Итак, посланы ли меч, или голод, или язва, или смерть, или другое что кажущееся скорбным, все сие посылается на землю для уцеломудрения и исправления, чтобы люди устремили ум свой к благочестию, потому что каждое поколение имеет нужду во вразумлении Господним посещением. Если и среди страхов иные остаются нечувствительными в деле благочестия; то, ежели вовсе не будет посещения Господня, не тем ли паче совратятся умом в безбожие и погибель?
О том, что христиане не должны предаваться забавам
Все знаем, что христиане не должны предаваться забавам, слыша о сем в Божественных Писаниях, и особливо слыша, что Господь в Евангелии с угрозою говорит: Горе вам смеющымся ныне: яко возрыдаете и восплачете там (Лк. 6:25). И ещё говорит: не возноситеся (Лк. 12:29), потому что все это делают язычники. А пророк Исаия, лучше же сказать, Сам Бог через пророка говорит: горе пиющим вино с тимпаны и свирельми и со гусльми (Ис. 5:12). Блаженный же Давид, как бы гнушаясь превозношением и хвалясь о Господе, сказал: Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои (Пс. 130:1). И Иаков, брат Господень, говорит: …слезите и плачитеся: смех ваш в плачь да обратится, и радость в сетование (Иак. 4:9). И блаженный апостол Павел предающихся забавам называет идолослужителями, говоря: Ни идолослужителе бывайте… якоже есть писано (1 Кор. 10:7), и ещё говорит: Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию слово благо… (Еф. 4:29); аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1 Кор. 10:31). И ещё он же говорит: Бывайте… подражателе Богу, братия, и ходите в любви… Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас… и сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение (Еф. 5:1–4). И много других мест в Божественных Писаниях, где говорится о сем. Но нет разумевающего; напротив того, на нас исполнилось слово Владыки: прельщаетеся, не ведуще Писания (Мф. 22:29). На нас исполняется и Павлово пророчество, которое говорит: Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2 Тим. 4:3–4). Сие-то самое постигло нас, возлюбленные; и вот видим, что слова оправдались делом. Кто теперь держится Божественного Писания? Кто прилежно внимает заповедям Христовым? Кто премудр и сохранит сия? (Пс. 106:43). Кто докажет, что мы не преступники закона? Много, говорят, сильных, много мудрых по плоти, много благородных, много сведущих книжников и законников, учителей; богатых, бедных, рабов и свободных, монашествующих и девственников и живущих девственно без обета, старцев и юных, но кто же из всех таковых может доказать, что христианам прилично играть на гуслях или плясать, или скакать на улицах, или свирять, или шуметь, или гадать, или делать так называемые хранилища, или носить их, или вопрошать бесов, или упиваться, или терпеть других, делающих такие беззаконные дела? Кто, как сказал я, докажет, что свойственно сие христианам? Какой пророк, какое Евангелие, какая Апостольская книга подтвердят сие? Если совершенно прилично христианам делать сие, то все суета и заблуждение: и Закон, и пророки, и апостолы, и Евангелия. Если же они богоглаголивы, истинны и богодухновенны, как и действительно, то неприлично христианам делать что-либо из вышесказанного. Ибо вот от востока до запада и на пределах вселенной, в церквах и на всяком месте читается Божие Писание, что изрекли: Закон, пророки, апостолы и Владыка всяческих, читаются и все богоносные отцы; и нигде не найдешь, чтобы христианам прилично было делать сие; напротив того, по слову Писания, каждый из нас от пути своего заблудился (Пс. 5:5–6), преступил закон, пребывает законопреступным, лживым и безбожником, преступлением закона Бога бесчествует (Рим. 2:23). И да не покажется вам жестоким, что назвал я безбожным; не мое это слово, но Иоанна Богослова, который говорит: Всяк преступаяй и не пребываяй во учении Христове, Бога не имать(2 Ин. 1;9). Кто же злосчастнее и мерзостнее того, кем бесчествуется Бог, давший и изрекший повеление Свое в законе через пророков и апостолов, и кто несет уже на себе горе, возвещенное Господом через Пророка: горе ихже ради… имя Мое хулится во языцех? (Ис. 52:5).
Нет, братия мои, умоляю вас, не будем так губить дни покаяния нашего, но послушаем пророка Давида, который вопиет, увещевает нас и говорит: Приидите, возрадуемся Господеви… и немедленно присовокупляет: предварим лице Его во исповедании (Пс. 94:1–2); предварим, пока не кончилось торжище; предварим, пока Сам Он не пришел видимым образом и не застал нас праздными в нерадении, пока нет ещё оного вопля: се, жених грядет (Мф. 25:6). Тогда возрадуются готовые; тогда возрадуются милосердые; униженные будут печальны, а достойные будут радоваться неизглаголанною радостью. Но предварим, братия, поспешим, пока есть время, пока не поставлены престолы, пока не отлучили нас друг от друга. Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему (Пс. 94:2). Пророк сказал: во псалмех, а не в том, что возбуждает смех; во псалмех, а не в бесовских песнях. Сказал: Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся (Пс. 94:6); а не скакать станем или играть на гуслях, но восплачемся в псалмех и пениях. Псалом – отгнание демонов. Псалом – оружие против страха нощного. Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев. Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает празднословие, изгоняет смех, напоминает Суд, умиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами. А где песня противника, там гнев Божий и горе – воздаяние за смех. Где священные книги и чтения, там веселие праведных, спасение слушателей и посрамление диавола. А где гусли, и лики, и рукоплескания – там омрачение мужей, погибель жен и печаль Ангелам и праздник диавольский.
О, какая злая выдумка диавола! Как искусно запинает и обольщает он каждого, и убеждает делать зло, как добро! Сегодня, по-видимому, поют псалмы, как повелел Бог, а наутро с усердием пляшут, как научил сатана. Сегодня отрицаются сатаны, а наутро ему последуют. Сегодня сочетаваются со Христом, а наутро отступают от Него, отрицаются и бесчестят Его. Сегодня христиане, а наутро язычники; сегодня благочестивы, а наутро нечестивы; сегодня верные и рабы Христовы, а наутро отступники и враги Божии.
Не вдавайтесь в заблуждение, не вдавайтесь, братия мои; ни один слуга не может двема господинома работати, как сказал Владыка Христос (Мф. 6:24); потому что никто не может Богу работати и мамоне, и плясать с диаволом. Созданные по образу Божию, не будем бесчестить образа Божия, но как воины Христовы Христу последуем, Ему поработаем. Не делай так, чтобы сегодня петь с Ангелами, а наутро плясать с бесами. Сегодня внимать Божественным чтениям, как слушатель христолюбивый, а наутро заниматься гуслями, как преступник и христоненавистник. Сегодня каяться во грехах своих, а наутро плясать на погибель свою; сегодня поститься и воздерживаться, а наутро ходить упившимся, кружась там и здесь и служа для всех посмешищем. Нет, братия мои, умоляю вас, не станем так тратить время, которое дал нам Бог для покаяния и спасения. Вспомним Господа, Который говорит с угрозою: горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете после сего (Лк. 6:25). И ещё говорит: блажени плачущии (Мф. 5:4). Никто да не обольщает вас, братия мои христолюбивые, не апостольское это учение. Апостолы говорят: если кто научит вас тому, чему мы не учили, анафема да будет (Гал. 1:8). Не христианам сие свойственно, но неверным язычникам, не покорившимся Евангелию, как сказал Владыка, что все сие делают язычники (Мф. 5:47), у которых нет никакой надежды спасения. Знаете, братия мои, что елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). Как же, совлекшись Христа, служите антихристу? Имеем заповедь от Апостола: непрестанно молитеся (1 Фес. 5:17), …вся во славу Божию творите (1 Кор. 10:31). Но ты не взираешь на сие, а, напротив того, отвращаешь слух и смежаешь очи. Конец же твой будет тебе горячее желчи и острее обоюдоострого меча. Еще говорю: не вдавайтесь в заблуждение, братия христолюбивые! Не христианам сие свойственно, но язычникам, у которых нет Бога.
Размыслим, братия, что человек суете уподобися (Пс. 143:4): …дние его, яко цвет сельный (Пс. 102:15), прейдут в одно мгновение времени, и все минуется. Для чего же напрасно мятешься, человек? Одно приражение горячки прекратит твои плясания и скакания. Один час разлучит тебя с пляшущими вместе с тобою. Одна ночь – и увянут плоти твои, остановятся ноги твои; текущие на зло, расслабеют руки твои, померкнут глаза, язык внезапно прейдет в безмолвие, оскудеет у тебя внезапно голос, умножатся твои воздыхания, потекут у тебя бесполезные слезы, расстроятся мысли твои. И никто не будет в состоянии помочь тебе; ты бесславил и бесчестил Бога, и все, оставив тебя, пойдут прочь, и никого не останется при тебе, кроме невидимых бесов, которым ты угождал. Посланный же неумолимый Ангел, стоя вдали, с потупленным взором будет ожидать Владычнего мановения, чтобы, исхитив бедную душу твою, отвести её в уготованное ей место, где пожнет, что посеяла, где произрастают, изобилуют, и даже преизбыточествуют плач, скорбь, теснота, скрежет зубов и горе. Для чего напрасно мятешься, несчастный? Там померкнут очи упивающихся, там увянут плоти пляшущих, там будут мучиться и взалчут пиющие вино с гуслями и свирелями, там с великою скорбью будут плакать, скрежетать зубами и бить себя по лицу блудники, прелюбодеи, тати, человекоубийцы, прорицатели, отравители, чародеи, обманщики, мужеложцы, деторастлители, хищники, кровопийцы. Все они и подобные им, до конца нераскаянно согрешающие и идущие путем широким и пространным, который ведет в пагубу, без сомнения, найдут себе там пристойное жилище, ибо невозможно, и здесь плясать с бесами, и там веселиться с Ангелами, как сказал Господь: Горе вам смеющымся ныне: яко возрыдаете и восплачете там (Лк. 6:25). Невозможно, братия, иногда быть христианином, а иногда делаться язычником.
Итак, по сказанному выше, нигде не позволяется христианину делать подобное сему, ибо Господь и Спаситель наш, пришедши, упразднил все сие, то есть, сии диавольские учения, какие, к несчастию, изучил человек, преступив заповедь создавшего его Бога, сделавшись изгнанником из рая и научившись всякому злу, именуемому под небесем. Все сие, как сказано, Господь, пришедши, прекратил и изгнал, и Сам, и через учеников Своих, говоря: шедше убо научите вся языки, крестяще их и учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28:19, 20), то есть скажите им: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3:2). Не упивайтесь, не плясками занимайтесь, но кайтесь, плачьте, бдите, молитесь, всегда будьте готовы, потому что пришествие Господне близко, Царствие Господне при дверях. Будем же готовыми и достойными, чтобы Господь наш, пришедши, обрел нас в покаянии готовыми, и никого из нас не осудил, но всех соделал наследниками Царствия Своего. Ему слава во веки веков! Аминь.
Поучение падшему брату о воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности
Врачующиеся в больницах не радуются болезненным припадкам других, и ни один из них не уничижает ближнего за болезнь, но каждый как сам старается избавиться от страдания и освободиться от претерпеваемой им боли, так и ближнему, по возможности, простирает руку помощи, для легчайшего перенесения им болезненных страданий. Так и нам должно утешать и увещевать друг друга, особенно во время искушений, чтобы действительно избавиться нам от горького рабства греху и от мучительства диавола, и угасить разжженные стрелы его, прежде нежели приимет нас в себя оный неугасимый огонь, и тогда в болезни сердца своего слезно восплачем, но не будет утешающего. Итак, сперва испрашиваю прощения во грехах своих и помилования, а потом подам и тебе дружеский совет, как говорит Священное Писание: обличай премудра, и возлюбит тя, а если обличишь немудрого, возненавидит тя. – Даждь премудрому вину, и премудрейший будет: сказуй праведному, и приложит приимати (Притч. 9:8, 9).
Дивлюсь, как после стольких вразумлений вознерадел ты о себе, попрал завет свой с Богом, и, убоявшись временного страха, сам бросился на меч. У кого достанет столько сокрушения, чтобы должным образом оплакать сию гибель? И помыслить опасно, и сказать срамно. У кого достанет столько веры и знания, чтобы описать мучения, какие уготованы вовлекаемым в сей сокрушительный недуг, в такое бесчестное поведение и крайнее зловоние? Что это за оправдание? Говоришь: «Настоятель не дает братии покоя, и я убоялся, чтобы не стал поступать со мною худо». Какая слепота, какое омрачение! Где же учение Спасителя нашего Бога? Он сказал: не убойтеся от человек, убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10:28). Где наставление апостолов и пророков и изучение псалмов? Подвижник прежде вступления в борьбу умащается, чтобы во время борьбы оказаться достойным венца. Воин прежде начатия войны упражняется в военном деле, чтобы во время войны оказаться благоискусным. А мы, воины во время мира, кормчие во время благоведрия! Забыл разве, для чего оставил ты мир и удалился от плотских родителей? Неужели мирской страх овладел твоею душою? Скорблю о тебе, брат.
Но ты сказал: «Слова их расслабляют мой ум». Вспомним же, что говорит Приточник: мед… каплет от устен жены блудницы, под медом разумея сладость пожелания. И что ещё присовокупляет? …яже на время наслаждает… гортань: последи же горчае желчи обрящеши, и изощренну паче меча обоюду остра (Притч. 5:3–4). И в другом месте говорит Писание о людях, облеченных во одежды овчие, которые внутрь… суть волцы хищницы, делатели беззакония (Мф. 7:15, 23). Ибо Апостол сказал, что словесы и благословением прельщают сердца незлобивые (Рим. 16:18). Ужели не представляешь и того, что если и сто лет будем служить распутству, то, по прошествии оных, сокрушит нас смерть, а по смерти – Суд?
Если же скажешь, что ты человек знатный, то представь себе, что и восставшие на блаженную Сусанну в Вавилоне были начальниками народными, а блаженный Иосиф был купленным рабом у египтянки. Ужели не слышал ты сказавшего: не приими лица на душу твою, и не срамляйся о падении твоем. Есть бо стыд наводяй грех, и есть стыд слава и благодать (Сир. 4:26, 25)? Нет нам оправдания, потому что живем не в пустыне непроходимой. Кому делают принуждение, тот подай голос – и множество соберется на помощь. Но обратим внимание, не в нас ли причина проступка. А это дело гнусное и тяжкое. Смотри, не управляют ли нами неприличные движения, не пышна ли у нас одежда, не пахнет ли от риз благовониями, как у женщин (лучше пусть душа издает благоухание Святого Духа в превосходном житии), не вымыты ли тщательно ноги (такая старательность совершенно противна целомудрию), не выше ли колен поднята одежда (это обличает бесстыдство души), не бесчинны ли наши взоры, не склонны ли мы к смеху, не говорим ли сами смешного; не властолюбивы ли мы и сребролюбивы, не преданы ли мы чревоугодию и пьянству, не поступаем ли невежественно и неосмотрительно, не бегаем ли безмолвия, не отвращаемся ли от труда, не срамны ли слова наши, и вся наружность не изображает ли страсти, и голос не прикрашен ли искусством для внушения любви и для обольщения. Ибо все это и подобное тому достойно порицания, непозволительно и несвойственно христианам; всякий, кто ведет себя так, уготовляет себе жестокий и тяжкий суд гнева. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость (1 Фес. 4:7).
Мы не подвизались до крови, борясь со грехом, мы не были пред владыки… и цари ведены (Мф. 10:18) за Спасителя нашего Иисуса Христа (осмелюсь сказать, что из-за нас менее виновен будет Содом); нас не приводили ещё к престолу судии, и не терпели мы истязаний за благочестие, не видели мы пещи, разжженной сильным огнем: не видели разжженных сковород, раскаленных острых рожнов и кипящих с воском и смолою котлов; нас не бросали ещё зверям, и ничего не потерпели мы за благочестие. Нас не касалась ещё рука исполнителей казни, которых один взор поражает сердце отданного в их власть; мы не видели ещё занесенных на нас острых мечей; и убоялись. Не все ли это претерпели Христовы мученики? А ты боишься, что есть у тебя настоятель? Знай, что он подчинен ещё высшему Начальнику, Который испытает дела и исследует намерения каждого.
Говорю же сие не в осуждение (да не будет сего!), но из сострадания, как воинствующий вместе с тобою, ибо написано: много бо согрешаем вси (Иак. 3:2). И если бы Бог, сотворивший нас и восприявший на Себя плоть нашу, не благоволил видимым образом ходить по земле, и Своими благословенными и святыми стопами освятить землю: то, думаю, самая земля осквернилась бы множеством беззаконий моих. Но имеем заповедь вразумлять и утешать друг друга словом истины. Итак, не обменим жизни на смерть, нетленного на тленное, не окажемся несмысленнейшими бессловесных животных; но как разумные послушаем гласа создавшего нас Бога, Который говорит: святи будите, яко Аз свят есмь (1 Пет. 1:16). Еще не долго, и придет страшное повеление поять душу из тела.
О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании
Вопрос: Хорошо ли принимать на себя попечение о ком-нибудь?
Ответ: Прекрасное дело, чтобы всякий был внимателен к себе, и делал все по Богу, для всех представляя в себе образец добрых дел. Если же принимаешь на себя попечение о ком-нибудь, то строго испытай свою совесть, по Богу ли делаешь сие или нет; ибо много козней вражиих. Поэтому смотри и на то, не делаешь ли сего по зависти, или по соперничеству, или по человекоугодию.
Но, может быть, скажешь: «Желаю знать разность между тем и другим». Слушай, при содействии благодати. Делающий по ревности и зависти бывает таков: когда видит, что другой благоденствует, а сам он находится в тесных обстоятельствах и в скорбях, тогда под видом благочестия начинает клеветать на благоденствующего, будто бы он худо пользуется своим обеспеченным положением. А делающий по любви к удовольствиям таков: хотелось бы иному (выражусь скромнее) сблизиться с кем-нибудь, но труд его не достигает желаемого; между тем видит, что тот человек незастенчив с другими, и это огорчает его, и начинает он о сем, как бы под видом благочестия, отзываться худо, будто человек сей не хранит своего целомудрия; как это можно видеть в поведении какого-нибудь безрассудного юноши, который так поступает со своей возлюбленной. А делающий из человекоугодия таков: втайне поступает худо; в присутствии же других, которые не знают дел его, притворяется имеющим ревность о добродетели.
Но кто трудится по Богу, тот, трудясь о своем спасении, не будет другому полагать претыкания или соблазна, но все мысли и действия устремит к тому, чтобы угодить Господу Богу, сказавшему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и искренняго твоего яко сам себе (Мф. 22:37, 39). Итак, памятуя сказавшего: испытаяй сердца и утробы, Боже (Пс. 7:10), и: иже воздаст комуждо по делом его (Откр. 2:23), будем все делать по Богу, потому что Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7).
Если приметишь, что какой-нибудь помысл влечет тебя на свидание с отроком или женщиной красивого лица, то знай, что приближаешься к вражиим сетям. Если, и по вразумлении, не оставляешь своего намерения, то знай, что ты уже опутан сетями, и нелегко тебе преодолеть сластолюбие. Если ты не был в силах, или, лучше сказать, не захотел избежать сего вредного свидания, то почему же врагу на самом деле не сделать тебя своей жертвою? Если скажешь; «И свидания имею, и вреда не терплю», – то и это признак души страстной. Ибо как возможно ходить по угольям, и не обжечь ног?
Если видишь человека, который растлевает свое целомудрие, а между тем притворно показывает себя добронравным, то берегись его, потому что в нем лесть. Что пользы в дереве, под которым скрывается змий? По-видимому, плоды на нем красивы, но это приманка для подходящего. Вкушать пищу чинно, пить осторожно, рассуждать без тщеславия, спать вовремя нам дозволено Самим Промыслом; но предаваться блуду, прелюбодейству, распутству и исполнять всякое другое нечистое пожелание, никак нам не дозволено. Если хочешь быть целомудренным, храни воздержание и прерви вредные свидания. В какой мере приближается человек к тому, что производит соблазн, в такой мере невозможно сердцу его пребыть без смятения помыслов и без воспламенения лукавых пожеланий, потому что видимое лицо и речи возбуждают его к страсти. Как губка, поднесенная к чему-нибудь влажному, раздувается и вбирает в себя влагу, так и человек, нетвердый помыслом, если сближается или долго беседует с рассуждающими по плотскому, вбирает в себя вред; поэтому, упившись сим, и без вина делается опьяневшим; оттого самого, что наполнен вредным, не принимает уже духовного слова: занявшее его и овладевшее им неумеренное пожелание служит препятствием духовному слову, преграждая ему вход. А если кто рассмотрит сие в подробности, то найдет, что не в одной страсти сластолюбия, но и во всяком запрещенном деле бывает то же самое. Как скоро пожелание какой-либо вещи через чувства вкрадывается в душу, оно окружает, и осаждает её представлением сей вещи, и преграждает вход Божию слову. Как губка, если кто обмакнет её в уксус и, не выжав, захочет облить вином, не принимает в себя вина (потому что прежде вошедшая в нее уксусная жидкость служит препятствием наливаемым каплям вина); так и исполненные пожелания, когда вразумляют их, остаются непослушными и, если беседуют с кем о целомудрии или занимаются, как и должно, чтением об оном, не отстают от гнусной страсти.
Поэтому новоначальным нужно реже заводить разговор о тайных помыслах, потому что самое напоминание производит немалое движение, сообщая душе нечистоту и понемногу воспламеняя её и приводя в страсть. Надобно же такие помыслы открывать святым и опытным старцам, потому что одолеваемые необузданной страстью часто, начав речь о целомудрии, устремляются к разрушению и уничтожению сей добродетели. Посему желающему покаяться надобно крепко взяться за целомудренный помысл, плоть изнурять добрыми трудами, и непрестанным памятованием о Боге очистить мысль от всего худого и гнусного. Через сие ум наш исполняется Божией благодати; обитающая же в уме и обладающая им благодать Божия бывает препятствием злокозненным, заграждая им доступ, когда намереваются войти.
Итак, имея перед глазами свою немощь и поползновенность ума, надобно тщательно оберегаться от всякого вредного свидания и, под предлогом благочестивого помысла, не налагать тенет на душу свою. А враг умеет наводить на сие; он говорит: «Не погиб бы этот сирый отрок, или эта сирота – девица; окажу им помощь; повидаюсь также с утесненной вдовой»; а через сие хочет сделать нас ревнителями таких дел, которых не в силах мы привести в исполнение неукоризненно.
Посему-то надобно жить с рассуждением и в страхе Божием, и всеми силами домогаться безмолвия о Господе, ясно зная, что в душевном вреде не бывает приобретения. Послушаем Апостола, который говорит: со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Флп. 2:12). И юному не должно быть небрежным, и старому нерадивым, потому что неизвестен конец того и другого. Посмотрим на земледельцев: обработав землю, они бросают семя и тщательно оберегают поля во время всходов, отгоняют птиц и четвероногих, чтобы они не выдергали и не погубили ростков семени, когда они ещё слабы и нежны. Но когда посеянное возрастает и готово к жатве, не перестают они заботиться, но опасаются, что град побьет ниву, что саранча поест жатву, или зной или ветер повредит плоды. А поэтому непрестанно молебствуют, и прошения свои воссылают на небо, чтобы Господь даровал им плоды целыми и невредимыми. Тогда, собрав плоды в житницы, празднуют с великим весельем. Так и вступающим в духовную жизнь надобно бодрствовать, трезвиться и охранять Божественное семя для Бога, и не уклоняться от цели любви, пока не принесут Господу совершенного плода, и тело не будет сопровождено во гроб. Ибо тогда плод будет верен и совершенно уже безопасен от похищения.
Да дарует же нам Господь приносить Ему благоприятные плоды, чтобы обрести нам милость пред Ним в тот страшный и трепетный день, когда откроет Он тайныя тмы, и объявит советы сердечныя. Ему слава, велелепие и хвала во веки веков. Аминь.