Книга Конспекты групповых арт-терапевтических занятий «Я спокоен» - читать онлайн бесплатно, автор Ксения Михайловна Белицкая
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Конспекты групповых арт-терапевтических занятий «Я спокоен»
Конспекты групповых арт-терапевтических занятий «Я спокоен»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Конспекты групповых арт-терапевтических занятий «Я спокоен»

Ксения Белицкая

Конспекты групповых арт-терапевтических занятий «Я спокоен»

Пояснительная записка


В психологии изучению подросткового возраста уделяется особое внимание, поскольку именно в этот период жизни происходит окончательное формирование личности, это своеобразная граница между детством и взрослостью, что означает смену социальных ролей. В отечественной и зарубежной литературе это время называют периодом взросления.

Период полового созревания, этот временной промежуток, связанный с физиологическими изменениями, происходящими в теле ребенка, в течение четырех-пяти лет тело подростка полностью меняется, в связи, с чем он сталкивается с рядом важных задач:

принятие своего меняющегося тела;

принятие физиологических изменений, которые происходят с телом;

принятие себя и своего места в социуме как подростка, а также формирование мужской или женской идентичности;

переход к взрослой сексуальности, характеризующейся привлечением партнеров друг к другу и эротизмом.

Социализация и взросление подростка происходит в двух взаимосвязанных областях:

поиск своего места в социуме, через возможность выхода из-под родительской опеки;

создание групп по интересам среди сверстников, где важна конкуренция, а также отстаивание своей позиции в группе значимых сверстников.

Подросток постоянно испытывает психологическое давление, пристальное внимание со стороны замещающих родителей, властей, учителей. Этот фактор способствует появлению тревожности, связанной не только с эмоциональными переживаниями, но и с физиологическими изменениями, которые происходят в личности подростка. В этом возрасте ребенок постоянно сравнивает себя со сверстниками, со взрослыми; он обеспокоен тем, что не все изменения в его теле носят позитивный характер.

Практика показывает, что многие молодые люди не могут адекватно оценить себя и свое окружение, даже незначительные отклонения от нормы признаются ими катастрофическими. Они замечают любые изменения в себе, отмечают социальную реакцию на эти изменения со стороны знакомых и даже незнакомцев, а затем включают эти мнения в свое собственное представление о внешнем виде. Поэтому основной причиной конфликтных ситуаций и внутриличностных кризисов являются насмешки, презрение или иное негативное отношение значимых взрослых к внешности и поведению подростка.

Как и у любого психологического процесса, у этого есть как положительные, так и отрицательные стороны. Также стоит отметить, что чем ярче контраст между детством и взрослостью, тем более напряженной и конфликтной становится ситуация в переходный период в жизни подростка

Общение со сверстниками, становится особенно важным в подростковом возрасте. На первый план выходят такие значимые личностные характеристики как:

умение легко общаться с незнакомым человеком или первым познакомиться с понравившимся человеком противоположного пола;

возможность приятно проводить время в компании незнакомых людей, даже если они не разделяют интересы, ценности и предпочтения (в музыке);

умение оставаться собой в любой ситуации и среди разных людей, то есть не терять индивидуальности и при этом быть открытым.

Еще одна особенность подросткового возраста – наличие ярко выраженной эмоциональной нестабильности, частых перепадов настроения, депрессии и так далее. Для этой фазы подросткового возраста также характерны необоснованные вспышки гнева, которые обычно быстро исчезают, и через несколько минут ребенок становится совершенно спокойным и ироничным.

Суицидальное поведение характерно для подростков, но причиной этого явления считаются депрессия и хронический невроз, которые также распространены в этом возрасте. Неустойчивость психики, уязвимость, чувство беспомощности, а также решительность и настойчивость – таковы противоречия в системе восприятия действительности в подростковом возрасте.

В подростковом возрасте самоидентификация личности происходит только тогда, когда человек начинает полностью осознавать, кто он и чего хочет от жизни. Многие родители пытаются подавить самостоятельность ребенка, не понимая, что от этого зависит его будущее, потому что, если этап самоидентификации не удастся, человек в дальнейшем будет существовать без понимания своей роли в жизни и не будет иметь четкой цели, т.е. жить как на автопилоте.

Влияние родителей на подростка неизбежно сводится к минимуму, взрослым важно понимать и принимать это, вмешиваться в дела ребенка только в крайних случаях и как можно незаметнее вести его в нужном направлении.

Наряду с независимостью подросток получает все большую ответственность за собственные действия и решения. Если предыдущие этапы обучения были успешными, если у человека в детстве сформировалось доверие к окружающему миру, затем он научился быть независимым и ответственным, приобрел коммуникативные навыки и выработал систему моральных ценностей, то, вероятно, ему удастся преодолеть этап идентификация.

Социальная дезадаптированность на ранних этапах подросткового возраста, наличие наследственных психических расстройств, явные признаки созависимости и чрезмерной привязанности к матери указывают на то, что процесс достижения идентичности будет крайне проблематичным.

Подросток, страдающий различными комплексами, низкой самооценкой и недоверием к миру, неспособный осознанно действовать самостоятельно, вряд ли сможет идентифицировать себя без посторонней помощи и застрянет в возрасте 13-15 лет. С каждым годом он будет все больше осознавать свою неполноценность, но не сможет принять необходимые меры для преодоления этого этапа.

Самостоятельная сфера жизни подростка – это сознательное общение со сверстниками, общение в социальных сетях, поиск новых друзей, новых компаний, установление отношений и т.д. Интимно-личностное общение со сверстниками имеет особое значение и ценность для молодых людей.

Формируется потребность в сверстнике как в авторитетном друге, и для подростка важно приобретение. Условия, складывающиеся в подростковых компаниях, строятся на основе равноправия, доверия и стремления к взаимопониманию. Это чувство «Мы», чувство единства и отождествления с другими, которое поддерживает подростка, укрепляет веру в себя. Анализируя взаимодействие подростка с социальной микросредой, следует принимать во внимание характеристики элементов этой микросреды и то, как это взаимодействие отражается в опыте молодежи. В подростковом возрасте осваиваются нормы и правила поведения, формируются свои кодексы чести.

Подросток стремится уйти от заботы взрослых, настаивает на признании равенства со взрослыми. Он отрицает обычные контакты, обычные условия жизни, стремится к независимости. Проблемы и конфликты с родителями и учителями – типичное явление в жизни подростка. Однако частота и сила их проявлений зависит не только от молодого человека, но и от положения взрослого, от понимания взрослыми сложности возраста, от того стиля общения и воспитания, который близок взрослому. У младших подростков наиболее частой причиной конфликтов с родителями является учебная деятельность, у старших подростков – наиболее частая причина «разногласий» во взглядах.

Таким образом, физические изменения имеют большое значение для эмоционального состояния подростка, которые, в свою очередь, могут вызывать депрессию, агрессивное поведение, хронический невроз. Основная цель подростка, в подростковом возрасте – принятие себя, развитие рефлексии, осознание своей индивидуальности, формирование своих целей, задач и жизненного плана, жизненных установок в социальной и других сферах, то есть практическая реализация себя.

Подростки обращаются к неконструктивным способам решения проблем, прибегая к агрессивным реакциям, импульсивному поведению, что способствует усугублению сложившейся ситуации, и провоцирует нарастание конфликтности и напряженности межличностных отношений.

Целью программы является нормализация посттравматического состояния и других симптомов эмоционального дистресса у подростков.

Задачи:

1.Актуализация имеющихся представлений о себе, развитие навыков самооценивания.

2. Формирование позитивного отношения к себе и позитивного отношения к будущему.

3. Постановка целей и выбор средств для их достижения.

4. Коррекция страхов, фобий, переживаний.

5. Обучение способам эмоциональной защиты.

Занятия состояли из разминки, работы по теме и релаксации. Программа рассчитана на 8 занятий продолжительностью по 80 минут каждое. Возраст детей 14-17 лет.

Принципы реализации программы. Программа реализуется на основе следующих принципов психолого-профилактической профилактики:

Добровольность – добровольное участие подростков во всех мероприятиях. Принуждение может привести к совершенно противоположным результатам.

Аксиологичность – формирование у подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.

Позитивность и конструктивность – психолого-педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а помогающий характер.

Занятие № 1. «Здравствуй, друг»


Цель: знакомство, создание позитивной групповой атмосферы.


Задачи

Установить доверительный контакт.

Выявить основные личностные ресурсы, способствующие саморазвитию.

3. Актуализировать чувства, связанные с самоощущением подростка в данный жизненный момент.

Необходимые материалы: листы бумаги А4, карандаши, колода МАК («Мастер сказок» или другая ресурсная колода) ватман, маркеры


Ход занятия


Вводный этап


Вступительное слово психолога, рассказ о себе, краткое описание предстоящей работы, раскрытие ценности коррекционной работы, для подростков.


(Задание в рабочей тетради № 1)


Перед началом работы, подросткам предлагаются для ознакомления правила работы группы:

1. Правило пунктуальности.

2. Правило конфиденциальности.

3. Правило «здесь и сейчас».

4. Правило «Стоп!».

5. Правило поднятой руки.


Упражнение «Будем знакомы»


Используется для знакомства участников; способствует снижению напряжения.


(Задание в рабочей тетради № 2)


Участникам предлагается выбрать карту «в слепую» из колоды «Мастер сказок».

Анализируя карту, рассказать о своем настроении.


Вопросы

1. Что происходит на карте?

2. О чем эта карта для меня?


Основной этап


Упражнение «Цветы-деревья»


Позволяет диагностировать текущее состояние участников, создать позитивный настрой на будущее.


(Задание в рабочей тетради № 3)


Подросткам предлагается нарисовать цветок или дерево.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги