– Высокая скорость изменений. Речь, в первую очередь, идёт о цифровизации. Чтобы успевать за изменениями, нужно приобретать новые знания, переобучаться, быть готовым к частой смене задач. А все ли из нас смогут так быстро перестроиться?
– Специфическая профессиональная этика. Некоторые профессии предусматривают безэмоциональное поведение: например, работники судов, юристы, телохранители, охранники. Долгие годы они сдерживают и скрывают настоящие эмоции. Улыбаются даже тогда, когда испытывают боль или горе (стюардессы). Вынужденная подмена эмоций сильно влияет на психику.
– Работа без эмоционального удовлетворения. Это происходит, например, из-за того, что в коллективе напряжённая обстановка. Или когда человек не любит того, чем занимается, заставляет себя работать через силу.
Всё, хватит, я не лошадь!
Реальный пост подписчицы автора в соцсетях
«Господи, как же я не хочу идти туда! Не хочу до такой степени, что тошнота подступает к горлу… И вообще, ничего не хочу. Куда бы деться?».
Знакомо? Вертелись в твоей голове такие думки, когда ты ехала на работу, которую раньше очень любила, а теперь просто ненавидишь? Мысленно проклинаешь всё, а сделать ничего не можешь. И каждое утро снова и снова идёшь туда, потому что НАДО работать.
Теперь я знаю, что эмоциональное выгорание – страшная вещь. Понять, что ты выгораешь, самому сложно. И отследить начальную стадию этого состояния тоже. А дальше болезнь достаточно быстро развивается и накапливается в твоём организме. Последний может сказать тебе: Всё, хватит, я не лошадь! и отправить на длительный больничный, из которого ты с трудом выкарабкаешься».
В научной среде существует несколько классификаций стадий выгорания. При этом они перекликаются друг с другом. Я уже говорила выше, что эмоциональное выгорание «пожирает» вас постепенно. Но «больной» так или иначе проходит все его стадии последовательно. Различие лишь в скорости: у кого-то все стадии сменяются за несколько месяцев, а кто-то «застрял» на конкретном этапе и сидит там годами.
Динамическая модель Б. Перлмана и Х. Хартмана описывает четыре стадии эмоционального выгорания:
1) Напряжённость, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям;
2) Сильное переживание стресса;
3) Реакции трёх классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях;
4) Переживание хронического стресса. Данная стадия сопоставима с «затуханием горения при отсутствии необходимого топлива».
Немецкий психолог Матиас Буриш говорит уже о шести стадиях. Коротко они выглядят так:
1) Предупреждающая фаза: чрезмерное участие ? истощение;
2) Деперсонализация: перекладывание вины ? безразличие;
3) Эмоциональные реакции: депрессия ? агрессия;
4) Деструктивное поведение: ригидность ? отказ от хобби;
5) Психосоматика: бессоница ? иммунитет;
6) Бессмысленность жизни: 0 ? 0 ? 0.
Уже известные нам Виктор Бойко и Кристина Маслач придерживаются трёхфакторных моделей выгорания, которые тоже очень похожи. Сравните сами:
По мнению всех, наиболее полная теория принадлежит английскому психологу Джеррольду Гринбергу, где он описывает пятиступенчатую модель эмоционального выгорания. Лично мне она очень нравится. Посмотрите, какая образность заложена в названиях стадий выгорания:
1. «Медовый месяц». Сотрудник с удовольствием берётся за работу и полон решимости. Но по мере усложнения заданий и при повышении трудовой нагрузки, теряет интерес к профессиональной деятельности, работа перестаёт приносить ему удовольствие;
2. «Недостаток топлива». Появляются усталость, отрешённость, нарушение сна и аппетита. Часто нарушается трудовая дисциплина: сотрудник опаздывает, уходит раньше без причины, наблюдаются частые перекуры или чаепития;
3. «Хронические симптомы». Появляются раздражительность, агрессия, сотрудник становится измождённым, перестаёт следить за своей внешностью (особенно это заметно у женщин, которые чаще подвержены выгоранию). Работник часто жалуется на хроническую нехватку времени;
4. «Кризис». Начинают развиваться хронические заболевания, в результате которых сотрудник может частично, а в тяжёлом случае и полностью потерять свою работоспособность. У человека сильно падает самооценка и, по его мнению, значительно ухудшается качество жизни;
5. «Пробивание стены». Физические и психологические проблемы обостряются, и возникает риск развития опасных для жизни заболеваний.
Несколько лет назад я начала опрашивать своих клиентов, обращавшихся ко мне, как к коучу, за диагностикой, консультацией или же коуч-сессиями, где задавала им один и тот же вопрос: «Можете определить словами-глаголами ваше сегодняшнее состояние?». Мои записи помогли мне создать свою классификацию стадий выгорания. Это далеко не научный подход (сейчас вы будете читать и заулыбаетесь). Зато простые слова из разговорного стиля речи (встречаются существительные и устойчивые обороты речи) очень точно и понятно всё объясняют. Итак…
1 стадия – Терплю, губы сжал, зубы стиснул (справляюсь, но уже начинаю выдыхаться; «бензин заканчивается»; беру себя в руки; что обо мне подумают, если я не сделаю; мучает чувство долга; даже самое маленькое замечание выбивает из колеи; хочу в отпуск, но чувство долга мешает его взять; мечтаю о море, оно бы мне помогло).
2 стадия – Всё достало (перестал радоваться; на коллег не смотрю; не поднимаю глаз – уткнулся в стол; устал уже с самого утра; куда бы деться?; в голову лезут какие-то навязчивые мысли; задания начальника вызывают отвращения; тяну резину, чтобы ничего не делать; всё заболело; от секса отказываюсь; я старая развалина.
3 стадия – Лечу себя сам: курю, пью, жру, глотаю антидепрессанты;
4 стадия – Дошёл до ручки: ненавижу себя, ненавижу людей; и вообще все кругом уроды; сил нет; настроения нет; я почти умер; мой организм высосан; начальница орала, что уволит меня за профнепригодность.
Уважаемые читатели! Если вы освоили эту главу, то попробуйте проследить за собой. Проанализируйте, какая стадия сейчас ваша. Если вы ни на одной из них, значит, вас можно поздравить: вы не выгораете. Но всё же предлагаю продолжить чтение. Следующие главы посвящены отдельно каждой из половинок человечества: прекрасной и… мужчинам (вы улыбнулись?).
Кейс №1. Энерджайзер умер. Что дальше?
Татьяна идёт к своей цели: сделать карьеру в HR. Первая ступенька пройдена: совсем недавно её назначили начальником отдела по управлению персоналом. В этом карьерном движении она опирается на свой коллектив и специалиста Ольгу, которую считает своей «правой рукой».
Ольга пришла в коллектив сразу после окончания вуза. У Татьяны на тот момент уже был довольно солидный стаж. Ольга сразу активно заявила о себе и показала хорошие профессиональные результаты. Обе молодые женщины понимали друг друга с полуслова, и, казалось, вдвоём могли свернуть горы. Так и было. Татьяна учила Ольгу всему, что умела сама. А Ольга платила аналитическим складом ума, умением вникнуть в новые предложения и реализовать задуманное.
Татьяна шла на повышение при поддержке Ольги и рассчитывала на её помощь и активность дальше, понимая, что руководство будет ждать от неё и команды быстрых результатов. Но что-то пошло не так… Ольга сникла, не показывала больше блестящих результатов, на новое откликалась с трудом, почти всегда находилась в плохом настроении, стала агрессивна (что заметили все члены коллектива). Она по-прежнему добросовестно выполняла свою работу, но в ней закончился заряд энерджайзера. Мало того, она стала «камнем преткновения» и для самой Татьяны. Любое предложение, высказанное Татьяной на планёрке, находило со стороны Ольги противодействие. Поэтому Татьяна, готовясь к совещаниям, обдумывала стратегию ответов для Ольги. На это затрачивались серьёзные временные и моральные ресурсы.
Ситуация сложилась неоднозначная. До сих пор непонятно, сможет ли коллектив, имея такой моральный и психологический настрой, сделать рывок в работе, которого от него все так ждут…
Вопросы:
– Что происходит с Ольгой?
– Что делать Татьяне? Помогите ей выйти из данной ситуации.
Кейс №2. Отдых не помог
Валерий – успешный топ-менеджер в сфере масс-медиа. За пять лет поднял издание с колен, сделал его популярным, привлёк массу рекламодателей, повысил все возможные и невозможные рейтинги. Работал 24/7. Брал всё на себя: сложнейшие переговоры с партнёрами и заказчиками, проверку контента, поиск интересных тем, встречи с людьми, интервью и т. д. Недавно понял, что не только просто устал, но и потерял интерес к работе, к любимому делу. Надо было что-то делать, чтобы исправить ситуацию. Сам для себя решил, что ему требуется длительный отдых. Почти год он отдыхал, ездил по России и по зарубежным странам. Предпочтение отдавал южным курортам, часами валялся на пляже, много плавал, позволил себе ничего не делать, отдавал предпочтение «лёгкому» контенту.
Через год вернулся, снова занял кресло руководителя и… с ужасом понял, что ситуация не изменилась: мотивации к работе по-прежнему не было.
Вопрос:
– В какой стадии выгорания находится Валерий?
– Какую ошибку он совершил во время длительного отпуска?
Кейс №3. Исчез с горизонта
Артур прекрасно выглядит: всегда с улыбкой на лице, одет стильно, имеет классную машину, отличную квартиру, в общем, как говорят «упакован». У него хороший тыл – великолепная семья в лице жены умницы и красавицы и двое сыновей, обожающих отца. Артуру 42 года, вот уже полтора десятка лет он обеспечивает материальную сторону жизни семьи. Он очень успешный специалист в IT-сфере, компании борются за него, предлагая заоблачный размер зарплаты и любые условия труда. Внешне всё хорошо, всё отлично.