banner banner banner
Зарубки Бабы-Яги
Зарубки Бабы-Яги
Оценить:
 Рейтинг: 0

Зарубки Бабы-Яги


– Ладно-ладно! Ну, а че тут думать. Тебе легко вопросы задавать, мне вот легко машину вести, свет собирать-разбирать – каждому свое.

– То есть заставь тебя вопросы задавать, ты бы тоже испугался? – сделала я вывод из его тирады.

Леха задумался:

– Ну, не знаю, был бы твоим стажером, то нет, – подмигнул пройдоха.

– Ха! Был бы моим стажером, ты бы меня не знал.

– Верно, – напрягся Леха. Помедлил и добавил: – но, если серьезно, то девчонка права. Я тоже раньше думал, делов-то, вопросы позадавать, по бумажке можно. Но понаблюдал за вами и понял: не просто это.

– И как ты это понял? – усмехнулась я.

– А когда репортажи ваши смотрю, удивляюсь: иной раз с подковыркой вопрос задаете, а спикер не замечает почему-то…

– Потому что он в контекст спрятан, – объяснила я.

– Это как?

– Не важно.

– Или вот еще, давно хотел спросить, как вы понимаете, когда надо давить-додавливать, когда мягко так подтолкнуть, чтобы он сам все выложил, а когда признаться в том, что ты якобы полный профан, хотя даже мне ясно, что это трюк?

– Ну раз ясно, чего спрашиваешь? – улыбнулась я и удивилась про себя, что Леха все подмечает.

– К тому, что трюк ведь хорош к месту, но как угадать-то, что вот сейчас трюк уместен? – объяснил инженер.

– По ситуации…

– Эээ…

– Лех, ты в корры решил податься?

– Не! Но интересно же. Еще заметил, вы нередко задаете вроде бы одинаковые вопросы только разными словами. Зачем? Я попервой думал, что забываете о том, что уже об этом спрашивали. Но потом допер, нет, специально. Так зачем?

– Затем, что в разные моменты человек на вопросы отвечает по-разному.

– Не понял?

– Ну, смотри, – вздохнула я и принялась разжевывать, надо ж уважить парня. Пригодится еще, – в начале интервью спикер к тебе еще не привык, и потому отвечает кратко и сдержанно, а если вы хотя бы минут десять пообщались, он с твоим присутствием уже как бы смирился, пообвык, а значит готов говорить более развернуто, расслабленно, с эмоцией. И если у тебя есть важный вопрос, который ты уже задала, но осталась недовольна ответом, то самое время еще раз спросить. И естественно, что однажды заданный вопрос не должен звучать один в один, чтобы не разозлить или не обидеть спикера.

– Ого! Круто. А вот еще…

– Лех, ты думаешь, это напугало стажерку? – перебила я любопытного инженера, да и полный курс ликбеза не входил в мои планы.

– Объем работы ее напугал. Так думаю.

Да, походу, объем и впрямь не мал, просто я как-то не задумывалась об этом. Но чего его пугаться-то, легкость приходит с опытом.

Зарубка о страхе.

Будьте смелее! И храбрее будьте! Но главное: не бойтесь признаваться в своих ошибках и промахах, косяках и испугах. Это нормально! Только храбрые могут себе это позволить. И за свою смелость будете вознаграждены. Чем? Самым бесценным – решением ваших проблем сразу же, тут же, на месте съемки. (Разве не этого мы все хотим, чтобы наши проблемы решали за нас!)

Не знаете, как раскадровать? Оператор точно знает. Нет идей, как снимать? У вас же целая съемочная группа! Общим умом решение всегда найдется! Словом, полезно порой прикинуться и простаком! Это совсем не зазорно, если не увлекаться и не злоупотреблять. Ибо, каким бы убедительным простачком вы ни выглядели для окружающих, не забудьте все же оставаться себе на уме. Ибо занятие это столь увлекательное, что можно серьезно увязнуть. О, да! Трудно, согласна, очень трудно спрятать в себе охотника до новостей и сенсаций! Но, поверьте, лучший ловчий тот, кто не гнушается и ролью дичи, коли цель того требует. Но, напоминаю, не вживайтесь! Примерили и сбросили! Телевизионщику охота больше под стать.

А теперь по полочкам. Не стоит бояться что-либо забыть. Ибо раз это неизбежно, то нормально, и потому страх этот бессмысленный. Но…

Нельзя забывать основы. Их надо выучить, раз и навсегда. Конечно, любой оператор, даже начинающий, и без вашей команды основное вам снимет. То есть: при подсъеме героя, естественно, вряд ли забудете про его крупный, средний и общий планы, плюс пару деталей вдогонку.

Другое дело – дополнительные, креативные, яркие авторские планы – их-то порой на монтаже так не хватает!

И все равно не стоит рвать на себе волосы. Расцените ситуацию как урок-шлифовку вашего опыта и умений. Вы не врач, и ваши ошибки не могут быть летальными, а вот полезными – однозначно. Конечно, если вы ленитесь и ошибаетесь просто потому, что это уже вошло в привычку, рано или поздно за вами закрепится репутация «ходячей лажи».

Над ошибками надо работать. Ошиблись раз – не страшно, ошиблись два – терпимо, ошиблись три – остановились и задумались… Нет, не о том, что «опять налажал», а над тем, как изменить полюс своей ошибки на противоположный, как можно выкрутиться, обыграть ее, обойтись без того, что не было снято, как подать имеющийся материал так, чтобы он выглядел будто изначально таковым и задумывался.

В общем, зажмурились и поискали в закромах склада своих достоинств хитрость, изворотливость, смекалку или находчивость – все они в такой ситуации ваши лучшие помощники. Не расспросили спикера обо всем, что требовалось? Перенесите это в закадр, а из сказанного им возьмите другую важную или близкую к важности мысль. Простенькие видоизменения картинки, как то – наезды, отъезды, смена крупности и прочее – по силам сделать и на монтаже. Малый и неказистый подсъем героя? Не беда! Минимизируете речь о нем или разбавляйте нейтральными планами (природа, голуби, лужи, прохожие и прочее). Ну, к примеру, идет речь о Пете, купившем дачный участок, а этого самого Петю мало поснимали, так разнообразьте его историю планами дачных участков и домиков – их-то вы точно наснимали, раз тема обязывает? Ну или возьмите из архива, на каждом канале всегда имеется, да и темы сюжетов и репортажей из года в год повторяются так или иначе.

Словом, не спешите бояться! Расценивайте каждую ошибку как возможность освоить что-то новое. Умение выкручиваться из любой ситуации дается не без труда, но оно того стоит.

И только не подумайте, что прежде, чем этому научиться, придется погрязнуть в трясине ошибок. Вовсе нет! Ошибиться достаточно один раз, чтобы понять, что к чему, и в дальнейшем ловко этого избегать. Несомненно, могут возникнуть и другие ошибки, но вы уже будете знать, как правильно на них реагировать.

Да и давайте своему оператору волю на подсъеме. Отпускайте вожжи, пусть снимет несколько кадров на свой лад. Ему полезно попрактиковаться, а вам все пригодится на монтаже.

Главное: не забывать о вменяемости и умеренности, и не расслабляйтесь, ибо порой случается так, что никакие хитрости все-таки не спасут и без того самого, неснятого, никак не обойтись. Значит, досъем! Без вариантов. И так бывает.

Нельзя все знать!

И это нормально.

Закономерный страх начинающих корров – страх незнания. Еще и окружающие масла в огонь подливают, а бывает, и какой-нибудь напыщенный спикер вдруг позволит себе упрекнуть вас в том, что вы чего-то там не знаете, тогда как, по его словам, все это знают! Глупости! Тот, кто вас в этом упрекает, просто самоутверждается за ваш счет. Помните золотые слова Михаила Жванецкого: «Дураки очень любят наказывать умных. Во-первых, себя поднимают. Во-вторых, умней получаются. В-третьих, все видят, кто главный».

Девчонки стояли в туалете. Маруська успокаивала Наташу, большеглазую блондинку.

– Что стряслось? – проявила я любопытство.

– От обиды ревет, – спокойно заявила Маруська и потянулась за следующей сигаретой, но курить в туалетах было запрещено, так что она просто крошила ее в порошок.

Я посочувствовала:

– Забей!

– Ага! – причитала Наташа. – Мало приятного, когда тебя прямо в глаза, называют дурой…

– Кто? – опешила я.

– Спикер один, индюк напыщенный, сказал: «Девушка, вам бы еще поучиться уму-разуму, а потом ко мне на интервью приезжать…» – передразнила его зареванная Наташа.

Я засмеялась: