Книга Китайский новаторский марксизм: сочинения Чэн Эньфу. Том 2 - читать онлайн бесплатно, автор Чен Эньфу
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Китайский новаторский марксизм: сочинения Чэн Эньфу. Том 2
Китайский новаторский марксизм: сочинения Чэн Эньфу. Том 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Китайский новаторский марксизм: сочинения Чэн Эньфу. Том 2

Чэн Эньфу

Китайский новаторский марксизм: сочинения Чэн Эньфу. Том 2

Переводчик: Ли Чжожу – Главный редактор Ассоциации мировой политической экономии, аспирант социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова



© Эньфу Чэн, 2022

© Переводчик Ли Чжожу, 2022

© ООО «Издательство Родина», 2022

Общее предисловие к «сочинения Чэн Эньфу»

Мао Цзэдун хорошо сказал: «С грохотом Октябрьской революции марксизм-ленинизм был доставлен нам». Коммунистическая партия Китая, возглавляемая Мао Цзэдуном, объединила марксизм-ленинизм с китайской действительностью и, опираясь на огромное количество трудового народа, захватила власть и создала Китайскую Народную Республику в 1949 году. Я родился во второй год нового Китая и получил глубокое влияние и образование под влиянием марксизма-ленинизма и его китайской теории. После окончания университета я всегда занимался преподаванием и исследованием китайского и зарубежного марксизма и его политической экономии, а также организовывал академические группы для сохранения верности к марксистской теории и обновления марксистской теории.

Си Цзиньпин сказал: «Мы хотим, чтобы мир знал не только «Китай на кончике языка», но и «Китай в научных кругах», «Китай в теории». ‘ и «Китай в философии и социальных науках». (Си Цзиньпин об управлении (том 2), Пекин: Издательство иностранных языков, 2017, с. 340). «Мы должны хорошо уметь уточнять идентифицирующие концепции, создавать новые концепции, категории и выражения, которые легко понимаются и принимаются международным сообществом, а также направлять международное академическое сообщество на проведение исследований и дискуссий.» (Си Цзиньпин об управлении (том 2), Пекин: Издательство иностранных языков, 2017, с. 346). Инновационная марксистская теория», в создании которой я веду ведущую роль, – это попытка внести инновации разной степени наследия в области экономики, философии, политологии, социализма, международного коммунизма, международных отношений и т. д., служащие как процветанию марксистских гуманитарных и общественных наук в Китае и мире, так и борьбе за права и интересы рабочего класса и трудового народа в Китае и мире. Он также способствует здоровому взаимодействию между марксизмом в современном Китае как руководящей идеологией лидеров в управлении партией и государством и как академической идеологией ученых при написании книг.

Что такое современная политическая экономия рабочего класса? «Капитал» К. Маркса, «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса, «Империализм как высшая стадия капитализма» В.И. Ленина и «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В. Сталина – четыре вехи марксистско-ленинской политической экономии. Ф. Энгельс однажды назвал «Капитал» К. Маркса «научной формулировкой политической экономии рабочего класса», «библией» рабочего класса. «Новаторская марксистская теория», с одной стороны, синтезирует труды К. Маркса и строит современную систему политической экономии с «пятипроцессной структурой» (непосредственный процесс производства, процесс обращения, совокупный процесс производства, национальный экономический процесс, международный экономический процесс), а с другой стороны. С другой стороны, она научно отказалась от современной западной экономики и построила современную систему политической экономии с «структурой пяти взглядов», и постоянно обогащает и совершенствует теорию, политику и методы современной политической экономии с атрибутами рабочего класса.

В середине девятнадцатого века К. Маркс и Ф. Энгельс в своем «Манифест Коммунистической партии» уже рассмотрели различные направления социалистической мысли, и Ф. Энгельс писал: «…социализм всех оттенков: социализм сознательный и бессознательный, социализм в прозе и в стихах, социализм рабочего класса и буржуазии. И действительно, это чудовище из чудовищ, этот социализм не только стал вполне респектабельным, но он уже носит фрак и небрежно разваливается на диванах в салонах… «. Двадцатый и двадцать первый века по-прежнему отмечены существованием различных теоретических и практических моделей социализма. На основе синтеза идей классиков марксизма и лидеров многих коммунистических партий я предлагаю теоретическую систему, основанную на общей тенденции общественного развития человечества и объективной диалектике, с «тремя стадиями социализма» в качестве ядра для изучения и обращения.

Что такое настоящий современный марксизм? В.И. Ленин отмечал, что «Диалектика истории такова, что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами. ««Нет ничего важнее, как сплочение всех марксистов, сознавших глубину кризиса и необходимость борьбы с ним, для отстаивания теоретических основ марксизма и коренных положений его, искажаемых с самых противоположных сторон путем распространения буржуазного влияния на разных «попутчиков» марксизма.» Не только во времена В.И. Ленина существовала такая проблема кризиса, но и в XXI веке существует такая же серьезная проблема. Академическая группа «Инновационная марксистская теория» в своей борьбе против антимарксизма и псевдомарксизма во всех его формах разработала ряд унаследованных, критических и инновационных идей, которые можно изучать и на которые можно ссылаться.

Что является ключом к современному международному коммунистическому движению? К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали «единство пролетариев всего мира», В.И. Ленин – «единство пролетариев всего мира с угнетенными народами и угнетенными нациями», И.В. Сталин – «необходимость объединения всех трудящихся независимо от национальности», а Мао Цзэдун – «единство революционных народов мира». Мао Цзэдун подчеркнул «единство революционных народов мира». Новаторская марксистская теория» предполагает, что в значительной степени ключ к будущему развитию мирового социализма и международного коммунистического движения зависит от уровня и эффективности современного пролетарского единства, и что для реализации «единства пролетариев всего мира», о котором говорится в «Манифест Коммунистической партии «. Он считает, что для реализации «единства пролетариев всего мира», о котором говорится в Коммунистическом манифесте, на данном этапе следует усилить работу по многоформному или многоходовому единству, и подчеркивает, что марксисты и левые должны обратить внимание на ряд важных стратегических и тактических вопросов. Это включает новый тип сотрудничества между рабочим классом, его политическими партиями и учеными, а также между Китаем и остальным миром, чтобы укрепить власть мирового рабочего класса, поддерживать общую глобальную безопасность, противостоять гегемонии «согласованного неоимпериализма» и способствовать формированию сообщества человеческой судьбы. Как отметил Г.А. Зюганов в своем выступлении на Форуме КПК и марксистских партий мира в июле этого года: «Большая часть планеты рассматривает концепцию сообщества общей человеческой судьбы как уникальную возможность жить в мире и развиваться в гармонии. Двигаясь к этой цели – можно будет построить новый, справедливый мир, основанный на уважении суверенитета всех государств и бережном отношении к культурам и традициям всех народов.»

«Для жизни идеалы незаменимы». (Лев Толстой «Последний дневник») «У каждого человека есть определенный идеал, и этот идеал определяет направление его усилий и суждений». (Собрание сочинений Альберта Эйнштейна). Я следую примеру многих выдающихся марксистских интеллектуалов и коммунистов в Китае и за рубежом, которые «помнят о великих идеалах коммунизма» (слова Си Цзиньпина), «работают на благо человечества» (слова К. Маркса), «служат народу». «(по словам Мао Цзэдуна).

Все эти основные идеи в той или иной степени изложены в данном сборнике. Однако «мы можем познавать только при данных нашей эпохой условиях и лишь настолько, насколько эти условия позволяют. «. Наши научные теории и политические идеи развивались с изменением практики и условий в Китае и за рубежом, и мы приветствуем критику читателей и исправление неизбежных несоответствий.

Поздравляем вас со 100-летием основания великого и славного Союза ССР в 2022 году! В то же время я очень благодарен Президиуму ЦК КПРФ под председательством Г.А. Зюганова, благодарен В.И. Кашина и К.П. Обухова и группе переводчиков во главе с Ли Чжожу и редакционной группе издательства, моим коллегам-соавторам трактата, китайским и зарубежным товарищам, друзьям, родным и близким, которые оказывали и будут оказывать поддержку и помощь, и я приветствую всех вас!



Чэн Эньфу

Район Сюйхуэй, Г. Шанхай, КНР

20.08.2022

Предисловие ко второму тому

Этот том посвящен семи основным областям исследования.


I. О теории «Капитал» и его реальности

1. Кому в условиях капиталистической системы фактически принадлежит рабочая сила наемных работников? В ответ на различные мнения в теоретических кругах по этому важному вопросу, в статье «об отнесении труда к наемным рабочим при капиталистической системе» изложена новая точка зрения, утверждающая, что фундаментальная причина, по которой рабочая сила наемных рабочих по существу принадлежит капиталистическому классу, заключается в том, что рабочие не имеют средств производства и средств к существованию. Если рабы принадлежали конкретному рабовладельцу, то наемные рабочие принадлежали не конкретному капиталисту, а капиталистическому классу в целом. Наемная рабочая сила, которая по сути своей явно принадлежит классу капиталистов, представлена с ног на голову как принадлежащая самим рабочим, как вновь и вновь продающая весь свой собственный труд. Но перевернутый способ присвоения капиталистического труда, в отличие от ситуации присвоения труда в других эксплуататорских обществах, демонстрирует одновременно лицемерие и историческую прогрессивность капиталистической системы эксплуатации.

2. в китайских и зарубежных теоретических кругах всегда шли дебаты о методе исследования и нарративном методе, «как понять взаимосвязь между исследовательским и нарративным методами «капитал»?», «анализ подхода «конкретное-абстрактное-конкретное» в «капитал»». В этой статье утверждается, что полный метод изучения чего-либо – это путь от конкретного чувства к абстрактному мышлению, а затем от абстрактного мышления к конкретному мышлению; как любая научная система экономики, ее процесс повествования должен следовать пути восхождения от абстрактного к конкретному; процесс повествования является отражением последней стадии процесса исследования от абстрактного к конкретному. Исследовательский метод и метод повествования, по сути, одно и то же.

3. в середине 1980-х годов в ходе реформы экономической системы Китая начал обсуждаться вопрос о том, могут ли государственные предприятия внедрить систему акционерного капитала. Статья «теория акционерного капитала К. Маркса», в которой подробно рассматривалась теория акционерных обществ К. Маркса в «капитал» и других работах, фактически заложила раннюю теоретическую основу для проведения Китаем реформы акционерного капитала с участием государственного капитала.

4. в статье «обсуждение теории двух типов расширенного воспроизводства в «капитал»» отмечается, что теория К. Маркса о двух типах расширенного воспроизводства является важной частью всей его экономической теории. В настоящее время для нас имеет большое практическое значение повторное изучение и исследование основных идей этой теории в «капитал», чтобы контролировать масштабы капитального строительства и скорость экономического развития в новой ситуации реформ, а также осуществлять пропорциональное, высокоэффективное и устойчивое развитие народное хозяйство. ««Теория прибавочной стоимости» К. Маркса и две теоретические проблемы нашей социалистической экономики», в котором говорится о том, что коммунизм – это новая социально-экономическая форма, переходная от капитализма, и что в процессе трансформации и перехода этой социально-экономической формы К. Маркс уделял особое внимание роли материального базиса и проблеме наследования; на основе многих четких рассуждений Маркса категории социалистического необходимого труда и категории прибавочного труда, проанализировать их глубокую значимость и поставить под сомнение противоположную точку зрения.

5. «Исследование «Капитал», как он развивается через споры и борьбу» и «о развитии изучения «Капитал» «– две большие статьи, опубликованные отдельно. Во-первых, в нем изложены первоначальные достижения и недостатки китайских ученых в переводе, популяризации и изучении «капитал» за 30 лет, прошедших с момента образования китайской народной республики до третьего пленума одиннадцатого ЦК КПК. Наконец, в нем объясняются некоторые основные требования и разработки для будущего изучения капитала.

6. В 1983 году в Китае был опубликован китайский перевод первого тома французского издания «Капитал», отредактированный самим К. Марксом, а в следующем году за этим исследованием последовала статья под названием «французское издание «капитал» с «независимой научной ценностью»».

7. если в «капитал» К. Маркс рассмотрел капиталистический способ производства и хозяйствования, то в «капитал» он провел всестороннее и систематическое исследование общих законов транспортной экономики и их конкретных проявлений в капиталистических условиях. Если отбросить капиталистический характер некоторых рассуждений, теория транспорта маркса по-прежнему имеет большое значение как руководство для нынешнего энергичного развития социалистической транспортной отрасли. Это анализируется в статье «теория транспорта К. Маркса и развитие нашей транспортной экономики».

8. В 1986 году, прослушав лекцию профессора токийского университета Рику Оучи в Фуданьском университете, я написал статью «капитализм и современный капитализм- обзор взглядов известного японского экономиста-марксиста Рику Оучи», в которой согласился с анализом теоретических и практических вопросов, касающихся теоретического статуса и роли «капитал». Однако он также подверг сомнению предвзятость в таких вопросах, как взаимосвязь между концентрацией капитала и монополией, указав, что В.И. Ленин безошибочно установил этот принцип на основе учения К. Маркса о том, что свободная конкуренция неизбежно порождает концентрацию производства и капитала, которая, в свою очередь, неизбежно ведет к монополии.


II. О взаимосвязи между культурой и экономикой

Три статьи по экономике культуры, опубликованные в 1986 году, фактически исследуют взаимосвязь между культурой и экономикой. Во-первых, в нем анализируется необходимость создания социалистической экономики культуры, как с точки зрения текущей потребности в реформировании экономической системы, так и с точки зрения необходимости сформулировать стратегию развития культуры, и в частности, прояснить диалектическую взаимосвязь между социальной культурой и экономической реформой и развитием. В-третьих, анализ показывает, что к идеям В.И. Ленина о культурном строительстве и культурной революции следует относиться серьезно, что экономическая реформа должна быть поднята до уровня социалистического культурного строительства, и что социалистические культурные изменения должны использоваться для продвижения и стимулирования экономической реформы и создания основы для экономической реформы. Экономическую реформу и обеспечить совместимую глубокую культурную структуру для экономической реформы.


III. К вопросу о социалистическом товарном хозяйстве

1. В середине 1980-х годов в теоретических кругах КНР велись дебаты о том, может ли социалистическая экономика быть реформирована в плановую товарную экономику, основанную на общественной собственности, и была опубликована статья «социалистическая экономика – это новая и развитая товарная экономика-дискуссия с товарищем у Цзисюэ», которая представляла собой дебаты с негативной точкой зрения. В смысле материальной производительности социализм еще не является развитой товарной экономикой. Однако рассмотрение способа функционирования социалистической экономики и теоретический взгляд на основные тенденции социалистической товарной экономики позволяют предположить, что социалистическая экономика должна быть новым типом развитой товарной экономики.

2. В коллективно написанном исследовательском докладе на тему «теоретическая модель социалистической товарной экономики» обсуждается, что все социалистические страны принимают социалистическую общественную собственность на средства производства в качестве основы своей экономики, а марксизм – в качестве руководящей идеологии реформ. Основной аспект, который объединяет все страны, заключается в том, что социалистическая экономика – это плановая товарная экономика, основанная на общественной собственности.


IV. К вопросу о социально-экономических укладах и первичной стадии социализма

1. «Об основных признаках для классификации социально-экономических моделей и стадий общественного развития – также об экономических особенностях Китая на начальной стадии социалистического общества», «экономические характеристики начального этапа социализма и реформ», утверждает, что независимо от того, разделяют ли различные общественно-экономические формации в истории или различные этапы развития в рамках одной общественно-экономической формации, основные признаки могут быть рассмотрены комплексно как с точки зрения производительных сил, так и с точки зрения производственных отношений, причем производственные отношения имеют более непосредственный характер. Производственные отношения имеют более непосредственное значение, чем производительные силы. Причина в том, что изменения в производительных силах только тогда знаменуют изменения в социально-экономической форме и стадии общественного развития, когда они вызывают частичные качественные изменения в производственных отношениях; анализ частичных качественных изменений в форме собственности на средства производства, способе и механизме функционирования социально-экономической деятельности и системе распределения в социалистическом обществе на разных этапах развития неизбежно формирует начальную, промежуточную и продвинутую стадии социализма, т. е. Впервые в истории марксистского развития была выдвинута и аргументирована теория «трех стадий социализма», и в передовых теоретических кругах Китая было предложено, что на первичной стадии социализма, когда рыночная система и рыночный механизм действительно развиты и совершенны, эта экономическая система по существу является новым типом рыночной экономической системы под регулированием планирования.

2. «Текущая ситуация с производительностью в Китае и международные сравнения» рассматривает неразвитое состояние уровня производительности труда как фундаментальную экономическую характеристику начальной стадии социализма. Эта характеристика обусловлена тем, что наш социализм родился в полуколониальном и полуфеодальном обществе; она предусматривает, что на данном этапе мы должны пройти путь индустриализации и коммерциализации, социализации и модернизации производства, которого достигли многие другие страны в условиях капитализма, и проводит сравнительный анализ между Китаем и зарубежными странами с точки зрения малой доли производимых товаров, низкой степени социализации производства и низкого уровня модернизации производства.

3. Противоречат или едины приверженность стандарту производительности и приверженность социалистическим принципам? Это как теоретический вопрос, касающийся основных принципов марксизма-ленинизма, так и практический вопрос, который всегда обсуждался в ходе реформы социалистической экономической системы в Китае и за рубежом без достижения консенсуса. В статье «стандарты производительности и социалистические принципы» отмечается, что критерий производительности является фундаментальной основой марксистско-ленинских принципов научного социализма, и что объективные законы возникновения, эволюции и гибели капиталистического способа производства, раскрытые марксизмом-ленинизмом, основаны на анализе производительности. Эти два принципа вместе составляют экономическую сущность и основные принципы социализма, которые полностью соответствуют критерию производительности, и отрицание этих двух основных принципов как раз и означает отход от критерия производительности. Здесь кроется неразрывное единство критерия производительности и принципов социализма.


V. О реформе и развитии финансовой системы КНР

Перед лицом различных идей реформы финансовой системы в то время, в статье «общая реформа финансовой системы КНР» на основе предварительного анализа и суждений о реформе финансовой системы Китая был сделан вывод, что текущая реформа финансовой системы должна одновременно учитывать пять основных задач: улучшение макроконтроля финансов, рационализация системы процентных ставок, улучшение финансовой организации и предприимчивости профессиональных банков, систематическое открытие финансового рынка и реформирование системы управления иностранной валютой. Цели: во-первых, усиление функций центрального банка и создание иерархической системы финансового контроля с сильным и гибким макроконтролем. Во-вторых, создание финансовой системы, возглавляемой центральным банком, с национальными банками в качестве опоры и различными финансовыми институтами, сосуществующими и сотрудничающими друг с другом. В-третьих, создание кредитной системы, в которой банковский кредит является основой, а средства привлекаются и финансируются различными способами и с помощью разнообразных кредитных инструментов, поэтапное развитие и становление финансовых рынков, постепенное формирование финансовых центров разного уровня на базе центральных городов, постепенное создание относительно надежной системы экономической компенсации страхования. В-четвертых, создать современную систему управления финансовыми учреждениями и усилить построение финансовых систем и правил. Исходя из вышеизложенных идей, предлагается ряд мер по реформированию, которые должны быть приняты в период седьмого пятилетнего плана.


VI. Теоретические дискуссии об экономических реформах и развитии

Будучи молодым ученым и ученым среднего возраста, он возглавил серию дискуссионных статей, в которых комментируются теории и политические идеи профессора Ли Йинин, оказавшие такое влияние на экономические реформы и развитие Китая. В этом томе содержится четыре статьи.

1. В статье «анализ типов социалистического потребления-дебаты с профессором Ли Йинин» утверждается, что если абстрагироваться от основных различий в уровне потребления и структуре потребления страны, то формируются различные типы потребления. Так называемый тип потребления относится к состоянию потребления в связи с экономическим развитием в течение длительного периода времени; о нем спорят с мнением, что «умеренное потребление отстает», указывая на неполноту теоретического исправления ошибочного мнения, что производство и потребление должны поддерживать соответствующее соотношение, и что теория «умеренного разъединения» социалистического потребления и производства «умеренный разрыв» между социалистическим потреблением и производством отличается от «серьезного разрыва» только по степени, а не по характеру, и вопрос об умеренном потреблении поднимается и изучается. (в связи с этим в данный том также включена статья «анализ причин и экономических последствий «преждевременного потребления» в развивающихся странах»).

2. В статье «Краткое обсуждение распределения доходов при реформировании экономической системы-дискуссия с товарищем Ли Йинин II «ставится под сомнение мнение, что изменения в количестве или качестве труда, предоставляемого людьми, приводят к увеличению или уменьшению индивидуального трудового дохода, что те, чей доход увеличивается, не имеют ничего общего с теми, чей доход уменьшается, и что никакой рост дохода первых не происходит за счет вторых. Очевидно, что эта точка зрения не может охватить сложную динамику экономической ситуации; трудно проанализировать точку зрения, согласно которой не существует необходимой связи между теми, чей доход от благосостояния увеличивается, и теми, чей доход от благосостояния уменьшается, и что увеличение благосостояния одних не происходит за счет уменьшения дохода других, в любом случае из-за изменений в условиях доступа к доходам от благосостояния или в стандарте благосостояния. Трудно рассмотреть эту точку зрения с точки зрения социальной системы или единицы в целом; оспорить простое мнение, что любое увеличение или уменьшение доходов членов общества в результате рыночной конкуренции является «допустимым» и «нормальным явлением» на первичной стадии социализма. В условиях серьезной инфляции, неблагоприятной экономической среды и того факта, что реформы еще не углубились, делать такие общие заявления еще более невозможно.