banner banner banner
Енисейская губерния. Статьи, очерки и рассказы
Енисейская губерния. Статьи, очерки и рассказы
Оценить:
 Рейтинг: 0

Енисейская губерния. Статьи, очерки и рассказы


Почти трезвым голосом он громогласно заявил, что венчать девицу Прасковью Салтыкову с Царем Иваном не будет, а если кто другой осмелится это сделать, то он того проклянет, а сам уйдет в монастырь.

Начался нешуточный переполох. Бояре, перешептываясь, крестились и прятали глаза. Только после долгих увещеваний Патриарха, удалось выяснить, что по церковным канонам дочь католика Салтыкова не может состоять в браке с православным царем Иваном Алексеевичем. И хоть родилась Прасковья уже в Москве, однако отец ее, Александр Петрович и родился и крестился на территории Речи Посполитой, а значит католик и иноверец.

После долгих препирательств все-таки удалось уговорить упертого Патриарха. Решено воеводу Александра Петровича Салтыкова перекрестить по православному обряду, а заодно дать ему другое имя – Федор. В честь недавно почившего царя Федора Алексеевича, которого Патриарх очень любил и тосковал по нему. Кроме того в доме Романовых существовала традиция поклонения Федоровской иконе Божией Матери. Именно этой иконой был благословлен на царствование первый русский царь из рода Романовых Михаил Федорович своей матерью Ксенией Шестовой.

***

Только к средине января отошел от запоя тесть русского царя. Казаки, посланные Голицыным на его поиски, доставили еле живого Салтыкова во дворец с постоялого двора, где он бражничал в кругу енисейских казаков.

Правительница Софья Алексеевна, слегка попеняв ему, что не бережет, мол, себя родственничек и чтобы наконец-то окончательно избавиться от него, объявила царский Указ, согласно которого Федор Петрович Салтыков официально возводился в сан боярина, назначался воеводой и правителем в городе Киеве, куда он должен был отправиться незамедлительно.

P. S.

Когда в начале января в Коломенском дворце целую неделю гремела царская свадьба, молодая царица Прасковья Федоровна даже не подозревала, что в далеком, заснеженном Енисейске у бывшей кухарки воеводы Салтыкова Ефросинии, родился сын, ее родной брат Авдей.

Он       так никогда и не узнает о своей венценосной сестре и о своих будущих племянницах, Великих Княгинях. Одна из них, Анна Иоанновна, в последствии станет Императрицей Российской Империи.

Сама Ефросиния часто вспоминала ласкового, доброго воеводу, плакала даже ночами и Богу молилась за него.

***

Многоходовый план правительницы Софьи Алексеевны, подсказанный ей ее фаворитом Василием Голицыным, тоже не оправдал себя. Всем было очевидно, что царь Иван очень слаб здоровьем и долго на этом свете не протянет. Поэтому так необходима и была его женитьба. Софья надеялась, что рождение наследника даже в случае смерти брата, позволит ей еще длительное время оставаться во главе государства в роли регента, теперь уже, своего племянника.

Но у Ивана с Прасковьей одна за другой рождались девочки, которые, в силу существовавшего тогда закона, права на престол иметь не могли.

Воевода Соковнин.

Московский дворянин Прокофий Федорович Соковнин был назначен воеводой в Енисейский острог в 1635 году, то есть еще при первом царе из династии Романовых – Михаиле Федоровиче.

По возвращении в Москву его деятельность в Сибири была положительно отмечена Государем. Прокофий Федорович был всячески обласкан, отмечен наградами, званиями и в дальнейшем принимал самое активное участие в вопросах управления государством. В общем, как и положено, в таких случаях, занимал при Дворе далеко не последнее место.

В семье Соковнина тоже все складывалось неплохо. Богат, знатен, две дочери и два сына – что еще нужно человеку.

Обе дочери удачно вышли замуж: старшая Феодосия за боярина Глеба Морозова, родной брат которого, Борис, был воспитателем малолетнего царевича Алексея. Затем, после венчания Алексея на царство, стал его первым помощником и советником, сконцентрировав в своих руках, практически, неограниченную власть.

Младшая Евдокия была замужем за князем Урусовым, богатым и знатным царедворцем. Правда, по воле случая, обе они рано овдовели.

***

Каждый из нас, наверняка, не один раз видел репродукцию картины «Боярыня Морозова», но вот кто эта Морозова, знает не каждый. Собственно и известна-то боярыня Морозова стала только благодаря этому полотну, кисти великого русского художника Василия Сурикова.

В школе, в то время когда я там учился, нам вкратце объясняли кто это, что она совершила, но все это как-то сразу же из памяти стерлось, поскольку школьной программой знать это считалось не обязательным.

Большинство из нас помнят, наверное, только автора картины, ну и то, что Морозова была староверкой и раскольницей. Впрочем, что это такое, толком так никто и не понимает до сих пор.

Особо любопытные могут рассказать, что боярыня эта была очень богатая и знатная дама и пострадала за старую веру не только всем своим имуществом, но и жизнью. И опять же как это произошло, тоже мало кто знает.

Так или иначе, боярыня Морозова исторически личность известная, но повторюсь, исключительно благодаря художнику В. Сурикову. Не знаю уж почему ему захотелось изобразить одну только Морозову, ведь пострадала-то в то время за веру она не одна, а вместе со своей родной сестрой княгиней Урусовой, остается загадкой.

Теперь уже и не разберешь почему так произошло. Ясно одно, когда писалась картина В. Суриков, вероятно, ставил перед собой задачу изобразить трагическую судьбу отдельно взятого человека, а не знакомить зрителя с реальными историческими событиями того времени.

***

Так вот, боярыня Морозова это старшая дочь Прокофия Федоровича Соковнина – Феодосия. После смерти своих мужей обе сестры, Феодосия и Евдокия, оставив светскую жизнь, целиком посвятили себя служению Господу, благо о материальных проблемах им задумываться не приходилось, вдовы были очень богаты.

Духовным наставником обоих дам был протопоп Аввакум. Весьма заметная личность в церковной иерархии того времени. Фигура во многом одиозная, мрачная и не однозначная в православном мире даже тогда. Однако обе сестры разделяли его взгляды и убеждения, и были искренне преданы ему.

Все дело было в церковной реформе, проводимой патриархом Никоном с благословления и поддержки самого царя, Алексея Михайловича.

Это теперь нам все эти религиозные процедурные поправки и реформы кажутся поверхностными, второстепенными и даже смешными. Ну какая, скажите мне, разница как креститься, двумя перстами или тремя, ниже пояса кланяться или в пояс и как ходить крестный ход – на лево, либо на право? У современного человека это вызовет, по меньшей мере, недоумение и улыбку. Ведь в нашем понимании – истинная вера в Бога и в христианское учение, вот духовная составляющая, а не процессуальные вопросы ее реализации. И уж никак не патриарху решать, что правильно, а что нет и уж тем более внедрять это с таким рвением и беспощадностью в умы и сердца русских православных людей.

Протопоп Аввакум был категорически против изменений в старой вере. Реформу он не поддерживал и открыто высказывал критику в адрес патриарха и даже царя, обвиняя их в нарушении древних христианских устоев. За такую дерзость Аввакум был подвергнут царской опале и гонениям со стороны церкви.

Царь Алексей Михайлович же целиком и полностью поддерживал главного церковного реформатора патриарха Никона. Цель этой реформы заключалась в принятии той церковной концепции, которую использовало большинство европейских государств, что позволило бы России упрочить свое международное положение и стать «Третьим Римом». Суть ее была направлена на унифицирование всех церковных обрядов еще и потому, чтобы сгладить наметившиеся обострения на религиозной почве с Киевом. Который в 1654 году вышел из под протектората Речи Посполитой и присоединился к России.

***

Несмотря на то, что дамы принадлежали к столь уважаемому и знатному роду и даже через жену царя Алексея Михайловича, Марию Ильиничну, являлись родственницами царской семьи, их подвергли жестокому и унизительному наказанию.

За свои взгляды и убеждения, подрывающие царский авторитет и раскол православной веры, у них конфискуют все имущество, а самих подвергают пыткам. Но так и не сломив их волю, не дождавшись мольбы о помиловании, жестоко карают, отправляя в Боровский монастырь. Там, в земляной яме, в холоде, на хлебе и воде они должны были пожизненно содержаться.

Первой от голода и полного истощения скончалась младшая, княгиня Евдокия Урусова, а спустя месяц умерла и сама боярыня Морозова.

***

Смерть своих дочерей Прокофий Федорович оплакать уже не мог, так как к этому времени он давно умер.

Но это еще не все кары Божьи которые свалились бы на его голову, будь он жив. В 1697 году его сын Алексей, за участие в заговоре против Петра Первого, был четвертован на Болотной площади, а второй сын Федор, сослан пожизненно в «дальние деревни».

Федор Кузьмич.

В 1864 году в Томске в возрасте 80 лет умер Федор Кузьмич – числившийся, как ссыльный бродяга, уроженец Пермской губернии.

Современники вспоминали, что при этапировании в ссылку в Томскую губернию, Федор Кузьмич Кузьмин был единственным арестантом, которого не заковали в кандалы. Местом его пребывания должна была стать деревня Зерцалы, (ныне это Ачинский район Красноярского края) но поселился он при Краснореченском винокуренном заводе, жил там, в отдельном домике, построенном специально для него местными казаками.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)