Радунь и евреи
История, холокост, наши дни
Маргарита Акулич
© Маргарита Акулич, 2019
ISBN 978-5-4493-5219-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Иногда люди ищут сокровища в роскошных местах, не понимая, что они могут находиться в местечках с первого взгляда тихих и незаметных. Таким местечком является расположенный в Беларуси Радунь. Именно в нем находилась прославившаяся на весь мир иешива Хафеца Хаима, величайшего еврейского просветителя, философа и моралиста, жизнь и деятельность которого является примером для евреев. Его труды нетленны, а их содержание полезно как для евреев, так и неевреев, ведь общечеловеческие ценности, оставленные великими людьми, принадлежат не только приверженцам какой- то одной религии.
Радунь – небольшое поселение, но его история, включая холокост, интересна, и ее нельзя забывать. Есть у него настоящее, и, несомненно, будет хорошее будущее.
Данная книга имеет информационный, образовательный и культурный характер.
I Основные сведения и история Радуни (общая и еврейская)
Радунь. Еврейская застройка. Источник: http://shtetlroutes.eu/ru/town/radun
1.1 Общие сведения о Радуни и его общая история
Общие сведения о Радуни
Радунь (па беларуску Радунь, по-польски Raduń, по-литовски Rodūnė) является городским поселком, административным центром Радунского гомельского совета. Находится в Гродненской области Вороновского района Беларуси рядом с польской границей. Радунь является вторым по величине населенным пунктом в Вороновском районе.
«Радунь. Бывшая базарная площадь». Источник: http://shtetlroutes.eu/ru/town/radun/
Находится в тридцати километрах от райцентра – городского поселка Вороново, в двадцати кило мерах от ЖД станции «Бастуны» на линии «Вильнюс – Лида». Узел автодорог на такие населенные пункты как Лидуа Вильнюс, Василишки, Ивье, Острино.
Название Радуни получено, скорее всего, благодаря реке Радуньке, протекающей неподалеку от Радуни. Радунька является правым притоком реки Дисны. Начинается она около деревни Повиланцы, всего ее длина равняется двадцати восьми километрам. Если говорить о ее русле, оно почти полностью канализировано.
Зимний вид домов на улице Советской. Автор: Mik Источник: https://zabolot.blogspot.com/2011/08/blog-post.html
Местечко Радунь всемирно известно благодаря действовавшей в нем еврейской духовной академии (талмудистической), называемой иешивой, и возглавляемой известным талмудистом Хафецем Хаимом. В нее приезжали учиться молодые люди не только из Беларуси, но и из далеких стран.
Герб Радуни (изображение) украшен красным раком.
«Еще отличительной чертой Радуни является исторический герб (на иллюстрации его современное изображение), которого не имеет ни один населенный пункт нашего района (герб Вороново не имеет исторического прошлого, был создан современными авторами)». Источник: http://zabolot.blogspot.com/2010/06/blog-post_20.html
Большая часть трудоспособных жителей занято в таких сферах, как социальная и обслуживания.
«Радунь. Застройка. Украшение двора из пластиковых бутылок». Источник: http://shtetlroutes.eu/ru/town/radun/
В Радуни имеются: школы (средняя, начальная, интернат и детская школа искусств), детский сад и приют. В поселке есть Дом культуры (располагается в здании бывшей иешивы), работает библиотека, для школьников создан дом школьника.
Медицина Радуни представлена Радунской больницей на пятьдесят койко-мест.
Достопримечательности [2]:
«Костёл Девы Марии Розария, 1929—1933
Иешива „Хафец Хаим“ (построена в 1882 году)
Еврейское кладбище XV века».
«Когда-то был универмаг, сейчас там от него что-то осталось, но добавилось очень много, начиная от пиццерии и заканчивая отделением операторов мобильной связи». Автор: Mik. Источник: https://zabolot.blogspot.com/2011/08/blog-post.html
Об изменении Радуни написано в фоторепортаже
«Радунь: зима и лето» [1]:
«Радунь изменяется все время, многое изменяется в жизни радунцев. Сейчас стерлись границы и многие отличия, которые были раньше, например посетить Интернет магазин эротического женского белья можно не зависимо от места проживания и оформить заказ не выходя из дома. Хотя такого магазина в Радуни, как не было, так и нет. Нет пока в Радуни и странички в Интернете, где можно разместить бесплатные объявления, как например в Москве, где раздаются бесплатные щенки в добрые руки и продаются породистые собаки. А Радунь известна своими охотниками, которые держат умных породистых охотничьих собак, за щенками которых приезжают охотники из всех сторон Беларуси.»
Об истории Радуни
Старая застройка. Фото Дмитрия Ивченко. Источник: http://www.fotobel.by/grodnenskaya-oblast/radun-arxitektura/
Как поселение Радунь рассматривается как очень древнее. Возникновение его произошло где-то в десятом-одиннадцатом столетиях. Поселения тех времен на территории района были в составе княжества Дайновского. С 1259-го г. – в составе владений Миндовга. Бытует мнение, что основали княжество велеты-лютичи.
Впервые Радунь упоминается в качестве волостного центра в 14-м столетии (год 1387-й), о чем свидетельствует грамота князя Ягайло (литовско-польский князь). Согласно письменным источникам 1387-го года Радунью владел князь Скиргайло.
В грамоте на владение, дарованном Скиргайле, написано [1]:
«Градъ Радыня и вся тая волость со всякою службою, вси люди и сёла и всякий доходъ…»
Радунь под названием Родно описывается в «Списке русских годов дальних и ближних» (старорусская летопись). Окончательное основание местечка произошло в 16-м столетии. Это была королевская польская усадьба.
Год 1440-й. «Радуня» являлся в данное время хозяйским двором, собственностью короля Казимира.
Год 1522-й. В этом году имело место получение «Радуни» в пожизненное владение Касьцевичем Я. С.
Период с 1533-го по г. 1541-й. В данном временном периоде радунским держателем являлся Шимка Мацкевич.
В четырнадцатом – семнадцатом столетиях происходило возведение и имело место существование Радуньского замка. Именно в нем в 1536-м г. (двадцатого октября) в присутствии короля Жигимонта Старого произошло подписание договора о браке Барбары Радзивиловны и Станислава Гоштальда. Неоднократное упоминание о Радуни того времени можно найти в литовской метрике.
В 1588-м году «двор Радуньски» являлся центром староства, государственной собственностью. В состав данного староства согласно инвентарной книге входили [1]:
«двор с замком (фальварк), построенные жилые и хозяйственные помещения. В центре „места Радунь“ – базар, 7 улиц, одна водочная, 7 медовух и 75 пивных карчм. Староство разделядось на 4 войтовства. В месте (городе) жило 241 хозяйств (семей»).
С 1568-го г. было присоединение староства к повету Лидскому.
В 1649-м г. Радунью было получено Магдебургское право от Яна III Собесского (являвшегося польским королем).
Год 1655-й. Шла война между Россией и Речью Посполитой, московские войска сожгли Радунь, и был вывоз в Московию местного архива.
Год 1765-й. Радунь находился в данном году под управлением Езафа Тышкевича (являвшегося Мстиславским каштеляном), бравшего в аренду королевские владения.
Период с 1773-го г. по г. 1775-й. Это был период спора, касающегося радуньских границ. До конца восемнадцатого века Радунь был частью ВКЛ, а после 3-го раздела Речи Посполитой (год 1795-й) частью России. При нахождении его в в Российской империи оно относилось к повету Лидскому, поочередно к разным губерниям: Слонимская, Литовская, Гродненская (с 1841-го года), Виленская (с 1842-го года).
В соответствии с инвентарной описью от 1862-го года в местечке было [1]:
«1740 ревиских душ – казенных селян, 85 единоличников, 56 селян – евреев, 32 вольных селян, всего – 2259 душ. В 1881 г. – 1526 жителей (757 мужчин и 769 женщин)». В 1886 г. – 869 жителей, из которых 361 католик и 508 иудеев».
В Радуни была синагога, гмина, а также народная школа, в школе обучались две девочки и пятьдесят шесть мальчиков.
В 1897-м году в местечке были [1]:
«1621 житель, 313 домов, кожаный и пивоваренный заводы, магазины, кузня, народная учельня, приемный покой, банк, паровая мельница».
Старая застройка Фото Дмитрия Ивченко. Источник: http://www.fotobel.by/grodnenskaya-oblast/radun-arxitektura/
Когда Радунь входил в качестве составной части в Российскую империю, он был солидным центром – «Меком Тора» (местом, где находились в большом количестве сведущие в Торе евреи).
В отношении популярности и активности заселения Радуни можно сказать, что это объясняется выгодностью ее транспортного положения на Краково-Виленском тракте.
«…в какой-то момент Радунь вдруг стала центром культурной жизни всех евреев мира: сюда еще при жизни Хафеца Хаима стали приезжать люди, чтобы послушать его уроки и лекции. В центре местечка была построена иешива – своеобразный религиозный институт, предназначенный для изучения Устного Иудейского Закона, главным образом Талмуда. Из стен этого учебного заведения вышли 12 главных раввинов стран мира того времени, одновременно здесь обучались 200 учеников. Она вошла в историю под названием „Йешивас Хофец Хаима“ и просуществовала чуть более 60 лет. Сейчас это местный Дом культуры». Источник: http://news.21.by/culture/2016/09/27/1244880.html
Когда наступило начало 19-го столетия, у Речи Посполитой уже не было былого влияния, произошло изменение ее границ, и она стала частью Российской империи. Однако в 1921-м году имел место ее возврат в состав Польши.
Наступление 1939-го года ознаменовалось тем, что Радунь, как часть польской территории согласно пакту Молотова-Риббентропа, оказалась в составе СССР. 1944-й год – это год возвращения Радуни в состав Беларуси.
С 1958-го г. Радунь стал городским поселком, а в 1962-м г. состоялось его вхождение в Вороновский р-н Гродненской области.
Календарь дат
«Вуліца, 1930-я гг.
невядомы – Вайцешчык, Γ. Мястэчкі Лідскага павета ў 1921—1939 гг. // Polacy i bialorusini. Nasza wspolna historia. Dwudziestolecie miedzywojenne: materialy z miedzynarodowej konferencji naukowej. – Grodno, 11—13 czerwca 2010 r. – Горадня, 2011. – С.113—123
Радунь (Raduń)». Источник: https://be-tarask.wikipedia.org/wiki/D1%83
Календарь дат [3]:
«XI в. – появление древнего славянского поселения в окрестностях Радуни
1217 г. – Радунь упоминается в летописи «Монумента Германика»
1387 – во владении Скиргайла Альгердовича
1440 г. – принадлежит королю Казимиру IV
1522 г. – король Сигизмунд І Старый «пожаловал» город Янушу Кастевичу, подляшскому воеводе и хозяйскому маршалку (1498 – 1527)
1538 г. – оседлость евреев запрещена
1588 г – Радунь является центром староства, в состав которого входят двор с замком (фольварк), жилые и хозяйственные постройки
1649 г. – Радунь получает магдебургское право и герб (в серебряном поле изображение красного рака) от польского короля Яна III Собесского
1655 г. – местечко сожжено русскими войсками во время войны между Речью Посполитой и Россией
1795 г. – в составе Российской империи
21 октября 1846 г. – постановлением Виленского губернского правления Радунь оставлена в статусе местечка с правом проживания тут евреев
Сентября 1915 г. – 5 января 1919 г. – в Первую мировую войну оккупирована кайзеровскими войсками, с марта 1919 г. – польскими войсками
8 июля 1922 г. – погром, инициированный польскими военнослужащими
1920—1930-х гг. – в Радуни действуют отделения различных еврейских партий и организаций
Ноябрь 1939 г. – Радунь входит в состав Барановичского района БССР
Июня 1941 г. – 13 июля 1944 г. – оккупация войсками нацистской Германии
10—11 мая 1942 г. – при полной ликвидации гетто в Радуни расстреляно 1 137 человек, почти всё еврейское население городка и близлежащих деревень»
«Вуліца, 1930-я гг.
Радунь (Raduń)». Источник: https://be-tarask.wikipedia.org/wiki/D1%83
1.2 О происхождении названия «Радунь». Еврейский штетл Радунь. О еврейском кладбище в Радуни
О происхождении названия «Радунь»
О происхождении названия «Радунь» написано в материале
«Радунь – Карта Историко-Культурного Наследия» [4]:
«Автор топонимического словаря В. А. Жучкевич говорит о том, что название имеет славянское происхождение с разными смысловыми значениями: от радеть – заботится, радиться – советоваться, радоваться. Вероятнее всего от реки Радунька.
В названии Радунь, по мнению А. Ф. Рогалева, ощутимы мифологические представления наших предков. В этом месте люди восславляли жизнь и выражали благодарность праотцам, отмечая древний языческий праздник Радуницу.
Предполагается, что древнее славянское поселение появилось тут около XI в., что подтверждается наличием курганов в окрестностях Радуни. Поселение входило в Дайновское княжество, которое существовало еще в XIII в. и граничило с Гродненским княжеством, а потом с позднейшими поветами Волковысским, Новогрудским и Ошмянским».
О происхождении названия «Радунь» написал Андрей Астасевич [5]:
«У „литовцо-руссов“, то есть наших белорусов Центральной и Западной Беларуси, западных балтов – литвинов, святой областью в языческой религии являлась территория севернее Лиды, то есть это на реке Радунь (ныне Радунька), что текла в княжестве Дайнова (столица Лида), и до реки Вилия. Именно в этом месте ВКЛ у наших предков считался „центр сбора усопших душ“, там было сосредоточение всего магического и упокойного, обитель богов. Кстати, недалеко от Радуни, на Вилии, тоже святом месте, наши предки и основали Вильно. Вполне возможно, что праздник Радуница имеет свое имя от этой реки, священной для наших предков. Во всяком случае, именно туда почему-то увозили хоронить князей ВКЛ как в место их последнего успокоения. Там было святое место для захоронений нашей знати, о чем пишется во многих летописях. На месте этих древних захоронений возник и древний город – Радунь, „специализировавшийся“ на погребальных обрядах наших князей. Ныне это только белорусский городской поселок на реке Радунька (бывшей Радуни), между Вильно и Лидой, где сегодня живет около 3 тысяч жителей. Однако он – древний город, впервые упоминается в 1387 году в грамоте Ягайло как центр волости. В XIV – XVII веках там создается мощный замок, в 1649 году получает Магдебургское право, имеет свой герб. С 1958 года сведен до статуса городского поселка. Обряд Радуница и культовая языческая территория Радунь – связь исторических реалий или только фонетическое совпадение? Ответ могут дать дальнейшие исследования темы, но уже сейчас многое говорит об их прямой связи. Эта версия позволяет объяснить название праздника именем святого погребального места у наших языческих предков Центральной и Западной Беларуси (о мифологии кото-рых, увы, сохранились весьма отрывочные сведения). Но как объяснить традицию кормить усопших?»
Еврейский штетл Радунь
«Эта земля без жидов‚ – писал русский путешественник в начале XIX в.‚ – была бы как тело без души‚ была бы пустынею‚ страною бедствий и нищеты» [3]
Радун. © Victoria Bahr – Yahad-In Unu. Источник: https://yahadmap.org/#village/radun-grodno-belarus.884
«В начале позапрошлого века Радунь была типичным белорусским провинциальным городком, где шла неторопливая жизнь. В центре, как и во многих других населенных пунктах, стояли каменные дома евреев, а на первых этажа шла бойкая торговля. Еврейская община была дружной и сплоченной». [6]
«Синагога в городке Радунь, Беларусь». Источник: http://shtetlroutes.eu/ru/radun-cultural-heritage-card/#istoriya
В « Радунь – путеводитель» о Радуни написано следующее [3]:
«Радунь был тихим штетлем с низкими домиками, соломенные крыши которых были черны от плесени, а крошечные окошки часто перекошены от старости. До Первой мировой войны здесь даже не было своего рынка.
Судя по дате основания еврейского кладбища в Радуни, евреи жили здесь с XV в. В разное время им то разрешали оседлое проживание в Радуни, то запрещали, но каждый раз они возвращались сюда снова. Как и в других еврейских местечках, они построили здесь синагогу, учили детей Торе в хедере, занимались торговлей, арендой, ремёслами и благотворительностью. Жизнь шла своим чередом.
Жемчужиной и гордостью городка была иешива, основанная здесь в XIX в. и перестроенная в начале XX в. – высокое белое здание с большими окнами, и просторными светлыми комнатами. Величественная иешива притягивала сотни жаждущих знаний евреев из самых разных уголков Европы. Новые лица разбавляли размеренную жизнь штетла, а местный люд получал еще один источник дохода от приезжих студентов иешивы».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги