Книга Итоговое сочинение: как сдать и не свихнуться? Блок «Забвению не подлежит» - читать онлайн бесплатно, автор Дарья Анатольевна Бугаенко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Итоговое сочинение: как сдать и не свихнуться? Блок «Забвению не подлежит»
Итоговое сочинение: как сдать и не свихнуться? Блок «Забвению не подлежит»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Итоговое сочинение: как сдать и не свихнуться? Блок «Забвению не подлежит»

Дарья Бугаенко

Итоговое сочинение: как сдать и не свихнуться? Блок «Забвению не подлежит»


Что такое декабрьское сочинение и как его оценивают?

Первое, что нужно понять: это сочинение по литературе, несмотря на то что считается допуском к ЕГЭ по русскому языку. Почему так вышло? Вас избавили от обязательных литературных аргументов в сочинении ЕГЭ, теперь это всецело компетенция Декабрьского сочинения.

Нужно знать произведения отечественной и зарубежной литературы;

Анализировать их с привлечением терминов литературоведения;

Уместно привлекать их для подтверждения своей позиции.

пишем 3 часа 55 мин

минимум 250 слов (рекомендовано 350 и больше)

Ставят зачет, если соблюдены 2 обязательных критерия:

Соответствие теме

Наличие 1 литературного аргумента

а также хотя бы 1 из 3 дополнительных:

Композиция и логика рассуждения (см. главу 2)

Грамотность (не более 5 грам. (см. номер 7 и 8 ЕГЭ), орф. и пункт. ошибок на 100 слов. Можно пользоваться орфографическим словарем!!!)

Грамотность (не более 5 грам. (см. номер 7 и 8 ЕГЭ), орф. и пункт. ошибок на 100 слов. Можно пользоваться орфографическим словарем!!!)

Структура сочинения

Композиция

Вступление (1-ый тезис)

Это размышление по теме и выдвинутый в результате тезис

Цель вступления – показать знания актуальности темы, причин возникновения ключевой проблемы и ее взаимосвязи с культурно-историческим процессом , дать отклик на проблему: выразить свое отношение к ней, показав свою заинтересованность.

70-100 слов

+ переход к аргументации

Аргументация:

– переход к аргументу

– анализ литературного произведения

– микровывод по примеру (возвращение к 1-му тезису сочинения)

100-150 слов

Вывод: обобщаем сказанное в тезисах и микровыводе

50-70 слов

В вашем сочинении может быть 2 литературных аргумента, в таком случае после первого аргумента с нового абзаца надо написать 2-ой тезис.

Для чего он нужен?

– если объем сочинения не выходит на минимально допустимый в 250 слов;

– если тема предполагает разностороннего рассмотрения: тезисы или аргументы противоположны.

Речевые клише

Вступление

Обычно затруднения возникают в том, как начать сочинение. Рассмотрим варианты:

История России/человечества полна испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созиданий и разрушительных войн и революций. [… ]

Едва ли не каждый русский человек уверен в том, что эпохальные, переломные события в нашей истории оставили глубокий отпечаток на современной жизни и мировоззрении сегодняшнего поколения. [… ]

Я не случайно выбрал(а) эту тему для своей работы. Вопросы, которые она поднимает, волнует каждого, кто задумывался о преемственности поколений и роли человека в истории.[… ]

Всем известно, что Великая Отечественная война унесла миллионы жизней, подорвала экономическое положение страны и в конечном итоге изменила ход современной истории. Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди. Безусловно, эта тема интересует каждого из нас, потому что память о великих исторических событиях помогает нам избежать ошибок прошлого. [… ]

О необходимости чтить память о великих исторических событиях знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы памяти и почитания прошлого – это те проблемы, которые встают перед человеком, считающим себя патриотом и осознающим свою ответственность перед нацией.

«ЦИТАТА», – так АВТОР ЦИТАТЫ высказал свое отношение к проблеме [… ]

Что такое памятники культуры? В чем заключается их роль в нашей жизни? К чему приведет безответственное отношение человека к наследию истории? Эти вопросы всегда волновали человечество/Над этими вопросами заставляет задуматься выбранная мною тема. [… ]

Далеко не все люди понимают роль родовой памяти/значение исторических событий и далеко не все относятся к истории как к поучительному хранителю человеческих ошибок, грандиозных взлетов и сокрушительных падений. [… ]

Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос: почему человек, предпочитая жить сегодняшним днем, пренебрегает историей и не задумывается о последствиях своих поступков? [… ]

Трудно переоценить значение таких исторических личностей, как Наполеон Бонапарт и Петр I, которые переписали историю не только своей нации, но и всего мира. Однако отношение к их противоречивым преобразованиям будет всегда меняться в зависимости от нашего мировоззрения, идеологии и жизненных ценностей. [… ]

Что мы знаем о Великой Отечественной войне? Чаще всего наши знания об ней ограничиваются самыми общими представлениями, однако никому не под силу представить, что пережили ее современники. [… ]

Переход к аргументации

Переход является смысловым «мостиком», позволяющим плавно переходить от тезиса к аргументации. Пишется в конце вступления, в ряде случаев необязательно: иногда хватает одного перехода – либо в конце вступления, либо в начале аргументации

Давайте обратимся к произведениям отечественной/мировой литературы, в которых поднимается данная тема.

Немало произведений отечественной литературы посвящено данной теме.

Подобные идеи я почерпнул(а) в произведениях отечественной литературы.

Подтверждение справедливости этих мыслей мы можем найти во многих произведениях русской литературы.

Разное видение этой проблемы раскрывается в художественных произведениях отечественных писателей.

В отношении к проблеме памятников культуры русские писатели едины. Попробуем углубленно рассмотреть их позицию на примере ряда произведений.

Начало аргументации

Пишется в следующем абзаце, где далее анализируем произведение.

Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности АВТОР, который посвятил ей ЖАНР «НАЗВАНИЕ».

Многие отечественные писатели поднимали/затрагивали/ставили в своих произведениях вопрос о бережном отношении к наследию культуры. Одним из них является «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Примеры проявления/выражения/отношения [] можно найти во многих произведениях отечественной литературы. «НАЗВАНИЕ» АВТОР не исключение. В этом произведении повествуется о []

Ярким примером [] служит поступок/эпизод/история, рассказанная в ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Проблема [] была актуальной во все времена/Эта тема волновала многих писателей русской литературы. Обращался к ней и АВТОР в ЖАНР «НАЗВАНИЕ».

Размышляя о [], я вспоминаю ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР, в котором повествуется о [].

Вспоминается замечательное художественное произведение, которое повлияло на формирование моей точки зрения по проблеме []. В ЖАНР «НАЗВАНИЕ» автор повествует о [].

Интересные мысли, которые заставляют читателей разных поколений глубоко задуматься над данной темой/данным философским вопросом, обнаруживаются в ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Говоря о проблеме [], не могу не упомянуть произведение «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Примеров, подтверждающих мою позицию, немало как в художественной, так и в публицистической литературе. Поэтому хочу обратиться к анализу ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Злободневность анализируемой темы доказывается и тем, что русские писатели неоднокрактно обращались к ней в своих произведениях. Так, в ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР рассказывает о []

Микровывод по аргументу

Этот ЖАНР (рассказ/повесть/роман/поэма/очерк) учит нас тому, что / убеждает нас в том, что / подтверждает мысль о том, что []

Рассказанная в этом произведении история приводит нас к мысли о том, что []

Раскрытая в этом произведении мысль автора доказывает, что []

Автор стремился донести до читателя мысль о том, что [].

Основная мысль автора заключается в том, что [].

Переход ко 2-му тезису

Однако не всегда проблема [] имеет такие последствия. [МЫСЛЬ] . Об этом повествует ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Обращает на себя внимание и тот факт, что [МЫСЛЬ]. Подобные мысли я почерпнул(а) в ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Другим аспектом проблемы [] является причина/ последствия/ отношение к/ влияние на [] , о чем говорится в ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Действительно, как часто приходится сталкиваться с []. Еще одним примером, доказывающим [], может стать ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Разве не стали нормой жизни такие явления, как [] ? Лишним тому подтверждением служит ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Кто из нас не сталкивался с /не оказывался свидетелем[]! Повсеместность и актуальность данной темы доказывает/ подтверждает ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Не только [] заставляет меня глубоко задуматься. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС? Ответ на него можно найти в произведении «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Размышляя о [], невозможно обойти стороной тот факт, что [МЫСЛЬ]. Именно эта мысль раскрывается в ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Продолжая размышление о [], хочу отметить тот факт, что []. Ярким примером подобного служит история, описанная в ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Но только ли [] ? МЫСЛЬ. Обратным/контрастным/ похожим/подходящим примером может послужить ЖАНР «НАЗВАНИЕ» АВТОР.

Вывод

Итак, я прихожу к выводу о том, что [].

Безусловно, проблема [] сложна и противоречива. Однако нам следует [].

Хочется верить в то, что проблема [] найдет отклик в сердцах современников и будет решена. Давайте [] !

В заключение следует сказать, что []

В завершении своей работы я хочу вновь акцентировать внимание на том, что […]

Таким образом, тема [] продолжает оставаться актуальной во все времена. []

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что []

В заключении своей работы хочу обратиться с призывом: []

Сколько бы ни продолжались споры о [], невозможно ожидать универсального и точного ответа на подобный вопрос. Но я знаю точно: []

Написание сочинения

Вступление/Тезис

Список возможных тем

Никто не забыт, ничто не забыто.

Согласны ли вы с утверждением древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мертвых продолжается в памяти живых»?

М.Ю. Лермонтов стих-ние «Бородино»

Н.А. Некрасов стих-ние «Железная дорога»

А. Ахматова поэма «Реквием»

Б. Васильев рассказ «Экспонат номер…»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

М. Шолохов рассказ «Судьба человека»


Память о войне – дань героям.

Почему так важно хранить память о Великой Отечественной войне?

Б. Васильев повесть «В списках не значился», «А зори здесь тихие…», рассказ «Экспонат номер…»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В.Л. Кондратьев повесть «Сашка»

А. Твардовский поэма «Василий Теркин»

В. Некрасов повесть «В окопах Сталинграда»

М. Шолохов рассказ «Судьба человека»

В. Астафьев повесть «Прокляты и убиты»

Ю. Бондарев повесть «Горячий снег»

В. Быков повесть «Сотников»

В.А. Закруткин повесть «Матерь человеческая»


Как исторические события влияют на судьбы народа?

см. произведения из предыдущих пунктов

+«Слово о полку Игореве»

А.С. Пушкин поэма «Медный всадник», роман «Капитанская дочка»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

А. Приставкин рассказ «Фотографии»


Почему нужно сохранять памятники культуры?

Согласны ли вы с высказыванием Виктора Гюго о том, что архитектура – это летопись человечества?

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» письмо 41,43

В. Шукшин рассказы «Мастер», «Крепкий мужик»


Какие произведения искусства можно считать бессмертными?

Какие произведения искусства становятся классическими?

рассказы и повести о войне – см. пункт 1 и 2

Н.В. Гоголь «Портрет»

Рэй Брэдбери рассказ «Улыбка»

А.И. Куприн рассказ «Гранатовый браслет»


Память о каких личностях остается в истории?

А.С. Пушкин поэма «Медный всадник», маленькая трагедия «Моцарт и Сальери», роман «Капитанская дочка»

М.Ю. Лермонтов стих-ние «Смерть поэта»

А.И. Куприн рассказ «Чудесный доктор»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

+ см. пункт 2


Зачем нужно изучать историю?

Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?

Какова роль истории в жизни будущих поколений?

Что никогда нельзя забывать?

Беспамятство – это невежество или неблагодарность?

Забвение – предательство по отношению к историческому опыту предков.

Не помнить прошлого – значит быть беспринципным человеком, не имеющим ценностей.

Забвение истории – это утрата ценностей.

Как связан патриотизм с отношением к истории своего отечества?

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» письмо 40, 41, 43;

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

+ см. пункт 1 и 2


Забывать обиды – просто ли это?

В. Шукшин рассказ «Обида»

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» письмо 9


Какова роль музеев в сохранении исторического наследия?

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» письмо 41

В. Солоухин «Письма из Русского музея»

В.П. Астафьев «Кружево»


Человек, забывший о своих корнях, – человек без прошлого и будущего.

Согласны ли вы с этим?

Память рода – это самое сокровенное для каждого человека.

Почему для человека так важны семейные реликвии?

А.С. Пушкин стих-ния «Деревня», «Вновь я посетил»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

И.А. Гончаров роман «Обломов»

Л.Н. Толстой повесть «Детство»

А.П. Чехов пьеса «Вишневый сад»

С. Есенин стих-ние «Гой ты, Русь, моя родная…»

В.Г. Распутин повесть «Прощание с Матерой»

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» письмо 40, 41, 43

В.И. Белов «Плотницкие рассказы»

Конспект размышлений по темам

Давайте разберемся, что писать в тезисах и какое направление мысли можно выбрать.

Согласны ли вы с утверждением древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мертвых продолжается в памяти живых»?

В нашей памяти продолжают жить безвременно ушедшие: воспоминания об их достоинствах, заслугах – дань любви и уважения по отношению к ним, почитание их таланта. След, который они оставили в истории, не должен быть предан забвению.

Каким человеком нужно стремиться остаться в памяти своих потомков? Честным, справедливым, добрым, смелым, благородным и т.д.

Память позволяет никогда не прерываться цепочке судеб и жизней, связанных родственными узами, пространством и временем. Преемственность поколений дарует человеку вечную духовную жизнь. Быть вписанным в историю своего рода, края, отчества – великая честь.

Забвение истории – это утрата ценностей.

Пренебрегать ценностью отечественной истории – значит быть беспринципным человеком, отделившимся от своего нации. Такой человек не имеет будущего. Ключевые жизненные ценности: любовь к своему роду и Отечеству, гордость за русскую культуру – помогут осмысленно прожить свою жизнь, став достойным представителем нации, отстаивавшим ее идеалы.

История показывает, что вечно и неизменно, а что преходяще в нашем мире. Духовные ценности становятся нашим нравственным фундаментом, которые указывают единственно верный жизненный путь.

История показывает, что вечно и неизменно, а что преходяще в нашем мире. Духовные ценности становятся нашим нравственным фундаментом, которые указывают единственно верный жизненный путь.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги