Записки репетитора. Орфография
Юлия Ильичёва
© Юлия Ильичёва, 2019
ISBN 978-5-0050-2274-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Как работать с книгой?
Эта книга предназначена в первую очередь для родителей.
Внимание! Если ваш ребёнок учится в 1 классе, вам очень повезло, что вы сейчас читаете эту книгу. Переходите сразу к главе 21. Остальное только со 2 четверти 2 класса и далее.
Дети начальной школы ещё достаточно охотно занимаются с родителями. Для начала установите определённое время, если Вы поставили благородную цель помочь Вашему ребёнку с русским языком. Не увиливайте сами и не позволяйте этого делать ребёнку.
В первую очередь родителям необходимо ознакомиться с теорией. Не волнуйтесь, я старалась сделать теоретическую часть краткой и доступной.
Для ребёнка в книге есть практическая часть – упражнения (но книга не сборник упражнений). Их надо распечатать! А в конце книги имеются «ключи», т.е. те же упражнения, только уже выполненные.
Не забывайте только, сколько длится урок в школе! И про то, что ребёнку нужно элементарно сделать физические упражнения даже в эти 40 (45) минут! И ещё: ребёнок не крепостной писарь, всё время он писать не будет, а если заставите, он «ваш русский» возненавидит.
Уважаемые читатели, обращаю ваше внимание, что 1 часть посвящена русскому языку в начальных классах. Но даже если Ваш ребёнок учится в 5—11 классах, начать необходимо с первой части. Потому что «сигналы» (о которых будет рассказываться ниже) подробно описываются в первой части. Весь русский язык «вертится» вокруг них.
Если ваш ребёнок читает, скорее всего, у него нет особенных пролблем с русским языком. И, думаю, ему вполне хватит уроков в школе…
Условные обозначения и сокращения
[] – звук
[«] – мягкий звук
И.п. – именительный падеж
Р.п. – родительный падеж
…
Т.п. или Тв. п. – творительный падеж
Скл. – склонение
Спр. – спр.
Сущ. – существительное
Прил. – прилагательное
Гл. – глагол
Прич. – причастие
Мн. ч. – множественное число
Ед. ч. – единственное число
// – чередование
Н.ф. – начальная форма,
у глаголов – неопределённая форма
Причины плохих оценок
Их может быть несколько:
1. У ребёнка есть нарушения фонематического слуха. Он даже в сильной позиции
* под ударением – для гласных;
* перед гласными, в, сонорными р, л, м, й, н – для согласных
напишет с ошибками: напишет папушка вместо «бабушка», СИСТЕМАТИЧЕСКИ пропустит букву, напишет «влоспд» вместо «велосипед»; переставит слоги: напишет «весилопед» или вообще слог пропустит. Некоторые учителя не знают, что это логопедические ошибки и снижают оценки за то, что может исправить хороший школьный логопед (который, кстати, учит не только правильно выговаривать звуки, как считают многие). Такие ошибки ваш школьный учитель, скорее всего, не устранит. Бегите к хорошему логопеду, пока ваш ребёнок не посчитал себя глупым и не решил, что он не знает русский язык, не перестал верить в себя, а вы для него не стали врагом, заставляя заниматься.
Если у вашего ребёнка нарушение фонематического слуха, вы вряд ли сможете сделать так, чтобы ребёнок перестал пропускать на письме буквы, переставлять постоянно буквы или целые слоги. Ваша задача – отвести ребёнка к хорошему школьному логопеду. Нужны специальные знания, которые есть далеко не у всех. Поэтому писать об этих ошибках я не буду: я не логопед.
Такие детишки встречались у многих учителей начальных классов. Например, у меня был такой добрый и отзывчивый мальчишечка, но пришлось его отправить в логопедическую школу. Например, он написал предложение «По утрам у мамы много дел» следующим образом: «По утрам у мамы много тел». Такие дети как ни стараются написать без ошибок, всё равно их делают. А в школе есть нормы оценок. В диктанте количество ошибок у таких детей может быть даже не 5, а 25. Это единица. Опять же: нужно ли это вам и ребёнку? Чем быстрее вы это заметите и найдёте хорошего логопеда, тем лучше для ваших нервов и нервов ребёнка.
2. Просто плохо пишет. Например, его О очень похожа на А (особенно в слияниях ом, ол и т.д.). На эту тему есть анекдот. Марья Ивановна: «Вовочка, мне очень не нравится твоя И, она похожа на А!» Вовочка: «Марья Ивановна! А мне очень не нравится ваша 5, она похожа на 3!»
Звучит просто, а устранить эту причину нелегко: дети не любят много писать, а писать будет необходимо.
«Зачем в наш техногенный век писать? Ребёнок прекрасно печатает на компьютере. «Чудесно, что умеет!» Действительно: зачем тогда? А вот зачем: сам-то ребёнок чаще всего понимает свои буквы, а вот учителя не поймут. И ребёнку будут снижать оценку просто из-за того, что не поняли его букву. Ребёнок будет обижаться: «Я же написал правильно!» После таких экзерсисов мало детей не «ломаются». И, как результат, чаще всего потом они не хотят учиться. А такая психологическая травма (низкая самооценка, неуверенность в своих решениях и т.д.) может сопровождать человека всю жизнь.
Придёт такой ребёнок в будущем устраиваться на работу, напишет заявление (может, ещё даже до автобиографии дойдёт дело), а начальник может подумать: «Ага, лентяй, писать нормально в школе не научился. Значит, и работать будет плохо». И возьмёт на работу другого кандидата.
Работа над письмом
Если у ребёнка нарушено письмо, то есть он «пишет, как курица лапой», подумайте, нет ли у ребёнка тяжёлых неврологических нарушений (не странной ВСД). Таким детям точно тяжело писать. Может быть, Вам поможет врач.
Если ребёнок может, но не хочет писать красиво, Вам необходимо с ним поговорить: а для чего это вообще надо. Можете воспользоваться объяснением выше. Постарайтесь понять причины его «НЕжелания» писать красиво и аккуратно. Возможно, вы сами подаете ему отрицательный пример. Но дальняя перспектива для детей часто не является аргументом. Видно порой и не дальнюю. Если ребёнок пишет ну очень плохо, даже учитель может не различать его буквы.
А далее с ним надо заниматься. Как? Если ребёнок в первом классе, он согласится делать задания такие, как дошкольник.
Покупайте ребёнку детские журналы – в них много заданий, направленных на развитие мелкой моторики.
– Для этой цели подойдут любые раскраски и раскраски-антистресс (в них детали мельче). Только раскрашивать картинки учите так, что выходить за линию нельзя.
– Также любые лабиринты, которые ребёнок будет сначала решать одними глазами (для развития зрительного внимания), а потом проведёт по маршруту линию, стараясь не отрывать карандаш от лабиринта и не выходя за границы.
– «Штриховки» — рисунок надо не раскрасить, а заштриховать (вертикально, горизонтально или наискосок) – во время ваших занятий ребёнок будет учиться слушать и понимать инструкции.
– Пишите клеточные диктанты. Они помогут развить не только руку, но и внимание. Для этого не диктуйте сами, какую линию и в какую сторону надо провести, а положите перед ребёнком инструкцию. Не забывайте про игру. Это может быть не просто инструкция, а координаты объекта, который необходимо спасти, а ребёнок будет капитаном корабля. Конечно, можно и просто диктовать. Ребёнок будет учиться слышать.
– Возьмите разноцветные бусины (10 синего цвета, 10-зелёного, 10 – жёлтого, 10-красного) и тонкий шнурок. Вы можете использовать их для разных целей. Не только для развития мелкой моторики, но и для развития логического мышления. Создайте из бусин закономерность (порядок) – например, 2 зелёных, 2 чёрных, 2 жёлтых… Попросите ребёнка продолжить эту закономерность. В этих бусах можно допустить ошибки (порядок первого звена должен быть без ошибок!). А ребёнок пусть находит ошибку.
Нанизывая на шнурок мелкие предметы, ребёнок развивает мелкую моторику.
Если ребёнок отказывается писать в прописях, в которых он уже писал, приобретите прописи Илюхиной. В них есть и элементы математики (так что старшему ребёнку должно быть интереснее). По её прописям даже взрослые переучиваются писать красиво. Только одних прописей тут будет недостаточно. Найдите к ним методичку. После этого приобретите прописи или тетради по чистописанию. Единственное замечание: прописи должны быть одобрены Министерством Образования РФ. Иначе, в них могут быть неправильные соединения букв, лишние украшения букв.
В этих тетрадях нужно обводить буквы, слова, предложения. А потом это же нужно написать в обычной тетради (рекомендую сначала взять тетрадь в узкую линию и с косыми линиями для наклона). Не ждите очень быстрого результата. Даже при некоторых серьёзных неврологических нарушениях так возможно добиться красивого (но очень медленного!) письма. Очень нежелательно, чтобы ребёнка торопили при этом. Возможно, есть смысл перевести такого ребёнка (у которого серьёзные неврологические нарушения) на домашнее обучение. Психологический комфорт ребёнка важнее, чем общение, которое вы можете найти и в учебных заведениях дополнительного образования. Хотя, я знаю, зачастую ребёнок на «домашнем обучении» замыкается или становится агрессивным. Поэтому принятие решения о переводе на обучение дома должно быть взвешенным и обдуманным. Быть может, стоит проконсультироваться с психологом.
Итак,
Необходимо исключить серьёзные неврологические нарушения
Раскраски и раскраски-антистресс
Штриховки
Клеточные диктанты
Книги из серии «Вырежи и наклей»
Работы с мелкими деталями, крупами
Прописи, тетради для чистописания
Развитие орфографической зоркости
3. Недоразвитие орфографической зоркости. Что это? Можно было бы дать понятие орфографической зоркости с научной точки зрения. Но скажем проще: ваш ребёнок знает правила, но не знает, где их применять. Дети часто знают, КАК проверять. А ЧТО проверять не видят.
Развитию орфографической зоркости эта книга и посвящена.
Если у вашего ребёнка проблемы с русским языком в школе, вам просто необходимо работать над этим!
4. Просто ещё не изучали данную орфограмму. Программа русского языка построена так: например, во 2 классе ещё не проходят причастие и связанные с ним орфограммы. Некоторые учителя снижают оценку. Исправлять надо всё, снизить оценку можно только за известные ребёнку орфограммы.
Если ваш учитель постоянно снижает оценки за не пройденные ещё орфограммы, и ребёнок теряет веру в себя, стоит с учителем поговорить об этом. В классе имеют право снизить оценку и в том случае, если слово на неизученную орфограмму. НО только тогда, когда слово было на доске, произнесено чётко по слогам (ребёнок должен слушать и слышать учителя), списано с учебника.
Но сразу предупреждаю: для этого разговора вам необходимо познакомиться с программой, с тем, что ребёнок изучал. Если учитель познакомил детей с той или иной орфограммой сам, и это не записано в программе – это его дело. Дети, которые усваивают больше, возможно, поймут и запомнят. А вот что делать с остальными? Если орфограммы нет в программе, снижать оценку ребёнку нельзя.
Разговор не стоит вести в виде претензий. Учителю ничего не останется делать, как просто защищаться. Попросите совета. Учитель, по идее, – ваш союзник в воспитании ребёнка.
Сейчас вы возразите мне, что с вашим учителем вряд ли договоришься. Возможно. Такие учителя забывают, видимо, что они люди. А людям свойственно ошибаться. И что дети тоже могут чему-то научить. Да простят меня хорошие учителя и замечательные люди!
Хотелось бы ещё, чтобы все, кто принимает участие в образовательном процессе, поняли следующее: когда ребёнок только начал изучать новую тему, ставить оценки детям за новую тему не совсем разумно. На уроке требуется поставить не менее 5—6 оценок? Ладно. Урок же не первый? Поставьте их за пройденные темы.
5. Дети мало читают. Как результат – мало знают слов, их образы. Всем известно: чем больше ребенок читает, тем больше зрительно запоминает образ слова.
– Возьмите книгу. Лучше с адаптированными текстами для возраста вашего ребёнка, а не взрослую книгу с непонятными для ребёнка словами.
Если ребёнок ещё и спишет несколько строк (строчек 5!) будет прекрасно. Моторная память («память руки») существует. Если ребёнок написал слово правильно, он запомнит его написание (запомнит рука).
– Часто помогает такой метод: дочитать до самого интересного места, а потом сказать ребёнку: «Так жалко, так интересно, но времени уже много. Надо суп сварить (или ещё что-то сделать) и уйти, оставив книгу. Многие дети прочитают сами. Им же интересно, что там дальше. Ещё и Вам расскажут концовку.
Если уж ну никак не получается, пусть ребёнок читает хотя бы по два рассказа из книги для списывания (они короткие). Не наказывайте ребёнка чтением!
– Подбирайте ребёнку для внеклассного чтения интересные книги. Мои дети, например, зачитывались (и зачитываются до сих пор) книгами Тамары Крюковой. Смотрите только, для какого возраста данная книга. Этот автор пишет книги для разных возрастов.
6. Бывает, что при проверке ребёнок не видит своих описок. Ошибки он может и не увидеть, если у него не развита орфографическая зоркость. А вот описки может не увидеть по двум причинам:
– у детей может быть слабо развито критическое отношение к себе и тому, что они пишут. Единственный способ, который я могу предложить, – проверять так, будто проверяешь не свою работу, а работу соседа по парте.
– может быть, у ребёнка просто плохое зрение.
7. «языковой барьер»
В русскоязычной школе учатся дети разных национальностей. Некоторые говорят так: « Я татарин (армянин, грузин…), мне скидка 50%». Это так, если ребёнок приезжий. Тогда надо понимать, что у ребёнка может быть так называемый «языковой барьер». А если ребёнок жил в России, говорил на русском языке всю жизнь, то по-русски писать грамотно он теоретически может. Надо лишь учить.
I часть. Русский язык в начальных классах
Глава 1. Гласные и согласные звуки
Для начала мне бы хотелось разъяснить два термина, которые в книге часто будут встречаться. И без их правильного понимания вообще, думаю, не стоит дальше ничего говорить. Очень часто детей путают, говоря, что гласный тянется, а согласный нет. Это неправильно. (Например, звуки [в, м] можно тянуть, пока дыхания хватит). Потом ребёнок не понимает, что значит гласный, а что согласный. А его, бедного, ещё и ругают.
Гласный – от слова глас. То есть голос. То есть, он голосный – голос идёт свободно, не встречая никаких преград и сопротивлений (их в современном русском языке 10). Гласные – это А, О, У, Э, Ы, И и ещё 4, так называемых, йотированных гласных. У них в названии есть йот (звук Й, как в слове йогурт): Е, Ё, Ю, Я.
Согласные звуки те, при произнесении которых есть Сопротивление (губы, зубы, язык – дайте ребёнку увидеть эти преграды в зеркальце, которое он будет при этом объяснении держать в руках). Выделите голосом СО.
Глава 2. С чего начинать занятия?
Далее я буду говорить о развитии орфографической зоркости у ребёнка. Недоразвитие её является главной причиной неуспеваемости по русскому языку.
Напомните ребёнку, что написанное и произнесённое слово не всегда совпадает. Например: пишем вОда, а говорим [вА (^) да]. Пишем снеГ, а говорим [снеК].
То есть, самое первое правило русского языка, которое необходимо, на мой взгляд, выучить в первом классе, звучит так: не пиши бездумно!
Что это значит?
1. Проверь или объясни до написания слова.
2. В русском языке орфографические написания зависят от части слова (а иногда и от части речи). Поэтому нужно представить состав слова (у некоторых детей это получается легко, с некоторыми надо будет поучиться разбирать слова по составу; именно у таких детей, при этом нечитающих, наблюдаются проблемы в изучении русского языка).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги