Нижний Новгород. Краткая история
Эдуард Михальков
© Эдуард Михальков, 2023
ISBN 978-5-0060-5198-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
RU
Город Нижний Новгород был основан в 1221 году князем Юрием Всеволодовичем на месте слияния рек Волги и Оки. Первоначально он назывался Нижний Новгород, что означает «Нижний город». На высоком правом берегу Оки была построена деревянная кремлевская крепость.
В 1300-х годах Нижний Новгород становится важным торговым центром, связывающим Центральную Россию с Уралом и Сибирью. Стратегическое положение города на пересечении крупных рек способствовало развитию торговых связей. Первые каменные стены были возведены вокруг кремля в 1350 году.
При Иване Грозном в 1500-х годах внутри треугольного Кремля были построены новые массивные каменные стены, башни и церкви. За стенами, вдоль рек, сформировался торговый квартал и рынок. В 1583 году был построен первый водопровод.
К 1700-м годам Нижний Новгород превратился в процветающий торговый город, где проводилась Макарьевская ярмарка – один из крупнейших рынков России. Появилось купеческое сословие, которое способствовало строительству церквей, особняков и культурных учреждений. К 1760-м годам население достигло 30 тыс. человек.
В 1817 году Нижний Новгород стал столицей собственной губернии. По приказу Александра I город был реконструирован, в том числе построена новая красивая каменная набережная Волги. Были построены первые мосты через Оку, открыта духовная семинария.
Индустриализация ускорилась в конце 1800-х годов со строительством металлургических заводов, пароходов и железных дорог. Знаменитый инженер Владимир Шухов построил новаторские металлоконструкции по всему городу. К 1897 году население города составляло 115 тыс. человек.
После большевистской революции 1917 года некоторые церкви были разрушены, но основные отрасли промышленности были национализированы и процветали при коммунистическом режиме. Во время Второй мировой войны в город было эвакуировано более 500 заводов. В 1985 году началось строительство метрополитена.
В советский период Нижний Новгород превратился в один из крупнейших промышленных центров страны.
В 1930-х годах был построен Горьковский автомобильный завод, ставший важнейшим автопроизводителем в СССР. К 1980-м годам на ГАЗе работало около 100 тыс. человек, ежегодно выпускалось более 650 тыс. автомобилей.
В годы Великой Отечественной войны многие нижегородские предприятия были эвакуированы из западных областей СССР. В частности, Харьковский паровозостроительный завод был эвакуирован на завод «Красное Сормово». После войны завод стал одним из крупнейших в Европе по производству подвижного состава для железных дорог.
В 1950-1960-е годы был построен ряд новых гигантов индустрии – заводы «Сокол», «Теплообменник», радиозавод имени Ленина и другие. Развивалось производство радиоэлектроники, приборостроения, химической промышленности.
В 1970-1980-е годы продолжалось техническое перевооружение нижегородских предприятий. На крупнейших заводах (ГАЗ, «Красное Сормово», «Сокол») осваивался выпуск новых моделей продукции, увеличивались объемы производства.
Железнодорожное машиностроение – Нижний Новгород являлся центром разработки паровозов и дизель-поездов. Он обеспечивал более 50% локомотивов, используемых в СССР.
После 1991 года и распада СССР нижегородская промышленность пережила спад, вызванный системным кризисом. Многие предприятия сократили объемы производства, некоторые из них были закрыты.
В постсоветский период Нижний Новгород пережил возрождение, получив диверсифицированную экономику с ориентацией на торговлю, аэрокосмическую промышленность, радиоэлектронику и автомобилестроение. Была проведена масштабная реставрация исторического центра города.
Нижний Новгород сохранил свою историческую архитектуру и значение торгового центра. Среди достопримечательностей города – огромные стены Кремля и здание Арсенала, Дом губернатора, соборы XVIII века, современная Чкаловская лестница на Волжской набережной. В городе есть театры, музеи и крупные университеты.
Нижегородский машиностроительный завод – разработчик и производитель первых советских основных танков, в том числе революционного танка Т-34 времен Великой Отечественной войны.
Авиационный завод «Сокол» – разработчик и производитель первого в мире самолета-десантника, бомбардировщика ТБ-3 и бипланов ПО-2, широко применявшихся в годы Великой Отечественной войны.
Судостроительный завод «Красное Сормово» – построил первые советские атомоходы, в том числе ледоколы и прототипы подводных лодок.
Автомобильный завод «ГАЗ» – массовый производитель грузовых автомобилей, автобусов, легковых автомобилей и автокомпонентов под маркой «ГАЗ» с 1930-х годов.
Сейчас в Нижнем Новгороде проживает около 1,2 млн. человек. Город является важным экономическим, культурным и туристическим центром России.
EN
The city of Nizhny Novgorod was founded in 1221 by Prince Yuri Vsevolodovich at the confluence of the Volga and Oka rivers. Originally it was called Nizhny Novgorod, which means "Lower City". A wooden Kremlin fortress was built on the high right bank of the Oka.
In the 1300s Nizhny Novgorod became an important trade center linking Central Russia with the Urals and Siberia. The strategic position of the city at the crossroads of major rivers contributed to the development of trade relations. The first stone walls were erected around the Kremlin in 1350.
Under Ivan the Terrible in the 1500s, new massive stone walls, towers and churches were built inside the triangular Kremlin. Outside the walls along the rivers, a commercial quarter and market were formed. In 1583 the first water supply system was built.
By the 1700s Nizhny Novgorod had become a prosperous trading city, where the Makariev Fair, one of the largest markets in Russia, was held. The merchant class appeared, which contributed to the construction of churches, mansions and cultural institutions. By the 1760s the population reached 30,000 people.
In 1817 Nizhny Novgorod became the capital of its own province. By order of Alexander I, the city was reconstructed, including a new beautiful stone embankment of the Volga River. The first bridges over the Oka River were built, and a theological seminary was opened.
Industrialization accelerated in the late 1800s with the construction of metallurgical plants, steamships and railroads. Famous engineer Vladimir Shukhov built groundbreaking steel structures throughout the city. By 1897, the city had a population of 115,000.
After the Bolshevik Revolution of 1917, some churches were destroyed, but major industries were nationalized and flourished under the communist regime. During World War II, more than 500 factories were evacuated to the city. In 1985, construction of the subway began.
During the Soviet period, Nizhny Novgorod turned into one of the largest industrial centers of the country.
In the 1930s, the Gorky Automobile Plant was built, which became the most important automobile manufacturer in the USSR. By the 1980s, GAZ employed about 100,000 workers and produced over 650,000 cars annually.
During the Great Patriotic War, many Nizhny Novgorod enterprises were evacuated from the western regions of the USSR. In particular, the Kharkov Locomotive Plant was evacuated to the Krasnoye Sormovo plant. After the war, the plant became one of the largest in Europe in the production of rolling stock for railroads.
In 1950-1960s a number of new giants of industry were built – plants "Sokol", "Heat Exchanger", radio plant named after Lenin and others. Production of radio electronics, instrumentation, chemical industry was developing.
In 1970-1980s technical re-equipment of Nizhny Novgorod enterprises continued. The largest plants (GAZ, Krasnoe Sormovo, Sokol) mastered the production of new models of products, production volumes increased.
Railway engineering – Nizhny Novgorod was the center of steam locomotives and diesel trains development. It provided more than 50% of locomotives used in the USSR.
After 1991 and the collapse of the USSR, Nizhny Novgorod industry experienced a decline due to a systemic crisis. Many enterprises reduced production, some of them were closed.
In the post-Soviet period, Nizhny Novgorod experienced a revival, gaining a diversified economy with a focus on trade, aerospace, radio electronics, and automobile manufacturing. The historic city center was extensively restored.
Nizhny Novgorod has retained its historic architecture and importance as a trade center. Among the sights of the city are the vast walls of the Kremlin and the Arsenal building, the Governor's House, the cathedrals of the 18th century, the modern Chkalov Stairs on the Volga embankment. The city has theaters, museums and major universities.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги