Программа дополнительного образования детей «ГИМНАСТИКА»
Начальная школа
Артем Юрьевич Патрикеев
© Артем Юрьевич Патрикеев, 2019
ISBN 978-5-0050-8095-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ГИМНАСТИКА»
Начальная школа
Введение
Это второе издание книги. Оно немного подправлено и доработано. Первое издание называлось: «Гимнастика и подвижные игры в начальной школе». – Ростов н/Д: Феникс, 2014 год.
Когда у школы появляется возможность добавить дополнительные занятия во второй половине дня, то почему бы не посвятить их гимнастике? Причем не обязательно придерживаться только программных материалов. Если способности учеников, их желание, терпение и настроение позволяют, то к четвертому классу вполне можно подойти и к довольно сложным элементам, таким как «колесо», например.
Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут. Если есть возможность давать два занятия или заниматься по часу, то это еще лучше. Тогда можно многие элементы отработать более глубоко, выделив на них больше времени.
Занятия построены по типу тренировки, поэтому и подход к ним несколько иной, не как к обычным урокам, посвященным физкультуре. Здесь ребята должны проявлять больше самостоятельности, чувствовать свою ответственность, понимать, для чего они работают и как отразится их работа на освоении новых умений и навыков.
На занятиях стараемся больше работать над умениями и навыками, поэтому подвижных игр почти не даем. Подвижные игры можно давать изредка, гимнастической направленности, помогающие развивать нужные способности или двигательные навыки. Таких игр не так много, но всегда их можно слегка изменить, подстроив под собственные нужды. Сами игры в занятиях описываться не будут, включать их надо тогда, когда видно, что дети устали и им необходимо хоть слегка расслабиться и развлечься. А уже исходя из того, что было на занятии, из-за чего устали ребята, какие инвентарь и оборудование имеются под рукой, можно решать, стоит играть во что-нибудь или нет, и что можно дать.
Подвижные игры, которые можно дать в конце занятия, вынесены в отдельное приложение. Не забывайте – если планируете добавить игру, то необходимо подготовить соответствующий инвентарь.
Занятия расписаны чисто с практической точки зрения, поэтому даны только основные темы, однако это не значит, что всё занятие будет посвящено только данной теме. На каждом занятии необходимо повторять пройденный материал, разучивать что-то новое, совершенствоваться в выполнении хорошо знакомых элементов. Темы выносим для того, чтобы было понятно, что записывать в журнал.
Так как занятия проводятся всего один раз в неделю, то надо понимать, что частое повторение каких-то простейших элементов, например перекатов и кувырков, – это очень важный момент, так как работа над вестибулярным аппаратом, координацией движений, закрепление и совершенствование основ необходимы.
Не стоит забывать о том, что у нас всё-таки, не спортивная секция, так что подход должен быть более мягкий и игровой (применяйте побольше шуток и создавайте хорошее настроение и себе, и воспитанникам). Кроме освоения разных элементов нам надо еще и привить детям любовь к физическим упражнениям, научить их стремиться к достижению новых вершин, к получению новых знаний.
Чтобы проверить динамику физических качеств, можно или самим провести тестирование, или воспользоваться тестированием, которое проводится в школе. Тестироваться надо в начале и в конце учебного года. Сравниваем показатели не с «высоким», «средним», «низким», а с тем, что было показано в начале года и что – в конце. Если есть прибавка, то значит, что не зря занимались. Наши основные тесты (если проводим их сами) – это прыжок в длину с места, подтягивания (первый класс из виса лежа, второй – из виса сидя, а третий и четвертый – из обычного виса), подъем туловища за 30 секунд (сколько раз успел поднять, столько и засчитываем), наклоны из положения стоя или сидя (насколько сильно сумел сложиться, как далеко достал руками: если тестируемся стоя, то встаем на скамейку и тянемся вниз, чем ниже уровня скамейки опускаются руки, тем лучше результат), можно также добавить отжимания и вис на гимнастической стенке на время.
Не стоит подходить к написанному, как к догме. В пособии даются варианты того, что можно применить и в какой последовательности. Но параллельно можно добавлять что-то свое, что-то менять, модернизировать: есть в зале тренажеры – замечательно! Почему бы не использовать их в круговых тренировках, на самих занятиях? Пока ребята по очереди выполняют какое-то задание, те, кто в данный момент не задействован, могут работать на тренажерах или заниматься с тем инвентарем, который не указан в книге. Творческий подход очень важен, не надо забывать об этом.
Время, которое затрачивается на выполнение того или иного элемента или упражнения не указано, так как необходимо смотреть по детям, что у них и как получается. Порой намного лучше убрать «физическую подготовку», но хорошенько освоить нужный элемент, что облегчит дальнейшую работу.
По школьной программе «гимнастика» обычно проводится во второй четверти, а это значит, что многие программные материалы ко второй четверти будут уже пройдены. Не стоит этого бояться. Тем лучше, значит, на обычных уроках ребята сумеют показать лучшие результаты, а учитель сможет сократить время на разучивание техники выполнения простейших элементов. В то же время может случиться и обратная ситуация, когда какие-то элементы на уроках были уже пройдены, тогда уже проводить гимнастику будет проще, значит, потребуется меньше времени на объяснения и показ.
Занятия не разбиваются на четверти, так как проводятся и в каникулярное время, исключение составляют только праздничные дни.
Занятия разбиваются на привычные три части: вводная, основная и заключительная. Если потребуется привычная форма, то можете ее вставить. Здесь же я пишу только три основных момента: разминка, основная часть и физическая подготовка. В данном пособии главное, что я стараюсь дать, – это возможные варианты того, чему можно обучать и в какой последовательности это можно делать. Дальше всё решает творческий подход проводящего.
Для занятий используется обычная физкультурная форма, но если используются спортивные штаны, то надо проверять, чтобы они хорошо растягивались, а то некоторые модели только на первый взгляд выглядят достойно, но стоит чуть серьезней их потянуть – и всё… Кроме того, заниматься желательно босиком (в носках), так как любая спортивная обувь будет все же больше мешать, чем помогать. Кроме того, заниматься босиком намного полезнее. Можно использовать обувь с мягкой поверхностью, такую как чешки. Но тогда не стоит забывать и о том, на чем заниматься. Если нет коврового покрытия, то хорошо бы хотя бы какую-то часть зала выложить гимнастическими матами или татами. В этом месте можно было бы проводить разминку. Разминка очень важна, хорошо разработанные мышцы не только облегчат освоение и выполнение многих упражнений, но и предохранят от получения неприятных травм, таких как растяжения.
Для реализации данной программы потребуется большое количество разнообразного инвентаря и оборудования, если его нет под рукой, то описанные задания можно заменить на что-нибудь иное, что есть в наличии и может использоваться в зале, начиная от тренажеров и кончая играми со специальными предметами – кольцебросом, «поймай рыбку» – с помощью удочки с магнитом ловить рыбок с железными носиками, дартс (только используем дротики не с острыми наконечниками, а с липучками), серсо и т. п.
Если такая программа получает утверждение в школе или НМЦ (научно-методическом центре), то для нее требуется еще паспорт и пояснительная записка.
Они могут выглядеть таким образом:
ПАСПОРТ ПРОГРАММ
Название программы: гимнастика
Автор программы_________________________________________________
Направление образовательной деятельности: общая физическая подготовка
Тип программы: типовая.
Прохождение экспертизы__________________________________________
Срок реализации__________________________________________________
Количество часов в неделю/год: 4/135.
Возрастная группа обучающихся: 6—11 лет
Целеполагание: Развитие физических качеств; совершенствование двигательных способностей детей; развитие силы воли, уверенности в себе; привить любовь к физическим упражнениям; дать разрядку после учебного дня
Ожидаемые результаты: улучшение физических и двигательных способностей детей, а также получение морального удовлетворения.
Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь, секундомер, магнитофон.
Методическое обеспечение: методическая литература, групповая форма занятий, метод доступности и наглядности
Пересечение с образовательным стандартом (в %): 15%.
«Согласованно»________ ________________
число подпись методиста
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ГИМНАСТИКА»
Возраст обучающихся: 6 – 11 лет.
Срок реализации – 4 года.
Пояснительная записка
Данная программа является составной частью дополнительного образования, способствующая более углубленному изучению одного из разделов физического воспитания.
Она направлена на развитие физических и психических качеств, а также двигательных способностей человека.
Новизна данной программы состоит в том, что она основана на развитии координации движений учеников, и через развитие координационных способностей детей развиваются специальные двигательные умения и навыки.
Основная ЦЕЛЬ данной программы – это развитие новых умений и навыков у школьников. Детям необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний и умений для успешного развития. Существенная особенность гимнастических упражнений заключается в том, что они не заимствованы из жизненной практики, как в спорте или игре, а специально разработаны так, чтобы оказывать возможно более точное воздействие на человека. Эта особенность позволяет с помощью гимнастических упражнений развивать и совершенствовать двигательный аппарат, способствовать скорейшему овладению координацией движений, быстрее научить владеть своими движениями и своим телом, а также содействовать развитию основных двигательных качеств. Разучивание новых движений или элементов существенно повышает самооценку ребенка, его уверенность в себе, не считая самого физического развития. В процессе занятий развиваются ловкость, гибкость, сила, быстрота, выносливость, а также координация движений.
Основные ЗАДАЧИ занятий:
1. Развитие физических качеств (особое внимание уделяется развитию координации движений).
2. Совершенствование двигательных способностей детей.
3. Развитие силы воли, уверенности в себе, смелости, взаимоконтроля и взаимопомощи.
4. Организация активного отдыха.
5. Привить любовь к физическим упражнениям.
6. Развитие самостоятельности и чувства ответственности.
7. Овладение различными умениями и навыками.
Особенность данной программы заключается в том, что ученики получают возможность познакомиться с большим объемом новых умений и навыков.
Данная программа рассчитана на детей 6—11 лет, ученики с 1-го по 4-й классы. Образовательная программа рассчитана на четыре года обучения и разбивается на 4 этапа, соответствующих каждому году обучения.
Занятия проводятся по групповой урочной форме.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАНЯТИЙ у детей должны существенно улучшиться физическая подготовка и двигательные способности. С помощью развития координации движений развивается «чувство собственного тела», что существенно повышает у детей уверенность в себе и помогает более легко овладевать новыми двигательными действиями.
Для того чтобы проверить, как развивается то или иное умение, можно применять на занятиях контрольных упражнений, но много времени на них тратить не надо. В большинстве своем результаты, как говорится, видны невооруженным глазом.
После первого года обучения дети должны1 уметь:
выполнять группировку, перекаты вперед, назад, в стороны, кувырок вперед, упражнения «Мост» и «Стойка на лопатках», упражнение «Тачка», вис «углом», вис «согнувшись», вис «прогнувшись», переворот на кольцах, стойку на голове с помощью, упражнения на низком гимнастическом бревне, вис завесом одной и двумя ногами, прыгать со скакалкой и в скакалку, лазать по гимнастической стенке и канату (в два и три приема), лазать по наклонной гимнастической скамейке, прыгать на гимнастических мячах «хопах», проходить станции круговой тренировки.
После второго года обучения дети должны уметь:
выполнять кувырок вперед после прыжков, кувырок вперед ноги скрестно, стойку на голове самостоятельно и в парах, стойку на руках с помощью и опускаться из этого положения в «мост», прыжки на мини-батуте, размахивания на гимнастических кольцах, висы углом, согнувшись, прогнувшись, переворот назад с соскоком, комбинацию на гимнастических кольцах, ходить в положении «моста», прыжки с поворотом на 360°, прыгать со скакалкой и в скакалку, выполнять акробатическую комбинацию из 4—5 элементов, выполнять вращение обруча.
После третьего года обучения дети должны уметь:
выполнять соскок с возвышения с переходом в кувырок назад, стойку на голове и руках, «колесо», «выкрут» на гимнастических кольцах, комбинацию на гимнастических кольцах, выполнять упражнения на среднем гимнастическом бревне, опускаться из стойки на руках в «мост», жонглировать двумя мячами.
После четвертого года обучения дети должны уметь:
выполнять стойку на голове и руках в парах, кувырок назад с выходом в стойку на руках, «колесо» с трех шагов и с разбега, выполнять упражнения на высоком гимнастическом бревне, спад назад из упора углом на гимнастических кольцах, махи и повороты на высокой гимнастической перекладине и соскоки с нее, жонглировать тремя мячами.
Темы и распределение по часам
1-й год обучения
2-й год обучения
3-й год обучения
4-й год обучения
Продолжительность занятий может быть от 40 минут до 60 (в зависимости от того, какой вариант выбран – урочный час или обычный), 1 раз в неделю. Всего на каждый год обучения приходится 37 часов.
Перечень оборудования
– Гимнастическая стенка.
– Обручи малые и большие по количеству занимающихся.
– Гимнастические маты.
– Перекладины разной высоты.
– Гимнастические кольца.
– Мини-батут.
– Небольшие предметы (теннисные или резиновые мячи, резиновые кольца) по количеству занимающихся.
– Скакалки по количеству занимающихся.
– Канат для лазанья.
– Тонкий канат для игр.
– Большие прыжковые мячи-«хопы» по количеству занимающихся.
– Набивные мячи по количеству занимающихся.
– Секундомер.
– Магнитофон.
– Свисток.
– Гимнастические палки по количеству занимающихся.
– Гимнастические скамейки.
– Гимнастическое бревно низкое, среднее и высокое.
– Мячи средние.
– Кистевые эспандеры на каждого занимающегося.
Список литературы, используемой для разработки программы
1. Биндусов Е. Е., Патрикеев А. Ю. – Особенности развития координации у детей дошкольного возраста. – Методическое пособие. Малаховка: МГАФК, 2005. – 78 с.
2. Мартовский А. Н. – Гимнастика в школе. М.: ФиС, 1976.
3. Назарук П. П. Взаимосвязь координационных способностей, физического развития и физических способностей детей. – Минск.: Полымя, 1987. – 48 с.
4. Патрикеев А. Ю. – Поурочные разработки по физической культуре. 1 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 256 с. – (В помощь школьному учителю).
5. Патрикеев А. Ю. – Поурочные разработки по физической культуре. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).
6. Патрикеев А. Ю. Поурочные разработки по физической культуре. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 256 с. – (В помощь школьному учителю).
7. Патрикеев А. Ю. – Поурочные разработки по физической культуре. 4 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).
8. Теория и методика гимнастики. Под. Ред. В. И. Филипповича. Учебник для фак-тов. физ. воспитания пед. Ин-тов. М., «Просвещение», 1971. 448с, ил.
9. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений/Перевод с польского – М.: ФиС, 1998. – 412 с.: ил.
10. Физическая культура. 1 класс: система уроков по учебнику А. П. Матвеева/авт.-сост. А. Ю. Патрикеев. – Волгоград: Учитель, 2012. – 367с.
11. Физическая культура. 2 класс: система уроков по учебнику А. П. Матвеева/авт.-сост. А. Ю. Патрикеев. – Волгоград: Учитель, 2012. – 316с.
12. Физическая культура. 3 класс: система уроков по учебнику А. П. Матвеева/авт.-сост. А. Ю. Патрикеев, С. Г. Арзуманов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 446 с.
13. Физическая культура. 4 класс: система уроков по учебнику А. П. Матвеева/авт.-сост. А. Ю. Патрикеев. – Волгоград: Учитель, 2014. – 373 с.
Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей по данной программе2
1. Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Линка-Пресс, 1999. – 252с.
2. Нестерюк Т. Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников элементы йоги для детей. (нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе, семье. М.: ДТД (Димов, Ткачев, Добахов) 1993.
3. Патрикеев А. Ю. – Физкультура в вопросах и ответах. М.: Ридеро.
4. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений/Перевод с польского – М.: ФиС, 1998. – 412 с.: ил.
5. Тюренков Ю. В. Гимнастика от рождения до… учебное пособие., МГАФК, Малаховка, 2000. – 60с.
6. Шварценеггер Арнольд. Арнольд детям от рождения до 10 лет. Санкт-Петербург 1993. Перевод с английского.
Список литературы, рекомендуемый для специалистов
1. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Методика обучения основным видам движений на уроках физкультуры в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176с.: ил – (Б-ка учителя физической культуры).
2. Лях В. И., Мейсон Г. Б. Физическое воспитание учащихся 1—11 классов с направленным развитием двигательных способностей: Программа. М.: Просвещение, 1993. – 64 с.: табл.
3. Матвеев А. П., Матвеева С. А., Пузырь Ю. П. Хрестоматия по физической культуре. Начальная школа., М.: Радио Софт, 2002.
4. Патрикеев А. Ю. – Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1—11 классы. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014. – 237 с.
5. Подвижные игры: 1—4 классы./ Автор-составитель А. Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007. – 176с. – (Мозаика детского отдыха).
6. Смирнова Л. А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 160с.: ил – (Б-ка учителя физической культуры).
7. Смирнова Л. А Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 320с.: ил – (Б-ка учителя физической культуры).
8. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений/Перевод с польского – М.: ФиС, 1998. – 412 с.: ил.
9. Фокин Г. Ю. – Уроки физкультуры в начальной школе 1—4 классы пособие для учителя физкультуры. М., «Школьная Пресса», 2003 – 224с.
10. Щербаков В. П. Программа по физической культуре от 3 до 17 лет: программа и методические рекомендации непрерывного физкультурно-образовательного образования. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1996. – 208 с.
1-й год обучения
Тематическое планирование3
Тематическое планирование 1-й год обучения.
Занятие 1. Организационно-методические указания. Ознакомление с правилами проведения разминки и самих занятий по гимнастике
Инвентарь4: свисток, секундомер.
Это занятие необходимо посвятить ознакомлению ребят с принципами нашей работы в этом году, да и вообще на занятиях гимнастикой. К нам приходят дети первого класса, которые только-только оставили детский сад и пока что лишь пытаются познать новый школьный мир. Для них слово «тренировка» еще мало что значит (если, конечно, кто-нибудь из них не занимается в какой-либо секции). Разговор может занять довольно много времени. Правила безопасности можно повторить быстро, так как с ними ребята могут познакомиться на уроках физкультуры. Наши требования не сильно меняются. Главное – обратить внимание детей на то, что гимнастика при несоблюдении правил безопасности может стать очень травмоопасным занятием. Достаточно отвлечься самому или отвлечь своего товарища во время выполнения какого-нибудь сложного элемента – и всё, травма. Причем травма может быть очень серьезной. А разве нам это нужно? Нам надо научиться всяким интересным и необычным трюкам, которыми потом можно будет похвастаться перед родителями. Однако чтобы всему научиться, надо запастись терпением и стараться изо всех сил. Кроме того, некоторые упражнения можно повторять и дома, чтобы не забывать то, что мы изучаем на занятиях. Ведь занимаемся мы всего один раз в неделю, а это не так уж и много. Но подходить к повторению надо с осторожностью, так как некоторые элементы делать без страховки опасно, а некоторые требуют мягкой поверхности, такие можно повторять на диване или ковре.
Никогда не стоит забывать о том, что в зале находится много занимающихся, а это значит, что выполняя тот или иной элемент или упражнение, необходимо подумать об окружающих, чтобы тебе никто не помешал и ты никому не помешал. На снаряды по два-три человека не залезаем. Лучше немного подождать, чем потом попасть в больницу. В то же время не забывайте и об остальных – начали выполнять задание на снаряде, сделали все необходимое – не надо задерживаться дольше. Остальные тоже ждут своей очереди.
Сколько времени потребуется на объяснение организационных моментов, столько и тратим. Лучше один день посвятить всем этим моментам, чем вспоминать про них на каждом уроке, тратя драгоценное время.
После всех объяснений переходим к разминке. Надо обратить внимание ребят, что данную разминку мы будем проводить на каждом занятии, и зачастую им самим надо будет воспроизводить все разминочный упражнения. Поэтому надо всё хорошо запоминать и точно выполнять.
Разминка5
Сначала выполняется построение, затем выполняется трехминутный бег. Две минуты – обычный бег. Третью минуту можно разнообразить, добавить приставной шаг правым-левым боком, скрестный шаг, бег спиной вперед, на носках. Предупреждаем сразу, что бег надо начинать в неторопливом темпе, чтобы сначала вработаться, и только потом можно прибавлять скорость. По возможности лучше разрешить ребятам обгонять друг друга, но главные задачи тогда для них будут: а) не мешать друг другу и б) не переходить на шаг, то есть, рассчитать темп и ритм своего бега, чтобы сил хватило на все время бега.
По окончании времени бега занимающиеся переходят на шаг и делают дыхательные упражнения, восстанавливая дыхание (поднять руки вверх, потянуться, сделать вдох, затем расслабиться, опустить руки, слегка ссутулиться, выдохнуть). Затем ученики распределяются на матах (полу, татами, ковре и т. п.). Можно сразу распределиться на весь год, кто и где будет находиться во время разминки, а можно постепенно научить ребят самих учиться искать удобное место, располагаясь так, чтобы не мешать остальным разминающимся.
Начинаем разминаться сидя. Основная задача – хорошенько пройтись по мышцам и суставам, но не забываем, что каждое упражнение начинаем выполнять сначала слегка, а затем постепенно увеличивая амплитуду или силу давления. Начинаем с рук, добавляем туловище, ноги и т. п.: