Ринат Рамазанов
Как начать работу на фрилансе. Пошаговое руководство
Введение
В самом начале своей работы на фрилансе каждый новичок знакомится со множеством предложений в Сети для начинающих фрилансеров. Курсы, вебинары, видео и аудио-семинары – со всех сторон и наперебой обещают оказать помощь и поддержку. Так необходимые в начале пути.
Увы, ничего из этого, как правило, не приводит к каким-то заметным финансовым успехам. Главная причина такого исхода – в том, что никто не объясняет, как именно новичку на бирже конкурировать за получение заказов со старожилами. У которых – сотни, а то и тысячи выполненных работ, десятки положительных отзывов.
Хитрой науке успешной конкуренции на биржах мне пришлось учиться самостоятельно:
– Прочесть кучу обучающего и справочного контента и просмотреть не меньше соответствующего видео.
– Повыполнять заказы по издевательски низким тарифам.
– Прочувствовать горький вкус неоплаченных заказов благодаря тем, кто не любит оплачивать уже сделанную работу.
– Повоевать с близкими, не верящими ни в тебя, ни во фриланс, сопротивляясь их попыткам «устроить» тебя на «нормальную» работу.
Однако набивая все эти шишки, мне все-таки удалось выработать проверенный алгоритм действий. Учитывающий:
– и психологию клиентов;
– и существующие у них опасения по поводу фрилансеров;
– и ещё кучу прочих нюансов…
И теперь я уже не столько работаю на биржах, сколько обучаю других. Причем не просто консультирую, а обучаю и помогаю работать на бирже.
Процесс этот – дело не одного дня. Кто имеет желание учиться – всегда пожалуйста.
Только есть одно важное условие – если ты считаешь, что «и сам справишься», лучше и не начинать. Приходя на обучение, важно суметь признать, что ты ничего не знаешь и все, что ты делал – было неправильно. Иначе – зачем бы тебе понадобилось данное обучение?
Именно, поэтому, кстати, особенно быстрый рост наблюдается у тех, кто не имеет опыта работы на фрилансе. Они не умничают, а учатся и мы вместе зарабатываем деньги, пока "опытные" биржевики сидят без заказов.
Каждая глава этой книги – отдельное занятие на определенную тему. И рассматривали мы эти темы вместе с такими же, как и ты, начинающими фрилансерами. Влад – студент, Рома – безработный обладатель диплома о высшем образовании. Ещё один безработный, Олег, даже не представлял, что, собственно, он сможет предлагать будущим клиентам. У Руслана к такой же проблеме добавляется ещё и то, что он – военнослужащий-контрактник, обремененный семьёй. У Кати её основная работа отнимает почти всё время. А Юра, являясь предпринимателем, и стал идейным вдохновителем этого проекта, желая на собственном опыте понять, как можно фриланс превратить в бизнес. Периодически будет «всплывать» еще один персонаж – Дима, который начал обучение на 3 месяца раньше остальных и раньше всех достиг высшего рейтинга исполнителя на фриланс-бирже.
Все они – самые обычные люди. Этот курс при его создании базировался на обучении конкретных участников. Результаты у каждого из них получились разными. Как это будет и у тебя, и у других читателей этой книги. Статистика показывает, что успеха в любом деле добиваются не больше 20 % участников процесса.
Но только от тебя самого зависит, где ты в итоге окажешься: среди 80% неудачников или 20% победителей. На это не повлияет ни наличие основной работы, ни диплома, ни уровень ай-кью или еще что-то. Только тебе решать, где ты будешь.
Как победить в гонке за клиентом? Для начинающего фрилансера – это вопрос вопросов. В этой книге ответ есть.
ПРАВИЛА САМООБУЧЕНИЯ1. После каждого занятия следует задание на самостоятельную работу. Невыполнение этой работы в установленный срок (1 сутки) помешает только тебе. Практика показывает, что обучение без выполнения самостоятельных домашних заданий (далее – ДЗ) значительного эффекта не даёт.
2. Срок обучения выбираешь сам. В этой книге представлены занятия первого этапа. В среднем – это на месяц.
3. Не выполняя советы и рекомендации книги, ты бессмысленно тратишь своё время. Не хочешь выполнять – смысла учиться нет.
4. Обсуждая степень правоты автора, ты не ускоряешь своего прогресса. Если тебе кажется, что автор не прав, не учись у него.
5. Если не согласен с этими правилами – тебя никто не заставляет. Убеждать тебя и учить – две разные задачи. Первую никто выполнять не обязался.
6. Первый заказ от нового клиента принимать только в случае полной уверенности в том, что ты её выполнишь. А эту уверенность может гарантировать только выполнение тестового задания.
7. Любой заказ крупнее 500 руб. принимать по аналогичной схеме.
Глава 1. Начало работы
Сразу договоримся Твое мнение – это одно, а проверенный опыт – совсем другое. Их, как мух и котлеты, нужно разделять. Мнение имеет право на существование, но не более того. Обсуждать его во время чтения этой книги – просто потеря времени. Которого, особенно – на первом этапе, и так будет мало.
Поэтому начнём без лишней воды. Сразу с Задания №1.
1. Переходим по ссылке https://cli.co/kwork-school на сайт биржи фриланса «Кворк». Если возникает вопрос, почему именно этот сайт – ответ очень простой. Представленная методика одинаково работает на любом аналогичном сервисе для фрилансеров. По моему опыту, «Кворк» по многим параметрам является наиболее предпочтительным прежде всего для новичков без опыта, рейтинга и портфолио. Именно на нём получилось «раскрутиться» мне. На нём же я «натаскивал» своих учеников. Для плодотворности обучения нужно, чтобы оно было практическим. Вот эту практику мы и будем нарабатывать на данном сайте.
Пока же не будем растекаться мыслью по древу и пойдем дальше.
2. Регистрируемся в качестве «Продавца», то есть – Исполнителя. Процедура – несложная, как на большинстве ресурсов. Поэтому нет нужды объяснять её подробно.
Ссылка для перехода – реферальная, что дает, мне возможность быстро находить твой аккаунт. А при необходимости – и принимать участие в разборках моего реферала в «Арбитраже» биржи.
Если у тебя уже есть аккаунт на «Кворке» – пусть покоится с миром. Просто потому, что для будущих новых клиентов – аккаунт, которому полгода или больше, с минимальным количеством выполненных заказов – это плохо. Это воспринимается как показатель, что данный исполнитель – не очень-то и хорош. Совсем другое дело, когда фрилансер только зарегался на бирже. Неизвестно, какой на самом деле у него стаж по специальности.
Глава 2. Выбор услуги
Изучаем имеющиеся разделы, отображённые на верхней белой панели. Очень внимательно и не торопясь. Там, в подрубриках может встретиться такая работа, о которой ты или забыл, или не знал, что за нее тоже платят.
Говоря – «Изучаем», я имею в виду то, что нужно кликнуть на заинтересовавшую тебя услугу и просмотреть те предложения, которые уже имеются у других исполнителей. Возможно, какое-то из них окажется вполне тебе по силам.
В итоге изучения выбираем до семи услуг, которые будем предлагать. Биржа дает возможность выбрать 7, нужно это использовать. На первом этапе будет важен каждый потенциальный заказ.
Обрати внимание на услуги, отмеченные символом огня. Это – самые востребованные клиентами биржи. Выбирай, прежде всего – из них.
Для тех, кто не имеет никакой подходящей специальности, предусмотрен целый раздел – «Бизнес и жизнь». Здесь тебе заплатят за твои:
– время;
– ответственность;
– старательность.
Фриланс – это работа, а не средство мгновенного обогащения. Как и в любом деле, успех здесь приходит только по заслугам. И деньги здесь платят только за помощь, которую оказывает клиенту исполнитель.
Глава 3. Фотография
Речь о твоей фотографии в твоём кабинете на бирже. Поясню её значение.
Фотография исполнителя на бирже может стать «последним гвоздём в крышку гроба»:
– если она плохая – твоего предложения потенциальному клиенту;
– если хорошая – то предложения твоего конкурента-исполнителя.
Рассмотрим это на примере.
На каждый выгодный заказ откликаются десятки фрилансеров. Допустим, что в результате отбора клиент выделил твое и еще чье-то другое. И все в этих предложениях – одинаковое:
– образование и опыт исполнителя;
– план исполнения заказа;
– стоимость услуги и прочее.
Как будет выбирать клиент? И вот тут приходит очередь фотографии.
Допустим, на одном фото – красивый накачанный парень в машине, серьезно смотрящий в объектив сверху вниз (потому что снимал себя сам на смартфон).
А на втором – аккуратный типичный «ботан» в очках и галстуке, улыбающийся прямо в объектив.
Кого выберут? Вопрос – риторический.
Для женщин картину можно поменять.
На одном фото – знойная красавица, «женщина-вамп» или скромная домохозяйка на диване.
На втором – женщина с короткой стрижкой или убранными назад волосами, с минимумом косметики, этакая «серая», но офисная «мышь». По которой видно, что главное для нее – работа. А не дети, цветы и собственная привлекательность.
Вторая фотография, безусловно, «перебьёт» все предыдущие.
Основные требования к фотоФон – однотонный (не окно, не обои в горошек, не домашняя мебель и т.п.) Можно – сесть спиной к холодильнику, сняв с него магнитики и наклейки.
Положение объектива при съемке – на уровне глаз того, кого фотографируют (поэтому лучше чтобы фотографировал кто-то, а не ты сам).
Расстояние между снимающим и снимаемым – не менее 1 метра, иначе нос визуально будет преобладать над остальным лицом. Потом просто обрезаем (кадрируем) лишнее, оставив на фото только лицо, шею, немного груди.
Чтобы фото не выглядело «паспортным», повернуть лицо к объективу в позиции ¾ (это половина от пол-оборота, то есть отвернулся от объектива на 45 градусов и вернулся обратно «на пол-дистанции»).
Улыбка обязательна. Не надо строить из себя «опытного, серьезного спеца». Но и нельзя сниматься с вымученным оскалом, попроси фотографирующего тебя насмешить и только тогда снимать.
Исходя из понимания важности фото, необходимо потратить на его подготовку какое-то время. Конечно, для начала можно на первое время поставить в аватарку на бирже любое, но после – в срочном порядке заняться съемкой.
Например, если выбрана услуга «Обзвон», нужно сходить в магазин электроники, примерить там специальную гарнитуру (легкие наушники с микрофоном у рта) и чтобы продавец-консультант тебя сфотографировал (только не на фоне витрины). Объяснив ему, что «шеф» (жена, муж) прежде чем покупать, требует сначала показать фотографию выбранного товара.
Такое фото покажет клиенту, что ты уже занимался обзвоном на постоянной основе, а не просто готов взяться за любую работу.
И тебе нужно действовать аналогично при любой выбранной услуге. Стоит напрячь свою находчивость и изобретательность.
Дмитрий-«Первопроходец». «Ты помнишь, как всё начиналось…». Теперь его кабинет на бирже выглядит так: https://kwork.ru/user/dimon95me?ref=1995184
Глава 4. Самопрезентация, «визитка»
Настало время для внимательного изучения кабинетов лидеров продаж по выбранным тобой услугам. Заходим на каждого «тысячника»1, смотрим – что он о себе пишет. То, что понравилось, копируем в созданный для этого документ «Кабинет (твое имя)».
Что должно быть в тексте о тебе?Имя (а не супер-пупер оригинальное «псевдо»).
Образование.
Высшее – любое (если специальность соответствует твоим услугам – указываешь, если нет – пишешь только название ВУЗа).
Средне-специальное – только если соответствует услугам.
Если нет никакого – пройденные курсы, тренинги, полученные сертификаты и т.п.
Опыт по специальности (а не на фрилансе).
Эти 3 вещи важны для двух самых важных категорий клиентов:
1. Владельцы и руководители компании-заказчика.
2. Менеджеры крупных компаний, выполняющие поручение руководителя по поиску удаленного сотрудника. Им же надо как-то объяснять руководству, почему они выбрали именно тебя. Поэтому помоги им в этом, дай нужные факты (а не пустые слова типа: ответственный, исполнительный, старательный и т.д.).
Что получит клиент от сотрудничества с тобой:
– постоянную обратную связь (например, у меня указано – «с 9.00 до 22.00 мск, включая выходные и праздничные дни»);
– внесение абсолютно любых правок и дополнений в выполненное задание по его первому требованию (даже после приема-сдачи и оплаты заказа).
– порядок выполнения работы
к примеру так —
Над текстовыми файлами работаю в «Гугл-доке», что позволяет заказчику:
– Мониторить процесс создания текста онлайн в режиме реального времени.
– На любом этапе вносить комментарии, дополнения, правки и т.п.
– Принимать работу в удобном для него виде (файлом или ссылкой на документ).
Твоя личная ответственность за результат.
Например:
Придерживаюсь принципа несдвигаемых дедлайнов. После оформления заказа не нуждаюсь в контроле, подгонах, «стоянии над душой». Приветствую долгосрочное сотрудничество по договору. В любом случае, несу материальную ответственность за просрочку. Готов обсудить все варианты сотрудничества.
Портфолио. Каждая сделанная работа должна сразу же поступать в этот раздел. Разумеется, если заказчик предварительно не обговорил запрет на включение её в твоё Портфолио (и такое бывает).
Глава 5. Оформление предлагаемой услуги
Работа на большинстве фриланс-бирж предполагает не просто поиск «кому бы чего сделать», а предложение потенциальным клиентам своей определенной услуги. И чем более профессионально она оформлена, тем больше шансов, что ее закажут.
Кроме того, клиент больше доверяет исполнителю, который уже предлагает собственную услугу, соответствующую тому, что нужно клиенту. А не просто сидит на бирже, в ожидании любой работы.
Вопрос. Как оформить свою первую услугу, чтобы её гарантированно покупали? Ответ – очень просто. Объясню «на пальцах».
Работаем с любой из выбранных тобой услуг. Самой близкой лично тебе, самой легкой или самой дорогостоящей – без разницы.
Начинай с внимательного изучения таких же услуг, которые предлагают лидеры продаж. Только заходи теперь не в кабинет «тысячника», а именно на его услуги. И просто копируй буквально всё в док «Услуга №1».
Что я имею в виду под «буквально всё»? Конечно, не пустые слова. А то, как у него описана сама услуга. В том числе – таблица того, что в нее входит или что можно докупить за дополнительные деньги.
И так набираешь полезного, насыщенного фактами текста примерно с десятка услуг различных исполнителей. После чего выбирай самое лучшее (но только то, что реально сможешь сделать) для твоей первой услуги.
Что должно быть в этом тексте?Три варианта цены услуги:
1. «Эконом» – 500 руб.
2. «Стандарт» – 1500 руб.
3. «Премиум» – сколько твоей душе угодно. На первых порах он тебе вообще не пригодится. Не мечтай, что новичку без опыта, рейтинга, портфолио и отзывов кто-то сразу готов заплатить «по высшему тарифу».
Как создается «Эконом», если твоя услуга очень дорогая? Используй этот тариф для выполнения «Тестового задания». То есть, чтобы объем работы по нему не превышал 3-4-х часов твоего рабочего времени. Это может быть:
– Первичное ознакомление с материалом заказчика.
– Анализ представленной информации.
– Составление плана работы и т.п.
С тарифом «Бюджет» – всё аналогично, но по времени работы – уже на 8-9 часов.
Дублируй из текста на странице твоего «кабинета»/«визитки» ту информацию, которая имеет отношение к выполнению данной услуги:
– образование;
– соответствующий опыт;
– порядок работы и т.п.
Всё вместе должно содержать не более 2000 знаков без пробелов. Только факты. Никаких «пустых слов» типа: аккуратно, старательно, ответственно и т.п.
Что должен предоставить заказчик: какой материал, нужно ли подробное Техзадание (если – да, то распиши, какое именно). Это делается на случай возможных разбирательств с этим клиентом в «Арбитраже» биржи.
Что сдашь клиенту по окончании работы, то есть, что именно будет представлять собой готовый «товар»: текст (какой), файл, количество позиций в таблице и так далее. Это тоже нужно для «Арбитража». Да и для тебя самого. Клиенты бывают разные…
Глава 6. Оформление заявки
Имея оформленную услугу, можно выходить на поиск клиентов, которые сами размещают заказ и выбирают её исполнителя. Наличие у тебя оформленной услуги, соответствующей запросу заказчика, повысит твою конкурентоспособность в сравнении с фрилансерами, таковой не имеющими. Потенциальный заказчик воспринимает таких, как безработных дилетантов-любителей, а тебя – как специалиста нужного ему плана.
Остается лишь грамотно оформить заявку на выполнение найденного на бирже заказа. Чем мы сейчас и займёмся.
Поиск заказаПереходим в «Биржу», в левом меню видим рубрики. Поскольку мы уже выбрали интересующие нас услуги, программа биржи сама показывает только соответствующие заказы.
Пролистывая список потенциальных заказов, выбираем тот, который готовы выполнить.
У «Новичка» на бирже «Кворк» всего 20 «коннектов» – возможностей подать заявку на выполнение работы. Их стоит тратить максимально обдуманно, не отсылая оптом одно предложение по нескольким заказам.
Выбираем заказ, жмём «Показать полностью» и читаем.
То, что под заказом уже висит 10-20 предложений, не значит, что все они качественные. Чем подробнее предложение – тем лучше. Важно показать заказчику, что ты полностью дочитал его заказ, а твоё предложение индивидуально – включи критерии качества и опыт.
Еще лучше задать какой-нибудь вопрос по теме. Это покажет клиенту твои:
– «профпригодность»;
– заинтересованность в качественном выполнении заказа, а не просто желание «срубить денег».
Под каждым заказом указано время, оставшееся на поиск исполнителя. Иногда заказчики связываются раньше, чем оно закончится.
Итак, если всё готово, нажимаем «Предложить услугу» и заполняем форму. Но лучше работаем с текстом в созданном для этого Гугл-доке «Заявка №1». А не сразу в окне заявки на сайте.
Документ же этот создаем как копию из того, в котором ты писал текст для своего кабинета (с информацией о тебе). И просто изменяем текст согласно ниже следующему тексту.
Что должно быть в твоем отклике?Наиболее важная информация о тебе, имеющая отношение к заказу:
– образование;
– если оно не соответствует заказу, то – соответствующий опыт;
– если и его нет – принципы твоей работы.
Просто дублируй из текста на твоей странице эту информацию, но максимально ее сокращай.
Что получит клиент?
Просто скопируй все, что он написал о своем заказе и творчески это переработай. Он пишет – «Нужно то-то и то-то», ты переписываешь – «Сделаю то-то и то-то». Он пишет – «Работать нужно так-то и так-то», ты пишешь – «работать буду так-то и так-то». Он – «Сдать в таком-то виде», ты – соответственно.
Обязательно, что должен предоставить заказчик:
– какой материал, информацию, доступы предоставить;
– нужно ли подробное Техзадание (если – да, то распиши, какое именно).
Что сдашь клиенту в окончательном виде, то есть, что именно будет представлять собой готовый «товар»: текст (какой – ?), файл, количество позиций в таблице и так далее.
Как использовать свою услугуЕсли заказ полностью соответствует имеющейся у тебя оформленной ранее услуге (в том числе – соответствующей по предлагаемой клиентом стоимости), нужно в отклике предложить клиенту именно её.
Повторюсь, это показывает, что ты – не безработный студент, а специалист, который предоставляет именно ту услугу, которая нужна заказчику. Это – серьезное преимущество в борьбе с конкурентами, которые предварительно не стали «заморачиваться» оформлением собственных услуг.
Единственным препятствием может стать несоответствие стоимости твоей услуге бюджету, который выделил клиент на данный заказ. Если твоя услуга дороже, скорее всего заказчик не согласится на удорожание. Если, наоборот, намного дешевле, то, на первый взгляд, тебе не выгодно предлагать её. Но это – ошибка большинства новичков. И здесь мы плавно переходим к следующему важному вопросу.
Как перебить конкурентов ценойЦена на каждую твою заявку рассчитывается просто. Выбираем минимальную из того, что позволяет бюджет проекта (ее покажет соответствующее окно в форме оформления заявки). А в тексте заявки пишем:
«В рамках данного кворка предлагаю сначала выполнить ½ (⅓, ¼, ⅕ и т.д.) часть работы за такую-то цену. Чтобы Вы удостоверились в качестве моей работы, могу выполнить такую-то часть работы в порядке бесплатного тестового задания до оформления кворка. В таком случае, после приема-сдачи тестового задания перейдем к оформлению кворка по выполнению заказа в полной мере».
Подготовленный тобой документ с твоей первой заявкой на выбранный заказ ты будешь использовать, как шаблон, по которому сможешь оформлять все последующие.
ВАЖНО!
Не отправляй 5-10 коннектов за раз. Что, если откликнется сразу несколько заказчиков? Справишься с таким объёмом работы за сжатые сроки? Если не справишься, даже один невыполненный в срок заказ обрушит твой рейтинг на бирже глубоко вниз.
Также не делай большие ставки на сомнительные предложения. Они часто встречаются по заказам «Набор текста». Маркеры плохого заказчика:
– Аккаунт создан в день выкладки объявления.
– Много опубликованных проектов (биржа сразу честно показывает тебе их количество рядом с ником клиента), но нет нанятых исполнителей.
– Предложение связаться вне биржи (что строго запрещено правилами биржи, вплоть до бана и для тебя, и для клиента).
Не доверяй таким заказчикам и не трать на них коннекты.
Глава 7. Видео-заявка
Видео-заявка на выполнение заказа является мощным инструментом, который сразу выделяет твое предложение в ряду конкурирующих. И дело не только в том, что это – оригинально.
Гораздо важнее, что главным опасением клиентов, при обращении к новому фрилансеру, является ощущение – «непонятно, кто это». Где исполнитель находится географически, как работает, насколько порядочный и ответственный. Показывая им себя «в живую», да ещё открывая доступ на свой аккаунт в Ютубе, ты снимаешь эти скрытые возражения.
Немаловажно и то, что ты не просто «откликнулся» на заказ, но и приложил старание, потратил время. Тебе, возможно, неизвестно, как много фрилансеров вообще не заморачиваются оформлением своих заявок. А это очень не нравится всем заказчикам.
Поэтому возможностью записать видео-обращение нужно активно пользоваться, особенно на первом этапе.
Запись видео-заявкиТехнически сделать это совсем не сложно, если использовать подготовленный текст заявки. Достаточно соблюдать несколько важных правил и принципов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Исполнитель, выполнивший 1000 и более заказов.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги