Одной из наиболее важных характеристик СМПСБ считаются её размеры. В самом деле, чем она габаритнее, тем больше бесполезного (исключая моменты аварийных ситуаций) груза таскает с собой весьма недешёвая в эксплуатации транспортная система, именуемая межзвёздным кораблём. Обычно производители умудряются уместить СМПСБ в пространство 120-200 метров кубических (приблизительно соответствует объёму жилой комнаты в бюджетной квартире), причём стремятся разделить её на относительно независимые блоки и модули, что позволяет размещать те по отдельности в свободных участках технических помещений судна и таким образом экономить в нём место. Известно, что иногда владельцы или экипажи звездолётов пытаются использовать СМПСБ не по целевому назначению, просто как средство сверхсветовой связи. Но это редкость, гиперпередатчик чрезвычайно сложное инженерно-техническое приспособление, обладающее определённым межремонтным ресурсом (временем эксплуатации без необходимости технического осмотра и техобслуживания), и у СМПСБ – максимально упрощённой выхолощенной передающей системы, тот особенно низок. Пользование ей сильно ускорит нужду в ремонтно-профилактических работах, довольно затратных и по деньгам и по времени. При том что качество соединения и пропускная способность у СМПСБ всё равно весьма удручающие. Толку от неё будет чуть. Добавим так же, что из гиперпространства осуществлять гиперсвязь нельзя. Чтобы подать сигнал бедствия, звездолёт обязательно должен выйти в обычное пространство, т.е. перейти на досветовую скорость (пояснение: гиперпространство – это особый вид нерелятивистского пространства, в которое межзвёздные суда входят для перемещения с быстротой, превышающей скорость света).
Раздел 03. Печатная продукция. Документы. Письменность
Особенности печатной продукции современности
Термин «печатная продукция» в настоящее описываемому время имеет мало общего с заключённым в образующих его словах смыслом. Он давно оторвался от взаимосвязи с процессом печатания, то есть нанесения текста или графики на поверхность чего-либо. Всё так же под его определение подпадают книги, газеты, журналы, плакаты, открытки и т.п., однако подобное положение дел обусловлено чисто историческими причинами – в силу традиции печатным продолжают именовать то, что когда-то издавалось посредством печати. За редкими исключениями, вся информационно-культурная продукция в современном мире создаётся и распространяется только в электронном виде. Книга – это электронная книга, журнал – это виртуальный журнал, плакат – это видео-плакат. Даже открытка и та либо виртуальная, либо устройство, способное сохранять видео-послания. Фактически единственное, что всё ещё действительно имеет отношение к печати, это товарные этикетки и упаковочное производство. Не у всех, но у очень многих товаров упаковка не содержит никакой электронной начинки, и соответственно не может воспроизводить ни видео, ни анимацию, ни спецэффекты, ни звук, графическое оформление именно отпечатывают на ней. Её достоинство – экологичность и дешевизна. И всё же упаковка есть продукт бытового и производственного назначения, мы же здесь говорим о печатной продукции в её информационно-культурном смысле, в котором некорректно ставить книги и газеты на одни весы с дизайном оформления коробок и обёрток.
Существенным отличием электронной печатной продукции от неэлектронной является необходимость применения специальных технических средств для ознакомления с ней. Требуется преобразовать её из файловой формы в доступную для органов восприятия человека. Как правило это видеоизображение и звук, много реже только звук без видео, прочие формы совсем уж экзотичны и экстремально редки, например тактильная, рассчитанная на осязание пальцами, или дата-чиповая, основанная на засылке данных непосредственно в нервную систему через специальный вживлённый чип (подробнее о дата-чипах вы узнаете позже из раздела о хелперах). Таким образом из всех устройств передачи информации от техники человеку ключевую роль здесь играют те, что осуществляют визуализацию – т.е. служат для отображения графики. Просмотр современной электронной печатной продукции возможен четырьмя альтернативными способами: экранным, голографическим, виртуальным и контейнерным. Экранный предполагает высвечивание на экране, голографический – построение в воздухе реалистичного объёмного изображения, виртуальный – погружение в трёхмерную графическую среду подобно видеоигре. Контейнерный означает загрузку в особый прибор, специализированный под воспроизведение текстовых и медиа данных. Контейнер всегда называется точно так же, как и предназначенные для него продукты, то есть в плане наименований они омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу. Книга – это и файл некоего литературного произведения, и устройство «электронная книга», позволяющее подгружать в неё и читать файловую литературу. Газета – соответственно как некое периодическое издание, так и устройство, заточенное под отображение файлов и сайтов газетного формата. Для каждого из способов просмотра печатный продукт должен быть специально адаптирован. Например, если для текста не создано трёхмерное виртуальное пространство, вы очевидно не сможете погрузиться в него, словно в игру, чтобы во время чтения пребывать внутри окружающих вас со всех сторон тематических или сюжетных трёхмерных анимированных иллюстраций, а если есть только его трёхмерная виртуальная модель, не сможете вывести его на экран в виде обычных страниц. Вернее сказать, просмотр всегда возможен любым способом, но без надлежащей адаптации выглядеть в них контент будет не слишком презентабельно. Есть ли смысл в виртуальном погружении в не предназначенную для этого книгу? Ну будете вы пребывать в пустоте, окружённый набором висящих в воздухе листов с буковками – и что, спрашивается, тут привлекательного? Чуть ниже мы подробно поговорим об особенностях каждого варианта просмотра каждого из наиболее востребованных потребителем видов печатной продукции по отдельности.
Что касается традиционных неэлектронных печатных изделий, они тоже всё ещё имеют место быть, однако встречаются относительно редко. В основном они объект симпатии любителей ретро и предмет страсти коллекционеров. Самым ярким их примером пожалуй будут товарные этикетки. Как мы уже говорили выше, последние мы можем причислить к печатной продукции лишь в расширенной трактовке её понятия. Но это не относится к коллекционным их разновидностям. Такие обладают определёнными культурными свойствами, их отличает качество, красочность, изящество, художественность, содержательность, они так или иначе предмет искусства, пусть зачастую не слишком высокого массового. Другой вполне характерный пример – почтовые марки. В почтовых целях ими никто уже не пользуется, а вот филателистов в империи пруд пруди. Современные марки, надо признать, бывают и электронными – с виду плоская бумажка, в действительности видео-отображающий прибор. Но преимущественно они всё же как раз печатные – с неизменным незаменяемым контентом, хотя и не всегда именно отпечатанные, немало среди них голограммных и флуоресцентных экземпляров (у первых графика выглядит объёмной при взгляде не под прямым углом, у вторых ярко светится в темноте за счёт специальных высокотехнологичных материалов), т.е. изготовленных более сложным способом, чем нанесение краски на поверхность. Ещё есть открытки. Печатных среди них не найти, а вот голограммные и флуоресцентные встречаются. Правда они всё же гораздо менее популярны у населения, чем открытки-устройства, их приверженцы те, кто относит себя к обладателям утончённого эстетического вкуса. Есть детские голограммные картинки, голограммные коллекционные карточки с изображениями игроков спортивных команд (хотя по большей части народ предпочитает им аналогичных размеров видео и 3D-видео приборы). И т.д. И даже книги настоящие печатные до сих пор выпускают в небольших тиражах для коллекционеров или в единственном эксклюзивном экземпляре под заказ. А вот чего ныне точно не обнаружить в неэлектронной форме, это газет и журналов. Так или иначе, как видим, в мире хватает предметов, подпадающих под определение традиционной печатной продукции, но практически все они не имеют прикладного значения, относясь к коллекционерству или массовой культуре в сфере графики и изобразительного искусства.
Книгоиздание
Книгоиздание один из самых прибыльных видов бизнеса в империи. Два с половиной триллиона потенциальных читателей обещают нехилые дивиденды обретшему популярность литературному творению. Однако и конкуренция на рынке литературы весьма велика. Причём конкурировать приходится с издателями не только настоящего, но и прошлого – тысячи лет библиотеки человечества копят труды неисчислимых авторов и авторских коллективов, у вконец заевшегося читателя нынешней эпохи огромный выбор, и к шедеврам прошлых лет он может приобщаться практически задарма. Попробуй впарь ему что-то за деньги. Новые произведения берут свежестью, профессионализмом, брендом, качеством, оформлением, дизайном, пиаром, соответствием последним тенденциям и веяньям в литературном искусстве, следованием изменчивым вкусам обывателя и актуальностью современным взглядам на мир и современным потребностям общества. Отметим так же, что крупные издатели самые неутомимые радетели за культуру и просвещение, они прикладывают немало усилий для пропаганды пользы чтения, как двигателя духовного и культурного развития человека. Ещё они спонсируют детские кружки литературных обсуждений и литературного творчества, материально поддерживают клубы любителей книг, выделяют гранты молодым подающим надежды авторам. Иными словами здесь мы наблюдаем занятную ситуацию, когда корыстный интерес бизнеса в значительной степени совпадает с интересами социума и государства.
Создание литературного продукта в настоящее описываемому время сродни производственному процессу. Узкая специализация правит миром, она самый простой путь к достижению мастерства, и до писательского ремесла она добралась тоже. В одиночку практически никто уже не писательствует. Исключение – мемуары известных людей, но и последние чаще всего всё же не занимаются самодеятельностью, а обращаются к профессионалам. Книги теперь не пишут, а именно создают. Подобно изготовлению фильмов киностудиями, их изготовлением занимаются литературные студии. Собственно и сами процессы производства фильма и книги во многом схожи. Под проект нового литературного творения набирается творческий коллектив, штат которого ограничен только собранным бюджетом, обычно это человек 20-200, у начинающих мелких студий людей может быть и совсем мало, всего 3-5, крупные за все стадии работы бывает привлекают в общей сложности до 500-1200 разнообразных специалистов. Так же как фильм, книга всегда начинается со сценария. Некий автор или группа соавторов предлагает базовый сюжет, упрощённо описывающий и поясняющий основные идеи, преамбулу, фабулу, кульминацию, мораль, смысл. Главного режиссёра в литературных студиях нет, потому что схожая по функциям должность носит в них название «художественного руководителя». Он центральный винтик всего производственного процесса, он дирижирует созданием литературного продукта и принимает окончательные решения по всем ключевым вопросам. Сам процесс книгопроизводства подразделяется на множество этапов и операций. Прежде всего подготавливается предварительная среда, окружение, мир, в котором будут пребывать персонажи. Эту работу выполняют разнообразные творческие декораторы: пейзажей, архитектуры, быта, интерьера, одежды, орудий, облика фоновых персонажей, и много др., и выполняют они её в основном визуально, строят в графике. Так что присоединяющиеся к ним чуть позже сценаристы-детализаторы и писатели опираются не на воображение, а на трёхмерную виртуальную визуальную модель или хотя бы на 3D-иллюстрации, они видят, что и где находится, во что одеты герои, какая погода. Если им надо что-то изменить или дополнить, они обращаются к декораторам, которые вносят соответствующие поправки, а если нужно просто переместить и переставить предметы, часто делают это сами, управляя объектами виртуальной модели. Некоторые особенно именитые и богатые студии заходят в своих амбициях так далеко, что создают реальные декорации в натуральную величину. Когда окружающий мир проступает в общих чертах, за дело берутся основные силы: психологи-детализаторы прорабатывают характеры персонажей, их мотивацию, их желания и цели, создают модели отношений и взаимодействий между ними, сценаристы-детализаторы развивают сюжет и наполняют его мелкими деталями, дизайнеры внешнего вида работают над окончательными вариантами наружности героев, писатели-драматурги добавляют драматичности в события, писатели-юмористы вводят комичные ситуации и комичных второстепенных персонажей. Привлекаются разнообразные консультанты: военные – если в книге есть батальные сцены, специалисты по оружию – если герои будут брать таковое в руки, историки – если действие происходит в отдалённом прошлом, и т.д. и т.п. Зачастую приглашаются актёры, что позволяет придавать характерам персонажей выраженные индивидуальные черты, выявлять неестественные моменты в сценах и оживлять их посредством ситуационных импровизаций. Производится обкатка сырого предварительного макета книги на тестовой читательской аудитории. Далее наступает этап художественной обработки и сборки, этим занимаются художественные писатели. Они перерабатывают текст, придавая ему определённую ровную стилистику, сглаживают шероховатости, усиливают яркость образов, добавляют глубины эмоциям и чувствам, чётче выражают мысли и точнее описывают действия. Следующий этап – перевод на все основные языки, коих в империи немало. Программные системы интеллектуального автоперевода сделают большую часть работы, и всё же специалисты-люди тоже необходимы, иначе заложенные в литературное произведение краски заметно поблёкнут. Когда текст полностью готов, приходит время всевозможных оформителей, иллюстраторов, аниматоров, графических дизайнеров, видео-операторов, создателей виртуальных реконструкций, постановщиков спецэффектов, звукооператоров, и т.п. Книга должна стать конфеткой для потребителя, а для этого её нужно красиво оформить, придать ей совершенный товарный вид во всех четырёх вариантах просмотра. Ещё есть менеджмент, маркетинг, работа с критиками и с общественностью, урегулирование юридических, административных и цензурных вопросов – всё это тоже важная неотъемлемая часть книгоиздательского бизнеса, вынуждающая занимающиеся им компании держать у себя соответствующих специалистов. Хорошая студия никогда не упускает доходы и от сопутствующего производства: сувениры, игрушки любимых персонажей, видеоигры с ними, одежда под их стиль – заработки на подобных товарах могут превышать доходность от самих книг многократно. В общем, когда очередное добротное литературное творение появляется на свет, в списке его авторов обычно значатся сотни и сотни фамилий, а так же до 3-5 десятков брендов различных компаний, от дизайнерских, технических и консультационных до торговых сетей и домов моды.
Следует ли из всего вышесказанного, что романтика писательства умерла? Ответственно заявляем, нет. Просто теперь она прерогатива не тех, кто пишет, а того, кто управляет процессом создания, то есть художественного руководителя. Это всегда человек недюжих ума, опыта, таланта, интуиции, вкуса, творческих и организаторских способностей, который, как ни парадоксально, сам не обязан уметь хорошо писать.
Просмотр печатной продукции
Наибольший интерес для нас конечно же представляют книги, как самый продвинутый тип печатной продукции. Почему продвинутый? Потому что в них серьёзно вкладываются. Бюджет тех из них, что относятся к художественным произведениям и претендуют на качественность, ныне редко бывает меньше сотен тысяч, а иногда превышает и сотню миллионов, именитые студии не стесняются тратить на создание литературных изысков сумасшедшие деньги, рассчитывая извлечь ещё более безумные прибыли, тем паче что посредством превосходства в финансах проще всего оставить менее крупных не располагающих подобными возможностями конкурентов не у дел, сделать их неконкурентоспособными. Об особенностях разных способов просмотра книг мы и поговорим прежде всего.
• Виртуальный: определённо самый красочный. Тут вы не просто будете читать, вы погрузитесь в звуковую и визуальную атмосферу, трёхмерный иллюстрированный мир станет постоянным вашим спутником. В дождь вы будете слышать барабан капель, видеть пасмурное небо и лужи, войдёт персонаж в лес, и вы вместе с ним окажетесь в окружении многовековых деревьев, обросших мхами, шумящих листовой, скрипящих стволами, тут вам и вой волка, и уханье совы, и стук дятла, и цокот белки, и жужжание букашки, кружащей где-то поблизости. Происходит действие в замке – и вы уже в нём, вот грубые каменные стены, массивные дубовые двери, чадящие масляные светильники, красавица-принцесса в богатом длинном платье до пола стоит рядом с королём – широкоплечим мощным старым воином в посеребренных доспехах с золотым гербом на груди, на голове его корона, за поясом тяжёлый меч в узорных ножнах, усеянных древними загадочными письменами и рунами, инкрустированных драгоценными камнями. В мире книг нету движения, персонажи застыли, животные замерли в статичных позах, есть лишь смена звукового фона и иллюстраций окружающего мира, но этот фон живой и насыщенный, эти иллюстрации случается детализированы до самых мелких деталей, причём в виртуальной среде они объёмные, в полном 3D, камера способна двигаться, поворачиваться, позволяя вам обозреть всё вокруг и увидеть персонажа со всех ракурсов, вы сами можете менять угол и позицию обзора. Нередко в виртуальном оформлении литературных произведений встречаются и динамические вставки, когда вместо очередной страницы текста вам даётся трёхмерная анимация или видео фрагмент. Бывают даже полностью динамические книги – их не надо читать, их слушают и смотрят, словно фильм, герои в них двигаются и озвучивают себя сами, деревья колышутся, вода течёт, облака плывут, всё как в настоящем кино, просто здесь присутствует эдакая повествовательность, так как помимо диалогов персонажей очень часто идёт закадровый голос рассказчика. Их всё равно продолжают считать книгами, ведь картинка в них лишь поясняет и дополняет происходящее, основное же содержание отражается через слова, мысли, эмоции, чувства персонажей часто передаются текстом, позволяя тонко и точно понимать каждого. Это создаёт особое ощущение, особое восприятие, ценители и любители говорят, у такого «фильма» будто есть собственная душа, он как живое существо, раскрывающее тебе своё сердце, он гораздо глубже погружает в сюжет, заставляя переживать приключения, словно ты сам участвуешь в них. От обычных фильмов ты такого не получишь.
• Голографический: предполагает отображение посредством голографических устройств, особенность которых – они воспроизводят реалистичное объёмное изображение прямо в воздухе. Те из них, что подороже, превратят на время трансляции вашу комнату в часть компьютерной действительности, погрузят вас в неё. Самые дешёвенькие высветят перед вами страницы текста да покажут отдельные картинки – трёхмерное изображение героя или предмета. Если у читателя возник вопрос, в чём собственно разница первого (дорогого) варианта с виртуальным просмотром, ответ здесь – её и нет. Ну или почти нет. Но мы всё же говорим о книгах, о чтении, не все и не всегда желают погружаться в миры романов и рассказов визуально, голографический способ просмотра направлен более на второе, потому специально адаптированные под него литературные произведения должны быть соответствующе оформлены – чтоб листы выглядели не банальными скучными белыми прямоугольниками, а например сделанными под старину – из кожи или грубой бумаги, или в виде свитков, с узорными буквами (ведь в древности грамота была сродни искусству), и иллюстрации включали в себя отдельные спрайты – скажем, героя, меча, коня, и т.п., дабы всё это можно было высветить перед собой и рассмотреть детально. Для ясности необходимо добавить, даже самое дешёвое голографическое оборудование стоит относительно немало, не каждому рядовому гражданину оно по средствам.
• Экранный: позволяет при желании отключить динамику и звуковой фон, оставив лишь текст и неподвижные иллюстрации, что сведёт все отвлекающие от чтения моменты к минимуму.
• Контейнерный: видов контейнеров для книг существует огромное множество. Они разнятся по размеру, по дизайну, по функциональности, по качеству отображения, по числу страниц. Самый примитивный – это электронный лист, т.е. выполненное в виде плоского тонкого предмета устройство, предназначенное для воспроизведения графики. В общем случае контейнер «электронная книга» выглядит как традиционная книга, у него есть «корочки», есть страницы внутри них, однако и то и другое – приборы. Загрузив файл литературного произведения в такой контейнер ты получаешь нечто с виду очень напоминающее настоящую печатную книгу, у неё будет яркая обложка с названием, тебе придётся перелистывать страницы при чтении, всё как положено. От настоящей книги электронную отличает функциональность. В ней ты можешь делать легко удаляемые пометки в тексте, управлять размером шрифта, изменять язык, увеличивать иллюстрации, просматривать анимацию, настраивать разнообразные опции, она умеет воспроизводить звук и видео, демонстрировать различные спецэффекты, делать переходы по ссылкам, распознавать голосовые приказы, подключаться к сетевым файловым библиотекам для загрузки желаемой литературы, многие книжные контейнеры способны следить за фокусировкой глаз читающего, определяя, на какую конкретно строку и какое слово он сейчас смотрит, чтобы соответственно подстроить под смысл текста звуковой фон или звуковое сопровождение.
Занятен факт, что во многих художественных книгах современности имеется визуальный редактор персонажей. Посредством него можно как угодно изменять черты внешности героев и вида их одеяния в соответствии со своими вкусами и предпочтениями, и после правки на всех иллюстрациях во всех ракурсах они будут выглядеть именно так. Встречаются и редакторы тембров голоса – у той литературы, что предусматривает возможность аудиопрослушивания. Ну а некоторые литературные произведения имеют альтернативные варианты сюжета, читателю позволено выбирать из них, определяя дальнейшее развитие событий. К примеру, поклонницы любовных романов часто не прочь сами решать, кто в кого влюбится и кто за кого выйдет замуж.
Скажем так же о настоящих неэлектронных книгах, которые, как мы указывали выше, тоже встречаются. Бумажными они не бывают – за исключением редких музейных экспонатов. Современная печатная книга всегда полимерная. Полимерный лист на вид почти как бумажный, только чуть меньше по толщине, чуть легче, чуть белее, не горит, не рвётся, не треплется, не желтеет, не промокает, моется, легко очищается от грязи. Немалый список преимуществ, не правда ли? Недостаток у него один – он не разлагается в естественной среде, то есть не экологичен, уничтожать его приходится на заводах по переработке мусора. Как правило печатные книги ныне всё равно хоть немного да электронные устройства, так как почти всегда имеют техническую начинку для воспроизведения спецэффектов, видео-иллюстраций и звука, интегрированную в наружную часть и некоторые отдельные страницы. А некоторые и не немного. Случается, их даже снабжают и кибер частями – это может быть что угодно: паучьи лапки, позволяющие ей (книге) бегать, костлявые пальцы, которыми она сцепляет свои корочки, не давая чужим её открывать, выступающая из обложки зубастая монстрообразная физиономия, с любопытством взирающая на вас, и временами позволяющая себе отпускать в вашу сторону мрачные реплики – эксклюзив есть эксклюзив, кроме фантазии дизайнеров прочих ограничений здесь практически нет.
Вторым по значимости и вероятно первым по востребованности в быту печатным продуктом заслуженно считаются газеты. В современном исполнении они скорее динамические сетевые порталы, объединяющие в себе актуальные текущему моменту статьи, репортажи и новостные выпуски. Хотя бывают и оффлайн, эти более авторские, осмысленные, выверенные, часто узко направленные по тематике и направлению, они не гонятся за новостями, а посвящают себя анализу, осмыслению и засвидетельствованию важных событий. Так же как и для книг, для газет востребованы все 4 варианта просмотра.
• Виртуальный: читать с его помощью статьи бессмысленно, погружаться в виртуальную среду лишь для того, чтобы тебя окружал текст, вряд ли найдутся желающие, а вот если помимо статей публикации содержат трёхмерные видеоролики, тогда определённо смотреть их в видео-шлеме или видео-очках («видео-шлем» и «видео-очки» – надеваемые на голову устройства визуализации, т.е. видео-отображения, подробней о них см. раздел ЭБ о визуализации), когда ты словно сам внутри видео и можешь при желании перемещаться в каких-то пределах пространства его содержимого, будет поинтересней. Для новостей это особенно ценно, новость всегда что-то неординарное или как минимум чуточку нерядовое, что порой хочется разглядеть в деталях, с близкого расстояния, с разных ракурсов. К слову, современный мир переполнен видеотехникой, камер везде не счесть, посему даже если происходит нечто неожиданное, случайно попавшее в объективы, очень часто можно достаточно легко (для крупного обладающего соответствующими техническими инструментами СМИ) из многих обычных видеозаписей создать единую трёхмерную видео-реконструкцию. Ну а когда событие ожидаемо, заснимут в прекрасном объёмном качестве без всякого реконструирования. Главное чтобы газета обременяла себя поддержкой виртуализированных видеорепортажей и видео-статей.