banner banner banner
Антология мировой философии. Древний Восток
Антология мировой философии. Древний Восток
Оценить:
 Рейтинг: 0

Антология мировой философии. Древний Восток


Малому человеку вредят, точно вору, —

Творят ему мерзость, убить замышляют.

285. Обманом все зло принять заставляют, ибо нет у него

[защиты].

Ужасно ведут к концу, гасят его, как угли.

XXVII. [Страдалец]: Добр ты, друг мой, – увидь [мое] горе.

Приди мне [на помощь], страданья заметь, узнай же! —

[Был] я послушен, учен, богомолен, —

290. [Но] помощи и поддержки [ни на] мгновенье не видел.

Городскую площадь прохожу незаметно;

Тиха моя речь, негромок голос.

Головы не подъемлю, в землю смотрю я:

Точно раб, не молюсь я в собрании равных.

295. Боги, что бросили меня, да подадут [мне] помощь.

Богиня, что [бежала], да возымеет милость.

Пастырь, солнце людей, как Бог, упасет [человеков!]

Часть III. Древнееврейская философская и религиозная мысль

Библия

Библия – собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией иудаизма и христианства. Признаваемая обеими религиями часть Библии, первая по времени создания и бо?льшая по объему, получила у христиан название Ветхий (Старый) Завет, другая часть, прибавленная христианами, называется Новый Завет.

Ветхозаветная часть Библии состоит из ряда книг. Прежде всего это знаменитое Пятикнижие, книги закона, создателем которых считают пророка Моисея. Сюда входят: Бытие, которое рассказывает о сотворении мира и человека; Исход, повествующий о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея, и содержащий знаменитые десять заповедей Бога, а также Левит, Числа и Второзаконие. Вслед за Пятикнижием в Библии помещены книги судей и царей израилевых – «исторические», или «писания». Среди них Книга Иова, Книга Притчей Соломоновых, Книга Экклезиаста.

Книга Иова (V–IV вв. до н. э.) рассказывает о страдающем праведнике, чья вера в справедливый Божественный миропорядок вступает в мучительный конфликт с его знанием о несчастьях невинных, порождающим сомнения в существовании Высшей справедливости. Бог через своих посланников сурово осуждает Иова за малодушие и неверие и дает понять, что страдание посылается не как кара, но как средство духовного пробуждения людей.

Соломон, третий царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965–928 до н. э.), изображен в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времен, который изрек три тысячи притчей и тысячу пять песней и которому было позволено познать «…все сокровенное и явное».

Особое место занимает Книга Экклезиаста (сложена в III в. до н. э.), – книга, столь непохожая на другие части Библии, что ее многие считают ветхозаветной параллелью к произведениям стоиков и эпикурейцев. Миросозерцание ее автора удаляется от библейской традиции, его раздумья проникнуты пессимизмом: богатство, мудрость, труд – все «суета сует», но в конце концов он готов принять жизнь, какой она ему видится. Многие афоризмы Экклезиаста стали пословицами.

Третью группу библейских книг составляют книги пророков, принадлежащие народным проповедникам VIII–V вв. до н. э.: Исайе, Иеремии, Иезекиилю, Даниилу и 12 «малым пророкам», в том числе Иоилю.

В так называемом Плаче Иеремии раскрывается понятие любви, милости («хесед»), открытое пророком прежде всего в самом Боге, но и составляющее глубинное состояние человеческой души, стремление видеть в человеке исключительную ценность.

Книга Пророка Даниила предваряет позднеиудейскую и раннехристианскую апокалиптику, т. е. литературу видений о последних судьбах мира, в которой особенно акцентируется тема эсхатологии. Даниил – праведник и мудрец, который получает от Бога «разумение всякой книги и мудрости» и разумение «всяких видений и снов» как награду за набожность. Его апокалиптические видения в «пророческих» главах книги предсказывают приход мессии; здесь впервые в Библии выражена идея Страшного суда, дается эсхатологическое исчисление срока предстоящего спасения избранных. Мессианские идеи Книги Пророка Даниила оказали глубокое влияние на первоначальное христианство.

Эсхатология является главной темой Книги Пророка Иоиля, в которой развитие истории изображается как движение к мессианскому царству.

В текстах Библии – глубокие раздумья о мироздании и первоосновах бытия, о человеке, моральных и социальных ценностях.

Отрывки из Библии печатаются в каноническом переводе по синодальному изданию.

ИЗ ПЕРВОЙ КНИГИ МОИСЕЕВОЙ

БЫТИЕ

ГЛАВА 1

1 Сотворение неба и земли; 26 сотворение человека.

В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день вторый.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,