– Я не буду мешать им, – с улыбкой сказал Ярослав. – А откуда ты знаешь про забор? Они сами тебе сказали?
Мужчина с удивлением уставился на Ярослава, покачав головой:
– Как же они мне скажут? Они же не умеют говорить.
– Точно, – Ярослав присел рядом, рассматривая насекомых, несущих незримые крохи в свой маленький муравейник, спрятанный в зарослях травы. – Тогда с чего ты взял, что им нужен забор?
– Ну как же… Всем нужен забор. Где же Вы видели дом, без забора?
– Да, ты прав, – одобрительно кивнул Ярослав. – Чтобы защитить родной дом от чужаков.
– Да нет же, – мужчина устало выдохнул, словно объяснял несмышленому другу очевидные вещи. – Забор нужен, чтобы не хотелось выйти наружу.
– С чего ты это взял? – нахмурился Ярослав.
– Так говорит сестра Мария, – пожал плечами тот. – Если сестра Мария что-то говорит, то так оно и есть.
– Неужели?
– Так говорит сестра Мария, – развел ладони мужчина.
Забор, чтобы не хотелось выйти наружу, подумал Ярослав, если им вбивают в голову подобные «истины», о каком выздоровлении может идти речь?
– Как давно ты здесь живешь? – спросил он.
– Всегда.
– Ладно… А сколько раз ты видел снег? – зашел с другой стороны Ярослав.
– Не помню, но сестра Мария говорит, что снег нельзя есть, – мужчина по-детски выпятил нижнюю губу, сделав обиженное лицо. – Но мне иногда так хочется, понимаете? Снег… он похож на зефир, который нам иногда дает сестра Мария. Она хорошая. И говорит, что я хороший. Когда не ем снег. А я и не хочу его есть. Снег есть нельзя! Слышите! Нельзя! – мужчина сорвался на крик, впадая в истерику.
– Хорошо-хорошо, успокойся, – постарался как можно быстрее усмирить его Ярослав, чувствуя, что мужчина теряет контроль над собой. – Я не ем снег. Видишь, у меня нет снега.
– Ладно, – мужчина снова уткнулся носом в траву. – Потому что, сестра Мария…
Он умолк на полуслове, обратив все свое внимание на муравья, ползущего под ногой.
Нет, подумал Ярослав, это тяжелый случай. Слабоумие, обсессивно-компульсивное расстройство, проблемы с диссоциацией и один бог ведает, что еще… Я с этим не справлюсь. Егор еще мог бы, но он уже выбрал себе «друга» полегче.
– Что ж, – вздохнул Ярослав, отходя от мужчины, – извини за беспокойство.
– Не ешьте снег, – ответил тот, не поднимая глаз.
Если здесь все такие, Ярославу точно не сдать отчет. Нужно смотреть внимательнее, среди этих людей должен быть кто-то более адекватный. Ярослав обратил внимание на престарелую даму на лавочке, она негромко пела песню, делая пассы руками, согнутыми в локтях. Он не разобрал, какая именно была песня, отчасти потому что старушка глотала половину слов, заикаясь. Вряд ли, с ней можно рассчитывать на продуктивную беседу. Нет, она тоже не подходит. Кто еще? Лысый мужчина у фонтана, две женщины на лавочке, старик в инвалидной коляске возле цветочной клумбы… Нет, нужен кто-то другой. Ярослав смотрел на людей, пытаясь угадать их болезни по выражению лица. Это оказалось сложнее, чем он себе представлял. Раньше он думал, что всегда сможет распознать психические отклонения с первого взгляда на человека. В теории, это было не так уж сложно, но на деле… Нет, понял он, нужно использовать иной подход. Нужно перестать воспринимать людей, лишь как носителей определенных заболеваний. Нужно смотреть на них, как на целостную личность. Пусть, искаженную психической болезнью, но – своеобразную, уникальную личность. Смотря на пациентов, нужно видеть, в первую очередь, людей.
Он обернулся и заметил легкое, едва уловимое движение за деревом неподалеку. Будто быстрый взмах белоснежного крыла бабочки сверкнул в самом краю поля зрения и тут же исчез, оставив бледный след в сознании. Только сейчас он услышал тихий голос, больше похожий на шелест листвы, практически неотличимый от него, мягкий и ровный. Сам не зная почему, Ярослав пошел к тому месту, где видел блик белой бабочки. Им оказался краешек платья, скользящий по низкой траве. Стараясь не испугать его обладательницу, Ярослав нарочно похлопал ладонью о свою пластиковую папку для бумаг и аккуратно шагнул вперед.
Склонив голову, под деревом сидела темноволосая девушка, ее длинное платье теребил легкий ветер, отчего акриловые края трепетали, как изящные тонкие крылья. Она что-то шептала, не глядя на него, на сложенных коленках лежал смятый лист бумаги с неровными краями, словно наспех вырванный из тетради, а в пальцах замер маленький, плохо заточенный карандаш. У Ярослава сжалось сердце. Сжалось настолько, что смогло бы просочиться сквозь ушко иголки. Внутри все замерло, покрывшись коркой льда, он будто превратился в мраморное изваяние, замершее на вершине заснеженной горы, хотя вокруг все так же царил жаркий весенний полдень. Он не мог пошевелиться, не мог отвести взгляд, он был не в силах произнести хоть слово, горло сковал этот невесть откуда взявшийся холод, а сердце безуспешно билось изнутри, стуча о загрубевшую грудную клетку. Его душу разорвало и разбросало ледяными осколками по равнинам застывших мыслей.
Девушка была совсем юной, не больше двадцати лет, стройная и легкая, словно снежинка, в своем белом платье. Ее прямые темные волосы стекали с плеч обсидиановым водопадом, а бледные губы игрались тихим шепотом, как тонкие осенние листья под дуновением теплого ветра. Она вдруг посмотрела на Ярослава и внутри него все перевернулось. Холод в груди сменился жарким пламенем, вмиг растопив замерзшую душу. Ее взгляд сломал, вышвырнул и разметал его мысли во все стороны. Ярослава бросило в жар, он едва мог ощутить себя в пространстве, будто этот взгляд смог расплавить каждую клеточку его тела, оставив лишь смутную лужу тени на замшевой траве у ее ног. Эти глаза… Ярославу еще никогда не приходилось встречать людей с гетерохромией, поэтому он смотрел на девушку, как на невероятно реалистичную, завораживающую, восхитительную и смелую картину искусного художника-фантаста. От ее глаз невозможно было оторваться. Два драгоценных камня – небесный сапфир и огненный янтарь отливали блеском в солнечном свете. У левого, темно-синего глаза, вытянулся тонкий ровный шрам, от виска к мочке уха, а правый глаз, светло-карий, немного отличался размером зрачка. Несмотря на это, девушка была необычайно красива. Нет, подумал Ярослав, она красива именно благодаря этому.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги