Горький = Вода + Воздух.
Острый = Огонь + Воздух.
Вяжущий = Земля + Воздух.
Как видим, стихия Пространство не оказывает влияния на вкус продуктов, а остальные стихии присутствуют в продуктах в виде парных сочетаний.
Каждая из пяти стихий имеет свою природу: Земля – «нейтральную», Вода и Воздух – «холодную», Огонь – «горячую». В соответствии со своей природой, стихии либо взаимно усиливают, либо взаимно ослабляют друг друга. «Холод» и «жар» действуют как антагонисты (при этом «жар» преобладает). «Нейтральная» Земля равно поддерживает как «жар», так и «холод». Получается следующая картина.
Сладкий = «холод».
Кислый = «жар».
Соленый = «жар».
Горький = «холод».
Острый = «жар».
Вяжущий = «холод».
С первого взгляда становится понятно, что раз «доша» Желчь имеет стихию Огня и природу «жара», то и возбуждать ее будет «горячая» пища, вкус которой определяется элементом Огонь: кислая, соленая и острая.
Именно злоупотребление кислой, соленой и острой пищей приводит к расстройству Желчи (печени и желчевыводящих путей). И напротив, умиротворяюще, благотворно на нее будет воздействовать пища сладкого, горького и вяжущего вкуса.
К возбуждению и расстройству «доши» Слизь приводит, в первую очередь, злоупотребление пищей сладкого (Земля + Вода, «холод») и горького (Вода + Воздух, «холод») вкусов. Благотворными для нее вкусами будут острый, кислый и соленый – они «подсушивают» Слизь, не давая ей накапливаться в организме.
Для «доши» Ветер наиболее благоприятны сладкий, кислый, острый и соленый вкусы, а вредны – горький и вяжущий.
Таков общий принцип, на котором основан подход тибетской медицины к выбору вкуса пищи. И не только пищи, но и лекарств! Ведь вкус лекарств оказывает на организм точно такое же воздействие, как и вкус пищи. Вот почему все лекарства в тибетской медицине имеют выраженный вкус – кислый, сладкий, острый, соленый, вяжущий, горький или смешанный: остро-кислый, остро-соленый, остро-сладкий и т.д., и т.п. В каждом случае вкус лекарства определяется его назначением: какую «дошу» он должен успокоить, а какую, напротив, активизировать.
Теперь мы понимаем, почему одна пища считается в тибетской медицине лекарством, а другая сравнивается с «искусственно приготовленным ядом». И почему правильное питание считается одной из важнейших составляющих лечения в тибетской медицине.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера: