Новогрудок и евреи
История, холокост, наши дни
Маргарита Акулич
© Маргарита Акулич, 2019
ISBN 978-5-4485-6695-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Какой необычный город Новогрудок… Когда-то в нем большинство населения составляли евреи. Сейчас их в городе почти нет. Но осталась история, неотъемлемая часть истории Беларуси. И Холокост, который никогда не должен забываться.
С Новогрудком связаны имена многих известных евреев – и умерших, и ныне живущих, и легендарных, и и героических, и интересных, и умных, и… очень разных. Это и Адам Мицкевич, и Тувий Бельский, и Тамара Вышицкая, и Джек Кушнер, и Джаред Кушнер, и другие.
Невероятны повороты истории. Когда-то Новогрудок был городом синагог, сейчас, возможно, логично назвать его городом-символом еврейского сопротивления…
В общем, рекомендую прочесть. На самом деле очень интересно.
I История еврейского Новогрудка
Калі навагрудскія ўбачыш прасторы, Ракітнік разгалісты, нізкі, – Каня супыні ля плужынскага бору, Каб глянуць на возера зблізку.
Гушчар лесу пахне чаборам і мёдам, Жывіцы настоем смалістым. Там возера Свіцязь, як шыбіна люду, Ляжыць паміж дрэваў цяністых.
(Адам Міцкевіч)
1.1 Город Новогрудок. Евреи Новогрудка до 19-го столетия
Город Новогрудок
Фото из списка литературы [1]
Новогрудок является находящимся в Западной Беларуси городом (Гродненская область). Его основание относится к 11-му столетию. Основал город Ярослав Мудрый.
Впервые город упоминается с датой 1044-го года. И был после Ярослава Мудрого его переход под власть ВКЛ (ВКЛ – Великое княжество Литовское). После имело место его вхождение в объединённое польско-литовское государство. В 18-м столетии (в его начале) Новогрудок разрушили русские войска.
С 1795-го года он стал частью России, а после Первой мировой войны превратился в польский город. В 1939-м году его захватил Союз ССР, и ему пришлось пережить в 1941-м—1944-м годах германскую оккупацию.
Фото из списка литературы [2]
Население города по состоянию на 2015-й год равнялось примерно тридцати тысячам человек.
Евреи Новогрудка до 19-го столетия
Евреи в Новогрудке проживали с 1445-го года. Ими производилась выплата специального военного налога – «серебщизны». Распространения магдебургского права на них не было. Освобождение от выплаты «серебщизны» имело место в 1551-м году.
Фото из списка литературы [3]
Вначале еврейское население жило вместе с населением христианским в центре Новогрудка. Но христианскому населению и шляхте это не нравилось. И местные христиане возбудили дело, касавшееся переселения евреев в специальные «еврейские» места.
Королем Сигизмундом Августом был издан указ от тридцатого сентября 1563-го года, предписывающий, чтоб евреи переселились на окраину города.
Новогрудские евреи не подчинились данному указу, обратившись в Варшаву в коронный суд, чтобы он их защитил от городского суда Новогрудка, настаивавшего на их изгнании. Но решение Королевского суда не противоречило решению суда городского. Евреям было приказано, чтоб они свои сады и дома отдали христианам. Евреи были обвинены в непредоставлении необходимых документов. Евреи и здесь не послушались, продолжая проживать в центре в своих домах.
С 1623-го года было подчинение новогрудской еврейской общины кагалу Бреста. Возведение каменного здания Главной синагоги осуществлялось караимами в 1648-м году. После его выкупила еврейская община. Но имело место существование там еще с 16-го столетия синагогального двора. Синагога Новогрудка по формам была суровой, это соответствовало времени.
Новогрудские евреи выплачивали налоги [4]:
«В середине XVI в. в Новогрудке было приблизительно 500—600 еврейских налогоплательщиков. В 1647 г. новогрудская община платила 1,062 золотых монет налога, в 1655 – 1,200, в 1664 – 2,600., в 1670 – 1,400 золотых монет».
В городе в 1630-м году свирепствовала чума, в 17-м столетии неоднократно случались серьезные пожары.
Новогрудок В 1655-м году был завоеван русскими войсками, а в 1659-м году его отбили войска гетмана Сапеги, в 1660-м году русские снова его завоевали. Евреи уничтожались и грабились всеми, кем захватывался город.
В Новогрудке у европейских купцов были особые отношения с окружением князя Радзивилла. В 17-м – 18-м столетиях евреи проживали в «юридике» Радзивилла (сохранялась до 1861-го года). Ими выплачивались налоги лишь князьям Радзивиллам, других налогов они не платили (в отличие от остальных горожан). Однако, налоги князю были не дешевыми, поэтому имело место обращение евреев юридики как к князю Радзивиллу, так и к князю Витгенштейну, который был после него, с просьбами об уменьшении налогового бремени.
1.2 Еврейский Новогрудок 19-го и 20-го столетий. О новогрудской иешиве
Еврейский Новогрудок 19-го столетия
Фото из списка литературы [5]
Поскольку налоги евреи должны были платить большие, появлялись недоимки и наблюдались укрывательства налогоплательщиков. Например [4]:
«…в 1825 г. житель Новогрудка Г. Замковый донёс на новогрудский кагал, что тот укрыл от ревизской переписи 700 душ».
В 1770-х годах наблюдалась активизация строительства в Новогрудке. Но не было в нем железнодорожных магистралей. Зато были ремесленники. В 1877-м году в нем были ремесленники-пищевики (27), ремесленники-портные (70), ремесленники, занимавшиеся производством сельхозинвентаря (105).
Фото из списка литературы [6]
В 1860-х-1890-х годах имело место открытие ряда небольших по размеру фабрик. Были заводы: по одному – мыловаренному, кирпичному и гончарному; по два – гончарно-кафельных. Еще была гильзовая фабрика. Однако в основном новогрудские евреи торговали и занимались ремеслами.
В 1867-м году в городе действовали шесть синагог. С 1854-го года работало двухклассное казенное еврейское училище первого разряда, в нем обучалось сорок девять чел. В качестве его почетного блюстителя выступал купец Гаркави Гершон Моисеевич. В нем учеников обучали чистописанию, русскому и немецкому еврейскому языкам, арифметике, молитвам с немецким переводом, знакомили с трудами Маймонида.
Фото из списка литературы [7]
В Новогрудке в 1868-м году были религиозные школы (пять школ), строительство двух из которых происходило в 1840-х годах (оно было разрешено Гродненским губернским правлением), остальные школы действовали еще с 18-го столетия. Сапожники Новогрудка и порняжный цех имели собственные пришколки. Согласно вышедшему в 1873-м году закону еврейские училища (как уездные, так и раввинские) второго и первого разряда закрылись.
Два еврея – Богатин Шмуйла Мовшевич и Бурштейн Кивель-Нота Абрамович входили в 1874-м году в городскую думу. В 1870-х годах основали еврейскую больницу с амбулаторией (бесплатной); действовали семь синагог, а также еврейское одноклассное училище.
Информация, касающаяся раввинов следующая [4]:
«Раввином в Новогрудке в 1835—50 был Александр-Зискинд Гаркави, в 1851—64 – И. Э. Спектор, в 1864—74 – Борух-Мордхе Лифшиц, в 1874—1908 – Ихл-Михл Эпштейн (1829—1908), с 1908 – Менахем Краковский. Казенным раввином в конце 19 в. был Хаим Гершович Елин. В 1896 Йосеф-Йоэль Горовиц (1846—1920, Киев) основал в Новогрудке йешиву, ставшую одним из духовных центров «мусара».
В конце 19-го столетия действовали разного рода благотворительные организации и кружки сионистов. В этот период времени началась еврейская эмиграция из Новогрудка в Соединенные Штаты и Эрец-Исраэль.
Даниэлем Осташинским отмечено [8]:
«Все евреи, родившиеся в Новогрудке, и образованные
(подобно мне), в частности, молодёжь, видели в этом городе часть Эрец Исраэль. <…>
И я с уверенностью могу сказать, что весь Новогрудок жил в тени известного либерального польского поэта (Мицкевича – Т.В.), который любил евреев. <…> не важно, были у него
еврейские предки или нет, фактом остаётся то, что он очень любил еврейский народ, и это привело к тому, что поляки города поступали в отношении евреев соответственно».
О Новогрудской иешиве
Среди учебных еврейских заведений города Новогрудка особо выделялась Новогрудская иешива, (год основания – 1896-й.). Ее основал рабби Иосеф-Юзло Горовиц (Гурвиц).
Иешиву «Новардок» считали довольно «строгой». В ней преподавались Тора, Танах, Талмуд, а от учащихся требовалось наличие моральных качеств. То есть, здесь указания Торы о поведении и качествах евреев проводились в жизнь.
Новогрудскую иешиву считали неординарной, она не походила на многие иные иешивы. Она была учреждением мусар, в ней не так много внимания уделялось подготовке студентов как в будущем раввинов, но много внимания – подготовке евреев, самоотверженно служащих Богу (это следует из воспоминаний одного из студентов – Дэвида Загера, описанного в книге «Бочки»).
Новогрудскую иешиву относили к движению мусар (этическое движение мусар в переводе с иврита – это мораль). В ней занимались в основном воспитанием личностей в духе аскетизма и ригоризма.
Основателем новогрудской иешивы Иосефом Юзлом, «стариком из Новардока», было введено многочасовое обсуждение как проблем этического характера, так и особых приемов психологической самотерапии, содействующих освобождению от свойственных людям по их природе пороков (среди них – стяжательство, тщеславие, корыстолюбие и т. д.).
Имела место постепенная разработка целостной системы воспитания, помогавшей личности интегрироваться в ригористический уклад еврейской жизни, базирующийся на законах Галахи.
Люди, которые получали образование в мусар-иешивах, были объединенными между собой на протяжении всей жизни. Это образование определяло уклад их жизни и ее нравственно-эмоциональную направленность.
Во время второй мировой войны новогрудской иешиве пришлось передислоцироваться в Вильно. Когда на территорию Литвы вошли войска «советов» (1940-й год), на студентов иешивы были гонения.
Некоторые из студентов сумели убежать. Но многие были убиты. Какой-то части из них удалось получение транзитных японских виз, выданных им Симпой Сугихарой (японским консулом). Они добрались через Владивосток до Кобо. Спустя какое-то время некоторые из них попали в США, другие – в Израиль и Англию.
Новогрудская иешива сегодня действует в Нью-Йорке (в Бруклине), в Лондоне и Иерусалиме.
Еврейский Новогрудок 20-го столетия
Фото из списка литературы [9]
Основная информация, касающаяся еврейского Новогрудка 20-го столетия до 1920-го года следующая [4]:
«С 1902 г. в городе действовали организации Бунда и Поалей-Цион. В 1905 году был создан отряд самообороны.
В 1905 г. в городе действовала 38 хедеров, где обучалась 729 мальчиков. Девушки из еврейских семей в начале ХХ в. учились в четырёхклассной гимназии. В 1908 г. там было 87 учениц, половина из которых были еврейки.
В 1910 в Новогрудке было 16 синагог, еврейское частное мужское училище, еврейское кладбище. В 1913 евреям в Новогрудке принадлежали аптека, оба склада аптечных товаров, 3 гостиницы, единственный ресторан, 41 лавка (в т. ч. все 8 мануфактурных, 8 бакалейных, все 6 кожевенных). В 1914 создан «Союз еврейских ремесленников», работала еврейская богадельня.
В 1917 основаны спортивный клуб «Маккаби», детский дом.
В 1919 в Новогрудке функционировали отделения Евсекции (около 25 человек), Бунда и «Поалей Цион».
Хедер в Новогрудке: 1930-й год. Фото из списка литературы [10]
1919-й год явился годом основания семиклассной школы сети «Тарбут», позже – школы с преподаванием на идише (которая, кстати, не пользовалась особой популярностью), религиозной частной школы, ставшей впоследствии звеном сети «Тошия» (движение «Мизрахи»). В Новогрудке осуществляли работу ряд хедеров. Были еврейские библиотеки (две). Одна из библиотек состояла при профсоюзах, а вторая из них была общественной, в ней имелось триста томов изданий на русском, иврите, польском, идише. При общине было несколько благотворительных еврейских учреждений, благодаря которым работали детские ясли, еврейская больница и приют для старых людей. В это время в Новогрудке действовали две синагоги.
В период с 1921-го по 1939-й годы Новогрудок считали центром воеводства. Если говорить об экономике города в данное время, то она была преимущественно мелкотоварной.
Основная часть населявших город граждан состояла из ремесленного люда, мастеров и торговцев. Многим из них приходилось терпеть нужду. К концу 1930-х годов произошло усиление антисемитизма. Осуществлялась деятельность профсоюзов и организаций, защищавших интересы рабочих-евреев, подверженных влиянию сионистов и бундовцев.
В период с 1920-х – по 1930-е годы в Новогрудке был свой театр, который работал на идише. В 1933-м – 1939-м годах имел место выход еженедельника «Новогродекер лебн», в 1935-м—1939-м годах – «Ногродекер вохн». Действовали отделения разношерстных еврейских организаций и партий.
Информация о новогрудских раввинах и организациях в 1920-х – 1930-х годах [4]:
«Меер Абович (1876—?) и Меер Меерович. В Новогрудке 1920—1930-х гг. действовало много политических и сионистских организаций».
Семнадцатого сентября 1939-го года Красной армией была пересечена советско-польская граница, и Западная Беларусь стала частью Союза ССР. Новогрудку пришлось пережить проведение социалистических преобразований. Еврейским благотворительным заведениям пришлось стать государственными, промышленным предприятиям, лавкам, магазинам пришлось пережить национализацию, а еврейским школам – объединение в одну (десятиклассную с преподаванием на языке идише).
1.3 О довоенном Новогрудке. Об известных евреях – уроженцах Новогрудка
О довоенном Новогрудке
Фото © Арцём Аблажэй. Фото из списка литературы [11]
В Новогрудке были свои музыканты, хор и канторы – профессионалы и любители – знатоки Священного Писания, хасиды, известные своими песнопениями, оркестр пожарной команды, детский хор. Еврейская община Новогрудка гордилась своими писателями, мыслителями и всемирно известными раввинами, своими культурными и общественными учреждениями и особой атмосферой в общине. (Валерий Зеленогорский)
У простых людей, ремесленников и владельцев магазинов было стремление дать собственным детям образование именно еврейское, доносящее идеи сионизма, дающее ощущение исторической родины в Палестине и знание языка иврита.
Имело место открытие школы «Тарбут» им. Х.-Н. Бялика. Еще работали некоторые еврейские школы. Дети учились, в том числе, в частных хедерах или начальных школах, в которых учителями-наставниками молодежи меламедами обучались дети младшего возраста. Новогрудские дети-евреи также учились в средних и начальных польских школах. Каждый ребенок из еврейской семьи получал образование ради обеспечения будущего нации.
Фото из списка литературы [12]
Новогрудок был городом синагог. В нем находилась уникальная по архитектурному исполнению и внутреннему изяществу Большая синагога. Были и более скромные синагоги, предназначенные для ремесленников-евреев определённой профессии.
В городе имело место существование сиротского приюта под сенью заботы общественного комитета, обеспечивавшего воспитанников этого приюта всем что им требовалось. Этот приют принимал всех еврейских детей-сирот. Дети, когда подрастали, обучались в находившейся при нем школе, обучались профессии и готовились к более взрослой жизни. Общественным комитетом каждый из учеников устраивался в мастерскую ремесленника-профессионала для подготовки к самостоятельной работе.
В Новогрудке был дом престарелых, где проявляли заботу о стариках, не имевших возможности получать ее дома. Была Еврейская больница для лечения больных евреев-новогрудцев. У нее было по тем временам хорошее оснащение. В ней трудились врачи-евреи. Особо заботливо обращались с бедными людьми. В больнице была палата для рожениц. Эта больница славилась на всю округу, в ней был очень профессиональный и вежливый персонал.
В городе было немало разных еврейских учреждений. Был налажен выход еврейской газеты, освещавшей жизнь общины.
Два раза в неделю евреи Новогрудка могли посещать муниципальную библиотеку и брать в ней книги на русском, или идише, или польском, или иврите. Они имели спортклуб «Маккаби» с хорошим гимнастическим залом и стадионом. В нем происходила тренировка, разыгрывались матчи и проводились соревнования.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги