Стратегии своими силами: пошаговое пособие для тех, у кого совершенно нет времени
Издание второе, исправленное и дополненное
Д. Хлебников
М. Альперович
А. Яцына
Иллюстратор Д. Хлебников
© Д. Хлебников, 2021
© М. Альперович, 2021
© А. Яцына, 2021
© Д. Хлебников, иллюстрации, 2021
ISBN 978-5-0055-7065-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие ко второму изданию
После официальной публикации книги «Стратегии своими силами: пошаговое пособие для тех, у кого совершенно нет времени», мы получили вал отзывов и вопросов по поводу этой книги. Нам справедливо указывали на недостаточность проработки отдельных вопросов, на избыточную проработку других, и на не всегда «читабельный» текст. Нам, как авторам, был совершенно понятны ход и логика мыслей, изложенных к в книге. Потому, что мы знали, чем закончится наша мысль, к чему придёт тот или иной элемент методики. Читателям же все это было непонятно, и они справедливо предъявляли нам претензии по «читабельности» книги.
Во втором издании мы постарались учесть эти замечания, внесли изменения в раздел «Внутренняя среда», расширили объем иллюстраций, помогающих понять наши мысли. Мы, как и прежде вынесли в отдельное Приложение шаблоны документов, которые, с нашей точки зрения, наилучшим образом соответствуют выполнению шагов методики.
И, наконец, мы поправили орфографические и грамматические ошибки, которые, к нашему стыду, были обнаружены читателями. Приносим им свои глубочайшие извинения. И исправляемся.
Хороший и успешных вам стратегий!
Авторы.
Предисловие
Представленная в настоящей книге методика (или руководство) увидела свет ещё в 2008 году как результат анализа и осмысления опыта авторов по разработке стратегий для большого количества компаний средней величины (до 5 тыс. сотрудников).
Ключевыми вопросами, которые мы обсуждали, были два:
– Как оптимизировать процесс разработки стратегии, то есть достичь наилучших результатов при затрате наименьших ресурсов (и времени, и денег);
– Как сделать так, чтобы разработанные стратегии наилучшим образом, максимально гармонично преображались в планы работ?
Книга, которую вы читаете, отвечает на оба эти вопроса. Мы, на основе нашего опыта пришли к выводам, что:
– Нет необходимости использовать весьма популярные подходы, предполагающие «стратегические сессии» с большим количеством участников. Согласованная работа небольших групп профильных специалистов, перед которыми ставятся чёткие вопросы, даёт прекрасные результаты
– Правильный подход к определению стратегических Целей и Задач, формирует требования к результатам (!!!) внутренних проектов, выполнение которых и приведёт к реализации стратегии! Сегодня на рынке есть множество высоколобых книг, многословно описывающих процесс формирования планов достижения стратегических целей. Мы же уверены (и это подтверждено сотнями успешных применений нашего подхода), что это весьма простая и легко реализуемая задача
– Поскольку консультанты, позиционирующие себя как «стратегические консультанты», так или иначе используют опыт, знания и экспертизу сотрудников компаний, которые они консультируют, можно избавиться от их дорогостоящих услуг. Достаточно лишь ставить правильные задачи и организовать работу тех собственных специалистов, которых консультанты используют в качестве источника экспертизы.
– И, наконец, разработка стратегий и планов их достижения может быть встроена в оперативную деятельность, не отнимая ни времени, ни денег у руководителей компании.
В результате долгих и захватывающих дискуссий, мы пришли к общему пониманию того минимального набора шагов / этапов работы по формированию стратегии, который и предлагается вашему вниманию. Этот минимальный набор мы постарались изложить максимально простым и понятным языком, предлагая простые операции, которые достаточны для формирования стратегии развития любой организации крупнее небольшого магазина ларька, но меньше, чем какой-нибудь более-или-менее известный банк.
Почему так? Просто потому, что для малого бизнеса вся стратегия начинается и заканчивается словом «продажи». Это – ключевой аспект их деятельности, и вся стратегия сводится к увеличению объёмов продаж и их доходности. Для крупных компаний, конгломератов и холдингов, стратегия вырождается в решении глобальных вопросов дизайна бизнес-системы. По сути дела, таких дизайнов в начале XXI века может быть только два – создание суперсервиса или суперпродуктов (оптимизация всех элементов, интегрированных в бизнес-систему), и, второй тип дизайна – создание суперсистемы (экосистемы, объединяющей и гармонизирующей в одном IT приложении все продукты и все услуги предприятий, входящих в бизнес-систему).
Малые и мелкие предприятия достаточно гибки, чтобы вовремя реагировать на изменения рыночных предпочтений, они используют все вновь открывающие возможности для реализации продаж. Они – оппортунисты бизнеса. Они исключительно полезны для экономики, поскольку быстро занимают новые высокодоходные ниши, не позволяя возникать рыночным «пузырям», формируя предложение и снижая цены там, где без них будет возникать дефицит и монопольное ценообразование.
Крупные компании слишком велики. Они похожи на бегущего носорога. Остановить или сбить их с пути очень сложно. У них достаточно ресурсов для того, чтобы залить деньгами любые ошибки, создать любые предприятия. Им очень сложно измениться, но их рыночная мощь настолько велика, что они не нуждаются в тех инструментах, которые мы предлагаем.
Однако, для дочерних и зависимых обществ, интегрированных в крупные холдинги, требуется проработка стратегий и планов их достижения. Поэтому для них, так же, как и для компаний среднего размера, наша методика будет очень полезна.
1.Методика «Метастратегия за пять шагов»
Рекомендация
Методика метастратегия за пять шагов весьма проста и очевидна. Она позволяет очень быстро оценить состояние компании и наметить пути её развития. Однако использование этой методики потребует, как минимум, внимательного ознакомления с ней – только тогда метод метастратегия за пять шагов станет вашим надёжным попутчиком и инструментом управления.
Поэтому мы рекомендуем потратить некоторое время – по нашему опыту это займёт не более, чем полдня усидчивой работы, с тем, чтобы не просто прочесть методику, а внимательно её изучить. Изучить так, чтобы был понятен ход наших мыслей, чтобы не возникало противоречий и непонимания.
Если вы сегодня потратите полдня на изучение методики, в будущем вы сэкономите дни, недели и месяцы вашего драгоценного времени, которое можно будет потратить на развитие вашего бизнеса, посвятить вашей семье, отдыху или хобби.
Резюме
Методика метастратегия за пять шагов использует хорошо отработанный на практике и в теории принцип эволюции компаний, продуктов и рынков. Эволюционная школа менеджмента предложила много моделей развития компаний, которые в простой и очевидной форме описывают закономерности развития бизнеса и рынков, которые исследователи подмечали на всем протяжении существования такого понятия как «бизнес».
Предлагаемый в методике метастратегия за пять шагов подход разработан на основе выделения основных закономерностей развития бизнеса и объединения трёх наиболее значимых факторов деятельности любой компании:
– требования рынка,
– предложение продукта
– организация управления.
Особенностью методики метастратегия за пять шагов является предложение достаточно простого и доступного инструмента, позволяющего быстро определить основные параметры стратегии Компании, проложить путь из текущего состояния в будущее.
Базовые предпосылки методики метастратегия за пять шагов основываются на том, что тремя основными параметрами – Рынком, Продуктом и Бизнес-системой можно достоверно описать любую компанию, не затрачивая больших усилий и не прибегая к умным книжкам, понять которые зачастую очень сложно.
Когда мы говорим о любом бизнесе, мы понимаем, что бизнес строится на нескольких основных предпосылках.
Во-первых любой бизнес создаётся для того, чтобы удовлетворить ожидания своих собственников. Эти ожидания могут быть классифицированы и описаны разными способами, но неизменным в ожиданиях собственников является получение прибыли от бизнеса.
Прибыль бизнесу могут обеспечить только и исключительно продажи некоего продукта, который бизнес предлагает покупателям. Продукт производится и предлагается на рынки бизнес-системой, которую собственники специально создают для этого. Рынки, как правило находятся в состоянии равновесия, когда предлагаемые продукты уравновешивают потенциальный спрос в рамках чётко определённого ценового коридора.
Все три описанных основных составляющих бизнеса – продукты, рынки и бизнес-системы, имеют чёткие законы развития, в рамках которых они эволюционируют. Характерной особенностью эволюции рынков, продуктов и бизнес-систем является наличие устойчивых фаз развития, то есть таких состояний, при которых общие характеристики остаются неизменными в течение достаточно долгого времени.
Суть методики метастратегия за пять шагов состоит в том, что для разнообразных устойчивых состояний (фаз развития) рынков, продуктов и бизнес-систем, существует всего несколько устойчивых сочетаний, которые гарантируют бизнесу доходность и устойчивость.
Поскольку методика метастратегия за пять шагов содержит прикладные, практические инструменты определения стратегий, мы сознательно убрали множество теоретических и методических предпосылок, лежащих в её основе. Это делает методику метастратегия за пять шагов с одной стороны простой и применимой «здесь и сейчас», но, с другой стороны, предъявляет требования к серьёзному и вдумчивому ознакомлению с ней.
Шаг первый – определите ценность Продуктов
Ценность
Важнейшим фактором когда мы говорим об операциях обмена (купли-продажи) между Бизнес-системой и Потребителем является ценность или, в английском толковании, added value.
Иногда понятие ценность трактуют как воспринимаемые потребительские свойства, потребительскую полезность, добавленную стоимость и т. д. Однако мы предлагаем предмет обмена между Потребителем и Бизнес-системой, трактовать, как ценность, то есть совокупность субъективно воспринимаемых с точки зрения индивидуума и его социальной группы функциональных, социальных и эмоциональных свойств продукта/услуг.
Ценность – это то, за что потребитель готов платить деньги, а продукт или услуга являются лишь носителями ценности.
Такой подход позволяет понимать, почему для Потребителя важны не только функциональные качества Продукта, но и его упаковка, предпродажный и послепродажный сервис, почему на выбор Потребителя влияет мода или мнение окружающих его людей.
Ценность характеризуется тремя основными свойствами (они могут дополнять друг друга, дублировать одно другое или отсутствовать вовсе – в зависимости от конкретного Продукта):
функциональные свойства – это набор объективных технических характеристик, возможностей и применений, которые можно объективно измерять;
социальные свойства – это имидж, эмоции, в конце концов – статус владения продуктом или потребления услуги… Интересно, что то, что имеет значимость в рамках одной социальной группы, может совершенно не котироваться в другой группе;
способность удовлетворять потребности – это то, насколько продукт или услуга способны удовлетворять базовые потребности Покупателя и другие возможности применения, включая те, о которых разработчики не подозревали.
Решение Потребителя о покупке Продукта зависит от воспринимаемой ценности товара/услуги и цены, которую Рынок (рыночные обстоятельства) определяют для этого конкретного продукта/услуги.
Для того, чтобы понять, что такое сумма цен, достаточно обратить внимание на автомобильный рынок и увидеть, что, например, китайские автомобили, предлагающиеся по относительно низким ценам приобретения, оказываются очень дорогими с точки зрения их поддержания в рабочем состоянии – качество запчастей достаточно низкое, и завершённый ремонт не означает, что через пару дней вам не потребуется такая же запчасть.
Это классический пример, когда покупатель «ведётся» на низкую цену приобретения, не обращая внимания на реальную стоимость владения таким автомобилем.
Однако умный покупатель обязательно будет оценивать свою способность обслуживать и эксплуатировать покупку. Даже если у вас есть деньги на автомобиль бизнес-класса, вы вряд ли его купите, если у вас нет уверенности в том, что ваш кошелёк выдержит стоимость его технического обслуживания.
Понимание ценности Продукта даёт важнейший инструмент для анализа ситуации. Внешне все выглядит очень просто – понимая воспринимаемую ценность вы можете дать ответ на вопрос ЧТО У НАС ПОКУПАЮТ?
Чаще всего собственники и топ-менеджеры дают ответ на вопрос «Что мы продаём?», а это, согласитесь, совсем разные вещи.
Ответив на вопрос «Что у нас покупают?» в терминах ценности, вы получаете мощнейший инструмент для развития и совершенствования своего бизнеса.
Вы определите то, что приносит деньги в вашу Бизнес-систему, что действительно характеризует ваши Продукты и услуги в глазах Потребителя, который оплачивает работу вашей Бизнес-системы и формирует ваш ДОХОД.
Это очень важное упражнение, потому что лучшие продавцы (что бы они ни продавали), всегда формируют в сознании покупателя твёрдую уверенность, что те сделали очень удачное приобретение.
Шаг второй – определите стадию развития вашего ПРОДУКТА
На этом шаге требуется определить, на какой стадии своего эволюционного развития находится ваш Продукт, несущий ценность Потребителю. Эволюционный цикл для предлагаемой ценности Продукта по аналогии с известным жизненным циклом мы представили в виде 4 стадий: прототипа, развития, зрелости и специализации.
Стадии развития продукта
На стадии прототипа Продукта предлагается некая «гипотетическая ценность» и происходит отладка Продукта, который по мнению разработчиков является носителем этой ценности. По существу, никакие ожидания потребителей на этой стадии не имеют значения. Открытие, изобретение, конструкция, способ производства, способ организации бизнеса, продажи, распределения – все это может быть сутью разрабатываемой ценности. Инвестиции направляются в достижение работоспособности продукта в понимании разработчиков. Стадия завершается, когда работоспособность продукта достигнута хотя бы в первом приближении.
Предложенная ценность работающего продукта так или иначе пройдёт проверку потребителями и будет преобразована, и акцептована, либо отвергнута. Акцептованная ценность станет базовой и будет являться основой дальнейшего усовершенствования продукта. Как мы определяли выше, базовая ценность является некоторым интегральным показателем. На стадии развития Продукта все целесообразные усилия и инвестиции производителя направляются в количественное увеличение функциональной составляющей базовой ценности. Такой рост не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно, количественное увеличение функциональной составляющей базовой ценности прекратится, соответственно дальнейшие инвестиции в это потеряют экономический смысл. Это происходит при достижении либо технологического предела, либо предела использования по нормативным соображениям или ввиду смежных (инфраструктурных) ограничений.
Стадия зрелости Продукта характеризуется предложением и изменением смежных (производных) ценностей, которые не изменяют функциональную составляющую базовой ценности, а являются социальными или эмоциональными дополнениями к ней. Дальнейшее развитие предлагаемой ценности будет происходить только в «нишах», если таковые будут существовать. Для некоторых «ниш», потребителям будут необходимы гипертрофированно развитые часть функциональных составляющих либо производные ценности в ущерб интегральному показателю ценности.
Стадия специализации Продукта начнётся в некоторых «нишах» для специальных относительно узких группах потребителей. В таких нишах часть базовая ценность расслоится и часть её станет новой интегральной базовой ценностью для относительно узкой ниши.
Для каждой стадии эволюционного состояния Продукта, могут быть сформулированы характеристики, определяющие восприятие Продукта, основная задача, которая стоит перед собственниками и менеджментом компании и фокус внимания – то, чему следует уделять наибольше внимание при организации работы Бизнес-системы.
Что надо делать?
На первом шаге для каждого из ваших Продуктов следует определить стадию его развития и выбрать соответствующие стадии развития Продукта Ключевую задачу и Фокус внимания менеджмента компании.
Это второй шаг в развитии вашей бизнес-системы. Некоторые решения, распоряжения и поручения уже можно делать просто исходя из того, что вы определили ключевую задачу и фокус внимания.
Шаг третий – стадии эволюции ваших РЫНКОВ
Каждый из Продуктов компании существует на своём собственном Рынке.
Этот Рынок также эволюционирует, проходя через чётко определённые устойчивые состояния.
Стадии развития рынка
Устойчивые состояния Рынков можно определить как «проторынок», «ньюрынок», «суперрынок», «многорынок» и «разнорынок», причем каждое такое устойчивое состояние имеет свои отличительные особенности.
Стадия Проторынок характеризуется тем, что выраженные ожидания Потребителя относительно требуемых Продуктов и ценностей отсутствуют. На этой стадии первично предложение. Инвестиции осуществляются энтузиастами, в качестве которых часто выступают инженеры или предприниматели. Первые увлечены научно-техническим прогрессом и верят в рыночную победу своих научно-технических разработок, вторые обладают чутьём и верят в рыночную победу своих новых бизнес идей. Продукты таких разработок на этой стадии представляют собой радикально новый способ, с помощью которого потенциальные потребители могли бы удовлетворять какую-то свою потребность. В начале этой стадии ассоциация между предложенной ценностью и способом удовлетворения потребности отсутствует. Покупатели на этой стадии если и покупают продукт, то только как курьёз, забавную новинку. Если ассоциация между предложенной ценностью и способом удовлетворения каких-либо потребностей возникла, то стадия завершается. Интересно, что потребителями будет акцептована и признана лишь малая толика всех разновидностей, предложенных на этой стадии ценностей. В дальнейшем признанные на этой стадии ценности будем считать базовыми.
Стадия Ньюрынок характеризуется тем, что потребители понимают, каким образом новые, предложенные на предыдущей стадии ценности могут удовлетворять их потребности. Соответственно ожидания потребителей формализуются вокруг некоего набора выбранных Потребителем базовых ценностей. Мнение потребителей начинает превалировать над предложением, направляя дальнейшие действия разработчиков. Количество игроков, входящих на Рынок и пытающихся улучшить предложение базовых ценностей быстро растёт. Ожидания потребителей относительно базовых ценностей дополняются ожиданиями относительно будущих инфраструктурных и смежных рынков. Инвестиции направляются в увеличение признанных потребителями базовых ценностей. Потребители ожидают количественного роста предлагаемой ценности (продуктов). По существу, на этой стадии происходит широкое тестирование и «подгонка» продукта под требования массового рынка. Стадия заканчивается, когда определилась доминирующая модель. Доминирующая модель определяет долгосрочный тренд – как именно будет выглядеть Продукт, каковы будут его основные параметры и массово предлагаемая ценность. С этого момента ожидания потребителей сфокусированы не на нескольких относительно устойчивых комбинациях базовых ценностей, а на одном условно говоря «стандартном» наборе. С этого момента рынок готов к взрывному росту.
На стадии Супперрынка Рынок становится массовым, если один или несколько игроки смогут развернуть массовое производство доминирующей модели и существенно снизить себестоимость. Производимая ценность на этой стадии выражается в виде доминирующих моделей. Возникает положительная обратная связь от смежных и инфраструктурных рынков. Издержки переключения потребителей на новый способ удовлетворения своих потребностей становятся приемлемыми, в результате чего начинается разрушение предшествующих рынков. Рост количества игроков замедляется, особенно к концу стадии. Инвестиции направляются в захват рынков, увеличение масштабов производства и снижение цены. По мере развития рынка, ожидания потребителей относительно доминирующей модели перестают быть дифференциаторами. Доминирующая модель является стандартом, пределы существенного снижения цены исчерпаны. Существенный рост рыночной доли для базовых игроков этой стадии рынка становится очень сложным. Завершение стадии происходит, когда ожидания потребителей относительно ценностей доминирующей модели обобщились настолько, что сама доминирующая модель стала стандартом, а ценности предложений не позволяют в процессе покупки дифференцировать один продукт от другого.
На стадии Многорынка потребитель уверен в наличии базовых ценностей и не имеет специальных ожиданий относительно них. Ожидания потребителей фокусируются на смежных или производных ценностях. Эти ценности могут и должны сегментироваться по группам потребителей в зависимости от группировки их ожиданий. Дальнейший рост масштабов производства возможен не за счёт увеличения масштабов рынка, а за счёт объединения рыночных долей игроков за счёт поглощений и слияний. Поглощения и слияния могут делать как уже представленные на рынке игроки, так и новые крупные игроки, осуществляющие вход на этот рынок. Общее количество игроков уменьшается одновременно с ростом их масштаба. Рынок остаётся массовым и сегментируется по смежным или производным ценностям. В этой стадии рынок может находиться сколь угодно долго, пока ожидания потребителей не оказались связанными с новой, замещающей ценностью.
Стадия Разнорынка характеризуется тем, что ассоциация между ожиданиями потребителей и предлагаемой ценностью разрушается. Теперь ожидания потребителей направлены на замещающую ценность, для производства которой у существующих игроков нет необходимых компетенций и активов. Разрушению могут быть подвержены, также, инфраструктурные и смежные рынки. Ожидаемая ценность «расслаивается» на ниши. Какие-то из «ниш» могут стать новыми базовыми ценностями для «нишевых» потребителей, соответственно эти «нишевые» рынки могут войти в стадию «Ньюрынка». Массовые игроки будут уходить и могут быть заменены на «нишевых» игроков.
Разные стадии развития Рынка подразумевают, что ваша компания предлагает свои продукты разным категориям потребителей и в разных количествах.