Анастасия Дегтярева
Особенности лексики в романе в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин"
Огромный интерес для литературоведения и лингвистики представляет поэтический текст как эстетически мотивированная речевая структура Данный текст представляет собой особым образом организованный язык, который имеет не только свой список слов, но и свою систему синонимов и антонимов. Последние относятся к сложной и разнообразной системе художественных средств, воплощающих контрастное восприятие поэтом дей- ствительности. По мнению К.Э. Штайн, принцип антонимичности является основой объективного свойства поэтической речи – дополнительности, сущность которого заключается в том, чтобы «привести в соответствие взаимоисключающие противоположности … с помощью определённой языковой структуры, означающей параметрический охват противоположностей». Вместе с тем употреблению антонимов в поэзии посвящены в основном лишь отдельные статьи, в которых главным образом рассматриваются стилистические функции антонимов, а вопрос об антонимах как показателе идиостиля писателя до сих пор остаётся малоизученным. В связи с этим представляется актуальным описать виды антонимов, присущие идиостилю великого поэта А.С. Пушкина, который был и остаётся центром нашей культуры.
В романе в стихах «Евгений Онегин», одном из наиболее крупных произведений А.С. Пушкина, мы встречаем следующие виды антонимов:
а) системные лексические антонимы, зафиксированные в лексикографических источниках и актуализируемые автором с помощью различных средств контекста: душа / ум, сердце / ум, умный / дурак, молчалив / красноречив, явно / исподтишка, чужой / родной, ангел / бес, ад / небеса, враги / друзья, снаружи / внутри, дни / ночи, и др. Например:
• Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес (Е.О., 7, XXIV, 302). Выделенные антонимы актуализируются с помощью альтернативного союза или, а также за счёт их употребления в качестве однородных членов предложения.
• Всегда наказан был порок , Добру достойный был венок (Е.О., 3, XI, 228).
Актуализация выделенных антонимов достигается с помощью обратного синтаксического параллелизма (хиазма) частей сложносочиненного предложения, в которых они употреблены.
• Как томно был он молчалив, Как пламенно красноречив (Е.О., 1, X, 190).
В этом примере актуализации антонимов молчалив / красноречив способствует прямой синтаксический параллелизм частей сложносочинённого предложения, в которых они употребляются;
б) индивидуально-авторские лексические антонимы, т.е. слова, не являющиеся антонимами в си- стеме языка, но противопоставленные автором в пределах отдельного контекста и воспринимаемые как противоположные. Анализ данного вида антонимов представляет особый интерес, так как в их создании ярко проявляется лингвокреативная деятельность писателей и поэтов, которые отбирают словесные фор- мы и организуют их эстетически [5, с. 159]. В условиях контекста, создаваемого автором, периферийные семы, имеющиеся в структурах значений противопоставляемых слов, становятся центральными и создают основу для этого противопоставления.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги