banner banner banner
Неклассическая психиатрия: дискурс гуманизма и здравомыслия
Неклассическая психиатрия: дискурс гуманизма и здравомыслия
Оценить:
 Рейтинг: 0

Неклассическая психиатрия: дискурс гуманизма и здравомыслия


Ниже приводятся гипотетические основания классической (рис. 11), неклассической (рис. 12) и постнеклассической (рис. 13) моделей психиатрии.

Психиатрия – это одна из наук о человеке, поэтому, рассматривая сущность психиатрических традиций, следует отметить, что их принципиальное различие заключается в понимании всей психиатрической проблематики и психически больного или с позиций представления о человеке как о биологическом объекте, или с позиции его субъективности как исходного начала бытия человека и обозначения его внутреннего мира.

Рис. 11. Гипотетические основания (исследовательские ориентации) классической, медицинской модели психиатрии

Рис. 12. Гипотетические основания (исследовательские ориентации) неклассической, гуманитарной модели психиатрии

Человек состоит из телесной организации (собственного тела) и психической (душевно-духовной) организации.

Телесная (физическая) организация – это организм человека, объективно существующая реальность, ограниченная пространством и временем. Человек – биологический объект.

Психическая (душевная, духовная) организация – субъективная реальность, внутренний мир человека – невидимый, идеальный и бесконечный, данный человеку в его психических явлениях, переживаниях и т.д.

Рис. 13. Гипотетические основания (исследовательские ориентации) бытийной (антропологической) модели психиатрии

Говоря о горизонтах бытийных возможностей человека, то, несмотря на радикальные различия этих разнородных субстанций, принято считать, что между телесными (физиологическими) процессами и субъективным внутренним миром человека имеются определенные взаимосвязи и взаимодействие, и человек воспринимается как целое. Однако существующее в медицине разделение на соматическую медицину и психиатрию предполагает, что предмет исследования и понимание сущности пациента у них разные. При этом могут возникать такие, например, вопросы: «Психиатрия – это наука о психическом (субъективной субстанции) и ее нарушениях или это наука о заболеваниях мозга (объективной реальности)?» «Пациент в психиатрии – это объект или субъект познания?»

В медицине пациент всегда рассматривался с точки зрения его телесной организации, патологии органов систем организма, как объективная реальность, т.е. биологический объект.

Что касается психиатрии, то существует мнение, что она по определению не может быть наукой о заболеваниях головного мозга, учитывая недоказанность биологических основ психических расстройств и использование небиологического арсенала понятий в раскрытии их сущности и профессиональном общении.

Пациент в таком случае не должен восприниматься как биологический объект и как объект познания в целом, а представлять собой субъекта своих собственных психологических проблем.

И все же, сегодня мировая психиатрия официально считается наукой медико-биологической, естественнонаучной, но использующей небиологическую, а психолого-гуманитарную терминологию и методологию, и надеющейся на то, что биологические механизмы психической жизни человека, возможно, когда-то будут открыты.

Несмотря на такой неопределенный и двойственный статус психиатрии как научной дисциплины, она в самом начале своего существования приобрела и сохраняет за собой до сих пор статус естественнонаучной дисциплины и была отнесена к медико-биологическим наукам, предметом которых является организм человека как объективная реальность. И все аспекты психиатрии, ее методология были непосредственно связаны с организмом человека как биологическим объектом. Другими словами, психиатрия с ее гуманитарными, духовно-душевными, личностно- и социально-ориентированными аспектами избрала для себя парадигму, в которой человек выступает в качестве объекта – представителя животного мира. При этом субъективный мир человека, его самосознание и вся его человеческая самобытность остается за пределами профессионального познания врача-психиатра. Сложилась такая ситуация, когда такие понятия, как психические явления, личность, субъектность, жизненные смыслы и т.п., изучаются в совершенно не свойственном им ракурсе и методологии исследования. Когда субъективный мир человека изучается методами естественных наук – это нонсенс.

Все, что исследуется медициной (органы и системы организма) – это объекты – то, что реально и объективно существует, то, что можно непосредственно, с помощью органов чувств наблюдать извне. Но объект – это не «Я», не личность, не индивидуальность. Это нечто, лишенное духовных и личностных качеств. Человек – как объект представитель животного мира.

Все, что связано с психиатрией – это субъективный мир, мир невидимых переживаний, непосредственно не воспринимаемый и непознаваемый мир. Человек в этом мире – это носитель ценностно-смысловых, собственно и наиболее человеческих качеств. Это субъект-активное самосознающее начало душевной жизни человека. Субъект – это «Я», смысл жизни, личностный потенциал человека.

Так что является предметом изучения в психиатрии: объективная реальность (головной мозг), тогда пациент является объектом или субъективный внутренний мир человека, его психический опыт, и тогда пациент имеет статус субъекта?

Ответы на эти вопросы принципиально важны, т.к. они ложатся в основу стратегии и тактики лечебно-диагностического процесса и всей психиатрической парадигмы. В частности, если психика – объект познания, то она доступна внешнему изучению (например, клинико-психопатологическим методом) или иначе – если мы считали, что психику можно изучать извне, т.е. объективно, значит психика объект познания. А если психика – субъект познания то она может быть познана только субъектом, т.е. носителем этой психики изнутри (интроспективные методы, интуиция и др.).

Официально установленная принадлежность психиатрии к естественным наукам, медико-биологическим наукам заставляет признать человека с психическим расстройством биологическим объектом, лишенным собственно человеческих, духовно-душевных, личностных качеств.

При этом содержание этого объекта остается субъективным и, следовательно, недоступным непосредственному, объективному наблюдению извне. Пациент в этом случае идентифицируется в «совокупность симптомов и синдромов» и превращается в объект психиатрического вмешательства и пассивного получателя биологического лечения. На этой основе функционирует так называемая медицинская модель психиатрии. К ее общим особенностям можно отнести: 1) понимание психически больного человека подобно объекту естественных наук; 2) классификационную симптоматически-синдромальную структуру психиатрии, скрывающую действительные проявления человека за набором ярлыков; 3) разделенность психики/сознания и тела, субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, препятствующая целостному пониманию человека; 4) преимущественное использование в исследовании психически больного человека методов естественных наук, вне их «антропологической» корректировки.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)