Книга Банковское дело. Бизнес-планирование - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Каледин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Банковское дело. Бизнес-планирование
Банковское дело. Бизнес-планирование
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Банковское дело. Бизнес-планирование

Сергей Каледин

Банковское дело. Бизнес-планирование

Лекция 10. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

10.1. Бизнес-план в системе планирования на предприятии

По сути, бизнес-план – это тактический план.

Каждый бизнес-проект имеет свой срок реализации, он разрабатывается не на стандартный период, а на интервал времени, соответствующий сроку реализации проекта, либо сроку окупаемости инвестиций.

Это приводит к разнообразию периодов, на которые разрабатывается бизнес-план. Естественно, достаточно длительные периоды планирования требуют их детализации, и здесь каждый детальный период должен быть привязан


к проекту.

Бизнес-план, являясь тактическим планом, составляется таким образом, чтобы стать инструментом контроля за реализацией проекта.

Бизнес-план составляется в следующих случаях:

– для обоснования конкретного проекта, с указанием сроков реализации


и показателей окупаемости инвестиций;

– для обоснования возвратности кредита, получаемого в банке или другой кредитной организации либо фонде;

– для экономического обоснования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

– в виде исключения, для обоснования работы предприятия либо его подразделения на конкретный плановый период;

– для снижения вероятности банкротства;

– когда необходимо повысить квалификацию управленческого персонала, заставляя его анализировать конкретную проблему предприятия.

Эти и другие особенности бизнес-плана делают его эффективным инструментом управления, причем все более распространенным.

10.2. Бизнес-проект как объект планирования

Бизнес-проект рассматривается как конкретная разработка, реализуемая


в установленные сроки и обеспечивающая окупаемость вложенных в неё инвестиций в экономически целесообразные сроки.

Каждый бизнес-проект проходит по стадиям своего жизненного цикла, понимание которых позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы для достижения поставленных целей. Основными фазами жизненного цикла проекта можно считать следующие:

– концептуальную;

– предварительного планирования;

– постановки и проектирования;

– детального планирования;

– внедрения;

– ухода.

На концептуальной стадии происходит выявление потребностей рынка или недостатков существующей системы. Затем формируется предварительная стратегия удовлетворения этой потребности.

На стадии предварительного планирования определяются потребности в ресурсах, и разрабатывается предварительная структура плана работ.

Стадия постановки начинается с разработки детального плана работ. Планируются издержки, требования к используемым технологиям и качеству товара. Выявляются факторы риска, и проектируются меры по их нейтрализации.

На стадии постановки проект увязывается с уже существующими планами служб и подразделений, которые реализовывают проект.

На стадии детального планирования детализируются и уточняются намеченные на предыдущих стадиях планы, а также потребности в ресурсах, необходимых для выполнения работы. Тщательно проверяются все расчеты, и начинаются работы по реализации проекта. Заканчивается разработка процедур реализации проекта, и они доводятся до сведения всех участвующих в проекте. Отслеживаются поставленные цели и их реализация. Начинается разработка документации, позволяющая заказчику пользоваться результатами проекта.

На стадии внедрения происходит реализация целей проекта и самого проекта. Готовый проект встраивается в действующее предприятие, сопоставляются планируемые и фактически полученные технические, социальные и экономические параметры бизнес-проекта.

На стадии ухода проект реализуется, а высвобожденные ресурсы направляются на другие проекты.

Анализируются:

– реализация проекта;

– основные проблемы, сильные и слабые стороны, выявленные при реализации проекта;

– технологические и управленческие аспекты реализации проекта.

На основе проделанного анализа формируются рекомендации:

– для проведения научно-исследовательских работ;

– для обучения персонала;

– для освоения новых технологий;

– для внедрения новых систем управления.

Исследование стадий жизненного цикла проекта при его планировании


и реализации позволяет предвидеть многие проблемы, факторы риска заранее и, следовательно, вовремя принять все необходимые меры. Выделение стадий жизненного цикла способствует детализации выполняемых работ и, как следствие, определяет:

– какая работа должна быть выполнена к концу каждой стадии;

– как облегчить контроль издержек;

– основные решения, принимаемые на каждой стадии;

– потребность в дополнительном финансировании.

10.3. Цели и задачи бизнес-планирования

Основная цель бизнес-плана – достижение разумного и выполнимого компромисса между потребностями и возможностями предприятия. Бизнес-план позволяет показать работникам и потенциальным инвесторам целостность и систему подходов предприятия к реализации бизнес-проекта, продемонстрировать систему подходов к реализации.

Бизнес-план должен объединить через направления деятельности предприятия рынок сбыта и имеющиеся ресурсы (рис. 10.1).




Основными задачами предприятия, реализуемыми с помощью бизнес-планирования, являются следующие:

1. Определение конкретных количественных и качественных показателей, характеризующих цели предприятия.

2. Разработка связанных маркетинговых, производственных и организационных программ.

3 Определение необходимого объема и источников финансирования проекта.

4. Выявление проблем, возникающих при реализации проекта.

5. Контроль за ходом реализации проекта.

Из целей вытекают следующие основные функции бизнес-плана:

1. Обоснование реализации стратегии и тактики поведения предприятия


в экономической системе, что особенно необходимо как вновь создаваемым предприятиям, так и при освоении ими новых сегментов рынка.

2. Планирование результатов деятельности предприятия по реализации конкретных бизнес-проектов и повышению их эффективности.

3. Привлечение новых инвесторов, особенно для реализации дорогостоящих проектов.

4. Расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный бизнес-проект, либо расширение самого предприятия.

Это основные функции бизнес-планирования, однако, их необходимо не просто дополнить, но и классифицировать по направленности.

С этой точки зрения, необходимо выделить внутренние функции, реализуемые внутри предприятия, и внешние, реализуемые в экономической системе, за пределами предприятия.

Типология этих функций приведена в табл. 10.1 и 10.2.






10.4. Структура бизнес-плана

Принципиально важным для полноты охвата проблем и последовательности их решения является формирование структур бизнес-плана, выделение разделов и установление связей между ними.

Структура бизнес-планов в целом, внутренняя структура отдельных разделов, в основном, однотипна как в отечественных, так и в зарубежных методиках. Основные различия сводятся к расположению разделов и форме их представления.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги