banner banner banner
Жили люди
Жили люди
Оценить:
 Рейтинг: 0

Жили люди

Хатунцев Андрей Нистратович (ум. в 1935 г). Дети: Митрофан, Анастасия (Настюха), Прасковья.

Смирных Стефан Никандрович, жена Пелагея Осиповна. Дети: Николай (1927 г.р.), Вера (1930 г.р.), Пётр (1932 г.р.), Василий (1934 г.р.).

Смирных Ефан Алексеевич (крайний в длинном ряду). Жена Мария Васильевна. Дети: Егор (военный), Анна, Фёдор, Николай, Василий, Дмитрий.

Второй, последний ряд «лапшонкова бока» и всей Успеновки:

Сычёв Алексей, жена Александра (бабка Саша). (Имел маслобойку. Жарил семечки. Сбивал масло на продажу. (Прозв. – Кириллычи).

Дети: Митрофан, жена Мария (Машуха), Михаил, жена Анфиса, Максим Алексеевич, Пётр Алексеевич (прозв.– «Метёлкин»). Дочь Федора.

Попов Тихон Васильевич (участник русско-японской войны), жена Анна Фёдоровна («кочедык»). Дети: Иван, Михаил, Андрей, Евдокия (Дуняха), Домна, Мария (Машуха). (Домна с Прасковьей Смирных работала на добыче торфа под Шатурой. Заболела и скоропостижно там скончалась).

Бунина Лукерья Васильевна (ум. в 1940 г.). Дочь – Бунина Ксения Андреевна (из с. Марьевка). Её муж Бунин Фёдор Иванович («милак»). Их сын Михаил.

Рядом – братья Фёдора: Никон, Семён, Аким Ивановичи.

Попов Семён Михайлович, жена Анна Ивановна. Дети: Екатерина (Катюха), Мария-1, Мария-2, Анна, Борис, Варвара.

В последующие годы Успеновка пополнится новыми жильцами, прибывшими из разных мест:

Мякотина Прасковья Никитовна (дочь Н.А.Хатунцева). После смерти мужа Петра Алексеевича прибудет из пос. Графская с детьми, Александром, Зинаидой, Николаем («бубунчиком»), Иваном.

Кораблёва Анюта (из с. 1 – я Семёновка). Дети: Ольга (Олюшка с сыном Сергеем), Илья, Вера.

Семья Столповских (из с. Макарье) Дмитрий Митрофанович с супругой Прасковьей Дмитриевной, сыном Митрофаном Дмитриевичем. Внуки: Дмитрий и Николай.

На «военном городке» в пустующй домик (между М. Рыбаком и И. Штанько) вселились Измайловы, Арсентий Иванович (ум. в 1937 г.), жена Анастасия. Дети: Мария, Лидия, Варвара, Антонина, Ефросинья Арсентьевны. (Прозв. – «Бирюковы»). Через несколько лет Измайловы поменяются поместьем с Н.Н.Хатунцевым, переехав на н о в ы й порядок.

В избушке Власа Бащенко жили его дочь Агния с мужем Мякотиным Степаном и детьми, Зоей и Юрием. Позже все выбыли на Украину.

По заветам предков

Саманная, соломенная Успеновка на ноги становилась медленно, с трудом. Без рабочего тягла, при недостатке надёжного сельхозинвентаря, отсутствии крепких трудовых навыков жизнь быстро не перестроишь. Хотя приваловские переселенцы пытались этого добиться.

Большой взаимности между ними и хохлами не наблюдалось. Особого тяготения одних к другим не было. Хохлы люди добрые, спокойные жили по правилам добрососедства, но уединённо, стремились к самостоятельности. Внешне отличались от успеновцев. В чистоте содержали дома. Хорошо, опрятно одевались: на плечах кожух, полушубок, на ногах валенки. Большеприваловцы – в фуфайках, лаптях, треухах. У хохлов вкуснее, разнообразнее пища. В борще ветчина, сало, приправа сметаны, укропа, чеснока. Много овощей, особенно в супе: морковь, спаржа, цветная капуста. О варениках, галушках, картопляниках, пампушках, коржиках, ватрушках успеновцы и слухом не слыхивали.

Бедняки завидовали хохлам, жившим материально лучше, сторонились их, общались мало. Разве что молодые ребята приходили иногда на вечерние «улицы» к успеновцам. Со временем картина изменится. То Ивана Сорокина иная хохлацкая семья пригласит с гармонью на свадьбу, крестины. То накануне религиозного праздника позовут Корчагину бабку Акулину помочь готовить угощение. Изредка обращались к Ефрему Семёновичу. Он слыл умелым печником, его супруга Татьяна знахарка. «Сглаз», «вогники» лечила. Иногда прибегали к помощи Хатунцева Никиты по деликатному вопросу кастрировать барашка или хряка. А Влас Никифорович не удержался, сам вышел в поле, где успеновцы повели свою первую на новом месте посевную. Показал, как пользоваться сеялкой, катком, другим сельскохозяйственным инвентарём, какие при этом соблюдать правила.

Появятся смешанные браки. Мякотин Степан женится на Бащенко Агнии Власовне. (Упомянуты выше). На Хатунцевой Марии Никитовне женится сын Венедикта Бащенко – Александр. Братья Штанько, Константин и Пётр, себе жён найдут среди жительниц Успеновки. Минченко Владимир Семёнович возьмёт в жёны Мякотину Александру Андреевну, а его сын Виктор – «хохол», став взрослым, женится на дочери Амельяныча, Зинаиде.

Хохлы свято исполняли заветы своих предков. Много работали. Заботились о стариках, обращались к ним на «вы». Детей растили в труде. Успеновцы многому у них научились, кое-что переняли.

Жизнь хохлов скрашивалась нечастыми праздниками, днями отдыха. Особенно почитались Рождество, масленица, крещение. Отмечая зимние праздники, будто подводили итоги трудовому году, в весенние – набирались сил, отдыхали перед очередной летне-осенней страдой.

К праздникам тщательно готовились. Все дела вершились с божьей помощью, под Его всевидящим оком.

Добрыми, трогательными у хохлов получались новогодние щедривки, рождественские колядки. Щедривками поздравляли, прославляли хозяина, хозяйку, их детей. Хлопцы посыпали порог зерном. В ответ на дружные, добрые пожелания молодёжь получала от хозяев щедрое вознаграждение в виде подарков, сладостей.

Некоторые шутки, поздравления, пожелания:

Щедрик – ведрик, подайте варэник,

Грудочку кашки, кильце ковбаски.

Умочить у масло, щоб було нам смачно.

Чи варили юшку, подайте галушку!

– Что ты, тётка, напекла?

Неси скорийше до окна!

***

Щедривочка щедровала

Пид окошко выбегала.

Чи баран, чи овца, подайте блинца.

Не кусайте, не ломайте,

А по цилому давайте!

Бажаемо хозяину, хозяйке щастя, здоровья!

***

Коляд – коляд, колядница

Добра з мэдом паляница,

А без мэду не така,

Дайте, дядьку, пятака.

Неси сала, не скупися,

Щоб ячминь твий уродывся,

Щоб нажали сто кип жита,

Щоб семья була вся сита!

Щоб скотинка водилася,

Щоб пшениця родилася,