Книга Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику - читать онлайн бесплатно, автор Джек Чанек
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику
Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику

Джек Чанек

Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику

Алексу, прочитавшему черновик этой книги и сказавшему мне, что это было «не очень занудно». Ты вдохновляешь меня.

Jack Chanek

Qabalah for Wiccans: Ceremonial Magic on the Pagan Path


Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com

Interior art by Llewellyn Art Department

Interior yoga figure by Mary Ann Zapalac

Tarot card illustrations are based on those contained in The Pictorial Key to the Tarot by Arthur Edward Waite, published by William Rider & Sons, Ltd. London 1911


© 2021 by Jack Chanek

© Перевод на русский язык, издание на русском языке. ОАО Издательская группа «Весь», 2022

Дорогой читатель!

Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.

Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.

Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.

Искренне Ваш,Владелец Издательской группы «Весь»Пётр Лисовский

Предисловие

Когда я впервые встретила Джека Чанека, ему было девятнадцать лет.

Мы познакомились, когда он подал заявку на мои курсы по обучению ведьмовству, и вскоре мы запланировали нашу первую личную встречу. Накануне ночью была рекордно сильная метель: за несколько часов выпало более полуметра снега. Когда я встала утром, все мое внимание было сосредоточено на погоде, мысль о встрече совсем вылетела из головы. Джек уже ждал меня в назначенном месте. Он отправил вежливое сообщение, которое я наконец заметила. Я пробежала квартал (по тропинкам, заваленным снегом высотой почти в два метра), чтобы увидеться с ним. Возможно, это задало тон нашим отношениям – Джек всегда терпеливо относился к моим слабостям и был безупречно вежлив, заслуживала я этого или нет.

Молодой человек, которого я встретила, был обаятельным, ярким, по-настоящему интересным, однако в то же время было видно, что у него сложный характер, который нужно смягчить. Говоря о соотношении стихий в его натальной карте, стоит отметить, что преобладающими были Огонь и Воздух (при полном отсутствии Земли и Воды). Он знал себе цену. Однако я нахожу высокомерие очаровательным, поэтому меня это нисколько не оттолкнуло. Мы сразу нашли общий язык.

Как жрица Викки, я понимаю, что помощь тем, кто стремится найти духовный путь, – моя работа. Иногда эти пути уводят людей от меня. Однако путь Джека привел его в мою группу, где он остается до сих пор, что я считаю большим везением.

Он действительно невероятный. Милый, отзывчивый, щедрый и очень эрудированный (ведь он учился в университете Лиги плюща). На собрании виккан я посетила занятие, которое он вел, и, нужно признать, он еще и хороший учитель. После того как он несколько раз провел вводный курс по каббале, участники сказали, что он должен написать книгу. Да, он еще и хороший писатель.

Джек пришел в оккультизм еще в детстве, когда начал изучать символический смысл Таро. После этого он много времени посвятил исследованию системы каббалы. Когда мы встретились, мои знания по теме были минимальными. Я изучала оккультизм почти сорок лет, но едва прикоснулась к каббале, прочитав лишь пару книг и статей о ней.

Как у многих людей, которые пришли в викканство в зрелом возрасте, у меня были сложные отношения с основной религией (в моем случае с иудаизмом). Если бы иудаизм подходил мне, я бы не искала ничего другого. Однако я все равно считаю себя еврейкой. Как известно, представителям этого народа свойственно чувствовать особую связь со своим этносом и культурой. Когда мне было чуть больше двадцати, я попыталась включить иудейские элементы в Викку. Некоторым это удается, но у меня не сработало. В конце концов я отказалась от идеи духовного иудаизма в 1980-х годах.

Однако и в Викке, и в язычестве я часто встречала людей, которые говорили что-то вроде: «Ты еврейка? Ты, наверное, изучаешь каббалу!» Это всегда доставляло мне дискомфорт. Сейчас я назвала бы это микроагрессией, ведь собеседники, подчеркнув мою этническую принадлежность, указывают на то, в чем я «должна» хорошо разбираться. По сути, это тот же стереотип об афроамериканцах, которые якобы должны быть хороши в баскетболе. Иными словами, я избегала каббалы не только из-за непринятия этой системы, но и по причине стереотипных представлений людей о том, что я должна разбираться в ней. Однако это не помешало мне написать хорошо принятую критиками книгу «Общение с Таро. Станьте более интуитивными, экстрасенсорными и искусными в чтении карт» без какого-либо упоминания каббалы.

Затем произошла забавная вещь, рассказ о которой стоит начать с комментария по поводу некоторых астрологических положений. Возможно, вы знаете, что в жизни человека, как правило, случаются два так называемых возвращения Сатурна. Первое происходит в возрасте 27–30 лет. В этот период человек сталкивается с запретами и ограничениями в своей жизни, он может вдруг почувствовать себя старым или неполноценным. Все это происходит, когда Сатурн, планета ограничений, возвращается в положение, в котором он был, когда вы родились, завершая свой оборот по орбите примерно за двадцать семь лет. Второе возращение зачастую называют «кризисом среднего возраста» – оно происходит примерно спустя 27 лет после первого.

По словам моей дочери, профессионального астролога, Сатурн – одна из планет в моей карте с наилучшими аспектами. При первом возвращении Сатурна у меня родился ребенок. При втором я вернулась в иудаизм.

После чудовищного убийства одиннадцати евреев в синагоге «Древо жизни» в Питтсбурге в 2018 году я почувствовала необходимость находиться среди тех, к кому принадлежала по праву рождения, и начала ходить на службы. На удивление, иудаизм стал для меня отдушиной.

Я глубоко предана Викке: я практикую ее с двадцати одного года. Мне не хотелось думать, что я живу двойной жизнью. Я хотела, чтобы две традиции, которые очень важны для меня, можно было совместить. Чтобы преодолеть дистанцию между Виккой и иудаизмом, я начала изучать каббалу. Фактически я изучаю как магическую, так и еврейскую версию каббалы.

Спустя два года я все еще новичок, но очень стараюсь. И, конечно, в моей жизни есть Джек, который вдохновляет меня на дальнейшие исследования. Никто и никогда не задумывался об объединении систем каббалы и Викки, однако в этой книге ритуалы, божества и языки двух практик взаимно переплетаются, дополняя друг друга.

Дебора Липп

Благодарности

Решение о написании книги в каком-то смысле можно назвать эгоистичным. Вы должны верить, что вам есть что сказать и никто этого раньше не говорил. Однако написание книги – очень важный шаг, который поможет вам снискать уважение близких людей, а также коллег по магической работе. «Каббала для виккан» стала возможной только благодаря большому количеству людей, которые поддерживали и воодушевляли меня. Прежде всего я должен поблагодарить всех членов команды «Ллевеллин», которые работали над воплощением этой книги: Алишу Бьорклунд, Донну Бёрч-Браун, Хитер Грин, Маркуса Айронвуда, Терри Ломанна, Сами Шеррата и Холли Вандерхаар, а также всех тех, с кем у меня не было возможности поговорить напрямую. Эта книга никогда бы не вышла без вашей работы, за что я безмерно благодарен.

Спасибо Деборе Липп, которая научила меня всему, что я знаю о магическом мастерстве. Спасибо ей за наши игры в криббедж, во время которых мы говорили о размещении магического круга на древе жизни, роли полярной магии в поствикторианском обществе и многом другом. «Мы можем поговорить об этом после того, как я выпью кофе» – любимая фраза, которая часто звучит во время наших встреч. Никакая другая жрица не знала бы, что со мной делать, и я так благодарен, что встретил тебя.

Я признателен моим дорогим друзьям, которые прочитали первые наброски этой книги и побудили меня продолжать работу. Я особенно благодарен Шейну Мэйсону, моему первому и величайшему вдохновителю, который много ночей сонно слушал, как я читаю главы по телефону (при этом ни разу не пожаловавшись!). Спасибо также Тому Макартуру, чья постоянная поддержка и энтузиазм значили для меня больше, чем я могу описать словами.

Я благодарен всем авторам, которые нашли время, чтобы прочитать эту книгу и сказать доброе слово в рекламных или иных целях: это Лиам Томас Кристофер, Сандра Табата и Чик Цицерон, Лон Майло ДюКетт, Миген Гонзалес-Випплер, Кристина Окли Харрингтон, Феникс ЛеФае, Торн Муни, Мортеллус, Тимоти Родерик, Кортни Вебер и Тесс Уайтхерст. Особую благодарность я хотел бы выразить Эми Хейл, чьи интересные наблюдения о пути левой руки и викторианской сексуальной политике сделали книгу лучше, чем она была сначала.

Наконец, спасибо всем членам моего ковена, прошлым и настоящим. Вы величайшая магическая семья – для меня большая честь идти этим путем рядом с вами.

Введение. Что такое каббала?

Я скажу слово на букву «К». Не волнуйтесь.

Любой, кто проводит достаточно времени в оккультных сообществах, рано или поздно натолкнется на упоминание каббалы. Это слово произносится приглушенным тоном, с чувством глубокого внутреннего трепета, словно одно его упоминание разбудит спящего демиурга. При прочтении классических работ Франца Бардона, Дионы Форчун и Фрэнсиса Кинга может сложиться впечатление, что оккультизм и есть каббала. Эти авторы рассматривают ее как начало и конец всей магии. Иными словами, они полагают, что невозможно заниматься оккультизмом, не будучи одновременно каббалистом. Современное магическое сообщество полно людей, говорящих о каббале, независимо от того, хвалят они ее или осуждают. С одной стороны, есть телемиты и маги ордена «Золотая заря», которые следуют традиции каббалистической системы магии. С другой стороны, есть те, кто жалуется на чрезмерную (на их взгляд) сложность и теоретизацию каббалы. В эпицентре дискуссии находится группа своенравных виккан, которые не совсем уверены, что такое каббала и имеет ли она отношение к тому, что они делают. Эта книга предназначена для них.

Прежде чем мы продолжим, важно ответить на два основных вопроса, которые мотивируют всю оставшуюся часть этой книги. Во-первых, что такое каббала? Во-вторых, почему стоит потратить время на ее изучение?

Как оказалось, ответ на первый вопрос довольно сложен. Эта книга посвящена магической практике герметической каббалы, но чтобы понять эту практику, мы должны проследить ее истоки. Герметическая каббала – форма еврейского мистицизма, которая впервые возникла в средневековой Иберии, где иудейское богословие сочетается с астрологией, герметизмом и неоплатонической философией. Слово «каббала» происходит от еврейского

, что буквально переводится как «то, что принято». Таким образом, иудейская каббала – это принятая мудрость, свод эзотерических знаний, связывающих еврейский народ с Богом.

Однако эта книга не о еврейской каббале. Это живая, процветающая мистическая традиция, принадлежащая закрытой культуре, членом которой я не являюсь, поэтому не имею права о ней говорить. Когда мы приближаемся к теме оккультной каббалы, мы должны быть внимательны к этому факту. Это деликатная тема, которая заслуживает тщательного изучения. Так, например, христианские миссионеры в Европе начали включать каббалистические элементы из иудаизма в свой мистицизм, образуя христианизированную версию каббалы. Учитывая безудержный антисемитизм Европы эпохи Возрождения, мы должны понимать, что эта христианизация каббалы не была осуществлена в духе открытого и взаимовыгодного обмена между культурами. Скорее, это было частью согласованных усилий по искоренению еврейской культуры путем ее растворения в христианстве. Причиной этой культурной войны была доктрина суперсессионизма, согласно которой сторонники Новозаветной Церкви заменили собой Израиль как избранный народ. Основанием для этого стало отречение евреев от Иисуса Христа. Согласно данной концепции, Новый Завет заменяет Ветхий, а евреи становятся богооставленным народом[1].

К XVI веку христианская каббала была включена в христианскую магию, которая занимала видное место в «Трех книгах оккультной философии»[2] Корнелиуса Агриппы. Чуть позже она проникла в наиболее заметный и влиятельный в магической системе XIX века герметический орден «Золотая заря». «Золотая заря» была тайным обществом, основанным в Англии в 1887 году Сэмуэлем Лидделом Макгрегором Мазерсом и Уильямом Винном Уэсткоттом. Созданная по образцу масонства, «Золотая заря» имела систему степеней и посвящений, основанную на каббалистическом древе жизни.

Хотя она просуществовала всего шестнадцать лет и рухнула в 1903 году, это было замечательное с исторической точки зрения общество. По сей день оно, возможно, остается самой влиятельной оккультной организацией в истории Запада. «Золотая заря» попыталась синтезировать всю западную магию, создав единую систему, которая объединила разрозненные магические традиции, такие как Таро, астрология, енохианская магия и геомантия. Краеугольным камнем была оккультная каббала. «Золотая заря» наполнила свою магическую систему соответствиями всех видов, соединив различные инструменты: цвета, карты Таро, языческих божеств, цветы, драгоценные камни, благовония и многое другое. Несмотря на то что ритуалистика ордена отдаленно напоминала христианские обряды, общую направленность деятельности можно было назвать скорее магической, чем религиозной. Именно в таком виде нехристианская герметическая каббала приняла знакомую нам на сегодняшний день форму.

После «Золотой зари» ландшафт западного оккультизма навсегда изменился. Более поздние магические общества, такие как орден восточных тамплиеров (Ordo Templi Orientis, O.T.O.) Алистера Кроули, «Строители Адитона» Пола Фостера Кейса и «Общество внутреннего света» Дион Форчун, были явно каббалистическими. Они работали по системе ступеней посвящения, построенной вокруг древа жизни, и магия, которой они учили, была церемониальной, систематической каббалой. Эта тенденция актуальна и для большинства колод Таро, которые были опубликованы в ХХ веке: почти все они основаны на каббалистических соответствиях, установленных «Золотой зарей». Некоторые из этих символов довольно легко считываются (как в случае с эзотерическими колодами, такими как Таро Тота). Однако некоторые открываются лишь самым внимательным. Так, например, проницательный наблюдатель увидит, что монеты на десятке Пентаклей в колоде Райдера-Уэйта-Смита расположены в форме древа жизни.


Puc. 1. Десятка пентаклей


Каббала затронула даже нецеремониальные формы современного оккультизма. Использование четырех элементальных инструментов в магии – основного элемента Викки – происходит от четырех элементных видов оружия «Золотой зари». Практика создания круга и вызова элементов на четырех сторонах света также является отголоском малого ритуала пентаграммы, енохианского и каббалистического ритуала внешнего порядка, который применялся «Золотой зарей».

Означает ли это, что все виккане должны быть опытными каббалистами? Конечно, нет. Я твердо верю, что знание каббалы никоим образом не является необходимым для магической практики. Одни из лучших ведьм, которых я знаю, никогда в своей жизни не написали ни одной книги по церемониальной магии, им наплевать на разницу между Малкут и «Макдональдсом», и они по-прежнему являются опытными магами и преданными почитателями богов. Однако я утверждаю, что, хоть каббала и не нужна викканам, она, тем не менее, весьма поучительна. Знание ее основ может помочь нам обогатить понимание того, что мы делаем в викканском ритуале, а также понять нашу магию в более широком смысле. Это может дать нам доступ к моделям Вселенной и человеческой души, которые помогут в практической магии, в актах поклонения и в духовном самосовершенствовании.

Возникает серьезный вопрос о том, насколько уместно для нас, язычников, использовать совокупность оккультных учений, уходящих своими корнями в еврейский мистицизм. Иудаизм – замкнутая религиозная и этническая культура. Мы не являемся ее носителями, поэтому не имеем права присваивать себе ее традиции. Но в то же время мы переписали бы оккультную историю, если бы игнорировали то, как иудейская каббала была присвоена христианскими магами и стала в ней преобладающей. Мы оказали бы истории медвежью услугу, если бы отрицали, что герметическая каббала имеет непосредственное отношение к современной Викке.

Как нынешние жители Соединенных Штатов должны бороться с историей колониализма и геноцида коренных народов на земле, которую населяют, так и современные маги (включая виккан) должны помнить о тревожной истории каббалы, нашем оккультном каноне и отношении к этой истории. Можем ли мы полностью отвергнуть ее? Нужно ли полностью избавиться от всего каббалистического язычества, тем самым начав все заново? Или же нам необходимо, приняв темные века истории, найти наиболее этичный способ продолжить традицию, признавая нанесенный вред?

Любой подход является законным, и есть много виккан, которые выбирают первый путь. Что касаемо меня, то я считаю, что тот вид Викки, который я практикую, представляет собой смесь «низкой» народной и «высокой» церемониальной магии. Если бы я вычистил из своей практики все каббалистическое и сохранил только низкоевропейскую народную магию, мое колдовство было бы почти неузнаваемым. Было бы не хуже и не лучше, но это уже не та Викка, которую я знаю и люблю.

Вторая трудность заключается в том, что при изучении двух традиций вы быстро обнаружите, что все можно понять в каббалистических терминах. В рамках этой практики разрозненные магические элементы были объединены таким образом, что их почти невозможно отделить друг от друга. Из-за обширной, всеобъемлющей природы герметической каббалы практически каждый цвет, число, растение, животное, благовоние или камень можно рассматривать через эту особую линзу.

Каббала меняет то, как мы воспринимаем окружающий мир – все начинает наполняться особым магическим символизмом. Тот, кто привык смотреть на мир таким образом, не может просто отказаться от этого ви́дения, подобно тому, кто, перенеся корректирующую операцию на глазах, не может вдруг вернуться к своим старым очкам. Для тех виккан, которые предпочитают никогда ничего не узнавать о каббале, это не представляет труда, но для тех, кто изучал ее, невозможно повернуть время вспять. Я могу только рассказать вам, каков мой подход, и посоветовать подумать над проблемой самостоятельно.

Во-первых, помните, что герметическая каббала не имеет отношения к иудейской традиции. Несмотря на то что ее корни – в иудейской каббале, последняя по-прежнему остается живой мистической практикой, к которой посторонние не имеют доступа. Герметическая магическая практика не заменила каббалу, и они не идентичны. Так, например, в магической традиции уделяется большое внимание работе с Таро, в то время как иудейская не взаимодействует с этим инструментом. Точно так же в иудейской традиции существует множество обрядов и прочих элементов, которые не могут правильно использоваться вне еврейского контекста. Одним из таких примеров является, например, гимн «Леха доди», приветствие субботней невесты, исполняемое в некоторых синагогах. Держите в памяти эти различия и помните, что, хотя эта каббала является частью нашего оккультного наследия, некоторые двери останутся навсегда закрытыми для неевреев.

Второй совет, который я могу дать: пообщайтесь со своими друзьями-евреями и узнайте, что они думают по этому поводу. Помните, что иудаизм, как и любая другая религия, не является монолитом, и разные люди будут иметь разные мнения, начиная от «Это совершенно нормально» до «Любое взаимодействие с каббалой неуважительно и неуместно». Такой разговор может быть очень интимным, и если люди, которых вы знаете, не захотят говорить о каббале, то это полностью их право. Самое важное, что вы можете сделать, – искренне выслушать, а затем действовать (или нет) в зависимости от выстроенных людьми границ.

Каббала – не единственная хорошая магическая система. Она уникальна тем, что отлично сочетается с Виккой. Я надеюсь, что в этой книге вы найдете полезную информацию, которая дополнит ваши привычные магические и религиозные практики. Даже если вы не станете ярым проповедником данной традиции, эта книга даст достаточно информации для того, чтобы вы могли спокойно поговорить о каббале. К тому времени, как вы закончите читать, вы сможете:


• понимать структуру древа жизни и значение индивидуальной сефиры;

• применять каббалистические концепции к магии и заклинаниям;

• использовать древо жизни для магической работы и медитации;

• обогатить поклонение языческим божествам с помощью каббалистических ритуальных рамок;

• выявить каббалистические связи с викканской теологией и практикой.


Эта книга не является исчерпывающей (да и не предполагалась таковой). Скорее, ее можно рассматривать как введение в теоретические и практические основы каббалы. Самым сложным в изучении этой системы является первый шаг, ведь информации, в которой может потеряться новичок, очень много. Люди, впервые приходящие в каббалу, сразу сталкиваются с огромными таблицами соответствий – именно поэтому начинающие каббалисты не могут полностью осознать их важность и то, какую роль они могут сыграть в их индивидуальной магической практике. Моя цель состоит в том, чтобы вы дочитали эту книгу и почувствовали, что усвоили основную информацию, необходимую для того, чтобы смотреть на древо жизни без паники. После прочтения этой книги вам, разумеется, нужно будет продолжить свои изыскания (нам всегда есть чему поучиться), однако к этому моменту у вас будут базовые знания о каббале.

Поскольку мы используем Викку в качестве отправной точки для изучения каббалы, эта книга предполагает, что вы, читатели, имеете некоторое базовое представление о викканских идеях и практиках. Вам ни в коем случае не обязательно быть опытным практиком, но вы извлечете максимум пользы из прочтения этого, если будете знать, за какой конец нужно держать атам[3]. Я объясняю каббалистические концепции с опорой на викканские традиции, такие как создание круга, использование магического имени или освящение пирогов и вина, поэтому вы должны твердо стоять на этом магическом «фундаменте». Важно отметить, что «Викка» – общий термин для обозначения разнообразных религиозных верований и практик, от родовых, основанных на шабашах, до уединенных и эклектичных. Виккане верят в разные вещи, их обряды могут существенно отличаться от общепринятых. Однако, говоря о Викке, я прежде всего имею в виду британскую традиционную Викку, так как я являюсь ее давним адептом и знаю ее лучше всего. Тем не менее эта книга написана для всех виккан.

Прежде чем читать дальше, вы должны завести дневник или записную книжку, чтобы делать заметки и фиксировать свои размышления и переживания. Для этого подойдет обычный старый блокнот на спирали или любой другой удобный для вас. Эти записи помогут сформировать личное понимание каббалы. По мере того как вы продвигаетесь вверх по древу жизни, вы можете находить связи между элементами или делать заметки о своих магических и религиозных практиках, которые не упомянуты в книге. Ваш дневник – журнал, где вы можете вести записи о каббалистических исследованиях, которые могут пригодиться для дальнейшего использования. В конце каждой главы есть набор подсказок, которые помогут начать работу.