Вот что я вам напомянул, и не перестану напоминать вам об этом, пока останется дыхание в ноздрях моих. Имею напомянуть вам и еще нечто, братия мои. Почему вы не исполняете и этой заповеди подобно прочим? Хотя она кажется и малою, однако уничтожает и великия ваши добродетели. И что я говорю: «малая или великая»? Необходимо, чтобы всякая заповедь Божия исполнялась, ибо всякое преслушание по справедливости заслуживает наказания. Многократно я говорил вам и запрещал, чтобы никто из вас никому не давал самочинно пищу или питье; ибо это делать без спроса может только эконом, подъэконом, келарь и другие распорядители, как я повелел и повелеваю. И потому отселе заповедаю, чтобы никто сего не делал, иначе подвергается епитимии за тайноядение. Вы стыдитесь друг друга ложно, и боитесь тамо, идеже несть страх, и не желая, как говорите, оскорбить брата, оскорбляете Бога и меня, недостойного. Горе вашей совестливости; ибо это есть безумие, ненависть к Богу; самочиние и плотоугодие. Смею сказать, что если бы и Ангел был, ничего от него не принимай. Получаете вы часто плоды с благословением; пусть каждый и ест их; а если кто оных не желает, как случается, по немощи или по другому побуждению, то пусть или отдаст их келарю, или объяснит причину тому, кто раздает их. Тогда он не подвергнется осуждению. Разве вы не знаете, что от сего происходит зазорная дружба? Ибо случается, что вы даете тем, к коим питаете нечистую любовь. Впрочем хотя бы этого и не было, но не происходят ли от сего соблазны, нарекания и смущение, когда один принимает, а другой стоит и смотрит? Всячески он подумает, что его не любят. Если же вы скажете, что при другом ничего не даете, то значит вам необходимо выжидать удобного часа, времени и места; а отсюда произойдут частные дружбы и собрания. Что говорит Василий Великий? Что знаки, подаваемые очами и шептание на ухо дают повод подозревать в каком-либо худом деле.[28] Для чего, (скажете вы) свобода моя судится от иной совести? (1Кор.10:29). Не от меня ли отца вашего, если вы не будете слушаться меня? Ибо случается и это. Если же от меня, тем более от других. Но скажет кто-нибудь: чтобы оказать врагу любовь, я ему даю только очень мало, дружески беседую с ним и отхожу. Вы не имеете права это делать, кроме распорядителей, разве только по их приказанию. И если кто окажется преслушником, тот непременно подвергнется епитимии.
Его же любит Господь, наказует, биет сына, его же приемлет (Евр.12:6). И кто есть веселяй мя, говорит Божественный Апостол, точию скорбь приемляй от мене(2Кор.2:2). Радуйтесь, принимая от меня епитимии, и знайте, что я поступаю так, движимый любовию к вам, хотя я и грешен. Принимаю труды и поты ваши, как многоценное миро и благоухание, приносимое вами Богу. Поминайте о смерти, о разлучении души с телом, о предстоянии Ангелов, о долгом оном пути, об отчуждении от всех, о явлении пред лице Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, о страшном и безобманном ответе во всех наших делах, о страшном и грозном мучении, о Царстве небесном и обетованных там невидимых и неизреченных благах. О дабы всем нам наследовать оные, но благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Св. Духом подобает слава и держава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Поучение 27. О том, чтобы с прилежанием и вниманием исполнять дела обители, как бы дела Божия
Братия мои честнейшие и чада духовные! Те наставления, которые хотел я преподать вам устно, решаюсь передать чрез писание. Ибо преблагий Бог наш для того и дал нам дар слова, как сказал Василий Великий, чтобы открывать друг другу помышления сердец наших. Итак, я открываю вам любовь, которую имею к вам; ибо хотя я и грешный и отчаянный, но причине множества грехов моих, не смотря на это, оставив собственную беду и немощь, всячески и во всем забочусь о вас, боюсь, трепещу и пекусь о всех вас. Кто изнемогает, и не изнемогаю, безмысленно говорю или: кто соблажняется, и не разжизаюся аз, (2Кор.11:29). В безумии моем говорю, имея при всем том, как я сказал, множество грехов. Кто заботится о своем спасении, тот не только чадо мое, но и господин, владыка и отец мой, и я душею у ног его лежу. Ибо ревностный и тщательный в своем послушании – это мое спасение; смиренномудрый- это моя сила и мужество; трепещущий словес Божиих – это моя душа, мое сердце, моя мысль. О праздном же и нерадивом я скорблю, потому что он недостоин ниже да яст (2Сол.3:10), как говорит Божественный Павел; равным образом и о том, кто не усерден и ленив, кто ропщет, кто сонлив и дремлет при всяком добром деле; ибо у таких пропадает полжизни. Посему восстаньте со мною, чада и братия, сподвижники и спутешественники на пути, ведущем нас на небо. И прежде всего держитесь духовных подвигов с усердием и мужеством, и распаляйтесь подобно огню, ходя на ночные песнопения и на дневныемолитвословия; а потом будьте тщательны и во внешних делах, которыя вам поручаются. Вставайте рано, чтобы солнце не заставало вас в постели, как заповедал в правилах великий учитель наш блаженный Василий; в знойное время достаточно вам для сна одного часа и тотчас вставайте. Или ты не слышишь, что сказано в Священном Евангелии? Утру глубоку, говорит оно, приидоша жены на гроб. (Лк.24:1). Также зело заутра течаста Петр и Иоанн (Ин.20:4). Павел же и Сила в полунощи вставали на молитву (Деян.16:25); тоже и пророк Давид говорит о себе (вПс.118:62).[29] А сам Павел что о себе говорит? Нощь и день делающе, да не отяготим кого от вас (1Сол.2:9). Посмотри на Апостола, посмотри на проповедника Евангелия, на ловца вселенной, как он, после такого служения словом, сидел за рукоделием.
Итак, не будьте слышателями забывчивыми, но писанию, но бывайте вместе и слышатели закона, и творцы слова, как хочет сего Бог. Имейте между собою соревнование, и побуждайте друг друга, стараясь каждый скорее послушать, не дожидаясь второго слова от повелевающего; тот явится из вас высшим во смирении, кто с первым словом просит прощения с поклоном, и принимает на себя всю вину. Если вы так делаете, то я твердо уверен, что вы находитесь в радости и веселии, возноситесь надеждою к бесстрастию, и с дерзновением восходите к Небесному. Если вы чисты душею и уже чужды завистливого рвения, лучше же сказать, если вы бесстрастны, или хоть бы страсти искушали и смущали вас, но вооруженные такими духовными доблестями, вы будете прогонять бесов, борющих вас. И какой ратоборец допустит, чтобы не быть всегда вооруженным, хотя бы он всегда побеждал? И как такого не увенчает Царь небесный, хотя бы он получил и тысячи ран, но только бы не был умерщвлен от греха?
Будите милосерди, якоже и Отец наш Небесный милосерд есть (Лк.6:36). Утробы нечестивых, как говорит Писание, немилостивы; праведник же милует души животных своих (Притч.12:10). И прежде будьте милостивы к себе, а потом и к животным, чтобы они не оставались ненакормленными и ненапоенными; но в должное время давайте им и корм и воду И это бывает признаком монастырских рабочих животных, что оне сыты и сильны; а если оне не таковы, то это не монастырские животные, но беднейших, точнее же безумнейших мирян.
Итак, покажите, чада мои, рачительность о своем жительстве во всем, даже и в самых малых вещах, и, как во всем тщательные, и зеленью не пренебрегайте, ни плодов не бросайте, не презирайте даже самого малого лоскутка, хотя бы он был ветхий и не больше одной пяди, тем более одежды; ибо иноку должно носить такую одежду как сказано в Патерике,[30] что, если выбросить ее на три дня за ворота, никто не пожелал бы поднять ее. Какому же осуждению подвергнутся те, которые пренебрегают какою-либо вещию? И не это только; но даже и дровами не пренебрегайте, и не жгите их без надобности, особенно, если они окажутся годными для поделок, ни частью доски, хоть бы с собачью челюсть. Вина и масла никогда не проливайте на землю. Увы! отцы говорят, что вина мы не должны и обонять; а масла, вам известно, сколько употреблял тот, кто провертел сосуд иглою?[31] Мы же, вкушая их в изобилии, от многого насыщения, вернее же от нашего невнимания проливаем их на землю и напаяем ее; а другие, или по воздержанию своему, или по бедности, желали бы хотя отведать его. Можно привести и народную пословицу, если она относится к делу; говорится: когда дети мясника насытятся, тогда из кишек убитых животных делают кольца. Не делайте так, чада мои, ибо, и в духовном и в телесном, человек богатеет понемногу.
Я не знаю, подвержен ли кто из вас гортанобесию; но то знаю, что вы всякий день приближаетесь к смерти, и что тогда предстанете пред лице Божие. Посему слезы ваши пусть проливаются, как источник день и нощь. Вспоминая сие, излияйте пред Богом сердца ваша, и уповаю, что вы пройдете до скинии дивной, даже до дому Божия, живя во гласе радования, в селении празднующих на небесах, в шуме духовном. Итак, не скорбите и не смущайтесь от страстей, хотя бы оне и сильно бороли вас. Но распрострите парус души, и с дерзновением переплывайте пучину жизни сей, помоществуемые молитвами отца нашего. И если будет входить вода чрез малые скважины ваших чувств: или чрез зрение, когда посмотришь страстно или без страсти, или чрез слух, когда услышишь любодейный рассказ, или чрез обоняние какой-либо благовонной масти, когда помажется ею тело, или чрез вкус, когда насладишься каким-либо явством, или чрез прикосновение и пагубнейшее осязание, когда коснешься своего тела, или другого кого-либо с намерением, или без намерения, по неосторожности: то все это исчерпай скорее исповедью и слезами. Если же страсть будет бушевать подобно буре, то спусти парус, что означает истинное смирение. Если сотрется вервь, т. е., крепость терпения, исправляйте ее силою ума. Таким образом вы войдете с грузом ваших добродетелей в тихое пристанище жизни, совершив счастливую куплю, обогатившись вечными сокровищами, и веселясь с Господом нашим Иисусом Христом, Которому подобает слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.
Поучение 28. О том, чтобы проводить время в трудах и делах подвижнических ради получения вечных благ
Отцы мои, братия и чада! По болезни ног, я не могу участвовать вместе с вами и помогать вам в предлежащих телесных трудах, в которых вы находитесь; и об этом весьма скорблю. Правда если бы я и был вместе с вами, никакой бы не принес вам пользы; но тогда видел бы вас и радовался, о усердии, добром послушании, терпении и тщательности каждого из вас, радовался бы о том, что видел бы и наблюдал бы всех работающих с усердием и друг другу помогающих в духовных и телесных трудах. А более молю Бога, дабы не оскудела вера ваша, и не охладела духовная ваша любовь, которую имеете ко мне смиренному, и дабы вы были утверждены в единомыслии и в той же любви и исполняли заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Знаю, что вы находитесь в тесноте, в трудах, страданиях и потах. Но прошу вас, будьте мужественны ради любви Господней; терпите, подвизаясь подвигом добрым, чтобы вам увенчаться и ликовать на небесах. О дабы и мне, чада, вместе с вами потрудиться! О дабы и мне вместе с вами выйти на дело, чтобы трудами смирить тело свое. Блажен, если кто по силе трудится вместе с братиею, и преподобен, кто участвует в телесных трудах. Такими трудами вы освящаете свои тела, и души соделываете бесстрастнейшими, как поистине делатели Господни, если только, как должно исполняете повеленное, т. е., когда распорядители и их помощники дают повеления со страхом Божиим и состраданием, а повинующиеся оказывают послушание к высшим себя.
Смотри, чадо мое, подъэконом, ты возлюбленный мой Зосима, почтенный мой Ефрем, также и вы достославные мои. Пимен и Лукиан, один подкеларь, а другой садовннк и во всем первый, смотрите, как распоряжаетесь, как повелеваете. Не повелевайте, с насилием, без жалости, и небрежно, но со вниманием, братолюбием и рассудительностию, так как братия не все равные разумом, нравами и силами. С этим только условием поручена вам власть над братством; и если так распоряжаетесь, то блаженны вы и будете наследниками вечных благ. Смотрите и вы, чада мои, находящиеся в повиновении, Нил мой почтенный, Досифей, Тифой, Афре и ты Дий – всех по имени называть не достанет времени, – смотрите, как принимаете повеления распорядителей, как слушаетесь, как жительствуете. Не смейтесь, чада мои, ибо этим вы огорчаете Господа. Не празднословьте, ибо этим вы оскорбляете Духа Святаго. Апостол говорит: всякая горесть, ярость и гнев да возмется от вас со всякою злобою (Еф.4:31). И еще: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созиданию потребного, да даст благодать слышащим (Еф.4:29). Будьте благосерды друг к другу, кротки, братолюбны; снисходите друг другу по любви; друг друга тяготы носите, прощайте, отдавайте предпочтение один другому и благоговейте один пред другим, со страхом Божиим.
Если так будете делать, и такую проводить жизнь, то вы будете возлюбленные мои, паче же святые Божии, земные Его ангелы, поклонники державы Его, служители славы Его и наследники небесного царства: будете сожители святых, обитатели рая и причастники вечных и неисповедимых благ. Посему о том молюсь я недостойный, о том прошу грешный, о том умоляю смиренный, чтобы стопы ваши всегда направлялись к Богу, чтобы вам укрепляться помощию силы Его, и чтобы ради меня грешного не произошел соблазн или преткновение, ни гибельный ропот, ни смертоносная дерзость, ни оклеветание в каком либо худом деле, ни другое что-либо воспрещенное и погрешительное, но во всяком деле и движении, да предыдет пред вами свет разума Божия, да пребываете в мирном устроении и в тишине братолюбия.
Господь же Бог наш да ниспошлет нам Ангела верна, наставника, хранителя душ и телес ваших, дабы отгонял лукавых бесов и споспешествовал вам во всяком добром деле и в доброй жизни. Господь Бог наш да отверзет вам дверь правды и путь истины, да приимет вас, согреет вас, сотворит из вас орган и псалтирь красен в веселие да соделает всех вас храмами Бога живаго, да вселится в вас, и еще здесь да даст вам обручение тамошнего блаженства. Мало и ничтожно то, что я вам говорил ныне, как и всегда. Но подражая Христу, примите, как две лепты вдовицы, семя нашей нищеты, и воздайте нам совершением того, что говорено вам. Ибо если сего пет, мы не требуем похвалы; если же многократно говорим, не дивитесь; ибо хотя и столько раз слышали мы одни и те же заповеди, но не исполнили их. О дабы, пока мы живы и дышим, и мне говорить и вам слушать! Господь же Бог наш да сохранит и утвердит вас, да исправит путь и дела ваши, да обрадует вас, да усладит вас и да сподобит вас небесного царства, о Христе Господе нашем, Ему же подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Поучение 29. О том, чтобы не ублажать иного жительства, кроме живущих в общежитии
Отцы мои, братия и чада!
Я лежу болезни ради, и не могу стоять пред лицем вашим и поучать вас ничтожным моим словом. Но если вы здравы и сильны душевно и телесно, я не чувствую болезни, и отнюдь не скорблю; ибо вы чада мои, по истине здравие и радость моя, упокоение и венец мой. С вами у меня и жизнь счастливая и благоденствие, праздник и похвала, богатство и наслаждение, веселие и радование. А если бы вы подвержены были душевным недугам, чего да не будет, то это причинило бы мне болезнь и сокрушение. Посему молю вас усердно, повергаюсь к ногам вашим, прошу, умоляю и припадаю, как отец недостойный, как брат, как чадо, как раб ваш: стойте, терпите, мужественно, дерзайте, мужайтесь, восходите мыслию, возноситесь на небо, дабы мысленно увидеть Господа нашего Иисуса Христа, седящего на Херувимах и Серафимах на престоле славы Своей, Которому предстоит весь Ангельский чин и служит со страхом и трепетом. Тогда услышат благословенный глас Владыки достойно совершившие подвиг свой, ничего не пожелавшие от мира сего и не прельстившиеся его суетою. Ибо тогда, сказано, праведницы просветятся, яко солнце (Мф.13:41), когда приидут от восток и запад, и севера и моря, и возлягут со Авраамом, и Исааком и Гаковом (Мф.8:11), в неизреченной радости, когда Царь наш и Господь разделит Свои дары но заслугам каждого.
Горе, горе, братия мои и чада! Какую славу наследуют преблаженные послушники! Поистине каждый в каком чину благоугодил Богу, в том и получит блага. Хотя и велики пред Богом те, которые послужили Ему в горах, и в вертепах, и в пропастех земных, столпники, затворники и во всяком другом жительстве прославившие Бога: однако знайте, братия мои возлюбленные и вожделенные, что когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос, разделитель бесчисленных благ, то избрал не пустынное или столпническое житие, но образ и правило повиновения. Ибо Сам Он говорит: яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца (Ин.6:38), и еще Аз от Себе не глаголах ничтоже, но пославый Мя Отец, Той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин.12:49). Опят препоясавшись лентием. Он принял образ слуги, умыл ноги ученикам и отер их лентием. И еще в другом месте говорил: Аз посреде вас есмь, яко служай.(Лк.22:27). Итак, вот, чада мои и братия, как видите, Господь избрал предпочтительно наше житие, житие в повиновении, а не иное какое из всех прочих. Как же вам не радоваться? Как не веселиться? Как не преисполниться радости и веселия, что и вы жительствуете по подобию Господа нашего Иисуса Христа? Есть ли для вас что-либо блаженнее сего? Или еще будете удивляться иному какому образу жизни? Итак, не ублажайте иного жительства паче нашего, если только правильно проводите оное. Посему, как повествуется и в Патерике о трех образах монашества: пустынника, больного и послушника, не был ли виден в откровении послушник с венцем, светлейшим прочих. Ей, поистине говорю вам, братия мои, велик наш образ жизни и свят; и всячески если достойно совершите оную, то без сомнения будете прославлены со Авраамом, будете ликовать с мучениками и вселитесь с праведниками.
Итак, совершайте течение со тщанием; помажьте ноги ваши елеем терпения, чтобы разогрелись ваши душевные жилы, и получить вам крепость к дальнейшему течению. Облекитесь в одежду правды и радования, пейте воду девства и целомудрия. Не говорите: доколе? Это слово ленивых. Нам жить не тысячу лет. Горе! В древности жили по девяти сот, по семи сот и по сту лет, как напр. Енох, Ной, Авель, Авраам, Иов и прочие, благоугодившие Богу; а в наше время и то много, если бы кто прожил семьдесят лет, как и Давид говорит: дние лет наших семьдесят лет или осьмьдесят (Пс.89:10); около этих чисел и оканчивается жизнь наша. А теперь вижу я, что и малые дети и младенцы умирают, прежде нежели придут в возраст и изберут какое-либо жительство. Так мы, чада, ныне или завтра умрем. Памятуя это каждый день, мы хорошо делаем, проводя жизн но закону духовному. Так и отцы наши прожили недолгие дни свои. Итак, да будет между нами, по святой молитве отца нашего, милость, мир, любовь, независтливость, неревнование, нестяжательность, послушание, благое слово, согласие, сострадание друг к другу, смиренномудрие; так пребывайте, так жительствуйте, молясь и о моем смирении, чтобы не быть мне вверженным в неугасимый огнь. О дабы всем нам избавиться от него и удостоиться Царства небесного, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает всякая слава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Поучение 30. О всепагубной дерзости
Чада мои духовные и братия честнейшие! Не ленюсь я часто говорить вам и утверждать вас словами истины, дабы кто-либо из вас от неведения или нерадения не был уязвлен каким-либо образом жалом смерти, т, е. грехом, не преступил бы заповеди и не соделал бы чего-либо не должного, тем больше, что злокозненный сатана находит в иных место и тогда, когда я исполняю свое дело. А за все ваши грехи, как бы вы ни согрешали, я окаяннейший должен дать ответ в день правосудия и откровения Владыке Богу, если только не предостерегу вас, если наперед не утвержду и не научу вас. Горе мне! Нахожусь я в чине пастыря, тогда как и овцею бы не достоин называться.
Что буду отвечать? Чем буду оправдываться? Сам тьма, а стараюсь просветить других, сам в язвах от страстей, а хочу исцелит больных. Но ради любви к вам и ради отеческого повеления я один хочу страдать, только бы вам избежать вреда. Ибо я каждый день помышляю, братия мои, и рассуждаю о том, каково судилище Божие, и как Бог ищет того, чтобы человек, и особенно служитель слова был цел и совершен во всякой добродетели. Итак, что же мне делать? К кому обратиться? Кого призвать на помощь? Остается одно, чтобы при молитвах господина и отца нашего, и вы поддержали меня своими молитвами, дабы, ими укрепляемый я мог наставлять вас, как должно, подвизаться против страстей своих, и преуспевать в исполнении воли Божией. Царствие небесное пред нами, братия мои, восхитим его исполнением заповедей, не будем любить удовольствия, не будем лениться, удалимся мира и того, что в мире, поднимемся выше бури страстей, вознесемся выше духов лукавствия, спасем себя в тихом пристанище вечной жизни. Какое горестное мучение ожидает ленивых! Каковы ярость и гнев на всякой душе, делающей злое, всякого монаха и христианина, а более монаха, ибо насколько мы выше почтены, настолько потребуется от нас и непорочность нашей жизни. Временна скорбь, от понуждения, но вечно от сего наслаждение. Итак, приобучим себя ко благому, понуждая себя во всем, и в ястии, и во сне, и во гневе, и в греховных помыслах, и во всем другом. Если мы таким образом потрудимся и понудим себя, то Бог укрепит нас, и будет нам ровен и гладок путь добродетели. Грех же тяжек, исполнен стремнин, скорбен, темен, мерзок и гибелен.
Итак, послушайте меня чада мои: да шествуем прискорбным и вместе бесскорбным, тесным и вместе отрадным путем Божиим. Не предавайтесь расслаблению во бдениях ваших. Имейте терпение, благодушие, и любовь к братиям. Дерзость есть великое зло и смертоносное дело; и если кто не будет внимателен, тотчас надет и сокрушится: многокозненный диавол стрелами злых козней своих уязвляет наши души, показывая красивые лица юных, и сладострастным смехом возбуждает в них нечистые пожелания, возжигая страсти с той и другой стороны и ввергая их в смущение помыслов. Когда же в одном возбудит нечистую любовь, тогда старается прельстить к взаимной любви и другого, к которому тот питает страсть; и затем привлекаемые друг к другу взиранием и взглядами и нечистыми прикосновениями,[32] они возжигают пещь сладострастия. И если вскоре не поможет им Бог, и не будет отеческого покрова, дабы познали таковые искушение и удалились друг от друга, то они подвергаются гибели Содомского сожжения и Гоморрского потребления. Но будем все убегать сего. Я первый, искусившийся прежде других, подаю руку вам искушаемым. Великая помощь в этом – хранение очей и искренняя исповедь.
Не будем бесстыдны даже и сами с собою, ибо и здесь есть смерть, о которой неведущим сего не нужно и знать. Впрочем все должны хранить себя, дабы не познавший сего зла не впал в ров погибели но неведению. Те, которые преткнулись, понимают то, о чем я говорю. Не прикасайся и не приближайся к некоторым твоим членам, и не взирай на свою наготу, дабы тебе не подвергнуться проклятию Ханаана. Великий оный столп, как сказал Антоний Великий, падший в пустыне, был побежден не другим каким-либо грехом, как только сим, хотя премудрый и не объяснил образа падения; ибо блуд может быть и без прикосновения к телу другого. Благоговейно храните себя во всех поступках, чтобы как-нибудь не подвергнуться вам смерти. Строгого внимания к себе не оставляйте и в самом исполнении телесной нужды; и когда испускаете урину, целомудренно соблюдайте и зрение и прикосновение. О окаянный человек! Или не знаешь, что говорит о сем Апостол: кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим.7:24). Ты со зверем живешь, с свирепым львом – твоею плотию; если не поднимешь на него меча, он похитит тебя и умертвит. Возможно ли когда прикоснуться к змию и осязать его руками? Едва ли останешься цел, стоя среди мечей и копий. Помилуйте меня, чада мои и братия, помилуйте, и не возлагайте сверх бесчисленных моих зол иного огня, на главу мою. Напротив уничтожьте добрым вашим усердием и то зло, которое ко мне находится; ибо в Писании сказано: сын мудр веселит отца своего (Притч.10:1), и исправляет его неразумие. Об этом необходимо говорить, наставлять друг друга и помогать, в чем согрешаем, и тайно; будем открывать сие; не будем стыдиться объяснения; ибо лучше срамное высказать, нежели совершать оное. От сего происходит великая крепость и победа над диаволом. Не ослабевайте в своих послушаниях: мужайтесь в делах своих, Друг друга тяготы носите в радостном уповании и в благочестии духовного веселия; со всяким днем возрастайте и укрепляйтесь, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава во веки веков. Аминь.