Завоевание пути
Макс Бюлов
© Макс Бюлов, 2021
ISBN 978-5-0053-2968-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
В книге собраны статьи по происхождению и ранней истории русов. Статьи основаны на работах великих русских историков – Валентина Васильевича Седова и Аполлона Григорьевича Кузьмина. Имеющиеся факты (существование русского государственного образования до призвания варяжских/русских князей в Словенское княжество; существование множества Руссий на юге и востоке Балтики; Ругиланд, Русская марка, р. Русская Мюль на среднем Дунае и т.д.) были соединены логически, по-другому они не соединяются и не объясняются.
Происхождение руси и славян
5000 лет назад в Европу с востока вторглись индоевропейцы, состоящие из двух групп. Обозначим их по гаплогруппам R1a и R1в. Припятские болота разделили первую группу на две части, одна ушла севернее в Прибалтику, верховья Днепра, заняла южное побережье Балтийского моря до Эльбы и стала балтами. Вторая часть, вместе с остальными, осела в центральной Европе, здесь они создали праславянскую Лужицкую культуру на северо-востоке древнеевропейской культуры полей погребальных урн.
В первые века 1-го тысячелетия до н.э. южнобалтийская территория от Эльбы до Преголи, в разной степени, подвергается экспансии племён лужицкой культуры. К 650 г. до н.э. в результате смешения балтов и «лужичан» в польском Поморье складывается Поморская культура (VI—II вв. до н.э.), в мазурском Поозёрье и севернее до р. Преголя культура Западнобалтских курганов.
С конца 6 в. до н.э. на земли, заселённые лужицкими племенами, начинают совершать набеги скифы. В походах скифы достигают Одера и Эльбы. Они разрушают часть городищ.
Около 550 г. до н.э. на территорию, ослабленных набегами скифов, «лужичан» начинается миграция племён Поморской культуры. В течении полутора столетий они освоили значительную часть бассейна Вислы и прилегающий бассейн Одера. Местное население осталось на месте, пришельцы селились рядом.
К 400 г. до н.э. в результате взаимодействия двух групп населения образуется новая культура Подклешевых погребений (400—100 гг. до н.э.). Поскольку наблюдается непрерывность развития этой культуры вплоть до исторической фиксации на этой территории славян, можно считать её славянской.
Подклешевая культура эволюционировала в Пшеворскую (II в. до н.э. – IV в.), Поморская в Оксыковскую (II до н.э – I в.). Развитие последних прервано соответственно вторжением гуннов и готов.
Имя носителей Поморской культуры сообщают Иордан, Тацит и Птолемей – это руги.
…Вскоре они продвинулись оттуда на места ульмеругов (островные руги, остров образован рукавами устья Вислы), которые сидели тогда по берегам океана; там они расположились лагерем, и, сразившись, вытеснили их с их собственных поселений. [2]
…За лугиями живут готоны, которыми правят цари, и уже несколько жестче, чем у других народов Германии, однако еще не вполне самовластно. Далее, у самого Океана, – ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен – круглые щиты, короткие мечи и покорность царям. [3]
Везде, где появлялись руги, фиксируется топонимы, этнонимы с корнем рус, рос. Такие есть в германской Померании (Руссов), польском Поморье (Русово) [7], в Австрии (р. Русская мюль, Росдорф) [4,5], на Рюгене (Русковичи), в Приильменье (Старая Русса), в Поднепровье (Рось) [2,6]. Поэтому есть все основания утверждать, что самоназванием ругов/рогов/руян/ран было русь. Установлено участие ругов/руян в восточной торговле, но на Руси и арабы не знают ругов, знают русов.
Кузьмин А. Г., Одоакр и Теодорих: Тождество ругов и русов не гипотеза и даже не вывод. Это лежащий на поверхности факт, прямое чтение источников, несогласие с которыми надо серьезно мотивировать.
Томас Шор, Происхождение англо-саксонского народа: …Мы читаем также, что Эдвард, сын Эдмунда Иронсайда, сбежал после смерти своего отца "в королевство Ругов, которых правильно называть Руссы" («ad regnum Rugorum, quod melius vocamus Russiam») (Cottonian Liber Custumarum, Liber Albus, ст.645)
Карта Австрии IX – X вв.
Таким образом, в результате двойной взаимной миксации получились две близкие, но не идентичные общности – русы и славяне.
Дальше всю свою историю они будут взаимодействовать между собой и создадут Русь.
Варяги, происхождение и территория расселения
Варяги в 7 веке
Переселение лужицких племён в первые века 1-го т. до н.э. затронуло всё южнобалтийское побережье. В результате этого переселения и ассимиляции «лужичанами» балтов появился новый славянский этнос – варяги, расселившийся от Вагрии до Пруссии.
В 7 веке в земли варягов с юга вторглись вильцы (вельтины, велатабы, позже лютичи). Вторжение разрезало область расселения варягов надвое, западнее остались ободриты (название, скорее всего, происходит от имени правящей династии или главенствующего племени), восточнее поморяне.
Источники:
1. Седов В. В., Славяне в древности
2. Иордан, О происхождении и деяниях гетов
3. Корнелий Тацит, О происхождении германцев и местоположении Германии
4. Раффельштеттенский таможенный устав
5. Кузьмин А. Г., Руги и русы на Дунае
6. Кузьмин А. Г., Одоакр и Теодорих
7. Русские названия Южной Балтики
Наше имя
Этнонимы русь и варяги не имеют значений в современном русском языке.
Так ли это, они не имели значений или были утрачены в процессе эволюции языка?
На самом деле ответ на вопрос лежит на поверхности. В современном русском языке сохранились значения этих этнонимов в форме глагола – варить (готовить в воде, в отличии от жарить, готовить на огне) и прилагательного – русый.
Подтверждение можно найти в законсервированной форме индоевропейского языка санскрите. Вар, вари означает вода (по-другому вода на санскрите пива), один из главных ведических богов Варуна – верховный хранитель справедливости и суда, повелитель мировых вод. Аруса – красный, огненный, другие вариации: рус – украшать, русья – светлая, святая. Есть примеры русско-санскритской тавтологии: трын-трава, на санскрите трин значит трава; дремучий лес, дрема – лес.
Бог-Владыка Варуна верхом на Макаре (морском чудовище)
На других индоевропейских языках русь означает примерно одно и то же. Рус, руса́, ру́со – светло-коричневый с сероватым или желтоватым оттенком, древнерусский – русъ; церковнославянский – русъ; болгарский – рус «светловолосый»; сербохорватский – рус, руса; словененский – rȗs м., rúsа ж. «красный, желтый»; чешский – rusý «светловолосый, телесного цвета», rysý «рыжеватый»; словацкий, польский – rusy. Праславянское rudsъ, связанно с руда́, ру́дый, рдеть, ры́жий. Средне литовский – raũsvas «красноватый», rùsvas «темно-коричневый», rusė́ti «тлеть», ruslės «жаровня»; латышский rusls «коричневый», rûsа «ржавчина»; латинский – russus «красный, рыжий», ruber «красный»; греческий – ἐρυθρός «красный», ῥούσιος «темно-красный, бурый». Иранская основа *rauka- *ruk- «свет, белый, блестеть» (осетин, ruxs/roxs «светлый», персид. ruxs «сияние»), индоарийская основа *ruksa, *ru (s) sa «светлый, белый».
Учитывая то, что варяги жили на побережье и были первыми мореходами на Балтике, им подходит имя водные люди или поморы/поморяне (такое имя впоследствии получили восточные варяги).
Несколько выдержек из саг, исторических трудов, хроник.
Снорри Стурлусон, Круг Земной, Сага о Магнусе Слепом, гл. X: …Реттибур конунг вендов подошел к Конунгахелле. У него было пять с половиной сотен вендских шнек, и на каждой шнеке было сорок четыре человека и две лошади. Дунимицом звали сына сестры конунга и Унибуром одного из его военачальников, у которого было большое войско. Оба они пошли на веслах с частью войска вверх по восточному рукаву Гаут-Эльва мимо Хисинга и подошли таким образом к городу выше его по течению, а другую часть войска они подвели к городу по западному рукаву. Они причалили к берегу у корабельных свай, высадили там конницу и, перебравшись через Братсас, подъехали к городу.
Назарук В. М., Вагры (Морской десант)
Александр Гильфердинг, История балтийских славян: …Изо всех балтийских племен, вагры, передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Имея землю, вдававшуюся углом в море и остров Фембру, они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, развивая в них любовь к бранной жизни, отнимало возможность мирного, торгового судоходства, которое у других балтийских славян имело великое значение. Таким образом, главными занятием вагров стала война на море с датчанами, как на суше с немцами, главным их промыслом – морские разбои.
Остров Руян (Рюген) и международные торговые пути (Йоахим Херрман, Ободриты, лютичи, руяне).
Адам Бременский, Деяниях священников Гамбургской церкви: …оба эти острова (Фембра и Рана), пишет он, наполнены пиратами и кровавыми разбойниками, не дающими никому ни проезда, ни пощады. Пленных, которых другие продают, они убивают. Остров Фемба принадлежал ваграм, Рана это Руян (Рюген).
Гельмольд, Славянская хроника: …Альденбург – это то же, что на славянском языке Старгард, то есть старый город. Расположенный, как говорят, в земле вагров, в западной части [побережья] Балтийского моря, он является пределом Славии. Этот город, или провинция [54], был некогда населен храбрейшими мужами, так как, находясь во главе Славии, имел соседями народы данов и саксов, и [всегда] все воины или сам первым начинал или принимал их на себя со стороны других, их начинавших. Говорят, в нем иногда бывали такие князья, которые простирали свое господство на [земли] бодричей, хижан и тех, которые живут еще дальше.
А. Г. Кузьмин, Об этнической природе варягов: …Пурпурный, красный цвет символизировал могущество, власть. Адам Бременский и Гельмольд отмечают, что среди балтийских славян только раны-руги имеют короля. Но на Рюгене светская власть была вообще менее заметна, чем жреческая. Очевидно, «королевским» являлось все племя. Этим, возможно, и объясняется ритуальное раскрашивание. Как сообщает Саксон Грамматик, при взятии Арконы в 18 г. в сундуках под замками было обнаружено множество пурпуровых одежд, от ветхости уже гнилых и худых.
Гельмольд, Славянская хроника: …Ране, у других называемые руанами – это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому, благодаря особому почитанию этого святилища, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться. Племена, которые они оружием себе подчиняют, они заставляют платить дань своему святилищу…
Сюда обращаются из всех славянских земель за ответами и ежегодно доставляют средства для жертвоприношений. Купцам же, которые случайно пристанут к их местам, всякая возможность продавать или покупать предоставляется не раньше, чем они пожертвуют богу их что-либо ценное из своих товаров.
Адам Бременский, Деяниях священников Гамбургской церкви: … Другой остров [Руян] расположен напротив вильцев [лютичей]. Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. Без их решения не положено ничего предпринимать в общественных делах: так их боятся из-за их близких отношений с богами или скорее демонами, которым они поклоняются с большим почтением, чем прочие.
Саксона Грамматика, Деяния данов: …Эту статую, почитаемую дарами всех славян, соседние короли не без уважения к нечестию наделяли дарами. Между прочими также король датчан Свен умилостивления ради посвятил кубок изысканной работы, предпочитая поклонение чужой вере своей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги