автотранспортным компаниям до 50% затрат, относя их на затраты, связанные с защитой окружающей среды. При таких условиях стоимость перевозки одной тонны груза становиться примерно в три раза меньше по сравнению со ставками на перевозки грузов автомобильным транспортом.
С целью стимулирования развития контрейлерных перевозок разработана специальная программа Marco Polo. Например, в 2012 г. было выделено около 60 млн. евро (в форме грантов) тем компаниям, которые принимали участие в разработке инновационного подвижного состава и развитии новых контрейлерных маршрутов. В результате в Европе в последние годы наблюдался рост объема контрейлерных перевозок как минимум на 15% ежегодно.
Для организации контрейлерных перевозок применяются различные технологии, которые обеспечивают безопасную транспортировку и позволяют с минимальными затратами времени осуществлять погрузку-выгрузку автотранспортных средств, используя уникальные устройства для перевалки.
При организации контрейлерных перевозок в России полезен был бы опыт технологий «ModaLong», «CargoBeamer», «Megaswing», «Бегущее шоссе» (Приложение №1).
4. Обоснование необходимости развития контрейлерных перевозок в России
Основные предпосылки внедрения контрейлерных перевозок в России обусловлены географическими, законодательными, инфраструктурными, экономическими, социальными и технологическими факторами.
Географические:
– большая протяженность транспортных маршрутов (средняя величина пробега большегрузного автомобиля оценивается на уровне 1,5-2,0 тыс. км/рейс);
– сложные климатические условия, предопределяющие наличие значительного количества «барьерных мест» (труднопроходимый рельеф, размыв дорог, снежные заносы и т.п.).
Законодательные:
–реформирование таможенной деятельности (создание таможенного союза);
– сезонные ограничения на движение грузового транспорта (конец апреля – начало июня);
– тенденции гармонизации правовых норм в сфере безопасности автомобильного движения (контроль времени нахождения водителя за рулем) и экологии.
Инфраструктурные:
– развитая сеть железнодорожных путей;
– избыточная загрузка отдельных федеральных автотрасс;
– неудовлетворительное состояние отдельных участков автодорог;
– низкий уровень качества услуг придорожного сервиса (среднее расстояние между пунктами технического обслуживания на федеральных трассах варьируется от 100 до 125 км);
– интенсивное развитие рынка логистических услуг.
Экономические:
– издержки логистических компаний ввиду автомобильного потока при пересечении границ;
– развитие качественного клиентоориентированного сервиса;
– консолидация различных видов транспорта в единой логистической системе;
Социальные:
– необходимость снижения экологической нагрузки;
– высокая смертность в ДТП на автомагистралях.
Контрейлерные перевозки, как продукт, соответствует интересам государства, бизнеса, автоперевозчиков, ОАО «РЖД» и могут развиваться в рамках реализации двух национальных проектов: «Экология», «Безопасные и качественные автодороги».
Государство тратит значительные средства на поддержание экологии, содержание дорог, а также являясь акционером государственных компаний, заинтересовано в повышении эффективности их деятельности.
Россия подписала Парижское соглашение, в котором, согласно принципу «национально определяемых вкладов», установила для себя цель по снижению выбросов парниковых газов до уровня 70-75% выбросов 1990 года к 2030 году (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 №1228 «О принятии Парижского соглашения»).
По данным Росстата и Росприроднадзора, совокупный объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ в 2018 году составил 32,3 млн. т., из которых 15,3 млн. т. (47% от общей массы выбросов) приходится на автомобильный транспорт. При этом в 2018 году объем загрязняющих атмосферу веществ в России увеличился на 0,8% и фактически вернулся на уровень 2000 года.
Ремонт федеральных автодорог обходится бюджету страны в 580 млрд. рублей в год.
По расчетным оценкам организация регулярного контрейлерного сообщения снизит нагрузку на автодороги от 5 до 10% и перераспределит потоки грузоперевозок между транспортными компаниями и крупными розничными сетями, а также позволит снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 5%.
По результатам интервью с представителями Ассоциации автоперевозчиков (АСМАП), сделаны выводы о возрастающих рисках в автоперевозках:
– дизтопливо растет в цене (2011г-20 руб. за литр, 2019г -47 руб. за литр);
– возможен рост стоимости по системе ПЛАТОН;
– растут внебюджетные расходы: весовой контроль, ночлег, ДТП, штрафы, страховые полисы, медицинские справки и другие.
И в этих условиях контрейлерная перевозка может стать хорошей альтернативой и сформирует новый стабильный сегмент на рынке транспортных услуг.
Целевые клиенты контрейлерных перевозок – автоперевозчики, а также сетевой ритейл и промышленные холдинги, имеющие собственный парк грузовых автомобилей.
Всеми видами транспорта (с учетом трубопроводного) в России перевозится 8,3 млрд. тонн грузов в год. В том числе, автомобильным транспортом перевозится 1,6 млрд. тонн коммерческих грузов, что сопоставимо с перевозками РЖД. По оценке экспертов транспортного рынка, на контрейлерные перевозки возможно перевести порядка 5% этого объема.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги