Коллективный труд сотрудников Института психологии РАН посвящен рассмотрению современных психологических понятий в сетевой парадигме. Представлено широкое разнообразие понятий, разрабатываемых в современной психологии, показано, что они отвечают постмодернистской методологии и отражают новый этап в развитии психологической науки. Книга адресована профессиональным психологам, философам, социологам …
В монографии обсуждаются вопросы эмпирического исследования современной акустической среды, роли информационно-коммуникационных технологий в эволюции системы слух – акустическая среда, а также техногенные тенденции в динамике городской акустической среды. Особое внимание уделяется вопросам сохранения данных о составе окружающей человека акустической среды. Рассматриваются вопросы создания «музея» …
В монографии представлен теоретико-методологический анализ социально-психологических аспектов глобальных рисков (природных, технологических, экономических, социальных, геополитических). Особое внимание уделено формированию глобальной идентичности, коллективным страхам перед будущим, отношению личности к новым технологиям, психологическим проблемам ядерного сдерживания, групповой жизнеспособности. …
Монография посвящена актуальным вопросам социально-психологического исследования коллективной памяти: обсуждается история изучения, онтологические и гносеологические проблемы. Анализируются результаты отечественных и зарубежных работ по теме. Представлены программы и итоги эмпирических исследований коллективной памяти, проведенных автором и под руководством автора, о событиях отечественной истории…
В книге изложены результаты изучения рефлексивной регуляции психических состояний: концептуальные представления о ее механизмах, феноменологических особенностях, влиянии когнитивных процессов, ментальных структур, свойств личности на рефлексивную регуляцию. Анализируются ситуативные и деятельностные факторы (повседневные и напряженные), факторы специальности и формы учебной деятельности, влияние б…
В монографии предлагается и разрабатывается системно-интегративный подход к исследованию индивидуальности, который основан на философском принципе единства мира, направлен на поиск общего и в известной степени противостоит аналитическому подходу. Основополагающее понятие системной интеграции трактуется как дополнение к системно-интегральному анализу в теории В. С. Мерлина. Базовой является идея о …
Книга посвящена исследованию микроэкономической психологии субъекта жизнедеятельности. Изложены теоретико-методологические основы этого мало разработанного научного направления, рассмотрены основные научные подходы к пониманию микроэкономической психологии как науки и практики жизнедеятельности личности, с учетом важнейших социально-психологических феноменов современной российской действительности…
В книге представлены научные труды по психологическим аспектам изучения компонентов сознания человека, по вопросам истории и теории психологии, последние разработки в области экономической, юридической психологии, психолингвистики, экологии, приводятся результаты анализа поведения пользователей в интернет-пространстве. Ряд статей раскрывает духовно-нравственные проблемы в условиях современного общ…
В книге рассмотрена проблема доверия и недоверия человека технике, т. е. социально-психологическое отношение к технике, проявляющееся в условиях взаимодействия с ней. Особенностью данной работы является рассмотрение доверия и недоверия технике как относительно независимых отношений. Выявлены критерии, по которым субъекты определяют отношение доверия или недоверия к технике, изучены условия их проя…
В книге представлен анализ понятия «уверенность» с позиций системного подхода. Обобщены зарубежные и отечественные методы изучения уверенности и разработана их новая систематизация. В результате исследования уверенности в познании (когнитивные стили, интеллект, мышление) были выделены факторы, образующие структуру уверенности. Уверенность изучалась в предпочтении звуковых событий естественной сред…
Институт психологии АН СССР был организован в 1972 году и по сей день остается ведущим психологическим учреждением России. В его историю навсегда вписали свои имена многие ученые, внесшие значительный вклад в психологию: лидеры научных школ, основатели новых направлений, авторы известнейших публикаций. В книге представлены 16 очерков об их жизни и творческом пути. Выделены основные вехи их деятель…
В книге представлены материалы экспериментально-теоретического изучения психологических технологий диагностики подлинной мотивации личности с помощью методов психолингвистики и регистрации направленности взора. Подробно описаны контент-аналитические системы Мюррея, Макклелланда, Готтшалка. Проанализированы отношения между контент-аналитическими и опросниковыми методиками, применение статистических…
Книга из серии «Крестьянские родословные». В издании собраны данные по состоянию крестьян на основании ревизской сказки 1857 года (ф.60—238 А-10).
В учебно-методическом пособии представлена технология развития эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников (4–6 лет), младших школьников (7–9 лет), младших подростков (10–13 лет) и старших подростков (14–17 лет) во внешкольных центрах. Раскрывается содержание организационных основ программы развития эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков: цели, задачи, методология и учебно-метод…
В учебно-методическом пособии представлены теоретические основы развития эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников (4–6 лет), младших школьников (7–9 лет), младших подростков (10–13 лет) и старших подростков (14–17 лет). В пособии раскрываются: понятия эмоционального интеллекта как совокупности способностей и модели психического как системы концептуализации знаний о своем психическом и пс…