Книга Новосибирск. Краткая история - читать онлайн бесплатно, автор Эдуард Михальков
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Новосибирск. Краткая история
Новосибирск. Краткая история
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Новосибирск. Краткая история

Новосибирск. Краткая история


Эдуард Михальков

© Эдуард Михальков, 2023


ISBN 978-5-0060-5359-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

RU

Город Новосибирск был основан в 1893 году в период бурного строительства Транссибирской магистрали по всей России.

Небольшой поселок Кривощеково на реке Обь был выбран Министерством путей сообщения в качестве места для строительства крупного мостового перехода и в том же году переименован в Новониколаевск.

Перед инженерами стояла грандиозная задача – перебросить мост через долину реки Оби шириной 1,5 км. Под руководством Константина Михайловского по американским проектам был построен 13-пролетный стальной мост на каменных опорах, строительство которого завершилось в 1897 году. С появлением моста Новониколаевск стал важным транспортным узлом.

В 1903 г. Новониколаевск получил статус города. Население быстро росло за счет притока железнодорожных рабочих и инженеров. К 1908 году численность населения достигла 47 тыс. человек. В городе появились первый банк, гостиница, телеграф и телефонная сеть.

В 1910-х годах Новониколаевск превратился в крупный промышленный центр. Железнодорожные мастерские превратились в огромный паровозостроительный и вагоностроительный завод. Были построены металлургические, мукомольные, лесопильные и кирпичные заводы. Во время Первой мировой войны промышленность была перепрофилирована на выпуск военной продукции. После революции 1917 г. город был переименован в Новониколаевск.

В 1920-е годы, при советской власти, город продолжал развиваться как центр вагоностроения и машиностроения. Основные инфраструктурные проекты включали в себя строительство городской канализации, внутреннего водопровода, электрификацию и трамвайные линии. В 1925 г. был построен первый в городе аэропорт.

К 1930-м годам Новосибирск превратился в крупнейший промышленный и транспортный узел Сибири. Бурное развитие тяжелой промышленности способствовало росту населения, которое к 1939 году превысило 400 тыс. человек. В этот период были построены такие грандиозные памятники сталинской архитектуры, как железнодорожный вокзал и оперный театр.

Во время Второй мировой войны в Новосибирске разместилось более 50 эвакуированных заводов и 500 тыс. перемещенных граждан. Промышленность города сыграла важную роль в обеспечении советского военного производства. Несмотря на разрушения от налетов фашистской авиации, после окончания войны город быстро восстановился.

В послевоенное время Новосибирск продолжал быстро развиваться как сибирский научный центр, специализирующийся на металлургии, ядерной физике и аэрокосмической технике. Строительство мощной плотины гидроэлектростанции на реке Обь способствовало развитию промышленности. К 1959 году в Новосибирске проживало более 1 млн. человек, и он стал третьим по величине городом России.

В 1960-80-е годы Новосибирск превратился в центр научных исследований и образования, в котором, помимо прочих учреждений, располагалось Сибирское отделение Академии наук. Для размещения растущего населения, численность которого к концу 1980-х годов превысила 1,5 млн. человек, были построены обширные многоквартирные жилые кварталы.

После распада Советского Союза в 1991 году Новосибирск пережил сложный переходный период, связанный с сокращением федеральных субсидий. Однако город сохранил свое значение в области технологий и производства для российской космической программы и оборонной промышленности. Численность его населения оставалась относительно стабильной и составляла около 1,6 млн. человек.

В 2000-х годах Новосибирск превратился в современный город с разнообразной высокотехнологичной экономикой. Реализуемые инфраструктурные проекты способствовали развитию общественного транспорта, телекоммуникаций, деловых районов и культурных достопримечательностей. По состоянию на 2020 год Новосибирск остается локомотивом экономики и науки Сибири.

Ключевые исторические события и численность населения:

Основание города Новосибирск (28 июля 1893 года): Город был основан во время строительства Транссибирской магистрали и стал одним из крупнейших железнодорожных узлов на Востоке России. Основателем города был академик Михаил Шишков. Началось быстрое развитие инфраструктуры и промышленности.

Получение статуса городского поселения (1894 год): В 1894 году город Новосибирск получил статус городского поселения, что стимулировало развитие административной системы и укрепление городской идентичности.

Переименование в Новосибирск (1903 год): В 1903 году город был переименован из Новониколаевска в Новосибирск, что отразило его статус как центра новой области и усилило связь с историческим наследием Сибири.

Период Великой Отечественной войны (1941—1945 годы): Во время Великой Отечественной войны Новосибирск стал важным военно-промышленным центром, где производились танки, самолеты и другое военное снаряжение.

На сегодняшний день (2020) Новосибирск является крупнейшим городом Сибири и одним из крупнейших городов России с населением свыше 1,6 миллиона жителей. Город активно развивается, укрепляя свои позиции в области науки, образования, промышленности и культуры.

EN

The city of Novosibirsk was founded in 1893 during the period of rapid construction of the Trans-Siberian Railway across Russia.

The small village of Krivoschekovo on the Ob River was chosen by the Ministry of Railways as the site for a major bridge crossing and renamed Novonikolaevsk in the same year.

The engineers faced a grandiose task – to build a bridge across the 1.5 km wide Ob River valley. Under the direction of Konstantin Mikhailovsky, a 13-span steel bridge on stone piers was built according to American designs and completed in 1897. With the appearance of the bridge Novonikolayevsk became an important transportation hub.

In 1903 Novonikolayevsk received the status of a city. The population grew rapidly due to the influx of railroad workers and engineers. By 1908 the population reached 47 thousand people. The first bank, hotel, telegraph and telephone network appeared in the city.

In 1910s Novonikolaevsk turned into a large industrial center. Railroad workshops turned into a huge locomotive and car building plant. Metallurgical, flour milling, sawmill and brick factories were built. During the First World War the industry was converted to the production of military products. After the revolution of 1917 the city was renamed Novonikolayevsk.

In the 1920s, under Soviet rule, the city continued to develop as a center of wagon building and machine building. Major infrastructure projects included construction of city sewerage, internal water supply, electrification and streetcar lines. In 1925, the city's first airport was built.

By the 1930s Novosibirsk had become Siberia's largest industrial and transportation hub. Rapid development of heavy industry contributed to the growth of population, which by 1939 exceeded 400 thousand people. During this period such grandiose monuments of Stalinist architecture as the railway station and the opera house were built.

During World War II, Novosibirsk housed more than 50 evacuated factories and 500 thousand displaced citizens. The city's industry played an important role in providing Soviet war production. Despite the devastation from Nazi air raids, the city quickly recovered after the war.

In the postwar period, Novosibirsk continued to develop rapidly as a Siberian scientific center specializing in metallurgy, nuclear physics, and aerospace engineering. The construction of a powerful hydroelectric dam on the Ob River contributed to the development of industry. By 1959, Novosibirsk was home to more than 1 million people and had become the third largest city in Russia.

In the 1960s and 1980s, Novosibirsk became a center of scientific research and education, housing, among other institutions, the Siberian Branch of the Academy of Sciences. To accommodate the growing population, which exceeded 1.5 million by the late 1980s, extensive apartment blocks were built.

After the collapse of the Soviet Union in 1991, Novosibirsk underwent a difficult transition period associated with the reduction of federal subsidies. However, the city retained its importance in technology and manufacturing for the Russian space program and defense industry. Its population remained relatively stable at about 1.6 million.

In the 2000s, Novosibirsk evolved into a modern city with a diverse high-tech economy. Infrastructure projects underway contributed to the development of public transportation, telecommunications, business districts and cultural attractions. As of 2020, Novosibirsk remains the locomotive of Siberia's economy and science.

Key historical events and population:

Founding of Novosibirsk (July 28, 1893): The city was founded during the construction of the Trans-Siberian Railway and became one of the largest railroad hubs in eastern Russia. The founder of the city was academician Mikhail Shishkov. Rapid development of infrastructure and industry began.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги