banner banner banner
Развитие цивилизаций и технологии происхождения видов
Развитие цивилизаций и технологии происхождения видов
Оценить:
 Рейтинг: 0

Развитие цивилизаций и технологии происхождения видов


И. А. Рухленко (декан экологического факультета Волжского университета имени В. Н. Татищева) в двух томах своей книги «Что ответить дарвинисту?» дает практические советы людям, которые скептически относятся к современной теории эволюции, но при этом вынуждены вступать в словесные споры с глубоко верующими дарвинистами. Автор книги подробно объясняет, что им нужно отвечать, если те озвучивают:

1) палеонтологические; 2) молекулярно-генетические; 3) сравнительно-анатомические; 4) эмбриологические; 5) биогеографические «доказательства эволюции». Особенно подробно рассматриваются примеры наблюдаемой эволюции, основанные на эмпирической пустоте. Они недопустимо малочисленны и большинство из них не могут служить примерами эволюции. Помимо критики «доказательств эволюции», в книге рассматривается большое количество фактов из разных областей биологии, которые не вписываются в концепцию естественной эволюции, и для их объяснения предлагаются разные теории Разумного замысла. Проводится анализ достоинств и недостатков теории Разумного замысла в сравнении с теорией естественной эволюции. Делается вывод, что на сегодняшний день концепция непрерывного творения успешно объясняет наибольшее количество биологических фактов.

Ведущие представители движения «Разумный замысел», работающие в некоммерческой общественной организации «Discovery Institute», рассматривают его как научную теорию, согласно которой определенные признаки вселенной и жизни лучше всего объяснимы разумной первопричиной и не могли возникнуть вследствие естественных процессов без сознательного управления. Разумный замысел аргументирует, что в природе существует достаточно доказательств того, что жизнь и природа являются результатом тщательно продуманного дизайнерского замысла. Природу можно рассматривать скорее как результат предварительного планирования, а не как последствие простой адаптации.

Книги, посвященные Разумному замыслу, такие как «The Signature in the Cell», «Darwin’s Doubt» (S. Meyer), «Undeniable» (D. Axe) и «Darwin on Trial» (Ph. E. Johnson), издаются большими тиражами и активно покупаются. Однако труды, посвященные этой проблеме, в рецензируемые журналы и на научные конференции не принимаются. У подавляющего большинства американских научных организаций концепция «Разумного замысла» не находит признания как научная теория и рассматривается как псевдонаука.

Ведущие представители движения «Разумный замысел» работают в некоммерческой общественной организации «Discovery Institute», которая базируется в городе Сиэтл (США). Она поддерживает пропаганду введения креационистских антиэволюционных верований в научные курсы общеобразовательных школ США наряду с общепризнанными научными теориями. В 2005 г., в судебном процессе «Кицмиллер против школьного округа Довер» было вынесено решение, что директива по преподаванию «Разумного замысла» в рамках естествоведческих предметов как альтернативы к теории эволюции противоречит Первой поправке к Конституции США. Основой этого решения было заключение, что «Разумный замысел» не научная теория и имеет религиозную природу.

С 2001 по 2010 г. сотрудники «Discovery Institute» собрали около 700 подписей ученых под тезисом «Научное несогласие с дарвинизмом», чтобы показать, что есть много ученых, которые не согласны с так называемой дарвиновской эволюцией. В этом тезисе говорится: «Мы скептически относимся к заявлениям о возможности случайных изменений и естественного отбора нести ответственность за сложность жизни». Эта резолюция стала причиной проведения нескольких кампаний, целью которых было показать уровень поддержки эволюции в научной среде, в их числе «Научная поддержка дарвинизма», собравшая более 7 тыс. подписей в течение четырех дней. Необходимо отметить, что такие вопросы не решаются голосованием людей, которые не имеют глубоких знаний по данной проблеме. Пропаганда теории «Разумного замысла» в целях обоснования божественного сотворения жизни в корне противоречит научности и наносит вред развитию человечества, как и любая другая религия.

1.7. СОМНЕНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНЫХ И МЫСЛИТЕЛЕЙ

Многие мыслители в различные времена задумывались о сложности происхождения окружающего мира на Земле. Они осознавали, что существует целый ряд необъяснимых фактов и явлений, которые могут быть связаны с деятельностью высокоразвитого интеллекта. Еще древнегреческий философ Анаксагор, наблюдая за целесообразным устройством мира, пришел к идее о «верховном уме». Сократ и Платон в устройстве мира также видели доказательство существования высшего разума. «Мир слишком сложен, чтобы возникнуть случайно». Об этом писал М. Бакунин: «Великие философы от Гераклита и Платона до Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, не говоря уже об индийских философах, написали горы томов и создали столь же остроумные, как и возвышенные, системы, в которых они мимоходом высказали много прекрасных и великих вещей и открыли бессмертные истины, но оставили эту тайну, главный предмет их трансцендентных изысканий, столь же непроницаемой, какою она была и до них».

Многие мыслители связывали сложность и продуманность окружающего мира с религиозными представлениями, когда все необъяснимые наукой факты связывали с божественной силой. Другие ученые, понимая всю мифичность и дикость богословских взглядов, в своих высказываниях о построении мира говорили о роли творческого начала, о возможности участия Творца, абстрактного Высшего разума или Создателя.

В. И. Ленину приписывают следующее высказывание: «Если природа есть творение, то само собой понятно, что она может быть сотворенной только от того, что больше, что могущественнее природы. От чего-то такого, что уже существует, так как для того, чтобы сотворить природу, надо чему-то существовать уже независимо от природы. Значит существует что-то помимо природы и притом такое, что творит природу. По-русски это называется Богом».

Мнения выдающихся личностей человечества более весомы, чем взгляды рядовых ученых, повторяющих ортодоксальные истины, усвоенные еще со студенческой скамьи. Мне приятно осознавать, что они совпадают с моими убеждениям. Поэтому я решил привести некоторые из них. Все эти высказывания богословы использовали для укрепления своей власти над умами доверчивых верующих. Часть из них взята из книги профессора Прикарпатского национального уныверситета им. Василя Стефаника, доктора физико-математических наук Ивана Климишина «Вченi знаходять Бога» (Ученые находят Бога), а также на сайтах https://rationalwiki.org/wiki/Lists of creationist scientists; https://www.google.com/search?rlz=1C1AOHY ruUA792UA816 amp;e i=6thbXLycD9H5kwXFuI D4CA amp;q=great+scientists+about+and+ creationists amp;oq=Great+scientists+about+and+creation amp; gs l=psvab.1.0.33i22i29i30.2267.14336…16918…0.0…0,158.1143.1lj2….0,…l…gws-wiz…0i71j0i22i30i 19j0i22i30j33i10.BhONC u5TpY; https://www.pravmir.ru/velikie-fiziki-o-vere-i-boge/ (https://www.pravmir.ru/velikie-fiziki-o-vere-i-boge/).

Стремление найти сверхъестественное объяснение сотворению много лет тому назад хорошо выразил Джордано Бруно (Giordano Bruno): «Мы ищем Бога в неизменном, непреклонном законе природы, в благоговейном настроении души, руководимой этим законом… в истинном отблеске Его сущности, в бесчисленных созвездиях, светящихся на неизменном пространстве единого неба…».

Через много лет Георг Лихтенберг (Georg Lichtenberg) отмечал: «Разве наше понятие о Боге не является олицетворением непонятного», а Готфрид Вильгельм Лейбниц (Gottfried Wilhelm Leibniz) утверждал, что «только мелкие глотки научного знания отдаляют человека от религии и Бога, а более глубокие снова возвращают его к ним».

Основоположник систематики растительного и животного мира Карл Линней (Carl Linnaeus) восклицал: «Я наблюдал, как одушевленные существа идут друг за другом непрерывною цепью, примыкая к царству растительному, растения сцепляются с царством минеральным, уходящим во внутренность Земного шара, между тем как этот шар кружится в неизменном порядке около Солнца, дающего ему жизнь. Наконец, я видел Солнце и все другие светила, всю звездную систему, бесконечную, неисчислимую в своей беспредельности, движущуюся в пространстве, повешенную среди вечной пустоты Первым Непостижимым Двигателем, Существом существ, Причиною причин, Вождем и Хранителем Вселенной, Господином и Работником всякого дела в мире! Итак, справедливо верить, что есть Бог, Великий и Вечный, не порожденный никаким существом, который сотворил это всемирное дело и водворил в нем порядок». По мнению К. Линнея, «Мы насчитываем столько видов, сколько вначале сотворило Бесконечное Существо… эти формы согласно законам размножения произвели множество других, но всегда подобных себе».

Подобные мысли высказал один из основоположников экспериментальной медицины и эндокринологии Клод Бернард (Claude Bernard): «Как бы далеко ни ушла опытная наука вперед в прогрессивном ходе своего развития и как бы ни были велики ее успехи и открытия, но она никогда не в состоянии, не переступая собственных границ, ответить о первичной причине всего, о происхождении материи и жизни и о конечной судьбе вселенной и человека. Пытаясь ответить на эти вопросы, я вступаю в область метафизики и перестаю быть натуралистом, исследующим природу и познающим истину при помощи наблюдения, мнения и взгляды мои в этом случае уже не имеют за себя авторитетности точного и положительного знания, так как здесь я уже нахожусь вне сферы компетентности физических и физиологических наук».

Жан Баптист Ламарк (Jean-Baptiste Lamarck) писал: «Высший Творец всего существующего есть непосредственный творец материи и природы и лишь косвенным образом творец всех продуктов этой последней». Далее, развивая идею эволюции, он утверждал: «Высшая Сила сотворила материю, положила начало существованию различных ее видов… Следовательно, продолжительность существования материи будет всецело зависеть от воли ее Творца, и природа при всем своем могуществе не сможет ни убавить, ни прибавить ни малейшей частицы к тому количеству ее, которое было сотворено».

Жорж Кювье (Jean Cuvier), отвергавший теорию эволюции Ламарка, был убежден, что «Творец всех существ, в создании их, мог руководствоваться только одним законом – необходимостью дать каждому из своих творений, которое должно продолжать жизнь, средства для поддержания существования».

Ему вторил французский энтомолог Жан-Анри Фабр (JeanHenri Fabre): «Мир управляется бесконечным Разумом. Чем больше я наблюдаю, тем больше я открываю этот Разум, светящийся за тайной существующего. Я знаю, что надо мною будут смеяться, но я мало забочусь об этом; легче содрать с меня кожу, чем отнять у меня веру в Бога».

Российский академик П. С. Паллас утверждал: «…Вид есть единица постоянная, и виды следует считать проектированными в первом плане творения и назначенными для образования той цепи существ, которой мы восхищаемся, не имея возможности объяснить ее».

Джон Стюарт Милль в своих посмертно опубликованных очерках «О религии» (Three Essays on Religion, 1874) отмечал, что порядок мира свидетельствует о наличии упорядочивающего разума. Однако это не дает нам оснований считать, что Бог сотворил материю, что он всемогущ и всеведущ. Бог не есть Абсолютное Все, человек сотрудничает с Богом в наведении порядка, гармонии и справедливости.

Ряд ученых в своих суждениях избегали слова Бог и говорили о Творце. Так, основоположник современной микробиологии и иммунологии Луи Пастер (Louis Pasteur) констатировал: «чем больше я занимаюсь изучением природы, тем больше останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца».

Георг Гегель (Georg Hegel) считал, что в основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве – это природа; самораскрытие во времени – история. Призвание всемирно-исторических личностей заключалось в том, чтобы быть доверенными лицами всемирного духа.

Уильям Вевель (William Whewell) утверждал, что «…без допущения объективных целей в природе и конечной причины в биологии обойтись нельзя». По его мнению, общей чертой «палэтиологических наук является невозможность объяснить происхождение современного состояния вещей естественным путем из некоторого «первичного состояния» без предположения сверхъестественного вмешательства». Являясь принципиальным противником эволюционизма, он полагал, что в начале каждого нового геологического периода «проявлялась творческая сила». В биологии он не допускал трансформизма, говоря, что «допустить образование новых видов как естественное явление в природе, не указывая в то же время на реальные факты, подтверждающие подобное предположение, значит, совершенно голословно отвергать гипотезу творения». Это высказывание является не объектом веры, а научной аксиомой. Ее сущность сводится к космологическому аргументу («История и естествознание», 1894 г., русский перевод 1900 г.).

Немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель И. В. Гете (Johann Goethe), основоположник учения о метаморфозе растений, склоняясь к идее эволюции, полагал, что она может происходить лишь в определенных границах под руководством Творца. Он писал: «Все члены образуются по вечным законам, и самая редкостная форма втайне верна первообразу».

Вольтер (Voltaire) говорил: «Нужно быть незрячим, чтобы не быть ослепленным этой картиной, нужно быть дураком, чтобы не признавать ее Творца, нужно быть безумным, чтобы перед Ним не склоняться».

В своем научном труде «Неизвестные разумные силы» К. Э. Циолковский отмечал: «Воля человека и всяких других существ – высших и низших – есть только проявление воли Вселенной. Голос человека, его мысли, открытия, понятия, истины и заблуждения – есть только голос Вселенной».

Пьер Лаплас (Pierre-Simon de Laplace) высказал Наполеону Бонапарту следующее суждение: «Моя религия проста: я смотрю на Вселенную и убеждаюсь, что она не могла быть делом слепого случая, а создана каким-то неизвестным и всемогущим существом, которое настолько превышает человека, насколько Вселенная превышает наши наилучшие машины». На вопрос Наполеона, нашлось ли Богу место в предложенной Лапласом системе мира, он ответил: «Мне не понадобилась такая гипотеза».

Немецкий химик Юстус Либих (Justus Liebig) восклицал:

«Не забывайте, что мы при всех наших знаниях и исследованиях остаемся близорукими людьми, сила которых коренится в том, что мы имеем опору в высшем Существе».

Шведский химик Иоган Берцелиус (J?ns Jakob Berzelius) писал: «Вся органическая природа свидетельствует о существовании мудрой цели и является продуктом высшего разума… Таким образом, человек призван рассматривать свою высшую способность – способность мысли – в соответствии с Существом, которому он обязан своим существованием».

Целая серия высказываний по отношению к Высшему Разуму принадлежит известным физикам. Один из выдающихся гениев человечества Исаак Ньютон (Isaac Newton), предложивший свой вариант библейской хронологии, оставил после себя значительное количество рукописей по данным вопросам. В своей работе «Principia Philosophiae» он писал: «Небесный Владыка управляет всем миром как властитель Вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся пред Ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, которого я называю Господь Бог». «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего Существа. Вот мое первое и последнее слово». Исаак Ньютон отмечал: «Каким образом движения тел подчиняются воле и откуда инстинкт у животных?… И если Он поступил так, то не следует философии искать другое происхождение мира или полагать, что мир мог возникнуть из хаоса лишь по законам природы…». Экономист Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes), который приобрел записи Ньютона по алхимии, на юбилее трехсотлетия со дня его рождения говорил: «Он считал мироздание криптограммой, составленной самим Всевышним».

В письме Альберта Эйнштейна (Albert Einstein) нью-йоркскому раввину Гольдштейну (Goldstein) в 1924 г. есть такие слова: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей». В другом письме можно прочитать такие слова:

«Я не верю в личного Бога. Свое отношение к Богу я выражал ясно и никогда не отказывался от своих слов. Если же что-то из моих высказываний может показаться кому-то религиозным, то это, вероятно, – мое безграничное восхищение структурой мира, которую нам показывает наука». Он высказал такую мысль:

«Каждый, кто серьезно занимается наукой, убеждается в том, что в законах природы присутствует некий дух, и этот дух выше человека».

Такую же мысль высказал английский физик Джеймс Джоуль (James Joule): «Перед нами великое разнообразие феноменов, которые явно свидетельствуют о мудрости и благости великого Архитектора Вселенной».

Выдающемуся физику Максу Планку (Max Planck), основоположнику квантовой физики, принадлежит следующее высказывание. «И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других – вершину построения любых мировоззренческих принципов».

Еще один известный французский физик Анри Ампер (Andrе-Marie Ampеre) говорил: «Самое убедительное доказательство бытия Бога – это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому порядку живые существа находят в своем организме все необходимое для развития и размножения своих физических и духовных способностей».

Аналогичную мысль высказал немецкий физик Вернер Гейзенберг (Werner Heisenberg), один из создателей квантовой механики: «Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог».

Андрей Сахаров, советский физик, один из создателей водородной бомбы говорил: «Мое глубокое ощущение… – существование в природе какого-то внутреннего смысла… И это ощущение, может быть, больше всего питается той картиной, которая открылась перед людьми в XX веке». «Я не знаю в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви. В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов».

К перечисленным высказываниям можно отнести слова английского астрофизика Джеймса Джинса (James Jeans):

«Примитивные космогонии рисовали Творца работающим во времени, выковывающим Солнце и Луну и звезды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же как художник находится вне своего холста».

Паскуаль Йордан (Pascual Jordan), немецкий физик, один из основателей квантовой механики, также отмечал, что «Современная наука устранила препятствия, которые лежали ранее на пути между естественным знанием и религиозным мировоззрением. Сегодняшнее естествознание больше не восстает против Творца».

Известный физик-изобретатель Томас Эдисон (Thomas Edison) в одном из интервью на вопрос о целесообразности в мире атомов дал такой ответ: «Неужели Вы думаете, что это совершается без всякого смысла? Атомы в гармоническом и полезном соединении принимают красивые и интересные очертания и цвета, словно выражая свое удовольствие. В болезни, смерти, разложении или гниении – несогласие составных атомов немедленно дает себя чувствовать дурными запахами. Соединенные в известных формах атомы образуют животных низших разрядов. Наконец, они соединяются в человеке, представляющем собой полную гармонию осмысленных атомов».

Такого же мнения придерживался английский астроном Вильям Гершель (William Herschel): «Чем более раздвигается область науки, тем больше является доказательств существования Вечного Творческого и Всемогущего Разума».

По этому поводу английский физик и радиотехник Джон Флеминг (John Fleming) писал: «Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстает сегодня перед нами как мысль, но мысль предполагает наличие Мыслителя».

Современный физик-теоретик Стивен Хокинг (Stephen Hawking) писал: «Мои исследования возникновения Вселенной находятся в пограничной полосе между наукой и религией, но я стараюсь оставаться на научной стороне. Вполне возможно, что Бог действует таким способом, который не описывается научными законами, но в таком случае человеку остается полагаться только на собственную веру. Даже если существует только единственная объединенная теория – она просто набор правил и уравнений. Что же вдыхает огонь в уравнения и создает Вселенную, чтобы они описывали ее? Обыкновенный научный подход построения математической модели не дает ответа на вопрос, почему обязана существовать Вселенная для описания данной моделью. Почему Вселенная вообще существует? (Stephen Hawking, A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes, New York, 1988, 174).

Закончить этот список изречений известных ученых хочется заключительной фразой главного труда Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Она звучит так: «Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться, согласно неизменным законам тяготения из такого простого начала возникло и продолжает возникать бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм». В этой книге он еще отмечал: «Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума – это указание на его Творца».

Факт наличия огромного количества крупнейших ученых и мыслителей разных периодов человеческой истории, которые говорили о роли Высшего Разума, является очевидным стимулом к анализу важнейших вопросов создания и функционирования жизни на Земле, разумности и спланированности ее создания исходя не из принципа самопроизвольного развития и, конечно, не из религиозных представлений.

1.8. ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВЗГЛЯДАХ НА РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Эволюционная теория дала огромный толчок для развития науки, сделала возможным накопить огромный фактический материал о последовательности возникновения различных видов на Земле в процессе их совершенствования. Поэтому все научные догмы рассматриваются только с позиций эволюционной теории, несмотря на ее противоречивость аргументации и недоказуемость. Являясь единственным научным объяснением происхождения жизни, она утверждает, что спустя миллионы лет после образования Земли на ней благодаря чистой случайности возникла жизнь, развитие которой протекало естественным путем – от одноклеточных организмов до миллионов разнообразных растений и животных, существующих в настоящее время.