banner banner banner
Растения, которые нас приручили
Растения, которые нас приручили
Оценить:
 Рейтинг: 0

Растения, которые нас приручили

Растения, которые нас приручили
Геннадий Авласенко

В научно-популярной книге Геннадия Авласенко “Растения, которые нас приручили” доступно и увлекательно рассказывается о происхождении тех или иных культурных растений, об истории их постепенного одомашнивания человеком, а также о том, с какой целью люди окультурили и принялись широко культивировать те или иные растения. А ещё в издании приведено множество интересных фактов об этих растениях.

Геннадий Авласенко

Растения, которые нас приручили

Вместо предисловия

Информация к размышлению

Хозяева и их слуги: кто есть кто?

Дав книге о культурных растениях название «Растения, которые нас приручили», я ничуточки не погрешил против истины. Это мы сами, по наивности, думаем, что просто взяли да и одомашнили некоторые виды растений. А значится, стали как бы их хозяевами. Ну, а они, соответственно, нашими верными слугами…

А скажите, разве хозяева работают на слуг? Заботливо готовят для них будущее место обитания, подкармливают всяческими вкусными органическими и минеральными удобрениями, водичкой всласть поят, от растений-соперников да животных-вредителей защищают постоянно?

И кто же, в таком случае, тут хозяин, а кто его верный слуга?

Ведь кем были, так называемые, культурные растения прежде, до того, как они человека себе в услужение взяли? Никем! И ничем! Одними из представителей царства растений, влачившие, ежели и не жалкое, то вполне неприметное существование на весьма ограниченной территории и среди превеликого множества своих растительных сограждан. Отчаянно боролись с зелёными сородичами за место под солнцем (в буквальном смысле этого слова), упорно, но не всегда результативно, пытались защититься от животных, больших любителей ими полакомиться.

И отчаянно мечтали о лучшей доле…

А лучшая доля, с точки зрения растений, это всяческое расширение собственных мест обитания (ареала) до максимально возможных пределов, в идеальном же случае – до всепланетного даже масштаба.

Но мечты эти так бы и остались мечтами, если бы не человек.

Который, не только вышел уже из животного состояния, но и возвысился над природой настолько, что дерзнул заняться её преобразованием.

Вот тут то и подвернулись ему под руку будущие «культурные растения». И охмурили настолько, что пошёл он к ним в услужение и, за определённую плату натурой (едой, одеждой и пр.), согласился воплотить в жизни сокровенную растительную мечту.

Захватническую, надо сказать, мечту, агрессивную…

Ибо вторгаясь на новые территории, культурные растения, в первую очередь, старались (с помощью человека, разумеется) все эти территории под свои потребности переделать. Безжалостно вырубались леса, осушались болота, распахивались девственные степные просторы. Тысячами и десятками тысяч гибли, не в силах приспособиться к изменившимся условиям существования, растения-аборигены этих мест…

И всё во благо растений-захватчиков и их верного слуги-человека!

Разумеется, за любое благо нужно платить. Возложив всю заботу о себе на человеческие плечи, обленились культурные растения, утратили многие жизненно важные, необходимые даже навыки. Одни из них обзавелись ненормально огромными (с точки зрения матушки-природы) плодами и семенами, другие – собственную корневую систему раздули до безобразных, прямо-таки, размеров. И все без исключения стали слишком уж капризными и беспомощными в извечной борьбе с, так называемыми, сорняками, безнадёжно проигрывая им и в росте, и в устойчивости к неблагоприятным природным условиям. И даже в количестве и степени всхожести семян. В общем, как и полагается истинным господам – без верных слуг, как без рук. И хорошо ещё, что люди-слуги взаимно в своих растительных господах нуждаются, да ещё как!

И смотрите, как интересно получается!

Практически, все культурные растения относятся к покрытосеменным или цветковым. Именно у многих из них имеются сочные съедобные плоды, богатые питательными веществами семена, корни, в которых растения откладывают в запас крахмал и прочие углеводы, что и привлекло к ним однажды такое повышенное внимание со стороны человека, что он их взял да и одомашнил. Для собственных, так сказать, нужд…

У одних их этих растений имелись вполне съедобные для человека плоды, у других – семена, у третьих – корни. У щавеля, шпината, укропа, капусты – листья, у картофеля и вообще стебель, пусть даже видоизменённый…

Но ведь не для человека же всё это изначально у растений закладывалось? Самим-то растениям, скажите, зачем всё это?

Ну, с семенами – более-менее ясно. Питательные вещества в них, будь то крахмал (у зерновых), белок (у бобовых) или растительное масло (лён, подсолнух)) – это для питания собственного зародыша во время его первоначального прорастания. С крахмалистыми корнями тоже понятно – такие корни развиваются у двулетних растений в первый год их жизни, чтобы на следующий год служить источником питания для цветков и будущих семян.

А сочные сладкие плоды самому растению для чего?

Собирая летом чернику или малину, мы об этом как-то не задумываемся. Вроде как для нас специально природа эти лесные дары приготовила…

Но природа не терпит подобного альтруизма. В ней всё целесообразно и продумано до мелочей. И если обзавелась черника или малина сладкими ягодками, то с единственной только целью: размножение.

Бессмертных организмов в природе, увы, не существует (в сказках, разве что). И однолетний стебелёк гороха, которому, в сущности, не год, а всего только три-четыре месяца жизни отмеряно, и могучий столетний дуб, и даже тысячелетняя секвойя, все они, в конце концов, окончат свой жизненный путь. Но жизнь на земле не прекратиться, потому как любой из организмов, будь то, животное, растение или гриб, оставляет вместо себя своих потомков и всячески заботится о том, чтобы они выжили. Хотя бы некоторые…

У покрытосеменных растений эта забота заключается в следующем.

Во-первых, обеспечение будущего растения запасом первоначальных питательных веществ.

Во-вторых, возможностью прорасти как можно дальше от родительской особи.

Но ведь растения, в отличие от животных, неподвижны. И их семена тоже лишены способности самостоятельного передвижения. Как же тут быть?

Разные растения по-разному стараются решить сию проблему. У некоторых из них, как, скажем, у акации или бешеного огурца, плоды устроены таким образом, что способны сами разбрасывать семена. Не очень далеко, правда…

Другие предпочитают использовать силу ветра, как тот же одуванчик или тополь. Третьи для распространения собственных семян используют животных, снабдив собственные плоды с семенами крючочками или зацепками (череда, лопух). Впрочем, самим животным от этого, кроме неприятностей, никакого удовольствия.

А многие из растений «додумались» превратить свои плоды в сочные и вкусные угощения для всех желающих. Кушайте мышки, склёвывайте птички, растению не жалко. Плоды кушайте, а за это семена рассевать поможете. Ибо семена у таких растений, с весьма плотной и прочной оболочкой, не разрушаются в пищеварительном тракте животного, а беспрепятственно через него проходят. А потом выбрасываются наружу. И прорастают…

Такое вот у меня вышло предисловие…

Но это, как говорится, присказка, а сказка – вот она, впереди. И даже не сказка, а вполне реальные истории о том, как же попали на наши огороды, поля и сады те или иные культурные растения.

Мы так привыкли к культурным растениям, что временами кажется – всегда они были здесь и с нами. Всегда на грядках можно было увидеть лук, огурцы, морковь, в садах всегда радовали своих хозяев богатым урожаем яблони, груши, сливы. Извечно на полях колосились рожь и пшеница, зацветала и поспевала картошка, и кукуруза за летний сезон успевала вымахать в два человеческих роста…

Между тем, все эти культурные растения пришли к нам из самых разных уголков земного шара. Не сами «пришли», разумеется, ибо растения ходить не умеют. Их расселили люди, и не просто расселили, но и преобразили значительно. Но, кажется, об этом я уже упоминал чуть выше…

А сейчас – информация номер два. О том, как…

Впрочем, сами всё прочитаете.

Как наши предки из собирателей в земледельцев превратились

Когда-то, давным-давно, основными занятиями наших уважаемых предков были охота и собирательство.

Из охоты, в конце концов, развилось животноводство (его мы в этой книге рассматривать не будем), а вот из собирательства возникло земледелие. Не сразу, разумеется, и не везде одновременно, но постепенно вытеснило оно собирательство почти повсеместно.

Или всё же не совсем вытеснило?

Ведь мы и сейчас время от времени собирательством занимаемся. Это когда, не просто на природу выезжаем, на пикничок или шашлычок, а, взяв в руки ведёрко или лукошко, отправляемся по грибы да ягоды.

Впрочем, для большинства из нас это так, почти развлечение, или, другими словами, слияние с природой. А предки наши собирательством всерьёз занимались. Наравне с охотой, это было, как говорится, вопросом жизни и смерти. Собирали всё, что годилось в пищу (плоды, семена, корешки и даже листья), и часто, вернувшись после неудачной охоты, мужчины племени довольствовались тем, что за минувший день женщины смогли собрать. Может, были эти корешки и семена не такими вкусными и питательными, как поджаренное на костре мясо, но голод утолить можно было и этой, чисто вегетарианской пищей.

Занимаясь собирательством в течении долгих тысячелетий, первобытные люди постепенно набирались опыта. К примеру, они научились безошибочно распознавать съедобные растения среди множества несъедобных. Да и сами съедобные растения были неодинаковыми: у одних в пищу годились только плоды или семена, у других – съедобными были стебли или корешки. Вот от таких-то дикорастущих предков и произошли с течением времени все наши культурные растения.

Как, когда и каким образом это произошло?