В статье обоснована система принципов взаимодействия участников стратегического партнерства государства и бизнеса. Эта система имеет два уровня. На первом – выделяются общие принципы взаимодействия партнеров, являющиеся инвариантными для любых форм стратегического партнерства. На втором – частные принципы, учитывающие специфику его форм.
Воронежская область относится к числу регионов – пионеров в апробации инструментария программно-целевого управления развитием муниципальных образований.
Необходимость в таком управлении четко определена Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором установлено, что каждое муниципальное образование (муниципальный район, городской округ, городское и сельское поселение) должны иметь собственные программы экономического и социального развития на долгосрочный период[1].
Важным этапом в организации такого процесса явилась разработка типового макета (далее – Типового макета) программы экономического и социального развития муниципального образования (городского округа, муниципального района).
Необходимость решения такой задачи продиктована потребностями в определении структуры программы, регламентации и унификации процесса ее формирования, обеспечении методологического единства при разработке муниципальных программ.
Одной из центральных задач государства является обеспечение равноценных условий жизни на всей территории страны. При этом должны учитываться не только экономические, но и социальные и политические аспекты.
Решение этих задач в российских условиях имеет свои особенности. Несмотря на постоянно совершенствуемый механизм финансовых отношений, в том числе помощи регионам, острота противоречий между центром и субъектами Федерации, как и между последними и органами местного самоуправления, в вопросах межбюджетных отношений не снижается. До сих пор не в полной мере реализован один из основных принципов бюджетного федерализма – формирование бюджетов, достаточных для эффективной реализации закрепленных за разными уровнями расходных полномочий.
В статье предложены результаты сравнительного анализа современного зарубежного опыта развития стратегического партнерства государства и бизнеса. Осуществлен выбор его достижений, которые целесообразно использовать в российской практике.
Сотрудничество между государственными учреждениями и частными предприятиями существует в современной России более пятнадцати лет. Но оно длительное время представляло собой бессистемный, хаотичный процесс, получало противоречивую оценку, а поэтому особого внимания к его анализу со стороны политиков, ученых и практиков не проявлялось за исключением сферы социально-трудовых отношений, где социальный диалог приобрел конкретные институциональные формы.
Тема концессий не нова для России. В 1922–1927 гг., когда Россия проводила новую экономическую политику (НЭП), в страну поступило более 2000 концессионных предложений, из них было реализовано около 10 %. В рамках концессий в европейской части России заработало несколько тысяч предприятий, как в тяжелой промышленности, так и в области энергоснабжения. Концессионеры, в частности, помогли реализовать знаменитый план ГОЭЛРО (т. н. «электрификацию всей страны»).
В статье показано, что стратегическое партнерство государства и бизнеса связано не только с производством общественных благ и услуг. В современной российской практике оно востребовано также в пространственном развитии экономики страны и регионов, разработке и реализации программных документов, определяющих стратегические векторы и механизмы социально-экономического развития России, субъектов РФ. Предложена сравнительная характеристика форм стратегического партнерства государства и бизнеса, раскрывающая их особенности. Полученный результат востребован в определении направлений и разработке мер, обеспечивающих их развитие и эффективное использование.
Осуществляемая в стране реформа местного самоуправления предполагает запуск механизмов, призванных обеспечить динамичное социально-экономическое развитие местных сообществ, реальное улучшение качества жизни их населения. Такое развитие детерминировано факторами разной природы (экономическими, социальными, организационными и др.). Возможности использования потенциала этих факторов дифференцированы по субъектам, представляющим органы власти и управления федерального, регионального и местного уровней. Отсюда, заметно актуализирована потребность в интеграции их деятельности.
Принципиальное значение приобретает также смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами) на «управление результатами».
В этих условиях закономерно возрастает роль программно-целевого управления, способного решать сложные комплексные проблемы и имеющего достаточно протяженную во времени зарубежную и отечественную практику применения.
Сибирские магистрали получат львиную долю из средств федерального бюджета.
В прошлом году принята государственная программа «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы». Согласно этому документу, размер финансирования строительства дорог в РФ увеличен до 13,5 трлн руб. Тем не менее одним лишь увеличением финансирования проблему инфраструктурного строительства не решить: необходимо повышать эффективность отрасли в целом.
Цель диссертационного исследования – обоснование теоретических основ реализации стратегического партнерства государства и бизнеса с точки зрения его основных форм.
Для достижения обозначенной цели диссертации в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание стратегического партнерства государства и бизнеса, идентифицировать его эффекты в экономике региона.
2. Обосновать принципы организации и определить структуру механизма стратегического партнерства государства и бизнеса в экономике региона.
3. Дать оценку современной российской практики применения различных форм стратегического партнерства государства и бизнеса в экономике субъектов РФ.
4. Разработать концепцию развития стратегического партнерства государства и бизнеса в региональной экономике.
Я представляю Федеральное государственное учреждение «Дороги России», являющееся головной организацией Министерства транспорта и Федерального дорожного агентства, ответственное за подготовку и реализацию проектов платных автомобильных дорог.
Общая цель реализации проектов платных автодорог в России – расширение ресурсной базы дорожной отрасли и интенсификация развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации за счет привлечения внебюджетных инвестиций на основе механизмов ГЧП.
В настоящее время осуществляется подготовка ряда пилотных инвестиционных проектов.