«Государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя, и Белыя Росии самодержец, указал быть новому сему обрасцу и чину для чести и повышения ево государевы красныя и славныя птичьи охоты, сокольничья чину…»
«Издавна носят корейцы широкополые шляпы, уж очень они неудобные. И откуда только взялись?…»
«Прежде стариков, когда они достигали шестидесяти лет, убивали…»
«Когда «он» встречает «ее», «он» обращается от восторга восклицательный знак (!). Как ее зовут? Кто она? Необходимо, невольно, неизбежно является на сцену знак вопроса (?)…»
Интерес Салтыкова к рецензированию преимущественно детской и учебно-педагогической литературы связан был с развитием передовой общественной мысли сороковых годов. В ту пору проблемы воспитания и образования серьезно занимали Белинского и Герцена, обсуждались на «пятницах» Петрашевского.
«Память о героях 7 мая 1901 года говорит нам сегодня, что ни одна капля крови рабочих, пролитой за дело революции, не исчезла бесследно…»
Сцена из городской жизни. Диалог в мастерской.
«Жили себе муж и жена, хорошие люди, но только никогда никого до конца не дослушивали и всегда кричали: – Знаем, знаем!..»
Сцена из городской жизни. Диалог у пушки.
«Во-первых, спасибо за товарищеское письмо; приятен его бодрый тон, и молодит меня, старика, ваше сознание важности той работы, которую вы делаете…»
«Миновала пора создания человеком прекрасных сказок и фантазий, и многие люди жалеют о том, что миновала эта пора…»
«В деревню для успокоения возбуждённых умов, явился администратор…».
«Там, где Амноку с китайского берега сжали скалы Чайфуна и отвесными стенами спустились в нее с высоты, Амнока, обходя эти горы, делает десять ли вместо одной ли прямой дороги. И вот почему…»