Книга Основы практической психологии - читать онлайн бесплатно, автор Алекс Прядко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Основы практической психологии
Основы практической психологии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Основы практической психологии

Основы практической психологии


Алекс Прядко

© Алекс Прядко, 2023


ISBN 978-5-0059-8512-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Деятельность практического психолога в школе

Практический психолог – равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую кроме него никто не может профессионально обеспечить, а именно психологическое здоровье и развитие детей. Психолог опирается на знания о закономерностях психологического развития, психологических условиях становления личности, об истоках поведения и мотивации.

Практический психолог, работая в детском саду, школе, интернате, имеет дело с детьми разного возраста. И основная задача его – помощь детям на разных этапах их развития.

В своей деятельности психолог взаимодействует с детьми, воспитателями, учителями, администрацией, органами опеки, полицией, родителями. Но в центре работы психолога находятся интересы ребенка.

С чего начинается работа школьного психолога?

– добиться признания, что ты психолог,

– провести беседы с администрацией, учителями, детьми, родителями,

– поприсутствовать на уроках, педсоветах и родительских собраниях,

– изучить документацию учреждения,

– сообщить учителям и родителям, где, когда и по каким вопросам обращаться.

Важно в работе практического психолога – обеспечить психологические условия, благоприятные для психологического развития каждого ребенка. В связи с чем, необходимо изучать и развивать способности, склонности и интересы детей, учитывая их возрастные особенности.

Основные виды деятельности практического психолога:

– психологическое просвещение, приобщение взрослых (учителей, воспитателей) и детей к психологическим знаниям (знакомство взрослых с основными закономерностями и условиями благоприятного развития ребенка, популяризация и объяснение результатов новейших психологических исследований, формирование потребностей в психологических знаниях и желания использовать их в работе с ребенком или личностного роста, знакомство учащихся с основами самопознания и самовоспитания, достижение понимания необходимости работы психолога в детском учреждении),

– психологическая профилактика и предупреждение отклонений (первичная профилактика с детьми, имеющими незначительные поведенческие, эмоциональные и другие расстройства, вторичная профилактика, направленная на работу с детьми группы риска, у которых трудности уже начались, третичная профилактика, когда внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными и поведенческими проблемами),

– психологическое консультирование (консультация учителей, воспитателей, родителей может быть индивидуальной и групповой; учителя обращаются к психологу по поводу трудностей усвоения учениками программы обучения, отсутствия желания и умения детей учиться, возникновения конфликтных отношений между детьми; подростки могут обратиться с субъективными переживаниями по поводу неблагополучных отношений с другими людьми, взаимоотношений в семье, отношений между мальчиками и девочками; старшеклассников может интересовать проблема выбора профессии),

– психологическая диагностика (основные задачи – дать информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы полезна как самим детям, так и тем, кто с ними работает; контроль динамики развития детей и коррекция развития, как слабых, так и сильных учащихся; сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем обучения и воспитания),

– психологическая коррекция.

Психолого-педагогический консилиум, задачи психолога:

– помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения,

– вскрыть проблемы самооценки, мотивации, эмоционального настроя, обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой в отношении его развития и наметить реальную программу работы с ним,

– обозначить положительные стороны ребенка и представить доказательства, основанные на данных психодиагностики,

– добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике,

– выработать понимания всеми учителями сути личностной проблемы ребенка.

Диагностическая работа психолога

Процедура диагностической работы:

– изучение диагностического запроса,

– формулировка психологической проблемы,

– выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений,

– выбор метода исследования,

– использование метода,

– формулировка психологического диагноза,

– разработка рекомендаций или программы коррекционной работы с учащимися,

– реализация выбранной программы, контроль ее выполнения.

Рисуночные методики (детям даем альбомные нелинованные листы, по результату смотрим, если отрицательный момент повторяется дважды, то это – проблема, если четырежды – диагноз):

– рисуночная методика «Человек» (выясняем какого пола, если не совпадает, то первый признак заниженной самооценки, если без пола, то человек пытается уйти от половых взаимоотношений, для детей – неправильное половое воспитание; определяем соответствие возрасту, если младше, то признак инфантилизма, если старше, то геронтолизм или плохое настроение; смотрим на расположение рисунка на листе, если в центре – адекватная самооценка, выше средней линии – завышенная, ниже – заниженная самооценка; если нарисован человек без одежды, то для взрослых – нежелание стареть или наличие сексуальных проблем, для детей и подростков – желание привлечь внимание; обращаем внимание на голову, как прорисованы глаза, уши, рот, это имеет прямое значение, если прорисованы глаза – важна зрительная информация, если уши – важна звуковая информация, если рот, то человек любит поговорить, губы – признак сексуальности, широко раскрытые глаза – признак инфантилизма, если большие, испуганные – тревога, страх; волосы – чем больше их, тем умнее человек; если нарисована шляпа, очки, борода, зонтик – признак скрытности; если не нарисованы детали лица – отсутствие понимания при общении; руки – символ общения, если недорисованы – проблемы в общении; нет пальцев – проблемы в интимном общении; ноги – взаимоотношение полов; прорисовка правой и левой стороны означает ведущее полушарие, левое отвечает за логику, правое – художественное восприятие),

– методика «Человек под дождем» (данная методика показывает действие человека в трудных ситуациях; уходящий – избегание жизненных проблем; если рисунок смещается вверх, то в трудных ситуациях испытуемому свойственно уходить от действительности или оптимистично оценивать ситуацию, если вниз – признак депрессивного состояния, наличие чувства незащищенности; если человек изображен в профиль или спиной, это говорит о самозащите; если фигура обращена влево – это указывает на импульсивность в поведении и ориентация на прошлое, возможно зависимость от матери; если фигура обращена вправо – это указывает на реализм, настоящее и зависимость в некоторых случаях от отца; увеличение размера рисунка означает способность мобилизоваться в трудной ситуации, уменьшение фигуры – потребность в защите; возраст нарисованного человека означает самочувствие, старше – плохое, младше – хорошее; изменение пола – включение поведенческих программ; дождь – помеха, редкие капли – легкие помехи, большие – тяжелые; обилие одежды – дополнительная защита, отсутствие – импульсивность реагирования; тучи – предвестники ситуации; лужи и грязь – последствия; зонтик – основная защита, отсутствие зонта – отрицание помощи родителей),

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги