Аделя Вильшанская, Мария Прилуцкая, Екатерина Протченко
Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка
Введение
В настоящее время среди учащихся общеобразовательной школы наблюдается рост числа детей, нуждающихся в комплексной помощи. Это определяет необходимость консолидации усилий специалистов разного профиля. Требуется комплексный подход и поиск эффективных моделей сотрудничества специалистов в рамках службы помощи детям с трудностями адаптации, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Состав специалистов определяется особыми образовательными потребностями детей. В общеобразовательной школе в него, как правило, входят педагог, логопед, психолог, социальный педагог, врач (медсестра), дефектолог.
Современные школы предоставляют равные возможности для получения детьми образования вне зависимости от их социального и психофизиологического статуса. Развиваются интегрированное, инклюзивное и другие формы образования, предоставляющие образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной массовой школе.
Неоднородность категории детей с ОВЗ, обусловленная различной этиологией нарушений, а также их выраженностью – от легких и быстро устранимых состояний до стойких отклонений, требующих создания специальных условий, – диктует необходимость вариативности предоставления образовательных услуг и специального сопровождения специалистами разного профиля.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт (далее – Стандарт) (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010) начального общего образования учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ и предусматривает создание для них в школе специальных условий. Программа коррекционной работы является составляющей основной образовательной программы (ООП) образовательного учреждения и должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Согласно требованиям Стандарта, программа коррекционной работы включает:
– выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;
– реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
– систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включающего комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования;
– механизм взаимодействия в разработке и реализации всей системы проводимых мероприятий по предоставлению помощи учащимся с ОВЗ, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
Программа коррекционной работы должна предусматривать создание специальных условий обучения детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, а также обеспечивать им дифференцированную многопрофильную помощь в получении качественного начального общего образования. Согласно Стандарту, один из основных механизмов реализации коррекционной работы – оптимально выстроенное взаимодействие специалистов различного профиля, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ. Такое взаимодействие включает:
– комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи от специалистов разного профиля;
– многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
– составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребенка.
Наиболее распространенными и эффективными формами организованного взаимодействия специалистов в настоящий момент являются психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ОВЗ.
В современной отечественной психологической, педагогической, медицинской литературе представлен богатый материал по вопросам взаимодействий в управленческой деятельности руководителя школы (Ю.В. Васильев, Г.Г. Габдуллин, М.М. Поташник, К.М. Ушаков и др.); педагогического взаимодействия (А.А. Бодалев, В.Я. Ляудис, Б.И. Муканова, Р.В. Овчарова, Н.Ф. Радионова и др.); сопровождения развития участников образовательного процесса специалистами различного профиля (И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова и др.); комплексного подхода к детям, имеющим нарушения в развитии (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Л.М. Шипицина, Е.М.Мастюкова, Л.В. Кузнецова и др.); организации работы ПМПк образовательного учреждения (С.Д. Забрамная, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, В.Е. Бейсова и др.); организации и специфики работы в коррекционном образовательном учреждении, основанном на принципе междисциплинарного подхода (Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко; Л.М. Шипицина и др.). Вместе с тем недостаточно описан опыт образовательных учреждений, внедряющих в практику комплексный подход, вариативные модели взаимодействия специалистов.
Предлагаемое пособие является результатом обобщения многолетнего опыта работы с учащимися, испытывающими трудности адаптации, в том числе с детьми с ОВЗ. Материалы прошли апробацию в условиях городской экспериментальной площадки (ГЭП) на базе ГОУ СОШ № 960 города Москвы в ходе экспериментальной работы (под научным руководством канд. пед. наук А.Д. Вильшанской).
В пособии описана комплексная работа специалистов в рамках ПМПк общеобразовательного учреждения, основанная на принципе междисциплинарного взаимодействия команды единомышленников. Рассматриваются условия организации взаимодействия, принципы и содержание работы. Подробно изложены различные варианты моделирования программ комплексной помощи и общая схема их составления.
В книге используются названия «специальный (коррекционный) класс» и/или «классы для детей с задержкой психического развития», деятельность которых строится на принципах и подходах системы коррекционно-развивающего обучения (С.Г. Шевченко). В настоящее время в общеобразовательной школе сложилась практика обучения детей с ОВЗ в условиях отдельно организованного класса. Широкое распространение получили классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) для детей с задержкой психического развития (ЗПР), работающие на основе Концепции коррекционно-развивающего обучения, разработанной авторским коллективом под руководством С.Г. Шевченко ГНУ ИКП РАО в 1994 году. Согласно положениям Концепции, в образовательном учреждении создается система коррекционно-развивающего обучения, предусматривающая помощь специалистов разного профиля. Описание работы специалистов в нашем пособии основывается на принципах системы КРО.
Вместе с тем в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, предусмотрено открытие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для учащихся с отклонениями в развитии. Функционирование в общеобразовательных учреждениях классов других наименований Типовым положением не предусмотрено.
Согласно нормативу, в наименовании специального (коррекционного) класса может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся, воспитанников, обозначаемый для детей с задержкой психического развития «VII вид». На основании этого документа в практике образовательных учреждений используется следующее наименование классов для детей с задержкой психического развития – специальные (коррекционные) классы VII вида.
Таким образом, дети с задержкой психического развития (ЗПР) могут обучаться в общеобразовательной школе либо в классах компенсирующего обучения, либо в специальных (коррекционных) классах VII вида. При этом важно отметить, что образовательный процесс для данной категории детей следует организовывать на принципах и положениях системы КРО и на основании программно-методического обеспечения, разработанного ее авторами (С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Р.Д. Триггер, Г.М. Капустина, Ю.А. Костенкова, Т.В. Кузьмичева и др.).
Изложенные в пособии материалы по работе ПМПк могут быть использованы как в школах, где есть классы компенсирующего обучения и специальные (коррекционные) классы, так и в практике инклюзивного образования. Пособие также может быть полезно сотрудникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII вида, в которых организована деятельность ПМПк.
Таким образом, мы представляем целостную систему работы специалистов ПМПк образовательного учреждения, основанную на принципах междисциплинарного взаимодействия и направленную на предоставление комплексной помощи учащимся с трудностями адаптации, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
Глава I
Особенности организации междисциплинарного взаимодействия специалистов образовательного учреждения
1.1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения
Мы рассматриваем взаимодействие как профессиональное общение специалистов, в ходе которого происходит не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющая партнерам реализовать общую деятельность, ориентированную на единый результат. Организация взаимодействия обеспечивается постановкой единых целей и задач, направленных на определение путей помощи ребенку и их реализацию командой единомышленников.
Организационное поле взаимодействия включает в себя педагогическую, социально-педагогическую, психолого-педагогическую и медико-педагогическую составляющие и объединяет усилия педагогов, логопедов, психологов, дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников в решении проблем ребенка.
Педагогическая составляющая взаимодействия направлена на формирование общей культуры, обеспечение уровня подготовки учащихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, с учетом особых образовательных потребностей, а также на преодоление трудностей в обучении и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социально-педагогическая составляющая взаимодействия способствует социализации учащихся, повышению адаптивных возможностей ребенка в разных сферах жизнедеятельности, предупреждению девиантных форм поведения детей и подростков, развитию потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе совместной деятельности со сверстниками, развитию взаимодействия с семьей в вопросах воспитания, социальной защиты и помощи ребенку, а также реализации прав и свобод учащихся.
Психолого-педагогическая составляющая взаимодействия обеспечивает коррекцию отклонений в психическом и/или физическом развитии обучающихся, способствует сохранению психологического и соматического здоровья ребенка, раскрытию резервных возможностей личности учащегося.
Медико-педагогическая составляющая взаимодействия способствует укреплению здоровья учащихся, обеспечивает профилактику перегрузок, нервных срывов, формирование ресурсов семьи, позволяющих выработать у детей и подростков стойкие жизненные позиции, ориентированные на сохранение здоровья.
Целостность составляющих определяется их взаимозависимостью и подчинением общей цели.
Выделяют следующие признаки и уровни процесса взаимодействия специалистов (Муканова, 1990):
Признаки:
– наличие совместной деятельности;
– положительные взаимоотношения, взаимопонимание;
– коллективность при обсуждении различных вопросов;
– активизация деятельности участвующих сторон;
– взаимопомощь.
Уровни:
– стратегический (при планировании, подготовке и проведении работы);
– тактический (при согласовании усилий);
– оперативный (при решении конкретной проблемы).
Существует концепция развития комплекса параллельных служб, к которым относятся психологическая, социально-педагогическая, педагогическая (в том числе коррекционно-педагогическая и логопедическая), медицинская службы, организационно и содержательно-деятельностно объединенные в единую систему (Усанова, 1995). Это основные составляющие психолого-медикопедагогической системы помощи и поддержки детям, в том числе детям с нарушениями в развитии.
Структурная организация параллельных служб может быть представлена в виде взаимосвязанных, составляющих единый комплекс и вместе с тем достаточно самостоятельных разделов. В каждом из них выдвигаются специальные задачи. В эти службы в зависимости от целей, задач и содержания деятельности включают следующие модули: комплексной диагностики и консультации, медицинский, психологический, социально-педагогический, коррекционно-педагогический.
Адресатом комплексной помощи специалистов в общеобразовательной школе являются дети с трудностями адаптации и обучения. Основной их контингент составляют дети с ОВЗ. К этой категории относятся дети, имеющие разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и/или психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, то есть дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и/или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Это неоднородная группа, включающая детей с разным характером и разной выраженностью нарушения, и потому необходим дифференцированный подход к содержанию коррекционной работы и степени включенности специалистов в ее реализацию. Этим объясняется вариативность сопровождения и разный профиль специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Это могут быть формы обучения в классе общего типа, в отдельном классе, по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому и/или дистанционная форма обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Варьироваться может и степень участия специалиста в сопровождении (занятия, пролонгированное консультирование, работа по комплексной индивидуальной программе).
Условно можно выделить две группы учащихся с ОВЗ. Первая – дети с невыраженными, чаще устранимыми, нарушениями, которые при создании соответствующей среды и условий могут обучаться по массовой программе в классе, получая помощь специалистов. Вторая – дети, имеющие выраженные особенности и особые образовательные потребности, требующие использования специализированных образовательных программ, учебников и адаптации образовательного процесса и среды к их особенностям (это могут быть инклюзивная форма обучения, отдельный класс, надомное обучение).
В зависимости от особых потребностей ребенка определяется общая логика построения учебного процесса и состав специалистов, усилия которых консолидируются и направляются на решение текущих проблем ребенка и профилактику возникновения новых. Как правило, в общеобразовательной школе состав специалистов таков: педагог, логопед, психолог, социальный педагог, врач (или медсестра), дефектолог, реализующие профессиональное взаимодействие в условиях служб сопровождения и/или психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений.
Служба сопровождения – структурное подразделение образовательного учреждения, организуемое с целью предоставления помощи учащимся, родителям, педагогам. Служба оказывает содействие развитию личности учащихся на всех этапах непрерывного образования. Главной целью деятельности службы является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение решения образовательных задач. Специалистами службы определяются и обеспечиваются наиболее благоприятные условия для развития, саморазвития и социализации ребенка. Служба может включать разное количество специалистов, в зависимости от востребованности тех или иных услуг.
ПМПк – организационная форма, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов образовательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков. ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Возможны следующие варианты сочетания этих организационных форм:
1) ПМПк является структурным компонентом службы сопровождения. В этом случае деятельность службы направлена на решение широкого круга задач (например, может включать работу с одаренными детьми, деятельность по профориентации и профильному обучению учащихся), а ПМПк при этом обслуживает одно из звеньев этой деятельности. Работа ПМПк в этом случае чаще заключается в проведении заседаний и выработке коллегиальных решений, которые реализуются некоторыми из специалистов службы сопровождения и педагогами. Возможно объединение нескольких подразделений службы – служба сопровождения ребенка, служба сопровождения профессионального самоопределения, служба сопровождения одаренных детей, где консилиум обслуживает 1–2 структуры.
2) ПМПк образовательного учреждения консолидирует и направляет деятельность службы сопровождения, выступает как координирующий орган, направляющий деятельность специалистов службы сопровождения, специалисты которой реализуют его решения.
3) ПМПк организуется как служба сопровождения. Взаимодействие является обязательным условием деятельности консилиума. Процесс его работы основан на совместной деятельности специалистов, осуществляющей сопровождение учебно-воспитательного процесса ребенка. В этом случае речь идет о сопровождении командой, где специалисты не только одновременно осуществляют помощь, а руководствуются интегрированными едиными целями. Успешно функционирующий ПМПк образовательного учреждения – это сформированная в процессе работы система. Элементы этой системы – различные специалисты, каждый из которых является равноправным членом команды и вносит свой специфический вклад в деятельность ПМПк. Все специалисты ориентированы на преодоление трудностей ребенка, при этом каждый решает свои четко поставленные задачи, выполнение которых по механизму взаимодополнения и согласованности приводит к реализации поставленной цели. Это и является продуктом работы ПМПк.
Мы рассматриваем психолого-медико-педагогический консилиум как службу сопровождения, предусматривающую целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия. Эта система предполагает:
1) разнообразные виды деятельности команды специалистов;
2) разные формы взаимодействия специалистов;
3) осуществление пролонгированного коррекционного сопровождения учащихся.
Сопровождение рассматривается, с одной стороны, как широкое понятие, и в этом случае речь идет о сопровождении командой, о составлении и реализации программ комплексной помощи в условиях совместной деятельности разных специалистов. С другой стороны, как более узкое: сопровождение ребенка конкретными специалистами – например, психологическое, логопедическое, дефектологическое и т. д.
Координацию взаимодействия обеспечивают заседания ПМПк, на которых определяются основные задачи комплексной деятельности специалистов и намечаются пути разноплановой помощи ребенку с трудностями адаптации.
С.Г. Шевченко (1999, 2005) рассматривает взаимодействие участников школьного психолого-медико-педагогического консилиума как необходимое условие эффективности системы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип междисциплинарного взаимодействия обеспечивает:
– многоаспектное рассмотрение причин трудностей в обучении и адаптации к школе;
– согласованное воздействие на учебно-познавательную деятельность и эмоционально-личностную сферу учащихся.
Полноценное взаимодействие возможно лишь при условии взаимопонимания и высокой профессиональной компетентности каждого специалиста (психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога, врача, учителя). Члены команды становятся единомышленниками, дополняют, но ни в коем случае не подменяют друг друга.
Школьный ПМПк создается в образовательном учреждении как коллегиальный орган, не являющийся при этом правомочным ставить диагноз, определять образовательный маршрут или изменять внешнюю форму и условия обучения. Его задача состоит в определении и создании специализированных условий для детей с трудностями адаптации внутри учреждения, оказании им помощи, а также в привлечении родителей, педагогов, администрации школы и внешних специалистов, необходимых для решения проблем ребенка.
1.2. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум
Консилиум определяется как коллегиальный орган, консолидирующий усилия специалистов различного профиля для оказания квалифицированной комплексной помощи учащимся и их родителям (законным представителям).
Школьный психолого-медико-педагогический консилиум координирует и объединяет усилия педагогов и специалистов образовательного учреждения, включенных в коррекционный процесс родителей, направленные на решение вопросов адаптации и социализации, качественного обучения, коррекции и развития ребенка, выступая при этом как постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный, просветительский орган, защищающий интересы детей с особенностями развития в образовательном пространстве школы (Екжанова, Резникова, 2008).
Необходимость организации консилиума в школе возникает в тех случаях, когда есть потребность в сопровождении детей командой специалистов, обусловленная особенностями развития детей, трудностями в обучении и адаптации.
Опыт практических учреждений по решению проблемы организации и содержания деятельности ПМПк, изложенный в психолого-педагогической литературе, отражает особенности работы консилиумов в условиях общеобразовательных школ при сопровождении классов коррекционно-развивающего обучения (Шевченко, 1999), детей с трудностями в обучении и адаптации (Семаго М.М., Ахутина, Семаго Н.Я. и др, 1999; Бейсова, 2008), сопровождении коррекционного процесса в специальном (коррекционном) учреждении (Забрамная, 1995; Екжанова, Стребелева, 2008), сопровождении интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы и ДОУ (Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении, 2010).
По мнению С.Г. Шевченко (1999), основное содержание работы консилиума заключается в организации и проведении комплексного изучения личности ребенка, в выявлении актуального уровня и особенностей развития его познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей, в выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребенка образовательных программ, разработке рекомендаций для учителя и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.